Разработка проектной деятельности учителей мо истории и обществознания
методическая разработка по обществознанию на тему

Синицына Елена Ефимовна

Очень важное направление деятельности учителя - внеурочная работа по предмету с одаренными детьми.Данная разработка представляет планирование пректной деятельности с учащимися, предусматривает все этапы подготовки, написания и защиты проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prooektnaya_deyatelnost_mo_istorii.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность

МО истории и обществознания

в рамках работы Малой Академии Лицея ИСТЭк.

                                                                         Руководитель МО истории

 и обществознания Синицына Е.Е.

«Мало знать, надо и применять.

Мало очень хотеть, надо и делать!»

А. Кларк

Пояснительная записка

Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную деятельность.

           

        В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, необходимых для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур, необходимость гражданско-правовой культуры для успешной социализации.

        Внеклассная исследовательская и проектная деятельность учащихся в области истории и общественных наук является инновационной  образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.

        Необходимо отметить, что проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект,  учащиеся обращаются не только к учебникам, но и к  другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет, знакомятся с различными методами познавательной деятельности. При этом  межпредметные  и надпредметные проекты, которые разрабатываются на стыке нескольких общественных учебных дисциплин,  требуют от обучающихся большой эрудиции и интеграции полученных знаний, умений и навыков,  носят развивающий, личностный  характер.  

В процессе работы над такими проектами формируется личностная  позиция учащихся. Необходимый компонент исторического образования - патриотическое воспитание, формирование гражданско-правовых компетенций учащихся. Поэтому большое место в проектной деятельности учащихся необходимо уделять  проектам военно – патриотической, гражданско-правовой  направленности.

        Исследовательская деятельность требует от учащихся определенных навыков научной работы. Поэтому одна из целей занятий  в Малой Академии -  это развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности.

Календарно-тематическое планирование учителя общественных наук  базируется на классических канонах ведения научной работы, основах методологии научного исследования и традициях оформления такого рода текстов, занятия призваны сопровождать работу лицеистов  над учебными исследованиями от этапа выбора, формулирования темы до взаимного рецензирования завершённых работ и подготовки доклада к их защите.

        Одним из результатов разработки исследовательского проекта является участие  их авторов в научно-практической конференции учащихся Лицея ИСТЭк. 

Лицейская  научно-практическая конференция - основная и ключевая форма  презентации  достижений учащихся  в исследовательской, проектной учебной и внеучебной деятельности. Целью конференции является выявление одаренных детей, поддержка творчества лицеистов, конкурсный смотр самого яркого и интересного, что сделано учащимися за последний год во всех видах научно-исследовательской, практической и творческой деятельности. Наиболее значимые и интересные проекты быдет представлены  на научно-практических конференциях и конкурсах различных уровней («Эврика», «Шаг в будущее» и т.д.)

       

 


Календарно-тематическое планирование проектной деятельности

Учитель Синицына Е.Е.

Последовательность  работы над проектом

 

Стадия

работы над проектом

 

Содержание работы

 

Деятельность

 учащихся

 

Деятельность

учителя

 

1

2

3

4

 

 Занятие №1

Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения.

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта.

Планирует рабочий график  работы ученика.

 

 Занятие №2.

 

 

Планирование

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы (при проведении опросов общественного мнения, создания графического материала и т.д.)

Формируют задачи проекта. Уточняет  план действий по отобранному теоретическому материалу. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Анализирует отобранный учащимся теоретический материал.

Предлагает идеи, высказывает предположения.

 

 Занятие №3-№ 7

(по индивидуальному плану учащихся, зависит от объема и сложности исследования, познавательных и творческих возможностей учащихся)

 

 

Исследование

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3.Выбор оптимального варианта хода проекта.

4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, корректирует,  советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

 Занятие №8

Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Рецензирует проект.

Оценивает структурную целостность, правильность фофрмелния, новизну, возможность практического использования исследования. При слабости данных пунктов дает рекомендации для исправления выявленных недостатков.

   Занятие №9

 

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта. Готовит учащегося к выступлению на конференции.

Исследовательские проекты,1 полугодие 2014-2015 уч.г.

Учитель Синицына Е.Е.

ФИО учащегося

Класс

Название проекта

Предполагаемый уровень представления проекта

1

Боломатов Даниил

Занятие № 1 от 8.11.2013 года

11-Д

«Не учите историю по фильмам»

Проект нацелен на исследование и анализ военно- исторических художественных  фильмов, выявление исторических ошибок, небрежного обращения  с историческими фактами.

Область исследования – военная история  XX века.

  1. Лицейская научно-практическая конференция – 2014 год, февраль
  2. Всероссийский конкурс «Человек в истории XX века» - 2014 год, январь
  3.  «Эврика», 2014-2015 уч.г.
  4. «Шаг в будущее» 2014-2015 уч.г.

2

Хлопкова Полина

Занятие № 1 от 8.11.2013 года

11-Е

«Социальная реклама и ее влияние  на изменение моделей общественного поведения»

Проект нацелен на изучение возможностей социальной рекламы, как средства привлечение  внимания к проблемам социума.

Практическая часть проекта  носит творческий характер – создание социальной рекламы, посвященной организации повседневной жизни учащихся Лицея ИСТЭк.

1.        Лицейская научно-практическая конференция – 2014 год, февраль

2.         «Эврика», 2014-2015 уч.г.

3.        «Шаг в будущее» 2014-2015 уч.г.

Возможно участие в творческом конкурсе социальной рекламы, 2014-2015 уч.г.

3

Сербина Елена

11-Д

«Проблемы современной семьи»

Проект нацелен на исследование проблем современных семей, вопросов социального сиротства.

Проект предполагает проведение опроса общественного мнения молодежи 15-18 лет, презентацию  буклета «Современная семья это…»

1.        Лицейская научно-практическая конференция – 2014 год, февраль

4.

Катханов Вячеслав

11-Е

Тема в стадии выбора.

Область – экономика, особенности и возможности предпринимательской деятельности молодежи

1.        Лицейская научно-практическая конференция – 2014 год, февраль

5.

Шолохова Дарья

11-д

Тема в стадии выбора.

Область – социология, социальное взаимодействие, волонтерское движение.

1.        Лицейская научно-практическая конференция – 2014 год, февраль

Приложение №1.Паспорт социального проекта
(Заполняется авторами и научным руководителем проекта. Представляется в экспертную комиссию вместе с проектом)

  1. Название проекта.
  2. Цели проекта.
  3. Авторы проекта (школа, класс, количество участников).
  4. руководитель(и) проекта (специальность, педагогический стаж, звание, ученая степень).
  5. Консультант(ы) (специальность, звание, ученая степень).
  6. Тип проекта по доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой, информационно-поисковый, практико-ориентированный (учитывает социальные интересы участников, четко ориентируется на результат).
  7. Область социального исследования Методы, использованные в работе над проектом.
  8. Форма представления проекта: презентация, видеофильм, буклет, реферат, макет, другое (вписать).
  9. Источники информации, использованные авторами в процессе выполнения проекта: научно-популярные журналы, академические журналы,, бюллетени, учебники и учебные пособия, научно-популярные книги, научные издания, монографии, диссертации, авторефераты, депонированные рукописи, словари, справочники, энциклопедии, иностранные книги (английский, немецкий, французский, испанский язык).
  10. Словарь исследователя (понятийный аппарат).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по применению проектной деятельности на уроках истории и обществознания

 Сегодня о проектах говорят очень  много. Мода на проекты захлестнула всю современную систему  государственного управления в России и с головой накрыла отечественное образование...

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.

О роли проектной деятельности  в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания

презентация, способная  помочь воплотить проект...

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания

Статья посвящена проблемам использования технологии проектной деятельности на урокахистории и обществознания...

Организация проектной деятельности на уроках истории и обществознания

В статье делается общий обзор проектной методики и примеры использования проектной методики на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности...

Формирование коммуникативной и информационной компетентностей средствами проектной деятельности на уроках истории и обществознания.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на  вхождение в мировое образовательное пространство. С введением ФГОС в развитии образовательной системы Ро...