Разработка проектной деятельности учителей мо истории и обществознания
методическая разработка по обществознанию на тему
Очень важное направление деятельности учителя - внеурочная работа по предмету с одаренными детьми.Данная разработка представляет планирование пректной деятельности с учащимися, предусматривает все этапы подготовки, написания и защиты проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prooektnaya_deyatelnost_mo_istorii.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность
МО истории и обществознания
в рамках работы Малой Академии Лицея ИСТЭк.
Руководитель МО истории
и обществознания Синицына Е.Е.
«Мало знать, надо и применять.
Мало очень хотеть, надо и делать!»
А. Кларк
Пояснительная записка
Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную деятельность.
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, необходимых для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур, необходимость гражданско-правовой культуры для успешной социализации.
Внеклассная исследовательская и проектная деятельность учащихся в области истории и общественных наук является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.
Необходимо отметить, что проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, учащиеся обращаются не только к учебникам, но и к другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет, знакомятся с различными методами познавательной деятельности. При этом межпредметные и надпредметные проекты, которые разрабатываются на стыке нескольких общественных учебных дисциплин, требуют от обучающихся большой эрудиции и интеграции полученных знаний, умений и навыков, носят развивающий, личностный характер.
В процессе работы над такими проектами формируется личностная позиция учащихся. Необходимый компонент исторического образования - патриотическое воспитание, формирование гражданско-правовых компетенций учащихся. Поэтому большое место в проектной деятельности учащихся необходимо уделять проектам военно – патриотической, гражданско-правовой направленности.
Исследовательская деятельность требует от учащихся определенных навыков научной работы. Поэтому одна из целей занятий в Малой Академии - это развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности.
Календарно-тематическое планирование учителя общественных наук базируется на классических канонах ведения научной работы, основах методологии научного исследования и традициях оформления такого рода текстов, занятия призваны сопровождать работу лицеистов над учебными исследованиями от этапа выбора, формулирования темы до взаимного рецензирования завершённых работ и подготовки доклада к их защите.
Одним из результатов разработки исследовательского проекта является участие их авторов в научно-практической конференции учащихся Лицея ИСТЭк.
Лицейская научно-практическая конференция - основная и ключевая форма презентации достижений учащихся в исследовательской, проектной учебной и внеучебной деятельности. Целью конференции является выявление одаренных детей, поддержка творчества лицеистов, конкурсный смотр самого яркого и интересного, что сделано учащимися за последний год во всех видах научно-исследовательской, практической и творческой деятельности. Наиболее значимые и интересные проекты быдет представлены на научно-практических конференциях и конкурсах различных уровней («Эврика», «Шаг в будущее» и т.д.)
Календарно-тематическое планирование проектной деятельности
Учитель Синицына Е.Е.
Последовательность работы над проектом
Стадия работы над проектом |
Содержание работы |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя
|
1 | 2 | 3 | 4 |
Занятие №1 Подготовка | Определение темы и целей проекта, его исходного положения. | Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Планирует рабочий график работы ученика. |
Занятие №2.
Планирование | а) Определение источников необходимой информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта) г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы (при проведении опросов общественного мнения, создания графического материала и т.д.) | Формируют задачи проекта. Уточняет план действий по отобранному теоретическому материалу. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности. | Анализирует отобранный учащимся теоретический материал. Предлагает идеи, высказывает предположения. |
Занятие №3-№ 7 (по индивидуальному плану учащихся, зависит от объема и сложности исследования, познавательных и творческих возможностей учащихся)
Исследование | 1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.) 2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3.Выбор оптимального варианта хода проекта. 4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта | Поэтапно выполняют задачи проекта | Наблюдает, корректирует, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся |
Занятие №8 Выводы | Анализ информации. Формулирование выводов | Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект | Рецензирует проект. Оценивает структурную целостность, правильность фофрмелния, новизну, возможность практического использования исследования. При слабости данных пунктов дает рекомендации для исправления выявленных недостатков. |
Занятие №9
Представление (защита) проекта и оценка его результатов | Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого | Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта. Готовит учащегося к выступлению на конференции. |
Исследовательские проекты,1 полугодие 2014-2015 уч.г.
Учитель Синицына Е.Е.
№ | ФИО учащегося | Класс | Название проекта | Предполагаемый уровень представления проекта |
1 | Боломатов Даниил Занятие № 1 от 8.11.2013 года | 11-Д | «Не учите историю по фильмам» Проект нацелен на исследование и анализ военно- исторических художественных фильмов, выявление исторических ошибок, небрежного обращения с историческими фактами. Область исследования – военная история XX века. |
|
2 | Хлопкова Полина Занятие № 1 от 8.11.2013 года | 11-Е | «Социальная реклама и ее влияние на изменение моделей общественного поведения» Проект нацелен на изучение возможностей социальной рекламы, как средства привлечение внимания к проблемам социума. Практическая часть проекта носит творческий характер – создание социальной рекламы, посвященной организации повседневной жизни учащихся Лицея ИСТЭк. | 1. Лицейская научно-практическая конференция – 2014 год, февраль 2. «Эврика», 2014-2015 уч.г. 3. «Шаг в будущее» 2014-2015 уч.г. Возможно участие в творческом конкурсе социальной рекламы, 2014-2015 уч.г. |
3 | Сербина Елена | 11-Д | «Проблемы современной семьи» Проект нацелен на исследование проблем современных семей, вопросов социального сиротства. Проект предполагает проведение опроса общественного мнения молодежи 15-18 лет, презентацию буклета «Современная семья это…» | 1. Лицейская научно-практическая конференция – 2014 год, февраль |
4. | Катханов Вячеслав | 11-Е | Тема в стадии выбора. Область – экономика, особенности и возможности предпринимательской деятельности молодежи | 1. Лицейская научно-практическая конференция – 2014 год, февраль |
5. | Шолохова Дарья | 11-д | Тема в стадии выбора. Область – социология, социальное взаимодействие, волонтерское движение. | 1. Лицейская научно-практическая конференция – 2014 год, февраль |
Приложение №1.Паспорт социального проекта
(Заполняется авторами и научным руководителем проекта. Представляется в экспертную комиссию вместе с проектом)
- Название проекта.
- Цели проекта.
- Авторы проекта (школа, класс, количество участников).
- руководитель(и) проекта (специальность, педагогический стаж, звание, ученая степень).
- Консультант(ы) (специальность, звание, ученая степень).
- Тип проекта по доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой, информационно-поисковый, практико-ориентированный (учитывает социальные интересы участников, четко ориентируется на результат).
- Область социального исследования Методы, использованные в работе над проектом.
- Форма представления проекта: презентация, видеофильм, буклет, реферат, макет, другое (вписать).
- Источники информации, использованные авторами в процессе выполнения проекта: научно-популярные журналы, академические журналы,, бюллетени, учебники и учебные пособия, научно-популярные книги, научные издания, монографии, диссертации, авторефераты, депонированные рукописи, словари, справочники, энциклопедии, иностранные книги (английский, немецкий, французский, испанский язык).
- Словарь исследователя (понятийный аппарат).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по применению проектной деятельности на уроках истории и обществознания
Сегодня о проектах говорят очень много. Мода на проекты захлестнула всю современную систему государственного управления в России и с головой накрыла отечественное образование...
Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.
О роли проектной деятельности в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...
Проектная деятельность на уроках истории и обществознания
презентация, способная помочь воплотить проект...
Проектная деятельность на уроках истории и обществознания
Статья посвящена проблемам использования технологии проектной деятельности на урокахистории и обществознания...
Организация проектной деятельности на уроках истории и обществознания
В статье делается общий обзор проектной методики и примеры использования проектной методики на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности...
Формирование коммуникативной и информационной компетентностей средствами проектной деятельности на уроках истории и обществознания.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. С введением ФГОС в развитии образовательной системы Ро...
"Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой, познавательной деятельности учащихся"
Данный материал содержит информацию о проектной деятельности на уроке....