Проектная деятельность учителя как условие развития образовательных компетентностей учащихся.
статья по истории по теме

Яцкина Галина Васильевна

 
Выступление на семинаре
 заместителей директоров школ по УВР
23.12.2010г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kompetenciya.doc213.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

МОУ «Топкановская  ООШ»

Проектная деятельность учителя  как условие  развития  образовательных компетентностей  учащихся.

Яцкина Галина Васильевна

 

Выступление на семинаре

 заместителей директоров школ по УВР

23.12.2010г.

                                                          2010 г.

                Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов . Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

         Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной  деятельности обучающихся.

Национальная  образовательная  инициатива «Наша новая школа» выдвинутая президентом Д.А. Медведевым отмечает что «…в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих  компетентностей , готовности к переобучению».

Новые задачи предполагают и новые результаты школьного образования «В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего  развития . Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» («Наша новая школа»)

      Для решения новых задач образования необходимо обновление педагогической  деятельности . Она сегодня должна быть направлена не только на освоение детьми имеющихся массивов информации, а на новую организацию сознания ребенка.  Образовательный  процесс в настоящее время требует такого способа организации, при котором ученик сможет научиться самостоятельно организовывать свою учебную  деятельность ; и соответственно нужен педагог, который способен обеспечить переход от работы по информированию ученика к постановке и решению конкретных задач обучения в  образовательных  ситуациях.

Одним из главных лозунгов стандартов второго поколения является формирование  компетентности  ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей и пр.

     Современное отечественное образование все более целенаправленно использует компетентностный подход. С точки зрения этого подхода одной из основных задач образования является формирование ключевых компетенций, то есть готовности обучаемых использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в реальной жизни для решения практических и теоретических задач.

Необходимость компетентностного подхода, внедряемого в российское образование, обусловлена общеевропейской и мировой тенденцией интеграции, глобализации мировой экономики. По словам аналитика А.Н. Афанасьева, начавшийся с Лиссабонской конвенции 1997 года «… Болонский процесс является сегодня точкой отсчета интеграции России в Европу». Необходимость вхождения в него России отмечается в целом ряде документов Минобразования и науки РФ.

Во-вторых, необходимость включения компетентностного подхода в систему образования, определяется происходящей в последнее десятилетие сменой образовательной парадигмы, как совокупности убеждений, ценностей, технических средств. В условиях глобализации мировой экономики смещают акценты с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных учреждений

Компетентностный подход, по определению, является системным, междисциплинарным. Он характеризуется и личностным и деятельностным аспектами, т.е. он имеет и практическую, прагматическую и гуманистическую направленность. Другими словами, компетентностный подход усиливает практическую ориентированность образования, его прагматический, предметно-профессиональный аспект.

Компетентность- это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью человека. Она интегрирует знания, умения и усвоенные способы деятельности применительно к конкретным условиям, в конкретной ситуации. Компетенция характеризует способности, умения человека,  круг его полномочий, круг вопросов.
             Немного истории:

 впервые понятия "компетенция" и "ключевые компетенции" стали использоваться в США в сфере бизнеса в 70-х годах прошлого века; 

это было связано с проблемой определения качеств будущего сотрудника (позднее качества стали называть компетенциями); 

в результате многолетних исследований, проведенных в разных типах организаций, был составлен словарь из 21 компетенций; 

изначально компетенции стали противопоставляться специальным знаниям и умениям, связанным с конкретной профессиональной деятельностью, т.е. противопоставлялись понятию "квалификации"; 

компетенции рассматривались как самостоятельные универсальные составляющие любой профессиональной деятельности, влияющие на её успешную реализацию. 

   В чём причины такого интереса к компетенциям  сегодня?

·         изменения, которые произошли в мире в последнее десятилетие;

·        «информационный взрыв», возникший вследствие использования информационных технологий;

·        быстрое внедрение научных разработок, которое привело к принципиальным изменениям не только в экономической деятельности, но и в повседневной жизни людей;

·        требования к сотрудникам претерпели серьёзные изменения

Внедрение компетентностного подхода в образование требует комплексного пересмотра всей образовательной системы в целом, начиная с целей обучения   и  заканчивая оценкой его результатов.

Целью обучения на основе компетенций является приобретение учащимся определенного набора ключевых (общих для всех видов деятельности)  и  профессиональных компетенций, где под компетенцией, в самом общем смысле, понимают готовность выполнять определенные функции, готовность действовать.

Оценка качества полученного образования при компетентностном подходе заключается не в оценке объёма полученных учащимися знаний, а в оценке уровня сформированности заявленного набора компетенций.

Компетентностный подход к образованию школьников ориентируется на самостоятельное участие личности школьника в учебно-познавательном процессе и овладение способностью к переносу своих навыков в сферу своего опыта для становления разного рода компетенций. Образовательная компетенция включает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов  деятельности  ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную  деятельность  по отношению к объектам реальной действительности. Ключевые компетенции – это важные  компетенции, которые используются в повседневной жизни.

            Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

1. Ценностно-смысловая компетенция.

2. Общекультурная компетенция.

3. Учебно-познавательная компетенция

4. Информационная компетенция.

5. Коммуникативная компетенция.

6. Социально-трудовая компетенция

7. Компетенция личностного самосовершенствования

   Ключевые  компетентности  – новая парадигма результата образования. В. Н. Введенский характеризует проявление ключевой  компетентности  "не только в решении узко-профессиональных задач, но и в том, как человек воспринимает, оценивает, понимает мир за пределами своей профессии". Ключевые  компетентности  ученика многие исследователи (В.В. Краевский, А.В. Хуторской) относят к общепредметному содержанию образования, куда входят универсальные общекультурные знания, общеучебные умения и навыки, обобщенные способы  деятельности  и т.д. Таким образом, по отношению к предметным знаниям, умениям, навыкам ключевые  компетентности  занимают в структуре содержания образования более высокое положение, включая в их себя.

Базовой образовательной технологией компетентностного подхода является метод проектов.

Метод проектов по своей дидактической сути нацелен на формирование способностей, обладая которыми выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменениям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора. В настоящее время проектная деятельность в школе может рассматриваться как перспективное средство методического развития учебного процесса именно потому, что она является эффективным инструментом формирования самых различных видов компетенций, а также полной совокупности компетенций – функциональной грамотности.

Работа над проектами многое даёт учащимся. Это и активная мыслительная деятельность, и развитие познавательной и социальной активности, и заинтересованность в обучении, и расширение кругозора, и возможность осознанно получать знания и использовать их. Кроме того, школьники учатся работать над проблемой, обретать навыки сбора и обработки информации, умения и навыки исследовательской деятельности, учатся применять знания. Проектная деятельность дает ученикам и возможность сотрудничать с учителем, обсуждать и предлагать свою точку зрения.Учитель -самое решающее звено этой новации . Меняется роль учителя .Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Учителю нужно знать:

-Как подобрать учебные проекты , соответствующие специфике школы, особенностям класса, задачам УВП.  

       -  Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется учебный проек.

-Как выстроить серию проектов одного обучающегося для последовательного формирования специфических компетентностей  проектной  деятельност

         - Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная  деятельность обучающихся

        - Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом .

         - Как разработать учебный проект.

            - Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта .

           - Как осуществить учебный проект .Какие формы образовательной деятельности применять.

            - С кем консультироваться по вопросам содержания проектной  деятельности, какую литературу  рекомендовать. 

         -Какое  потребуется   обеспечение проекта. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом.

    - Задачи проекта  должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех.

В теоретических и методических вопросах по данной проблеме могут быть полезны материалы публикаций, методических и информационных сайтов , а также целесообразно использовать возможности курсовой  подготовки учителей по проектной деятельности обучающихся в системе повышения квалификации , обмен опытом на уровне школы, района.

        Наша тема работы. ШМО.

Учебный проект  с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся, а именно учить:

проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

представлению результатов своей деятельности и хода работы;

презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного  продукта  проектирования (реферата, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

 Поскольку проведение проектной деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной  деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом , но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяют общее технологическое умение в процессе работы над проектом . Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.

Следующие элементы проектной  деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом  и вне её:

Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов , проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Овладение самостоятельной проектной  деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования, начиная с начальной школы, учитывая возрастные психолого-физиологические особенности детей. При этом формирование надлежащего уровня компетентности в проектной  деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией проектирования ) должно достигаться к концу 10 класса, а в основной школе в конце 9 класса , при условии, что один и тот же ученик  будет неоднократно вовлекаться в проектную деятельность на разных ступенях образования.

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения материала, сколько создания условий для развития мышления учащихся, расширения их познавательного интереса, и на этой основе – возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний.

Именно поэтому учитель, берущийся за организацию и руководство проектом, должен обладать высоким общим уровнем культуры, творческими способностями, фантазией, без которых он не сможет быть генератором развития интересов ученика и его творческого человеческого потенциала. Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе.

В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником»  он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.

 

Как учитель может создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности?

К ответу на этот вопрос,  ответу весьма индивидуальному у каждого участника, может подвести перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом.

  1. Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.
  2. Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.
  3. Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.
  4. Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.
  5. «Человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту), который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.
  6. Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.
  7. Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

В плане создания условий для развития учащихся в ходе проектной деятельности наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие – сами учащиеся, какие разрешимы при сотрудничестве учащихся и учителя? Готового ответа на эти вопросы нет. Понятно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности проблемы, которую призван разрешить проект, от характера взаимоотношений в группе и др.

Для учителя важно избежать перегибов как в ту, так и в другую сторону. А для этого нужно думать, анализировать и пробовать.

 

Что такое «обучение через проектную деятельность»?

Одним из наиболее часто встречающихся затруднений при применении метода проектов является то, что учителю не сразу становится понятна идея обучения через проектную деятельность. Многие исходят из того, что надо сначала пройти программу, а потом иметь специальное время на проект. Но часто такого времени нет. В этом случае учитель определяет ряд тем, изучение которых возможно организовать проектным методом. Учащиеся осуществляют поиск информации по своей проблеме и в ходе выработки решения самостоятельно осваивают ряд вопросов учебной темы. Это происходит как бы исподволь, в ходе практической проектной деятельности. Учитель – лишь консультант. Однако опыт применения такого подхода показывает, что здесь может возникнуть опасность возникновения пробелов в системе знаний и представлений учащихся, если не предусматривается время на обобщение и контроль самостоятельно освоенных вопросов, если не разрабатываются специальные дидактические материалы, позволяющие оценить эффективность усвоения всего материала темы всеми участниками проекта, независимо от исследуемой и разрабатываемой ими проблемы в рамках этой учебной темы.

 

Проект и урок: можно ли совмещать эти понятия?

Вопрос о том, совместима ли проектная деятельность с классно-урочной системой, по-прежнему остается дискуссионным.

Современные ученые-педагоги различают проектную форму организации образовательного процесса, альтернативную классно-урочной системе, и метод проектов, который может быть использован на уроках наряду с другими методами обучения.

В условиях модернизации образования в контексте профильного обучения проектирование рассматривается как основной вид познавательной деятельности обучающихся. Используя проектирование как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания — это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, адаптироваться в социуме, самореализоваться как личность.

Способы деятельности, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения, формируют осмысленное исполнение жизненно-важных умственных и практических действий. Иначе говоря, формируются ключевые компетентности учащихся: трудовая, коммуникативная, социальная, информационная.

Профильное обучение предполагает заметное сокращение времени преподавания в классно-урочно-предметной системе. Ведущие ученые и специалисты в области образования рекомендуют в качестве доминирующих такие методы, как обзорные и установочные лекции; самостоятельную работу учащихся с источниками информации; информационную поддержку самообразования с помощью Интернет-технологий; лабораторные и лабораторно-практические работы; проведение эвристических контрольных работ; проведение творческих конкурсов, открытых защит проектов; использование рейтинговой оценки достижений учащихся и т.п.

Таким образом, ядром содержания профильного обучения становится развитие личностных качеств и ключевых компетентностей личности, а ядром педагогической технологии, позволяющей реализовать это новое содержание – проектный метод.

Говоря о взаимоотношении проекта и урока на других этапах школьного образования, можно отметить, что оно  возможно и оно существует. Проведение учебных проектов можно и нужно проводить в рамках классно-урочной системы. Такие проекты показали свою эффективность. Нужно только представлять себе особенности организации таких учебных проектов.

Полноценная реализация каждого из этапов проекта требует большего времени, нежели один урок. Необходим хотя бы спаренный урок (в этом случае мы имеем дело с мини-проектом.).

Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда

 к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние два урока (желательно спаренные) используются для презентации результатов проектной деятельности. Проектная деятельность может и не занимать весь урок полностью. Все определяет учитель: он структурирует каждый урок в соответствии с логикой познавательной деятельности и тематикой, предусмотренной учебной программой. Поэтому определенные этапы работы над проектом могут занимать лишь часть урока.

Большие проекты могут целиком выполняться и в ходе внеклассной деятельности. К таковым относятся:

-проекты, предполагающие выездной (полевой) этап;

-годичные (общешкольные, межпредметные, телекоммуникационные) проекты, носящие исследовательский характер.

При этом часть проекта, тематически и по содержанию связанная с программным материалом, может выполняться на уроках. Более того, обсуждение методов исследования, результатов, включая и промежуточные, рекомендуется проводить именно не уроках.

 

Персональные или групповые проекты: что эффективней в формировании  образовательных компетентностей?

Единой точки зрения на этот счет также не существует. Система «Международный бакалавриат» допускает только персональные проекты. Крупнейший современный исследователь учебных проектов Е.С. Полат считает, что метод проектов может быть эффективен лишь в сочетании с «технологией работы в группах сотрудничества».

Предоставим же разработчику проекта право выбора, изложив преимущества тех и других проектов.

Преимущества персональных проектов:

-План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.

-У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от них самих.

-Учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от зарождения идеи до итоговой рефлексии.

-Формирование у учащихся важнейших общеучебных  компетентностей  (исследовательских, презентационных, оценочных) становится управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов:

-У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания.

-Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.

-Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.

-В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта

            Для реализации компетентностного подхода в системе общего образования необходима подготовки и переподготовка учителей, способных в реальной жизненной и профессиональной деятельности применять усвоенные знания и умения. Это требует изменения традиционного учебного процесса, так как для формирования компетентностей необходимо создание особых учебных ситуаций, играющих роль моделей реальных жизненных ситуаций, а также осуществление эффективного контроля за деятельностью обучаемого при работе с этими моделями. С одной стороны, педагогическому коллективу удалось создать такую образовательную среду, в которой в основном удовлетворяются потребности ребёнка, развиваются его способности, формируются ценностные ориентации,

Мы полагаем, что формирование ключевых компетентностей учащихся невозможно без создания педагогических условий для их развития. Только система способов деятельности, полученных в разных предметных областях, на разных возрастных этапах должна привести к формированию у ребёнка на выходе из основной школы обобщенных способов деятельности, применимых в любой деятельности независимо от предметной области. Кроме того, мы считаем, что для успешной реализации компетентностного подхода необходимо оптимизировать управленческую деятельность, усиливая значение в жизни ОУ органов государственно-общественного управления, модернизировать методическую службу на основе формирования профессиональных компетентностей учителя. Все участники образовательного процесса нуждаются в психологическом сопровождении, всем должны быть созданы условия для развития и саморазвития. Информатизации учебного процесса, развитие информационных компетентностей учащихся и педагогов – важнейший компонент в системе компетентностного подхода.

 Педагоги школы понимают, что в современном образовании главное не передавать сумму знаний, а формировать компетентность. Перед учителем сегодня стоит задача помочь ученику в организации процесса деятельности, обеспечить его ресурсами, проблематизировать ученика, стимулировать его к самостоятельным поискам, анализу своей деятельности. Что мы можем предложить сегодня ученику, ориентированному на личную деятельность, на сотрудничество и успех? Этот вопрос подвинул нас на поиск новых форм работы. Так, преподаватели русского языка и литературы школы внедряют ключевые компетенции в учебно – воспитательный процесс по двум подходам:

 1. Внедрение ключевых компетенций на уроке.

  2. Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе внеклассной работы (элективные курсы, факультативы, социальное проектирование). Уроки русского языка и литературы способствуют развитию коммуникативной, информационно-познавательной компетентности. Основными видами деятельности на уроке являются: выделение главной мысли текста, заключение в схемы, таблицы. Работа с текстом строится на интерпретации, алгоритмизации, презентации. В процессе овладения диалогом, монологом развиваются умения слышать, понимать собеседника, строить умозаключения, доказывать мысль. Овладевают этими умениями учащиеся на уроках с использованием интерактивных форм обучения: урок-конференция, урок-суд, урок-спектакль, урок-дискуссия, урок-презентация проекта. Особо хочется отметить метод проектов, который вводится в школе в структуру уроков. Учащиеся чаще всего выбирают парные или групповые типы проектов. Работа над проектом позволяет самостоятельно добывать знания, взаимообмениваться, развивает коммуникативные навыки. В группах учащиеся, вступая в контакт, решают коммуникативные задачи: учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать собеседника, вести дискуссию. Проектная деятельность включает не только работу исследовательского характера, но и поиск, обработку данных по теоретической и практической проблеме, связанной с существующей реальностью

Хочется привести примеры школьных проектов, на наш взгляд, наиболее результативных. ( Призентация  лучших проектов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...