Рабочая программа внеурочной деятельности « Кругозор » (общекультурное направление) ФГОС основного общего образования 5 – 9 класс
рабочая программа
Рабочая программа ФГОС основного общего образования 5 – 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krugozor.5-9.doc | 329.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
- Кругозор »
(общекультурное направление)
ФГОС основного общего образования
5 – 9 класс
Автор составитель: Матюкова В.С.
Пояснительная записка
Программа «Кругозор» реализуется через внеурочную деятельность. Она
соответствует общекультурному направлению развития личности обучающихся.
Данная программа направлена на развитие общей культуры обучающихся. Данный курс способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей обучающихся, которые не всегда удается рассмотреть на уроке. Развивает у обучающихся интерес к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовывать свое время.
Основополагающим принципом построения курса являются научность в сочетании с доступностью, практико-ориентированность, межпредметность, метапредметность.
Актуальность программы: экскурсии – наиболее емкий вид познания, который может быть бесконечно разнообразен. Посещение музеев и культурных центров дает возможность получить представление об историческом прошлом нашего государства и его настоящем. В процессе посещения различных музеев обучающиеся накапливают знания. Не менее важным в путешествиях является развитие кругозора, снятие физической усталости, психологического напряжения и стрессов.
Отличительные особенности программы: данная программа направлена на познание и исследование окружающего мира, межличностное общение, расширение кругозора, соприкосновение с духовными ценностями. Она позволяет посетить интересные места, общаться во время поездок, применять полученные знания на практике.
Программа предусматривает дифференцированный подход к процессу обучения, учитывает предыдущий опыт путешествий, личные интересы педагогов и обучающихся, финансовые и иные возможности. Данная программа носит вариативный характер.
Программа предполагает организацию внеурочной деятельности с обучающимися в форме экскурсий по Нижнему Новгороду и Нижегородской области, другим городам России, посещение театров, музеев, предприятий, культурных центров. Обучающиеся имеют возможность познакомиться с историческими фактами, познакомиться с прошлым и настоящим через картины, музейные экспонаты, книги, театральные постановки и т.д.
2
Программа также может реализоваться через цикл бесед, практических занятий, проектную деятельность.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с учѐтом изменений, внесѐнных приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577; зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40937).
Цель программы: Формирование гармонично развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познавательной и творческой активности обучающихся.
Задачи программы:
- содействовать всестороннему развитию личности;
- познакомить обучающихся с историей, культурой родного края;
- воспитывать чувство гордости за свой край, страну, народ;
- развивать познавательную и творческую активность, коммуникативные навыки.
- приобщать обучающихся к культуре через развитие потребности в посещении театров, музеев, библиотек и т.д.
- научить добывать информацию из различных источников, проверять ее, обрабатывать, систематизировать.
Адресат: обучающиеся 5-9 классов, возраст 10-16 лет.
Объем и срок освоения: программа «Кругозор» рассчитана на 5 лет. На полное освоение программы требуется не менее 68 часов в год. Режим занятий вариативный. Если программа реализуется через цикл бесед и проектную деятельность, занятия проходят 2 раз в неделю. Продолжительность учебного часа составляет 45 минут.
3
Ожидаемый результат
- соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные результаты:
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к народам своей страны, их культуре, языку, истории, религии, традициям;
- освоение социальных норм, правил поведения в городском общественном транспорте, в междугороднем автобусе, поезде, на вокзале, отеле, ресторане.
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в проектной деятельности.
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение.
Предметные результаты:
- умение составлять план путешествий;
- умение искать необходимую информацию и работать с различными источниками информации;
4
- умение собирать информацию по крупицам;
- умение работать с материалами школьного музея;
- приобрести навыки экскурсовода;
- умение писать тексты;
- применение знаний для решения практических задач.
Психолого-педагогические принципы организации обучения
- сознательность, активность и самостоятельность;
- системность, последовательность и комплексность;
- групповой и индивидуальные принципы обучения.
Формы работы: экскурсии, посещение театров, музеев, предприятий, обсуждения, дискуссии, подготовка творческого отчета, подготовка и защита проекта (индивидуального, группового).
Методы работы:
Словесные методы: беседа, пояснение, обсуждение, дискуссия.
Наглядные методы: показ иллюстративного материала (таблиц, карт, иллюстраций, зарисовок на доске), демонстрация видеоматериалов.
Практические методы: выполнение творческих заданий, тестовые задания, практическая работа с иллюстративным материалом.
Учебно-тематическое планирование
5 класс (34 часа)
№ | Тема | Всего часов |
1 | Почему люди путешествуют | 2 |
2 | Способы путешествий | 2 |
3 | Планируем путешествие | 2 |
4 | Путешествие на автобусе | 2 |
5 | Путешествие на автобусе | 2 |
6 | Обзорные и тематические экскурсии | 2 |
7 | Собираем чемодан | 2 |
8 | Важные мелочи | 2 |
9 | Дневник путешественника | 2 |
10 | Промышленные предприятия Нижнего Новгорода | 2 |
11 | Производственные экскурсии | 2 |
12 | Знакомство с производством. ОАО «Хлеб» | 2 |
13 | Музей истории ОАО «ГАЗ» | 2 |
14 | Технические музеи | 2 |
15 | Технические музеи | 2 |
16 | Технические музеи | 2 |
5
17 | Интересные и полезные телепередачи о путешествиях | 2 |
18 | Интересные и полезные телепередачи о путешествиях | 2 |
19 | Интересные и полезные телепередачи о путешествиях | 2 |
20 | Мое самое запоминающееся путешествие | 2 |
21 | Мое самое запоминающееся путешествие | 2 |
22 | Мое самое запоминающееся путешествие | 2 |
23 | Мое самое запоминающееся путешествие | 2 |
24 | Музеи под открытым небом | 2 |
25 | Музеи под открытым небом | 2 |
26 | Естественнонаучные музеи и музеи экспериментов | 2 |
27 | Естественнонаучные музеи и музеи экспериментов | 2 |
28 | Веб-сайт музея | 2 |
29 | Музей-квартира | 2 |
30 | Музей-квартира | 2 |
31 | Литературный музей | 2 |
32 | Художественные музеи и галереи | 2 |
33 | Художественные музеи и галереи | 2 |
34 | Контрольный урок | 2 |
ИТОГО: | 68 | |
Учебно-тематическое планирование | ||
6 класс (34 часа) | ||
№ | Тема | Всего часов |
1 | История Нижнего Новгорода | 2 |
2 | Интересные объекты города | 2 |
3 | Интересные объекты города | 1 |
4 | Необычные памятники Нижнего Новгорода | 2 |
5 | Туристические возможности нашего края | 2 |
6 | Афиша культурной жизни Нижнего Новгорода | 2 |
7 | Что делает путешествие интересным | 2 |
8 | Что делает путешествие интересным | 2 |
9 | Планируем маршрут поездки | 2 |
10 | Планируем маршрут поездки | 2 |
11 | Планируем маршрут поездки | 2 |
12 | Дневник путешественника | 2 |
13 | Достопримечательности Нижнего Новгорода | 2 |
14 | Нижегородский Кремль | 2 |
15 | Музей занимательных наук | 2 |
16 | Музей занимательных наук | 2 |
17 | Необычные музеи мира | 2 |
6
18 | Необычные музеи мира | 2 |
19 | Удивительная история одного экспоната | 2 |
20 | Удивительная история одного экспоната | 2 |
21 | Удивительная история одного экспоната | 2 |
22 | Путешествие по Нижегородской области. | 2 |
23 | Путешествие по Нижегородской области. | 2 |
24 | Путешествие по Нижегородской области. | 2 |
25 | Путешествие по Нижегородской области. | 2 |
26 | Озера Нижегородской области | 2 |
27 | К берегам озера Светлояр. | 2 |
28 | К берегам озера Светлояр. | 2 |
29 | К берегам озера Светлояр. | 2 |
30 | Керженский заповедник | 2 |
31 | Большое Болдино | 2 |
32 | Моя малая родина | 2 |
33 | Моя малая родина | 2 |
34 | Контрольный урок | 2 |
ИТОГО: | 68 | |
Учебно-тематическое планирование | ||
7 класс (34 часа) | ||
№ | Тема | Всего часов |
1 | Туристические возможности нашего края | 2 |
2 | Туристические возможности нашего края | 2 |
3 | Проект «Чем Нижний Новгород может удивить | 2 |
путешественника» | ||
4 | Проект «Чем Нижний Новгород может удивить | 2 |
путешественника» | ||
5 | Проект «Чем Нижний Новгород может удивить | 2 |
путешественника» | ||
6 | Проект «Чем Нижний Новгород может удивить | 2 |
путешественника» | ||
7 | Ведем краеведческие записи | 2 |
8 | Ведем краеведческие записи | 2 |
9 | Работа с научно-популярной литературой | 2 |
10 | Нижний Новгород и губерния в 18-19 веке. | 2 |
11 | Нижний Новгород и губерния в 18-19 веке. | 2 |
12 | Нижний Новгород в годы советской власти. | 2 |
13 | Нижний Новгород в годы советской власти. | 2 |
7
14 | Послевоенное развитие Нижнего Новгорода. | 2 |
15 | Послевоенное развитие Нижнего Новгорода. | 2 |
16 | Каким я хочу видеть свой город в будущем. | 2 |
Дискуссия | ||
17 | Спорт в Нижнем Новгороде | 2 |
18 | Спорт в Нижнем Новгороде | 2 |
19 | Спорт в Нижнем Новгороде | 2 |
20 | Чудесный мир искусства | 2 |
21 | Театры Нижнего Новгорода | 2 |
22 | Выбор спектакля и подготовка к посещению театра | 2 |
23 | Подготовка к походу | 2 |
24 | Специальное снаряжение для похода | 2 |
25 | Обеспечение группы продуктами питания в походе | 2 |
26 | Если ты оказался в сложной ситуации | 2 |
27 | 2 | |
Первая медицинская помощь в природных условиях | ||
28 | 2 | |
Причины возникновения аварийных ситуаций в | ||
29 | походе и меры их предупреждения. | 2 |
во время похода | ||
30 | Путешествие и самочувствие | 2 |
31 | Путешествие и самочувствие | 2 |
32 | 2 | |
Контрольный урок. | ||
33 | 2 | |
Контрольный урок | ||
34 | Резервный урок | 2 |
ИТОГО: | 68 | |
Учебно-тематическое планирование | ||
8 класс (34 часа) | ||
№ | Тема | Всего часов |
1 | Музеи-усадьбы | 2 |
2 | Особенности музеев-усадьб | 2 |
3 | Интересные усадьбы, которые стоит посетить | 2 |
4 | Интересные усадьбы, которые стоит посетить | 2 |
5 | Интерактивные музеи | 2 |
6 | Специфика мультимедийных выставок и проектов | 2 |
7 | Мультимедийные выставки и проекты в России | 2 |
8 | Мультимедийные выставки Нижнего Новгорода | 2 |
9 | Океанариумы в России | 2 |
10 | Океанариумы за пределами России | 2 |
8
11 | Палеонтологический музей в Москве | 2 |
12 | Музей Космонавтики в Москве | 2 |
13 | Музеи военной истории | 2 |
14 | Музеи военной истории | 2 |
15 | Музеи истории и быта | 2 |
16 | Музеи современного искусства | 2 |
17 | Музеи современного искусства | 2 |
18 | Музеи Ф.М. Достоевского | 2 |
19 | Музеи А.П. Чехова | 2 |
20 | Музеи М. Булгакова | 2 |
21 | Музеи С.А. Есенина | 2 |
22 | Музеи А.С. Пушкина | 2 |
23 | Музеи А.С. Пушкина | 2 |
24 | Музеи М. Горького | 2 |
25 | Музеи Н.В. Гоголя | 2 |
26 | Экскурсия по музею-квартире | 2 |
27 | Музей-заповедник «Царицыно» | 2 |
28 | Усадьба «Кусково» и Музей керамики (Москва) | 2 |
29 | Палаты бояр Романовых | 2 |
30 | Музей археологии Москвы | 2 |
31 | Музей воды ( в Москве и Санкт-Петербурге) | 2 |
32 | Музей «Огни Москвы» | 2 |
33 | Музей истории профессионального образования | 2 |
города Москвы | ||
34 | Контрольный урок | 2 |
ИТОГО: | 68 | |
Учебно-тематическое планирование | ||
9 класс (34 часа) | ||
№ | Тема | Всего часов |
1 | Специфика многодневного путешествия | 2 |
2 | Длительное путешествие автобусом | 2 |
3 | Длительное путешествие автобусом. Плюсы и | 2 |
минусы | ||
4 | Путешествие на поезде | 2 |
5 | Комбинированный маршрут | 2 |
6 | Путешествие на самолете | 2 |
7 | Путешествие на самолете | 2 |
8 | Путешественнику на заметку | 2 |
9 | Планируем длительное путешествие | 2 |
10 | Разработка маршрута | 2 |
9
11 | Собираем достоверную информацию | 2 |
12 | Путешествие и финансовая сторона вопроса | 2 |
13 | Путешествие и финансовая сторона вопроса | 2 |
14 | Как можно сэкономить | 2 |
15 | Покупай билеты правильно | 2 |
16 | Бронирование гостиниц, квартир | 2 |
17 | 1-й и последний день в путешествия | 2 |
18 | Путешествие за пределы своей страны | 2 |
19 | Путешествие за пределы своей страны | 2 |
20 | Что нужно знать выезжающему за границу | 2 |
21 | Путешествие за пределы своей страны. Полезные | 2 |
советы | ||
22 | Чего не стоит делать в чужой стране | 2 |
23 | Чего не стоит делать в чужой стране | 2 |
24 | Чего не стоит делать в чужой стране | 2 |
25 | Путешествие и документы | 2 |
26 | Путешествие и самочувствие | 2 |
27 | Если ты оказался в сложной ситуации | 2 |
28 | Учеба за границей | 2 |
29 | Учеба за границей | 2 |
30 | Работа за пределами России | 2 |
31 | Профессии, связанные с путешествием | 2 |
32 | Профессии, связанные с путешествием | 2 |
33 | Профессии, связанные с туризмом | 2 |
2 | ||
34 | Контрольный урок | 2 |
ИТОГО: | 68 | |
Материально-техническое обеспечение
- компьютер, мультимедийное оборудование
- мультимедийные презентации, видеозаписи,
- слайды (иллюстрации, фотографии)
- книги, журналы
- тестовые задания, викторины
- примеры творческих работ
Список литературы
- Войнова А.А. Кандыба О.В., Грязнова И.И. Внутренний экскурсионный туризм: методическое пособие – М.: Неолит, 2017.-120 с.
2. Воскресенский В.Ю. Международный туризм в записках путешественника. – М.: Перо, 2015.-180 с.
- Гершкович Е. Мир русской усадьбы: от Москвы до Ясной поляны. – М.: Арт-Волхонка, 2013. – 208 с.
- Джоунс Н. Крткий медицинский справочник. Рекомендуется туристам и путешественникам. – М.: Аст, 2008.- 304 с.
- Долженко Г.П. Экскурсионное дело. – Ростов на Дону.: Феникс, 2012.-
296 с.
- Овинникова Н.А. путешествия по Золотому кольцу России: Большой
путеводитель по городам и временам. – М.: Аст, 2017.-256 с.
- Рубаник А.Н., Ушаков Д.С. Технология выездного туризма. – Ростов на Дону, 2010. -384 с.
- Ситников В.А., Бутко И.И., Ляшко Г.И. Туризм. Безопасность в программах туров и на туристических маршрутах. – Ростов на Дону.:
Феникс, 2010.-332 с.
- Фридлянд А. Путешествие вместо туризма. – М.: Виват, 2016.-352
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов
Последние годы широкое распространение получило раннее обучение английскому языку. Это является, с одной стороны, социальным заказом, т. к. современное общество немыслимо без широких интернациональных...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» ФГОС ООО 5-6 классы
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» предназначена для обучающихся 5–6 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 35 часов в год. Занятия п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Спортивные игры» на уровне начального общего/основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Спортивные игры»...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов гимназии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению кото...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объединение «Основы финансовой грамотности» основное общее образование, 5 класс 2020-2021учебный год
Рабочая программа по финансовой грамотности для 5 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному / духовно - нравственному направлению для обучающихся с ОВЗ 1-4 классов
Рабочая программа, КТП...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Азбука здоровья» для 5-8 классов на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Азбука здоровья» для 5-8 классов на 2020-2021 учебный год...