Образовательная программа группы кратковременного пребывания
материал

Лихачёва Альбина Владимировна

Содержание программы:

1.Пояснительная записка2. Организация режима пребывания детей в ОУ3.Содержание психолого – педагогической работы с детьми

4.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы5.Планируемые результаты освоения детьми программы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma.docx50.84 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа

группы кратковременного пребывания

для детей 5 – 6 лет

(не посещающих дошкольные учреждения)

МБОУ СОШ с. Антоновка

Завитинского района

Амурской области.

2020г.

Паспорт программы

Наименование программы: Образовательная программа группы кратковременного пребывания  для детей 5 – 6 лет (не посещающих дошкольные учреждения) МБОУ СОШ с. Антоновка

Дата утверждения:       _________________

Срок реализации:        2020 – 2025гг.

Автор разработки:     программа составлена  воспитателем группы кратковременного пребывания  для детей 5 – 6 лет А.В.Лихачевой

Содержание программы:

1.Пояснительная записка

2. Организация режима пребывания детей в ОУ

3.Содержание психолого – педагогической работы с детьми

4.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы

5.Планируемые результаты освоения детьми программы

Пояснительная записка

         В Приоритетных направлениях развития российской системы образования на период до 2025 года дошкольному образованию и обеспечению равных стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе было определена необходимость рассмотрения его как предпосылки общедоступности качественного общего образования.

Только в обществе сверстников, через игру, конструирование, изобразительную деятельность, наблюдение и экспериментирование у ребёнка дошкольного возраста формируются базисные качества личности, которые в начальной школе и на последующих ступенях обучения позволят ему успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию.

Организация работы групп по подготовке к школе детей неохваченных дошкольным образованием для ряда территорий Амурской области является актуальной. Так как группы предшкольной подготовки создаются не только на базе дошкольных образовательных учреждений, но и на базе школ.

      Главная цель сегодня - обеспечить каждому ребёнку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе.

В тоже время численность детей, неохваченных услугами дошкольного образования в Амурской области составляет 49,3%, в том числе в возрасте 5-7 лет - 34,6% по целому ряду причин:

- сокращение сети дошкольных образовательных учреждений; отсутствие мест в дошкольных образовательных учреждениях;

-    низкий уровень доходов населения в сельской местности;

-    состояние здоровья детей.

В связи с этим остро встаёт проблема разноподготовленности детей, приходящих в школу из детского сада и семьи, и необходимости внедрения вариативных моделей образования неорганизованных детей старшего дошкольного возраста в условиях специальных групп предшкольного образования.

Цели и задачи воспитательно-образовательного процесса

Цели :

-  Формирование адаптивной образовательной среды для удовлетворения интересов и потребностей каждого ребенка.

- Охрана и укрепление физического и психического здоровья; воспитание духовно-нравственного человека; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; всестороннее развитие дошкольников.

Задачи:

- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; создание комфортного психологического климата, формирование представлений о способах обеспечения безопасности жизнедеятельности, навыков адаптивного  безопасного поведения.

-  Развивать гуманистическую направленность отношения детей к миру, воспитывать культуру общения, эмоциональную  отзывчивость и доброжелательность к людям.

- Развивать эстетические чувства детей, творческие способности, приобщение детей к искусству и художественной  литературе.

-  Развивать познавательную активность, познавательные интересы, интеллектуальные способности детей.

 -  Развивать детскую самостоятельность и инициативу, воспитывать у каждого ребенка чувство собственного  достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

       

      «Главная цель предшкольной подготовки - выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы» - отметил министр образования и науки РФ Фурсенко А..

При этом речь идёт не о «выравнивании» детей по сумме освоенных ими знаний и умений (этого невозможно добиться), а об обеспечении каждому ребёнку, независимо от места его проживания и принадлежности к определённой социальной группе, возможности подготовиться к школьному образованию.

Однако стартовые возможности детей разные. Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы «натаскивания» ребёнка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.

Псевдоподготовка детей к школе ещё более усугубляет эти заболевания. Очень часто подготовка детей к школе сводится к «натаскиванию», т.е. форсированному обучению чтению и письму. В первый класс поступают «недоигравшие дети», умеющие читать и писать, но отстающие в развитии. А «подготовленные», по представлению родителей, дети оказываются не готовыми к дальнейшему обучению в психофизиологическом плане.

Готовность ребёнка к школьному обучению должна рассматриваться прежде всего как общая его готовность, включающая в себя физическую, личностную, интеллектуальную.

•    Физическая готовность - это состояние здоровья, определённый уровень морфо-функциональной зрелости организма ребёнка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координации, физическая и умственная работоспособность.

•    Личностная готовность - это, прежде всего, произвольность поведения, умение общаться, сформированная самооценка, мотивация учения.

•    Интеллектуальная готовность - это развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления.

Задача педагога и родителей заключается в том, чтобы обеспечить гармоничное развитие ребёнка. Главное при этом -достаточно чётко осознать какие занятия с ребёнком в наибольшей мере способствуют развитию для школьного обучения качеств.

По мнению специалистов дошкольного образования, для успешной подготовки ребёнка к следующей ступени образования необходимы:

• уход от жёстко регламентированного обучения школьного типа;

• обеспечение двигательной активности детей в различных формах;

• использование многообразных форм организации обучения, включающих разные виды деятельности;

• обеспечение взаимосвязи занятий с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);

• создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей её;

• широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;

• широкое использование игровых приёмов, игрушек;

• создание эмоционально-значимых для детей ситуаций;

• формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребёнку чувство комфортности и успешности,

Для реализации предшкольного образования в настоящее время использую программу  «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией Т.С.Каморовой Москва 2007г.

Образовательная программа группы кратковременного пребывания для детей  5-6 лет МБОУ СОШ с. Антоновка разработана с учётом нормативно – правовой базы:

  1. Закон а РФ «Об образовании»;

2.Положения о группе кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные учреждения;

3.Международной Конвенции о правах ребёнка;

4.Лицензии на право образовательной деятельности № 269632  

5.Устава  образовательного учреждения.

Образовательная программа  является основой деятельности педагога группы кратковременного пребывания  для детей  5-6 лет и строится на принципах:

- гуманизации: ориентации педагога на личность ребёнка, учёт возрастных физиологических и психологических особенностей детей;

- гармоничного соединения стержневых направлений в развитии ребёнка; физического, социально – личностного, познавательно – речевого, художественно – эстетического;

- развития в деятельности и общении, предусматривающего  грамотное руководство деятельностью ребёнка;

- партнёрского взаимодействия с семьёй, предусматривающего повышения статуса семейного воспитания.

                Предназначение группы кратковременного пребывания

 для детей 5-6 лет и средство его реализации.

Группа кратковременного пребывания  для детей 5 -6 лет является звеном муниципальной системы образования МБОУ СОШ с. Антоновка

Завитинского района Амурской области. Школа оказывает помощь семье в воспитании, развитии и обучении детей дошкольного возврата на основе индивидуальных особенностей, возможностей, интересов ребёнка, потребностей родителей, социума, требований примерного образовательного стандарта.

Основными средствами реализации предназначения группы кратковременного пребывания для детей 5 – 6 лет с. Антоновка являются:

- Освоение воспитанниками основной образовательной программы «Воспитание и обучение в детском саду;

- Предоставление воспитанникам возможности попробовать себя в различных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой и организаторской;

- Предоставление родителям воспитанников возможности выбора режима пребывания в группе кратковременного пребывания детей;

- Обеспечение благоприятного психологического климата в группе, развитие и совершенствование предметно-развивающей среды.

В образовательном учреждении  функционирует:

1 разновозрастная группа

Группу посещают 13 детей: (с 5 до 7 лет) 13 человек

Группа  работает в пятидневном режиме с 3,00– часовым пребыванием дет

Кадровое обеспечение:

Педагогические кадры являются наиболее активным и существенным элементом в организационной структуре дошкольного образовательного  учреждения.

В группе  работают специалисты:

- воспитатель – 1 чел.

Организация режима пребывания детей в ОУ

При   разработке   учебного   плана   были   соблюдены   преемственность   между   ступенями   обучения   и   возрастными  особенностями детей. Уровень недельной учебной нагрузки не превышает предельно допустимых.

На 2020-2021 учебный год в группе запланирована одна разновозрастная группа.

Количество детей – 10 человек

       Обучение детей происходит в доступной для детей форме, которая способствует углублению личного опыта ребенка.

Группа  работает   в   режиме   пятидневной   учебной   недели, в первой половине дня.  

  Начало   учебного   года   –   1  сентября.  

Продолжительность учебного года в 36 учебных недель.

     В группе планируется не более 10 занятий в неделю, не более 2 занятий

в день, продолжительность занятий  не более 30 минут.

В процессе занятия проводится физкультминутка, перерыв между занятиями 10 минут.

Для профилактики утомляемости детей,  занятия  требующие повышенной активности и умственного напряжения у детей, сочетаются с музыкальными и физкультурными занятиями.

Режим работы группы  кратковременного пребывания

для детей 5 – 6 лет.

п/п

Вид деятельности

Время занятий

1

Приём детей

9.00 – 9.15

2

Самостоятельная игровая деятельность детей

(настольные и подвижные игры)

9.15 – 9.30

3

Первое занятие

9.30 -10.00

4

Двигательная разминка между занятиями

10.00 – 10.10

5

Второе занятие

10.10 – 10.40

6

Прогулка на свежем воздухе

10.40 – 11.00

7

Самостоятельная деятельность педагога с детьми.

Самостоятельная деятельность детей под присмотром педагога.

11.00 – 12.00

8

Уход детей домой

12.00

Сетка занятий

группы  кратковременного пребывания для детей 5 – 6 лет.

п/п

день

недели

занятие

время

занятий

1.

Понедельник

1 Подготовка к обучению грамоте

   - рисование

2.Физкультура

9.30 -10.00

10.10. – 10.40

2.

вторник

1.Математика

2 Экология - конструирование, ручной труд (через неделю)

9.30 -10.00

10.10. – 10.40

3.

среда

1.Развитие речи  - музыка

2. Аппликация

9.30 -10.00

10.10. – 10.40

4.

четверг

1.Подготовка к обучению грамоте

2. Физкультура

9.30 -10.00

10.10. – 10.40

5.

пятница

1.Ознакомление с окружающим –

    лепка

2.Музыка

9.30 -10.00

10.10. – 10.40

Содержание психолого – педагогической работы с детьми

Психолого-педагогическое обследование поможет воспитателю получить представление о возможностях детей, посещающих его группу, и в соответствии с полученными данными в дальнейшем уделить особое внимание тем детям, чьи возможности по определённым параметрам оказались сниженными.

За 2 года каждый ребёнок обследуется 3 раза: в начале первого года занятий, в конце первого года занятий и после завершения курса.

Первое обследование детей производится с первых же дней посещения группы. Данные о ребёнке выявляются в процессе беседы, которую целесообразно провести в свободное от занятий время, и в результате наблюдений за ним во время занятии.

Сопоставление данных всех трёх обследований даст представление об эффективности обучения ребёнка в группе.

Общее развитие ребёнка

а) Умственное развитие

Эта графа заполняется на основании беседы с ребёнком и наблюдения за ним во время занятий.

В начале беседы задаются вопросы, на которые легко ответить: «Какие у тебя есть игрушки? С кем ты живешь?» и т.д. Далее следуют вопросы, выявляющие, насколько хорошо ребёнок ориентируется в окружающем его мире. Так, например, показав ребёнку картинки, иллюстрирующие времена года, можно задать такие вопросы: «Какое время года изображено на каждой картинке? Как ты об этом догадался?». Или, показав картинку, на которой изображены два-три вида транспорта, можно спросить: «На чём ещё можно ездить?». Помимо беседы можно использовать следующие приёмы:

• Определение последовательности действия.

Ребёнку предлагается разложить по порядку 2-3 предварительно перемешанные картинки одной серии, а затем составить по ним рассказ.

• Конструирование.

Сложение кубиков или разрезанных на 4 части предметных или сюжетных картинок. Используются также различные вкладыши. В этом случае детям предлагается вкладывать в гнезда или опускать в прорези пластинки или фигурки различной формы.

• Выявление логических несоответствий.

Ребёнку предлагается внимательно рассмотреть рисунок (например, птица плывет по реке, а над ней пролетает рыба) и объяснить, что здесь неправильно и почему.

• Определение различий в парных картинках.

С этой целью используются парные картинки с 2-3 явными различиями. Если ребёнок не может самостоятельно их определить, воспитатель сначала обращает его внимание на первое отличие, а потом предлагает отыскать ещё одно.

• Выделение лишней картинки.

Ребёнку предлагается определить, какая из трёх картинок (шапка, шарф, чайник; кровать, стул, конфета и т.д.) не подходит к остальным и объяснить почему.

• Разъяснение значений слов.

Воспитатель предлагает ребёнку объяснить, что означает слово сладкоежка (самолёт, сороконожка, пылесос, подснежник, холодильник). Можно задать следующие вопросы: «Чем отличаются снегопад и листопад (паровоз и пароход, самовар и самолет)?».

При заполнении этой графы учитывается, как ребёнок вступает в контакт (охотно, неохотно, отказывается отвечать на вопросы), правильно ли отвечает на вопросы; как раскладывает картинки одной серии (последовательно или нет, самостоятельно или с помощью воспитателя) и может ли объяснить их последовательность; как складывает разрезные картинки или вставляет вкладыши; выявляет ли логические несоответствия на рисунке или нет; находит ли отличия в парных картинках и сколько их обнаруживает; выделяет ли третью (лишнюю) картинку; правильно ли разъясняет значения слов.

б) Внимание, работоспособность

Данные о внимании и работоспособности ребёнка вносятся в карту обследования постепенно, по мере накопления наблюдении, как во время беседы (см. пункт «Определение различий в парных картинках»), так и в процессе занятий.

При заполнении этой графы воспитатель записывает в карту:

— внимание (устойчивое, неустойчивое, рассеянное и т.п.);

— работоспособность (стабильная, нестабильная, отмечается быстрая утомляемость или повышенная утомляемость).

в) Счёт

Ребёнку предлагается ответить, сколько ему лет, сосчитать пальцы на одной руке. Можно задать и такие вопросы: «Сколько у тебя глаз? А у меня? Сколько ног у курицы, у собаки? Сколько колёс у машины, у велосипеда, у парохода?».

Также используется рисунок, на котором изображены одноименные предметы (например, ягоды) в количественном составе 1,2,3,4. Ребёнку предлагается показать на рисунке, где 3 ягоды, 1 ягода, 2 ягоды и 4 ягоды.

В зависимости от ответов ребёнка воспитатель записывает в карту:

-счёт в пределах... (3,4 и т.д.);

- название чисел соотносит (или не соотносит) с количеством.

Речь ребёнка      

а) Общее звучание речи

Для определения характеристик общего звучания речи достаточно ограничиться наблюдениями во время беседы. Если же этого недостаточно, можно предложить ребёнку прочитать стихотворение или рассказать знакомую сказку (которую воспитатель может записать со слов ребенка в графу «Связная речь»). Учитывая индивидуальные характеристики речи ребёнка, воспитатель записывает в карту:

  • темп речи (равномерный, ускоренный, замедленный, неравномерный);
  • интонация: речь интонированная, т.е. эмоциональная, речь недостаточно

     (слабо, неравномерно) интонированная, речь монотонная, т.е.

      невыразительная;

  • звукопроизношение (речь чистая, нарушено произношение отдельных звуков, речь неразборчивая).

б) Фонематический слух

Одним из наиболее существенных критериев фонематического слуха является умение различать согласные звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам (звонкие - глухие, твердые - мягкие, свистящие - шипящие). Для этого детям предлагается повторить за воспитателем слоговой ряд. Например: та-да-та, ва-ва-фа, га-ка-ка; на-ня-на, кя-кя-ка, ва-вя-вя; ать-ащ-ать, ча-ща-ча, ца-са-ца, ща-ща-ша; за-жа-за, ща-са-ша, ща-ся-ща.

Если ребёнок неправильно воспроизводит слоговые ряды, воспитатель записывает в карту: «Фонематический слух снижен». В скобках можно указать, какие согласные звуки путает ребёнок.

Обычно дети со сниженным фонематическим слухом испытывают затруднения в различении гласных звуков. Чтобы в этом убедиться, ребёнку предлагается воспроизвести приблизительно следующие слоговые ряды: на-но-на, мо-му-мо, пы-пэ-пы, бо-ба-бу, ам-ом-ум. Далее ребёнку предлагается назвать первый звук в словах: Аня (Алла, аист), утка (улица, ухо), Эля (Эмма, эхо), Ира (Игорь, искра).

Если последнее задание вызывает затруднение, воспитатель объясняет ребёнку: «Слово Аня начинается со звука [А]. С какого звука начинается слово Алла»?

 В зависимости от ответов ребёнка воспитатель записывает в карту: «Первые гласные звуки в словах выделяет правильно (неправильно); не выделяет первые гласные звуки в словах».

в) Произношение слов сложного слогового состава

Ребёнку предлагается самостоятельно назвать, кто или что изображено на картинках. Например: велосипедист, балерина, милиционер, сковородка, аквариум, телевизор, мороженое и т.д.

Можно также предложить ребёнку повторить за воспитателем предложения:

- На ёлке зажглись разноцветные лампочки.

- Мотоциклист едет на мотоцикле.

- Космонавт управляет космическим кораблём.

Заполняя эту графу, воспитатель делает запись: «Искажает многосложные слова» (или: «Многосложные слова произносит без искажений»). Примеры искажённого произношения слов записываются в карту.»

г) Словарь

На основании ответов на все предшествующие вопросы и наблюдения за речью ребёнка в процессе занятий воспитатель уже может судить о состоянии его словаря.

При необходимости ребёнку можно предложить выполнить следующие задания:

- назвать у себя указанные воспитателем части тела (ресницы, брови, локоть, плечо, колено);

- назвать детёнышей кошки, собаки, коровы, курицы, утки, волка, зайца, медведя;

- подобрать антонимы к словам: большой, холодный, чистый, твёрдый, тупой, мокрый, широкий, высокий, старший и т.д. (Слова можно включать в состав предложений типа: «Этот стол большой, а этот? Эта лента широкая, а эта?»);

— назвать профессии: «Кто водит машины, самолёты, пароходы? Кто лечит людей? Кто подстригает волосы? Кто воспитывает детей? Кто разносит газеты и письма?» и т.д.;

—назвать мебель, транспорт, посуду, одежду, обувь;

— перечислить детали стула, брюк (платья), чайника;

—рассказать, как передвигается зайчик, рыба, змея, птица.

Воспитатель указывает в карте: «Словарь обширный (соответствует возрастной норме, ограниченный, крайне ограниченный, т.е. на уровне нескольких слов)».

д) Словообразование и словоизменение

Учитывая, что многие дети плохо владеют навыками словообразования и словоизменения, в начале каждого задания воспитатель даёт образец ответа.

Детям предлагается ответить на следующие вопросы:

- Как называется детёныш тигра? Как называется мама тигрёнка?

Аналогично производятся слова: слон - слонёнок - слониха, кот — котёнок - кошка, волк - волчонок — волчица, олень -оленёнок — олениха, медведь - медвежонок—медведица.

- В чём подают на стол сахар, соль, перец, салат?

- Стол из дерева какой? Ваза из стекла какая?

Кубики из пластмассы какие?

Варенье из яблок какое?

Можно также использовать задания на образование существительных суффиксальным способом. Ребёнку предлагается назвать ласково слова: щека, ухо, сапог, плечо, ребёнок, дерево, щенок, чайник, верёвка, лист.

Для образования глаголов приставочным способом ребёнку предлагается досказать слово в каждом предложении: «Мы ехали, ехали, к речке... (подъехали). Мост... (переехали). К горке... (подъехали). На горку... С горки... Дальше... И домой...»

В графе «Словообразование и словоизменение» воспитатель делает запись: «Успешное (допускает отдельные ошибки; достаточно затруднительно и т.д.)». Ошибки детей приводятся в скобках.

е) Грамматический строй речи

Предварительно желательно подготовить набор картинок: окно, лампа, ухо, дерево, стул, рукав, воробей, ботинок, овца, утка, петух, ложка.

Вопросы воспитателя формулируются таким образом, что в ответах ориентируют ребёнка на определённую падежную форму. Например:

-  На кого и на что ты смотришь? (На окно, лампу и т.д.)

-  Чего не стало? (Окна, лампы и т.д.) (В этом случае воспитатель поочередно закрывает картинки рукой.)

-  К чему я притронулась карандашом? (К окну, к лампе и т.д.)

-  С какими картинками мы играли?

-  О каких картинках говорили?

Можно также предложить ребёнку назвать каждую картинку во множественном числе: «Представь, что этих картинок много. Как ты их тогда назовёшь?» Далее ребёнку предлагается назвать каждую картинку со словом много.

В графе «Грамматический строй» воспитатель делает запись: «Речь грамматически правильная (незначительные аграмматизмы; большое количество аграмматизмов)».

ж) Употребление предлогов

Целесообразно специально проверить, какими предлогами пользуется ребёнок в своей речи. Для этого ему предлагается ответить примерно на такие вопросы: «Где лежит карандаш? (На коробке.) А теперь? (В коробке.) Откуда я взяла карандаш? (Из коробки.) Где теперь карандаш? (Под столом.) Откуда я его достала? (Из-под стола.)» и т.д.

При заполнении данной графы воспитатель делает запись: «Простые предлоги употребляет правильно (неправильно); правильно (неправильно) использует сложные предлоги (не умеет пользоваться сложными предлогами)».

з) Связная речь

Ребёнку предлагается составить рассказ по сюжетной картинке или по серии картинок или пересказать содержание знакомой сказки. Рассказ ребёнка фиксируется в карте с сохранением всех ошибок и искажений слов.

Карта психолого-педагогического обследования детей

1. Фамилия, имя _____________________________

2. Дата рождения (месяц, год) ___________________

3. Домашний адрес__________________________

4. Дата поступления ребёнка в группу_______________

5. Общее развитие ребёнка:

а) умственное__________________________________ развитие_______________________________________

б) внимание _____________________ __________

в) работоспособность_____________________________

г) счёт ____________________________________

6. Речь ребёнка:

Интонация_____________________________________

а) общее звучание речи: темп______________________

звукопроизношение_______________________________

б) фонематический слух__________________________

в) произношение слов сложного слогового состава____

г) словарь ___________________________________

д) словообразование и словоизменение_____________

е) грамматический строй _________________________

ж) употребление предлогов __________________

з) связная речь _______________________________

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы

     В современных условиях развития общества проблема здоровья детей  является как никогда ранее актуальной.

Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок.

 Что такое здоровье?

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное  физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания и развития детей, их жизнь в семье.

     Современные семьи не всегда ведут здоровый образ жизни, нет сознательного отношения к своему здоровью, не задумываются о том, что здоровье ребенка – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития  инициативы, дарований и природных способностей. У здорового ребенка быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявленные к нему требования.

   Проблема оздоровления и закаливания ребенка в семье характеризуется тем, что не у всех родителей хватает терпения, выдержки, настойчивости, чтобы систематически закаливать детей. Воспитание ребенка в теплых условиях свойственно многим семьям. Родителям не хватает теоретических знаний, практических умений по вопросу оздоровления ребенка.  

Проблема оптимизации оздоровительной работы с дошкольниками актуальна еще и в связи с подготовкой детей к обучению в школе.

   Здоровье детей является предметом пристального  внимания педагогического коллектива.

Мониторинг заболеваемости на 2008 – 2011 гг.

Учебный год

Число дней,

пропущенных

одним ребенком

по болезни

%

часто

болеющих

детей

Количество и %

детей с

хроническими

заболеваниями

Количество и %

детей с

нарушениями

здоровья,

вызванными

адаптацией группы

2008-2009гг

6

15%

-

-

2009-2010гг.

8

19%

-

-

2010 –2011гг.

9

22%

-

-

Данные по травматизму.

2008-2009 учебный год

2009 – 2010

Учебный год

2010 -20011

учебный год

На занятиях

-

-

-

В режимные

моменты

-

-

-

На прогулке

-

-

-

    Анализируя состояние здоровья воспитанников, мы обратили внимание на то, что с каждым годом при поступлении в дошкольное учреждение, кол-во детей с ослабленным здоровьем увеличивается. Поэтому ответственность за сохранение и укрепление здоровья воспитанников ложится на (педагогический коллектив) и родителей.

   

Представленные цифры свидетельствуют, что не все дети являются абсолютно здоровыми, почти каждый ребенок имеет соматическое заболевание. Несмотря на понятные всем причины роста заболеваемости детей (экология, питание, снижение жизненного тонуса, иммунитета и т. д.), которые носят объективный характер, за последние годы отмечается

динамика количества здоровых детей с высоким и средним  уровнем физической подготовки.

Задачи:

-   закреплять   наметившиеся   тенденции   сохранения   и   укрепления   здоровья   и   отсутствия   травматизма   наших воспитанников;

- повышать уровень физической подготовленности детей;

- снижать количество детей с отклонениями в психофизическом развитии и соматическими заболеваниями

Диагностики:

Физическая культура

Уровни освоения

высокий

Ребёнок проявляет стойкий интерес к физическим упражнениям. Осуществляет элементы контроля за действиями сверстников, замечает нарушения правил игры. \наблюдает перенос упражнений в самостоятельную деятельность.

средний

Ребёнок владеет главными элементами техники большинства движений. Способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа. Иногда замечает ошибки при выполнении упражнений и нарушение правил игры. Увлечён процессом и не всегда обращает внимание на результат. В играх активен, положительно относится ко всем предлагаемым и особенно новым упражнениям.

низкий

Ребёнок допускает существенные ошибки в технике движения. Не соблюдает заданный темп и ритм, действует только в сопровождении показа воспитателя. Нарушает правила в играх, хотя с интересам в них играет. Ошибок в действии других не замечает.

При поступлении в группу у ребят наблюдается низкий уровень физической подготовки. Ребята допускают существенные ошибки в технике движений, некоторые ребята совсем не могут повторить движение за воспитателем. К концу первого года обучения ребята усваивают элементы техники большинства движений, большинство ребят способны самостоятельно выполнить упражнения на основе предварительного показа. В играх активны, но не все ребята обращают внимание на результат, некоторые ребята допускают ошибки, не всегда соблюдают правила игры. К концу второго года обучения ребята проявляют интерес к физическим упражнениям. В играх активны, замечают нарушения правил игры.

Тестовые задания по математике. Автор И.Бушмелёва

Задания

результат

1 Фигуры.

Может назвать геометрические фигуры    - +

  1. Пространственное отношение

А.Оринт. в простран.отношен.между предмет.(перед, за, над, под итд.

Б. Ориент. на листе бумаги(прав.нижний угол, середина итд. - +

В. Знает и легко оперирует понятиями, длиннее, короче,высокий, низкий   - +

  1. Счёт

А. Может определить каких предмет больше,меньше,поровну.- +

Б. Знают порядковый счет до 10 (до5, до7

В. Знает обратный счёт- +

При поступлении в школу ребята с трудом называют некоторые геометрические фигуры, некоторые совсем не могут назвать не одной геометрической фигуры. Плохо ориентируются в пространстве, ориентироваться на листе бумаги не могут. Путаются в определении понятий «высокий», «длинный» и.т.д. Счёт до 10. Знают не все дети. Обратный счёт дети не знают. Названное число соотносить с количеством не могут.

Итоговое тестировании показывает, что дети знают геометрические фигуры, могут ориентироваться  в пространственном отношении( перед, за, над), хорошо ориентируются на листе бумаги. Названное число легко соотносят с количеством. Знают и легко определяют понятие длиннее, короче, выше, ниже. Знают порядковый и обратный счёт.

Тест на развитие графического навыка Н.В.Нижегородцева

задания

результат

1.Характер линии

-Ровная прямая, нажим ровный – 1бал

Неровная, дрожащая, косая, искривлённая – 0 балов

2.Размер элементов

- соответствует эталону – 1 бал

- не соответствует эталону – 0 балов

3.Форма элементов

- соответствует эталону – 1 бал

- не соответствует эталону – 0 балов

4.Наклон

- соответствует эталону – 1 бал

- не соответствует эталону – 0 балов

5.Отклонение от строчки

- не значительное (не более 30) -1 бал

- значительное- 0 балов

6.Последовательность элементов

-правильно воспроизведена последовательность элементов – 1 бал

-неверно воспроизведена последовательность элементов – 0 балов

При поступлении в группу у ребят графические навыки развиты очень слабо или совсем не развиты.

Итоговое тестирование показывает высокий и средний уровень развития графического навыка у ребят.

Окружающий мир. Тест «Назови одним словом» Н.В.Нижегородцева

задания

результаты

1.Цветы (Ромашка, фиалка, роза  )                  

2Домашняя птица (Курица, утка, гусь )

3.Праздники (Новый год, 8марта, 9мая)

4.Деревья(Тополь, берёза, ёлка)

5.Игрушки (Кукла, машинка, мяч)

При поступлении в школу ребята родовые понятия находить не могут.

Некоторые ребята могут три предмета к одному в отдельных случаях (игрушки, ягода)

Итоговое тестирование показывает, что дети могут соотносить три предмета к одному понятию.

Стандартная беседа Нежновой «Ориентация на содержание учебной деятельности» (6лет)

А- ориентация на содержание учебной деятельности -2балла                

Б – ориентация на внешние атрибуты – 1 бал

В – ориентация на внешкольные виды деятельности и условия

задания

результаты

1.Хочеш ли ты идти в школу?

А- очень хочу -2

Б – так себе, не знаю - 1

В –не хочу -0

2.Почему ты хочешь идти в школу?

А –интерес к учению, занятиям, хочу научится читать, писать, стать грамотным, умным итд.- 2 б

Б –интерес к внешней школьной атрибутики, новая форма. Книги, портфель- 1б

В – внеучебные интересы; в школе весело, все ребята идут в школу, мама сказала – 0б

3.Готовишся ли ты к школе? Как ты готовишься(тебя готовят к школе)?

А –освоение некоторых навыков, чтение, письмо, счёт,, с мамой учили буквы итд – 2 б

Б –приобрели форму, школьные принадлежности -1б

В – занятия не соотносящиеся со школой – 0б

4.Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего?

А – освоение некоторых навыков, чтения, письма -2 б

Б – внеурочные занятия и прочие, не связанные с учением моменты, перемена, оформление класса – 1б

В – уроки  художественно – физкультурного цикла, знакомые ретята итд -0б

5.Если бы тебе не надо было ходить в школу, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день?

А –занятия учебного типа: писал бы буквы, читал итд – 2б

Б – дошкольные занятия: рисование конструктор – 1б

В – занятия не имеющие отношения к школе: игры, гулянье,помощ по хозяйству – 0б

Тестирование «Ориентация на содержание учебной деятельности» проводиться по выпуску ребят из группы (6лет), которое показывает, что у ребят развита школьно – учебная ориентация, положительное отношение к школе. Внутренняя позиция школьника достаточно сформирована.

Тест на определение уровня развития произвольной регуляции деятельности Н.В.Нижегородцева

А- 5-6 баллов – у ребёнка  достаточно сформирован навык работы по инструкции взрослого, он способен внимательно слушать педагога и точно выполнять его задания,3–4 балла- сформировано не достаточно хорошо, 0-2балла- низкий

Б –Уровень развития действий самоконтроля и самооценки. 4-6 баллов – хороший, 1-3 средний, 0 – низкий.

Качество выполнения задания

Узор полностью соответствует заданию – 2 балла

Узор похож на заданный, но есть ошибки – 1балл

Задание не выполнено – 0баллов

Задание

результат

А- Узор выполняется по шаговой инструкции взрослого

1 строчка

2 строчка

3 строчка

А

Б

Б -Узор выполненный самостоятельно

1 строчка

2 строчка

3 строчка

А

Б

При поступлении в группу у ребят 5 лет графические навыки, уровень развития действий самоконтроля очень низкие.

При проведении итогового тестирования у ребят 6 лет в основном графические навыки достаточно высокие, развиты действия самоконтроля и самооценки.

Анализ успеваемости выпускников ДОУ

Отслеживая результаты обучения  детей в группе, мы поддерживаем связь с учителями начальных классов. Они отмечают, что у детей достаточно сформирован уровень учебной мотивации, имеется  потенциал

интеллектуальных и организаторских способностей.

   Проблема оптимизации предшкольного образования актуальна и ориентирована на  обеспечение равных стартовых возможностей для поступления в школу.  Предшкольное образование ребенка-дошкольника направлено на обогащение психофизиологического развития, которое дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье, обеспечивает нормальное гармоничное развитие, сохраняет радость детства.

     Основными задачами предшкольного образования является: обеспечение физического, сенсорного, когнитивного, речевого, социально-личностного, эстетического, эмоционального развития ребенка. Реализация задач осуществляется в процессе физического воспитания, предметной и игровой деятельности, выразительном движении, ознакомлении с окружающим, развитии речи, формированием элементарных математических представлений, музыкального воспитания.

   Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, обеспечивающего успешность в школе – одна из приоритетных задач группы кратковременного пребывания детей.

  Сегодня есть все основания  считать, что новые модели образования детей старшего дошкольного возраста, развиваясь, оказываются носителями образовательных черт, необходимых для воспитания, обучения и развития ребенка старшего дошкольного возраста.

   Учитывая, что группа является искусственно-естественной средой жизнедеятельности дошкольника, педагогический коллектив моделирует развивающее пространство группы по подобию благоустройства мира.

     Направленность воспитательной системы на личностно-ориентированную модель общения определили стратегию и тактику построения среды, в основу которой были положены принципы индивидуальной комфортности и благополучия, стабильности и динамичности, активности, учета половых и возрастных отличий детей.

   Однако длительное пребывание ребенка в изолированном воспитательно - образовательном пространстве обедняет процесс развития его личности, а поэтому актуализирует проблемы формирования представлений об истинных культурных и духовных ценностях человека.  

Преемственность группы кратковременного  пребывания  для детей

5 – 6 лет с начальным звеном.

     Расширение функционального пространства воспитательной системы мы видим через проведение разнообразных мероприятий:

-спортивные праздники;

-праздник «С днем знаний!»;

-праздник «День матери»;

- праздник «Масленица»

-викторина»Мир сказок»

- познавательная игра «Путешествие в страну Светафорию»  и т.д.

   Все эти мероприятия способствуют восстановлению воспитательного потенциала, активному взаимодействию детей  разных возрастных групп и взрослых.

   Образовательная программа реализуется при непосредственном участии родителей. Участие обеспечивается  изучением семей в процессе консультаций, бесед с родителями, бесед с детьми, наблюдений за детьми, посещение семьи, участие в праздниках. Создан и функционирует родительский комитет. Имеется банк данных по детям дошкольного возраста села

                                     Модель выпускника

 группы кратковременного пребывания  для детей 5-6 лет

Воспитатель группы совместно с семьей стремится к формированию важных качеств личности, которыми должен обладать выпускник группы  в соответствии с выбранным содержанием образования,  с учетом умений данного образовательного учреждения, в котором  выпускник продолжит свое обучение.

- в физическом воспитании:

- совершенствовать двигательную активность детей, развивать представление о своем теле и о своих физических возможностях;

- воспитывать бережное отношение к своему организму, формировать культурно-гигиенические навыки;

- развивать интерес к различным видам спорта, приобщая к первоначальной спортивной активности. Развивать физические качества: волю, целеустремленность, выносливость, смелость.

- в интеллектуальном развитии:

- сформировать общие представления об окружающем, умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями окружающего мира;

- фонетически и грамматически правильную речь, умение связно и последовательно выражать свои мысли, понимать смысл текста и передавать его содержание;

- любознательность, самостоятельность  и творчество в выполнении заданий с небольшим дополнительным внешним стимулом;

- выполнять операции сравнения, обобщения, классификации, развивать способности делать умозаключения и выводы на основе имеющихся знаний;

- произвольность психических процессов: внимание, память, мышление, способность сосредоточенно работать в течение 20 - 30 минут, выполнять инструкцию взрослого или самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат деятельности.

в социально-личностном развитии:

- строить отношения со взрослыми и сверстниками, понимать и соблюдать социально-этические нормы, оценивать адекватно свои поступки и сверстников, уметь взаимодействовать в коллективе, выражать интерес к общему результату.

Сформировать желание учиться в школе, осознанно воспринимать свои возможности и достижения.

в художественно-эстетическом развитии:

- узнавать и называть художественные произведения знакомых авторов, знать и различать музыкальные  инструменты, выполнять простые музыкально-ритмические и танцевальные движения, знать и уметь работать с разными ИЗО материалами, выполнять самостоятельно несложный сюжет в рисовании, лепке, аппликации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа групп кратковременного пребывания

Образовательная программа групп кратковременного пребывания дошкольников от 1,5 до 6 лет в учреждении дополнительного образования детей....

Рабочая программа для детей группы кратковременного пребывания

Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста  6 - 7 лет и является одним из структурных компонентов ...

Инновационный подход учителя-дефектолога, учителя-логопеда к методам и приемам коррекционной работы в группе кратковременного пребывания «ЛЕКОТЕКА».

Данная статья является результатом  анализа работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда  ГБОУ Начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного а...

Рабочая программа группы кратковременного пребывания при школе

Материал содержит рабочую программу по УМК  Н.Ф. Виноградовой "Предшкольная пора"...

Образовательная программа стажировочного курса "Группы кратковременного пребывания для неорганизованных детей в учреждении дополнительного образования детей"

Представлена образовательная программа, по которой работало МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) в статусе базового учреждения Федеральной стажировочной площадки АОУ ДПО "ИРОиПК&q...

Психолого-педагогическая программа "Вместе с мамой" для группы кратковременного пребывания детей от 1 года до 1 года 6 месяцев, не посещающих дошкольные образовательные организации"

Представлена программа для группы кратковременного пребывания детей от 1 года до 1 года  месяцев, не посещающих дошкольные образовательные организации...