Программа внеурочной деятельности "Киноклуб"
календарно-тематическое планирование (6 класс)
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общекультурное (художественно-эстетическое) направление в 6 классе возможно реализовать на занятиях внеурочной деятельности «Киноклуб».Актуальность данного курса для шестиклассников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана сформировать нравственно-эстетические чувства, обогатить словарный запас, расширить творческий потенциал ребенка, так как именно в этом возрасте формируется творческая личность, закрепляются нравственные нормы, формируется духовность.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (Приказ №1897 от 17.12.2010г.)/М.Просвещение 2011/, Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_plan_kinokluba.docx | 37.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Ивановская средняя общеобразовательная школа
Переславского района Ярославской области
утверждена приказом
от ------------- № --------------
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Киноклуб»
учителя Савиной Н. А.
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс
В рамках реализации целей и задач федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения внеурочная деятельность учащихся должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. Одной из целей Федеральной Государственной образовательной программы является гармоничное развитие личности и ее творческих способностей.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общекультурное (художественно-эстетическое) направление в 6 классе возможно реализовать на занятиях внеурочной деятельности «Киноклуб».
Разработка и внедрение программы обусловлены потребностью общества в развитии нравственных, эстетических, коммуникативных качеств. Важным является научить школьников критически воспринимать информацию. Современная киноиндустрия, как правило, ориентирована на развлечение, образовательные и воспитательные цели оказываются мало востребованы массовым зрителем. Поэтому необходимо знакомить ребят с лучшими образцами советской кинематографии. Особый интерес у школьников могут вызвать фильмы про сверстников, которые позволят сформировать позитивный зрительский опыт и вкус, развивть качества толерантной личности, способствовать развитию воображения, фантазии и внимания. А последующее обсуждение и рецензирование окажет благоприятное воздействие на общую коммуникативную культуру.
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Нарушение речи в той или иной степени негативно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается на его учебной деятельности, поведении, способствует развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, замкнутости, чувства неполноценности), затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.
Деятельность «Киноклуба» обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка, формирует социально активную личность, способную понимать общечеловеческие ценности.
Актуальность данного курса для шестиклассников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана сформировать нравственно-эстетические чувства, обогатить словарный запас, расширить творческий потенциал ребенка, так как именно в этом возрасте формируется творческая личность, закрепляются нравственные нормы, формируется духовность.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (Приказ №1897 от 17.12.2010г.)/М.Просвещение 2011/, Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Цель и задачи программы
Цель программы внеурочной деятельности «Киноклуба» – обеспечение интеллектуального, нравственного и эстетического развития школьника, становление устойчивых зрительских интересов в области содержательного кинематографа, развитие способности критического мышления.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
- Ознакомить учащихся с основными этапами развития отечественного кинопроцесса, с жанровым и стилистическим многообразием современного кинематографа, с фильмами, ставшими классикой киноискусства, с деятельностью и творчеством выдающихся режиссёров, актёров и продюсеров;
- Сформировать у учащихся на основе имеющихся представлений первоначальные знания о технологии кинопроцесса. Ввести в круг активного словарного запаса учащихся понятия и термины из области кинематографа.
- Сформировать умение устно и письменно выражать свое мнения, адекватно воспринимать чужую позицию.
Воспитательные задачи программы
- Приобщать учащихся к духовно-нравственным базовым ценностям;
- Воспитание культуры учащихся за счет приобщения к «золотому» фонду российского кинематографа;
- Формирование потребности в постоянном повышении информированности;
- Воспитание любви и уважения к школе, городу, стране;
- Формирование личной позиции;
- Формирование равновесия в эмоциональном и интеллектуальном освоении окружающего мира;
- Воспитание в школьнике общественной активности;
- Воспитание сознательного отношения к народному достоянию, чувства ответственности;
- Воспитание уважения к народным традициям и культуре, толерантное отношение к культуре и традициям других народов;
Развивающие задачи:
- Развивать имеющиеся у школьников навыки литературного рецензирования, на их основе сформировать умения и навыки написания кинорецензии;
- Создать условия для формирования у учащихся основных навыков грамотной зрительской культуры;
- Совершенствовать навыки общения, обсуждения, дискуссии;
- Развивать аналитические умения и навыки, умения критически мыслить;
- Создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального и мыслительного совершенствования;
-Способствовать формированию у учащихся элементарных умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни;
- Привить культуру общения с миром средств массовой информации
Таким образом, планируемые задачи внеурочной театральной деятельности способствуют формированию следующих результатов:
- личностных;
- предметных;
- метапредметных.
Личностные результаты
У учеников будут сформированы:
- уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;
- потребность сотрудничества со сверстниками, бесконфликтное поведение;
- эстетические потребности, нравственные ценности на основе просмотра советских фильмов и прочтения художественных произведений;
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
- составлять рецензию на произведение;
- Сопоставлять поступки героев, давать им оценку;
- корректно выражать свое мнение;
- различать произведения по жанру;
- рассуждать о возможных вариантах судеб персонажей в произведениях с открытым финалом.
Метапредметные результаты
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при написании сочинений, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
- формулировать собственное мнение и позицию, включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
- работать в группе, учитывать мнения партнёров;
- обращаться за помощью, формулировать причину затруднений;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над рецензией;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится»
Отличительные особенности программы:
- Данная программа составлена на основе Концепции духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Концепции художественного образования, как фундамента системы эстетического воспитания школьников;
- Программа соответствует требованиям к содержанию и структуре программы внеурочной деятельности школьников;
- Программа выстроена на основе культурно–исторического, системно–деятельностного, аксиологического и развивающего подходов к развитию личности;
- Программа основывается на принципах поэтапного углубления знаний, комплексного развития, учета индивидуальности, совместного творческого поиска, коллективности, патриотической направленности, проектности, положительной перспективы.
- Программа является актуальной, педагогически целесообразной, обеспечивающей формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий
Этапы реализации программы
Данная программа реализуется в три этапа:
I этап – теоретические сведения о кинематографе;
II этап –занятия практической направленности (просмотр х/ф с последующим обсуждением);
III этап – практические занятия (составлению рецензий и отзывов)
Для I этапа характерны беседы о кинематографе, знакомство с лучшими русскими режиссерами и актерами, знакомство с теоретическими основами кинематографа.
На II этапе ребята смотрят фильмы разных жанров, рассуждают о поведении героев, дают оценку персонажам, предлагают свои варианты развития событий.
На III этапе учащиеся систематизируют полученные знания, дают полный ответ письменный или устный - так появляется материал для «методической копилки киноклуба», на основе которого создаются отзывы и рецензии, лучшие из них размещаются на учительском сайте.
Оценка знаний и умений: обучающихся проводится в форме творческих работ.
Способы определения результативности:
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
- Педагогическое наблюдение.
- Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.
- Мониторинг (контрольные задания и тесты, диагностика личностного роста и продвижения, педагогические отзывы, ведение журнала учета или педагогического дневника, самооценка воспитанника, ведение творческого дневника обучающегося, оформление листов индивидуального образовательного маршрута, оформление фотоотчётов).
Возраст учащихся, на которых рассчитана данная программа: 5- 6 класс
Сроки реализации данной программы: 1год (34 занятия – 1 раз в неделю)
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты обучения детей
по программе:
Узнают | Научатся |
- особенности становления кинемотографа. - основную терминологию искусства кинемотографа | - Давать устный и письменный отзыв о кинофильме, игре актёров, - Составлять рецензию на фильм, делать доклады и сообщения, - Создавать слайдовые презентации в мультимедийных приложениях; - Определять замысел, идейную или литературную основы, - Определять особенности драматургии кинопроизведения, - Высказывать суждение о его эстетической ценности; |
- Особенности жанров кинематографа (документальное, научное, художественное) | - Пользоваться интернет-ресурсами, справочной литературой, кинословарями, мультимедийными программами справочного характера; - Делать смысловой, жанровый анализ кинофильма, выделять стилистические особенности кинопроизведения; |
- «Золотой фонд» кинемотографа | - Работать в группе, - Грамотно обсуждать и дискутировать, - Высказывать ценностные суждения в рамках своей возрастной компетенции. - сравнивать разные жанры искусства: литературное произведение и кинофильм. |
Тематический план «Киноклуба».
№ | Раздел | Тема занятия | Вид деятельности | Часы | Дата |
1 | Ведение. | Введение. История появления и развития кинематографа. | Лекция об истории кинематографа. Этапы развития кинематографа. Организация работы киноклуба. | 1 | |
Фильмы созданные по мотивам былинных сказаний, сказки ( как средство патриотического воспитания) | |||||
2-3 | В чём сила русского народа (на материале фильма «Илья Муромец» (1956 г.) | Просмотр фильма «Илья Муромец».В ходе работы в минигруппах подростки анализируют персонажей (богатырей), создают обобщённый образ защитника Отечества. | 2 | ||
4-5 | Образы зла, созданные в сказках А. Роу «Кащей Бессмертный» (1944 г.) | Просмотр фильма «Кащей Бессмертный». Определение ассоциативного ряда, который создавал режиссёр. Творческое задание: нарисовать запомнившиеся эпизод просмотренных фильмов. | 2 | ||
6-7 | Защитники Родины. «Александр Невский» (1938 г.) | Просмотр фильма «Александр Невский». Составление вопросов для викторины по фильму. | 2 | ||
8 | Проект «Образы защитников Родины». | Составление викторины о героях. Выставка рисунков. | 1 | ||
Детский кинематограф XX век. Как средство нравственного воспитания. | |||||
9 -10 | Образ моего сверстника в фильме «Чудак и 5Б». | Просмотр фильма. Составление отзыва о фильме. | 2 | ||
11-12 | Образ мальчика- мужчины в фильме «Кортик» (1973 год) | Просмотр фильма «Кортик». Игра «Суд над персонажами фильма». В результате игры участники оценивают поведение героев фильма. | 2 | ||
13-14 | «Неуловимые мстители» (1966 г.) | Просмотр фильм «неуловимые мстители». Диспут «Как проявляются личные качества у героев фильма в минуты опасности». | 2 | ||
15-16 | «Добро пожаловать или посторонним вход запрещён» (1964 г.) | Просмотр фильма и дискуссия «Кого из героев фильма я бы поддержал». Составление цитатных вопросов по содержанию фильма. | 2 | ||
19 | Проект. «Портрет современного подростка». | Участники киноклуба в ходе коллективного обсуждения вырабатывают критерии, по которым нужно оценивать личность подростка. Дают словесный портрет. | 1 | ||
Отношения между девушками и юношами, созданные кинематографистами и мультипликаторами. | |||||
20-21 | Любовь и дружба в мультипликационных фильмах: «Летучий корабль», «Бременские музыканты» | Просмотр мультфильмов. Организация дискуссии «Какие чувства легли в основу любви персонажей». Нарисовать рисунки к понравившимся мультфильмам. | 2 | ||
22-23 | Дружба как важный элемент нравственного развития личности на примере сказки «Кот в сапогах» (1957 г.) | Просмотр сказки. Анализ изменения характера главного героя в процессе развития сюжета. | 2 | ||
24-25 | Нравственные ценности в сказке «Сказка о потерянном времени» | Просмотр сказки. Определение основного конфликта. Нравственные уроки сказки. | 2 | ||
26-27 | Нравственные установки героев сказки «Морозко» . | Просмотр сказки. Работа в мини-группах «Составление характеристики своего героя». | 2 | ||
28-29 | Нравственные ценности в сказке «Проданный смех»(1981 г.) | просмотр сказки. Определение основного конфликта главного героя, его нравственный выбор между материальной выгодой и духовным спокойствием. Написание сочинения по сказке. | 2 | ||
Фильмы о войне, подвигах людей, сражавшихся ради победы. | |||||
30-31 | «Рядовой героизм на Великой Отечественной войне. «Иваново детство» (1962 г) | Просмотр фильма «Иваново детство». Проведение дискуссии на тему «Война и её последствия для страны». | 2 | ||
32-33 | Образ Родины. | Написание подростками творческих работ на тему «Моя Родина». Защита работ. | 2 | ||
34 | Итоговое занятие. | Подведение итогов работы киноклуба. Анкетирование. | 1 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Оборудование: ноутбук, принтер, экран, проектор.
Литература для учителя
1. Баранов О.А. Школьные киноклубы и их роль в кинематографическом воспитании старшеклассников: Дис. канд. искусств. - М., 1968. – 238 с.
2. Баранов О.А. Экран становится другом. - М.: Просвещение, 1979. – 96 с.
3. Вайсфельд И.В. Эволюция экрана, эволюция восприятия //Специалист. - 1993. - № 5
Интернет-ресурсы
http://edu.of.ru/mediaeducation
http://www.mediaeducation.boom.ru
http://semidnevka.ru/events/types/kino
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...