Инновационный подход учителя-дефектолога, учителя-логопеда к методам и приемам коррекционной работы в группе кратковременного пребывания «ЛЕКОТЕКА».
методическая разработка на тему

Паплевина Наталья Николаевна

Данная статья является результатом  анализа работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда  ГБОУ Начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата № 1892 с детьми,  страдающими  ДЦП и имеющими сложную структуру дефекта.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovacionnyy__podhod__uchitelya1.doc270.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный  подход  учителя-дефектолога, учителя-логопеда к  методам  и приемам  коррекционной  работы  в  группе  кратковременного  пребывания  «ЛЕКОТЕКА».

Данная статья является результатом  анализа работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда  ГБОУ Начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата № 1892 с детьми,  страдающими  ДЦП и имеющими сложную структуру дефекта.

Учитывая всю специфику работы с такими детьми, я предлагаю поэтапную модель коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей, страдающих ДЦП и  имеющих сложную структуру дефекта. В основе этой  модели лежит комплексный подход, предполагающий решение разнообразных задач, а также  частая смена видов деятельности в ходе каждого коррекционно-развивающего  занятия. (см.приложение 1) «ИННОВАЦИОННАЯ  МОДЕЛЬ  ИНДИВИДУАЛЬНОЙ  КОРРЕКЦИОННОЙ  РАБОТЫ  С ДЕТЬМИ,

 СТРАДАЮЩИМИ  ДЦП  И  ИМЕЮЩИМИ  СЛОЖНУЮ СТРУКТУРУ ДЕФЕКТА.»

Главное в этой модели – это постепенное (циклическое) усложнение материала внутри каждой задачи, которая на каждом возрастном этапе существует в разных сочетаниях и зависит от характера  дефекта и уровня его проявления.

Направления работы на индивидуальном коррекционном занятии определяются  с учетом квалификационных характеристик детей с особенностями в развитии. Индивидуальные коррекционные занятия проводятся по специальным планам, с учетом особенностей каждого ребенка: (см.приложение2)

Коррекционное занятие имеет логически законченную, целостную ограниченную временными рамками систему. В коррекционном занятии представлены почти все основные элементы коррекционно-образовательного процесса: задачи, содержание, средства, методы, организация.

Качество занятия зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.

При построении коррекционного занятия я определяю,  на каком уровне ребенок будет усваивать  предлагаемый материал:

  1. на уровне взаимодействия в процессе сопряженных (совместных) с педагогом действий;
  2. на уровне взаимодействия с помощью полусапряженных  (частично совместных) с педагогом действий;
  3. на уровне восприятия (работа после обучающего эксперимента);
  4. на уровне применения знаний по образцу;
  5. на уровне речевой инструкции:
  6. на уровне самостоятельной работы.

Современное содержание специального образования детей с особыми образовательными потребностями определяют ряд обязательных требований к коррекционному занятию, которые необходимо учитывать при построении структуры занятия:

  1. Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта.
  2. Занятия строятся на основе принципов интегрирования.
  3. В занятиях  прослеживается системность и преемственность.
  4. Выбор тематики занятий  определяется характером нарушения развития детей с особыми образовательными потребностями и подбором наиболее адекватной тактики коррекционной  работы.
  5. Формы работы определяются задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных.

К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии:

  1.   занятие включает в себя как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие и корригируют нарушения опорно-двигательного аппарата;
  2.   включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий;
  3.   изложение материала на занятии строятся  вариативно  по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты  сопряженных и полусопряженных действий с педагогом.
  4.   занятия  носят наглядный характер и проводятся в игровой (доступной) ребенку форме.

Инновационным подходом мы называем  нетрадиционные методы и приемы в работе учителя-дефектолога, учителя-логопеда.

На занятиях кроме традиционных методов и приемов работы, я использую и нетрадиционные: Су-Джок терапия, иппликатор Кузнецова, гимнастика Брейн Джим,  Чжень-цзю-терапия  и др.

Инновационный подход в данном случае заключается в интеграции работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда в одном лице. 

Очень важным моментом в работе с детьми, страдающими ДЦП и имеющими сложную структуру дефекта является  тесное взаимодействие мамы  с специалистами ГОУ. Присутствие мамы на всех индивидуальных занятиях  играет важную роль в развитии ребенка, она учится правильно общаться, грамотно заниматься и больше понимать своего  ребенка. Опыт, полученный на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях,  может применяться и в домашних условиях. Таким образом,  достигается максимально положительный результат  развития ребенка в целом.

Зная ребенка, его физические и психофизические возможности я строю занятия таким образом, чтобы индивидуальные коррекционно-развивающие занятия включали в себя развитие и коррекцию всех нарушенных функций, через сохранные анализаторы и физические возможности ребенка. Занятия строятся  с учетом  «зоны актуального развития» ребенка.

Для определения у ребенка «зоны актуального развития»,  мы вместе с мамой:

 - вспоминаем все самые мельчайшие подробности, как течения беременности, так и раннего развития ребенка;

- совместно с мамой наблюдаем за поведением ребенка, как  в свободной деятельности, так и задавая наводящие вопросы;

- мама знакомит  дефектолога с особенностями развития ребенка;

- далее в игровой форме  пытаемся (насколько это возможно) провести    диагностику умений и навыков,  состояние моторики, речевого и интеллектуального  развития;

- данные заносятся в электронную «программу комплексной диагностики уровня развития » (Аксенова Л.И., Тюрина Н.Ш., Шкадаревич Е.В.) (см. приложение 3 ), где и  намечается «зона ближайшего развития» ребенка;

- на каждого ребенка выводится ИПР (индивидуальная программа реабилитации) с основными показателями развития  на I полугодие;

- слухового восприятия;

- зрительного восприятия;

- общей моторики;

- движение руки;

- предметной деятельности;

- активной речи;

- пассивной речи;

- навыков самообслуживания;

- коммуникативных навыков;

- социальное развитие.

- после четкой картины состояния развития на тот период,   прописывается индивидуальные методы и приемы коррекционной работы  в текущем планировании;

- в конце декабря проходит вторая диагностика, где мы наглядно видим динамику развития   первого полугодия( см. профиль развития ребенка, приложение3), вносим коррективы в ИПР;

- в  конце года мы в третий раз диагностируем ребенка и видим полную картину развития, которая наглядно отображена в «профиле развития ребенка» и наглядно демонстрирует нам динамику уровня  развития каждой  отдельной функции  ребенка.

Таблица 1.           График организации образовательного процесса.

Сроки

Содержание работы

1сентября -15 сентября

1 –я мониторинговая диагностика психического развития детей. Составление ИПР на 1-е полугодие на каждого ребенка,

Оформление документации дефектологического и логопедического  кабинета.

15 сентября – 15 декабря

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по расписанию.

15 декабря-31 декабря

2 –я мониторинговая диагностика психического развития детей.

11 января – 15 июня

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по расписанию.

15 июня – 30 июня

Итоговая (мониторинговая) диагностика психического развития детей. Анализ «профиля развития ребенка». Заполнение документации. Годовой отчет.

ПРИНЦИП  ПОСТРОЕНИЯ  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ  ЗАНЯТИЙ

Одно индивидуальное коррекционно-развивающее занятие  включает в себя сразу несколько этапов работы (см. инновационную модель, приложение1):

-  логопедическая коррекция,

-  коррекция опорно-двигательного аппарата,

-  коррекция психических функций и интеллектуального  развития.

I ЭТАП – ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ  КОРРЕКЦИЯ

1.  логопедический массаж 

1.1. Лица.

После выбора позы, адекватной для логопедического занятия, проводится дифференцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, который направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений.

Массаж лица осуществляется в следующих направлениях:

-    от середины лба к вискам;

-    от бровей к волосистой части головы (фото 2);
-    от внутреннего угла глаза к наружному по верхнему веку и в

     обратном   направлении по нижнему;
-    от корня носа к височной области ;
-    от угла рта к козелку ушной раковины;
-    от середины подбородка к мочке уха;
-    по передней поверхности шеи – снизу вверх, по боковым – сверху вниз.

 Специальный массаж нижней части лица проводится в следующей последовательности:

- одновременный поглаживающий массаж обеих щек от носа к ушам слегка расставленными  2,3,4,5 пальцами;
- легкое растирание  носогубных складок от крыльев носа к углам рта вторыми пальцами обеих рук (фото1);
- поглаживание подбородка от середины к мочкам ушей  вторыми и третьими пальцами  обеих рук;
- массаж круговой мышцы рта: от середины верхней губы к  углам и дальше к середине нижней губы;
- раздельное поглаживание  верхней губы от средней линии к углам рта, от носа к краю нижней губы, от средней линии к углам рта, от подбородка к краю;
-  поглаживание шеи от середины к мочкам ушей.

В той же последовательности применяю  прием растирания. С едва заметными усилиями мелкими круговыми движениями пальцы продвигаются  по тем же направлениям, затем легкое поколачивание подушечками 1,2,3,4 пальцев всей нижней части лица и шеи от средней линии к ушам.

В заключение проводят прием поглаживания.

Общее время массажа – 5 минут.

Фото 1.

Фото 2.

1.2. Языка.

Массаж языка  и ротовой полости провожу  с помощью  набора «для прорезывания зубов»  ( рис.1), который  можно приобрести в любом магазине для детей.          Рис.1.

Помимо  набора «для прорезывания зубов», в комплект набора для  выполнения массажа языка и ротовой полости, входит детский  крем и марлевые стерильные салфетки  размером.

Массаж выполняется как педагогом (фото 3.), так и самим ребенком

 (фото 4.).

 ( Ребенку даем возможность проявить самостоятельность в любых видах деятельности, где это возможно).

Фото 3.

Фото 4.                               «Просыпайся, язычок…»

1.3. Рук.

Массаж включает в себя следующие типы движений:

  1. поглаживание: совершается в разных направлениях.
  2. растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее).
  3. вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев (можно использовать вибромассажер)
  4. сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по-очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

Ручной массаж кистей .

Очень полезен массаж кончиков пальцев( фото 5.)  и ногтевых пластин кистей . Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла.

Фото 5.

Массаж рук с применением  тактильно-кинестетической стимуляции.

 Одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка является Су-Джок терапия.

Кольцо нужно надеть на палец и проделать массажные движения  от кончиков пальцев, к их основанию (фото 6).        

Фото 6.

Мощный раздражитель -  иппликатор Кузнецова[1] (фото 7). Усиливает микроциркуляцию, вызывает расслабление мышечных образований, активизирует лимфо- и кровообращение, за счет чего улучшается питание систем организма. Образуется обратная биологическая связь с жизненно важными органами и центрами, всеми отделами нервной системы.

Фото 7.

Рис. 2.                             С массажными мячиками



Мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев (фото8).

Практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным).

Фото 8.

2. Точечный массаж.

(Чжень-цзю-терапия).

Точечный массаж основан на представлении древневосточных целителей об устройстве человеческого организма. Метод имеет некоторые сходства с массажем, применяемым в восточной медицине. Однако он имеет принципиальное отличие, которое состоит в том, что при методе пальцевого массажа воздействие направлено на биологически активные точки без каких-либо других приемов восточного массажа.

Биологически активные точки (БАТ) обладают специфическими качествами, такими как высокий электрический потенциал, высокая температура и высокая болевая чувствительность кожных покровов, низкое электрическое сопротивление кожи. В этих точках повышено поглощение кислорода кожей и имеется высокий уровень обменных процессов.

При выполнении точечного массажа применяют две основные методики:

1) седативная (успокаивающая, расслабляющая, релаксирующая);

2) тонизирующая (возбуждающая, стимулирующая).

Седативная методика заключается в выполнении:

1) постепенного, нежного и непрерывного поглаживания без смещения тканей;

2) растирания круговыми движениями против часовой стрелки со смещением массируемых тканей;

3) щипцеобразного разминания;

4) вибрации (концевыми фалангами пальцев с постепенным увеличением силы давления и также с постепенным уменьшением силы надавливания)(фото 9).

При тонизирующей методике все движения более энергичные, прерывистые, более высокая сила надавливания.

Фото 9.

3. Артикуляционная  гимнастика.

Артикуляционная гимнастика с детьми, страдающими ДЦП и имеющими сложную структуру дефекта, проводится как в пассивной, так и активной форме.

ПАССИВНАЯ   ГИМНАСТИКА

Пассивные движения органов артикуляции, которые выполняет логопед, способствуют включению в процесс артикулирования мышц, до этого бездействующих. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры.

Пассивная гимнастика для губ предполагает проведение

                                                      следующих  упражнений:

1.  собирание туб в «трубочку»

2.  растягивание губ в улыбку, поставив указательные пальцы

     обеих рук в углы губ (фото 10);

3.поднимание верхней губы — движения от углов губ  по носогубным с

   кладкам  вверх к крыльям носа, обнажая верхние десны;

4.  опускание нижней губы; поставив пальцы в углы губ, опускают нижнюю

     губу,  обнажая десны.

Все движения выполняют 3-4 раза.

Иногда у ребенка с церебральным параличом отмечается гиперчувствительность лицевой или артикуляционной области, и стимуляция этих зон вызывает у них неприятные ощущения, отрицательные эмоции, повышение общего мышечного тонуса. В этих случаях массаж особо чувствительных зон не проводится.

Фото 10.

АКТИВНАЯ   ГИМНАСТИКА

Активной гимнастикой называется система упражнений для органов артикуляции, которые выполняет ребенок самостоятельно по  инструкции логопеда.

Привожу  20 упражнений, которые осваиваются постепенно и имеют функциональную нагрузку (выражается в утрированном, четком выполнении всех заданий, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции. Методика Е.Ф.Архиповой) ( см.приложение4).

Фото 11.                    Упражнение № 1. «ЗАБОР».

4. Развитие речевого дыхания.

В своей работе по развитию речевого дыхания,  используется несколько видов дыхательной гимнастики:

- статическая дыхательная гимнастика;

- динамическая дыхательная гимнастика;

  1. Статическая дыхательная гимнастика.

Для воспитания внеречевого дыхания: учу быстрому вдоху и плавному, равномерному выдоху ( без фонации).

- сдуть с руки снежинку ( из папирусной бумаги);

- сдуть ватку;

- подуть на султанчики;

- подуть на бумажную бабочку;

- сдуть листья с деревьев;

- сделать бурю в стакане (подуть через трубочку в воду так, чтобы

                                                    вода забурлила).

  1. Динамическая дыхательная гимнастика.

Подготавливает дыхательный аппарат к фонационному (речевому) дыханию, т.к. способствует расширению емкости легких.

Динамические дыхательные упражнения проводятся с ребенком в сочетании с движениями туловища, рук, ног. Это расслабляющие движения:

- Подражание полету птиц;

- поднять руки вверх и опустить их по бокам, раскачивая расслабление руки вперед-назад;

- наклонить голову вперед, расслабляя мышцы;

- медленное потряхивание кистью правой и левой руки;

- медленное потряхивание вытянутой вперед ноги правой и левой;

- покачивание одновременно обеими  руками у пола, имитация  полоскания белья.( Примеры некоторых игровых упражнений

по развитию дыхательной гимнастики см.приложение 5)

Фото 12.                                         «Футбол»

II ЭТАП – КОРРЕКЦИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО  АППАРАТА

Ко второму этапу коррекционной работы относятся задания, направленные на развитие координации движений (  подвижные игры с мячом, шарами, предметами…)

Игры на развитие координации движений

Эти игры помогают развить координацию движений ребенка. Игры особенно полезны детям, страдающим ДЦП и имеющим сложную структуру дефекта, для развития скоординированных, гармоничных движений. На занятиях  сочетаются  подвижные игры и дидактические задания ( фото 13).

Фото 13.

Приведу несколько вариантов простых игр, с которыми смогут справиться дети. (см.приложение 6).

Сразу оговоримся, когда я говорю «игроки или дети сидят», это значит, что если есть возможность, ребенок  сидит на полу, если такой возможности нет, то в кресле со взрослым. Роль ведущего, да и водящего тоже практически во всех играх играет взрослый. Ведущему надо самому контролировать скорость выполнения тех или иных действий, ребенок должен успевать реагировать.

Фото 14.                            «Рыбная ловля»

Фото 15.                                   «Собираем бусы»

                                                (игра с прищепками)

Фото 16.                                    Посчитаем шарики.

Фото 17.                                   «Найди мячик»

Работа с сыпучим материалом (горохом)

III ЭТАП – КОРРЕКЦИЯ  ПСИХИЧЕСКИХ  ФУНКЦИЙ.

Для развития психических функций ребенка,   кроме дидактических игр и упражнений,  используются:  звонкие погремушки, музыкальные инструменты, пищащие игрушки животных, объемные геометрические фигуры, яркие шары, разнообразные световые раздражители, таблицы

 ( рис.3) и т.д.

Большая роль  в коррекции психических функций уделяется развитию межполушарного взаимодействия (фото 18), а так же развитию зрительно-ориентировочной координации (фото 19), развитию слуховых - ориентировочных реакций (фото 20), продуктивному виду деятельности (фото 21).

Фото 18.                          Мы капусту рубим, рубим…

Фото 19.       Развитие зрительно-ориентировочной координации.

Фото 20.             Развитие слуховых - ориентировочных реакций.

Фото 21.                       Продуктивный вид деятельности.

Примечание.

Не все блоки присутствуют на каждом занятии. Они чередуются, по-разному соединяются. В каждом занятии их не меньше трех.

На занятии по формированию коммуникативных навыков и развитии речи с детьми страдающими ДЦП и имеющими интеллектуальную недостаточность, следует соблюдать следующие требования:

  1.      любые задания должны предлагаться в наглядной форме;
  2.      объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз,

       в   одной и той же последовательности и теми же выражениями;

  1.      речевые инструкции надо предъявлять голосом разной громкости,

       не  рекомендуется говорить с ребенком громким голосом;

  1.      целесообразно иногда переходить на шепотную речь;
  2.     обращать внимание на успехи ребенка.

Вначале ребенка учат реагировать на жест и слова, а затем – только на слова. При проведении речевых упражнений основное правило: «Не  принуждать, а побуждать ребенка к речи», т.е. не использовать слова «повтори», «скажи», «назови», а многократно повторять один и те же слова, обыгрывая их в различных ситуациях, разговаривая с ребенком о том, что его интересует, постепенно вовлекая его в разговор. Если ребенок не копирует взрослого, надо стараться, чтобы он, слушая, реагировал на голос.

Список использованной литературы:

1.   Аксенова Л.И., Тюрина Н.Ш., Шкадаревич Е.В. Программа

       ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка. – М., 2010.

2.   Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по

      преодолению  стертой дизартрии. – М., Астрель, 2008.

3.   Архипова Е.В. Коррекционная работа с детьми с

      церебральным  параличом. – М., 1989.

4.   Архипова Е.Ф. Методы коррекции речевого и психического развития

      у  детей с церебральным параличом в раннем возрасте:

      Кн. для логопеда, воспитателя, родителей детей с ДЦП. – М., 1997.
5.   Бадалян Л.О. Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские

      церебральные параличи. – И.: «Здоровье», 1988.

6.   Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.

7.   Гришвина А.В., Пузыревская Е.М., Сочеванова Е.Н. Игры-занятия

      с детьми  раннего возраста с нарушениями умственного и

      речевого развития. – М., 1988.

8.  Закревская О.В. Развивайся, малыш. Система работы по

      профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии

      детей  раннего возраста.- М., 2009.

9.   Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.,

      «Вако», 2005.

10. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная

      гимнастика  (Практическое пособие), - С.-Пб., Корона, 2004.

11.  Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Дети с

       отклонениями  в развитии в общеобразовательной  школе: общие

       и специальные требования к результатам обучения. - №5.

12.  Пятница Т.В., Башинская Т.В. Система коррекционного воздействия

       при   моторной алалии. Часть 1. – М.,2010

13.  Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП,

       - С.-Пб.,  Детство-Пресс, 2003.

14. Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной

      программы  воспитания и коррекционно-развивающего  обучения

      ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями

      // Дефектология, 2000, №5.

15. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой,

      В.И. Селиверстовой.  — М.: Владос, 1997.


[1] Не применяется у детей, имеющие в анамнезе судорожную активность и гидроцефалию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Документация учителя логопеда (Полуэктова Е. Н. -учитель логопед)

Документация учителя логопеда (Полуэктова Е. Н. -учитель логопед)...

14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"

Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...

Родительское собрание в ДОУ с участием учителя-логопеда. «Специфика работы учителя-логопеда»

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку  встречи-знакомства с родителями на первом родительском собрании в группе комбинированной направленности для детей с нарушения...

Сочинение Я – учитель логопед! Работу выполнила учитель – логопед Евсейчева Светлана Васильевна.

Не допускать, чтобы ребенок скучал во время непосредственной образовательной деятельности. Именно заинтересованность и действительная познавательная активность ребенка являются самым важным в обучении...