Образовательная программа групп кратковременного пребывания
материал

Образовательная программа групп кратковременного пребывания дошкольников от 1,5 до 6 лет в учреждении дополнительного образования детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraz_progr_gkp.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА  Г. НЕРЮНГРИ

        

Рассмотрена и одобрена

на заседании методического

совета протокол № _____

от «__» __________20___г.

«Утверждаю»

Директор ЦРТДиЮ

__________***********

«____»_________20 ___г.

Образовательная программа

Школы раннего развития и социальной адаптации
МОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества г. Нерюнгри

на 2010-2011 учебный год

Составила: заведующая отделом

Алиева Ильмира Ильдаровна

г. Нерюнгри, 2010 г.


Содержание

1. Информационная справка        

2. Цель и задачи и приоритетные направления        

3. Учебный план        

4. Организация образовательного процесса        

5. Мониторинг качества предоставляемых услуг отдела САиР        

6. Ожидаемый результат        

1. Информационная справка

В настоящее время проблема предшкольного образования довольно остро стоит перед всей педагогической общественностью России. Так, анализ образовательной среды Нерюнгринского района показал следующее:

  1. В  городе 4460 дошкольников от 1 года до 6 лет. Посещают ДОУ 3297 детей (74%).  Не охвачены дошкольным образованием 1163 ребенка. Из них стоят на очереди в поступление в ДОУ 100 человек. Таким образом, 1063 ребенка не посещают ДОУ.
  2. Причинами того, что дети не посещают ДОУ, являются:
  • прожиточный уровень родителей: появились семьи с высоким уровнем дохода, в которых один из родителей (чаще всего мама) не работает, и нет необходимости отправлять ребенка в детский сад.  И вместе с тем, есть семьи с низким уровнем дохода, в которых родители не могут оплатить пребывание ребенка в ДОУ.
  • дезадаптация ребенка в  микросоциуме, его низкая стрессоустойчивость, и,  как следствие, систематическая заболеваемость и хронические болезни;
  • опережающее развитие детей и отсутствие образовательных маршрутов.  
  1. Группы кратковременного пребывания функционируют в двух ДОУ г. Нерюнгри и одном негосударственном образовательном центре, но все они платные.
  2. По многим серьезным и уважительным причинам мамы и папы не всегда:         
  • обладают знаниями о возрастных особенностях, о психологических кризисах и моделях поведения в каждом кризисе отдельно;
  • обладают знаниями и умениями в области психофизического развития ребенка.
  • знают и умеют развивать ребенка в соответствии с его возрастными особенностями с целью социализации и подготовки к дальнейшему обучению в начальной школе;        

Таким образом,  возникает противоречие между потребностью населения и отсутствием образовательного пространства для такой категории детей, что обуславливает актуальность открытия групп кратковременного пребывания (ГКП) на базе учреждения дополнительного образования детей.

             

              Учебно-воспитательный процесс в ГКП основывается на  следующих принципах:

  • Принцип индивидуализации -  при подборе содержания занятий учитываются не только возрастные возможности, но и личный опыт каждого ребёнка, а главное – его интересы;
  • Принцип доступности - ведущая роль в обучении принадлежит игре-занятию, которое предоставляет возможность каждому активно действовать и получать порцию материала по способностям, с учетом индивидуального ритма;  
  • Принцип приоритетности работы с родителями - деятельность и общение взрослых с детьми многофункциональны, направлены на решение сразу нескольких дидактических задач, задач развития;
  • Принцип максимального использования имеющихся материально-технических ресурсов;
  • Принцип личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с дошкольниками, обеспечивающий психологический комфорт и способствующий развитию детей, является основой педагогического процесса;
  • Принцип – не навреди!

Образовательный процесс с неорганизованными дошкольниками осуществляется по следующим направлениям:

  • раннее развитие ребенка совместно с родителями в «Бэби клубе» (от 1,5 до 3 лет);
  • адаптация к детскому коллективу и дошкольному образовательному учреждению в группе раннего развития «Умники и умницы» (от 3 до 4 лет);
  • выравнивание стартовых возможностей для поступления в школу в группах раннего развития «Растем и развиваемся» и «Говоруша» (от 4 до 7 лет).

Направления деятельности реализуются в 14 группах:

  • «Бэби клуб» - 3 группы, всего 30 детей.
  • «Умники и умницы» - 3 группы, 15 детей.
  • «Растем и развиваемся» - 4 группы, 24 ребенка.
  • «Говоруша» - 4 группы, 34 ребенка.

Общий охват детей  - 103 ребенка.  

Кадровое обеспечение 

В ГКП  работает 9 педагогов, из них  1 - совместитель.

Из них высшее образование имеют 9 человек.

Педагогический стаж до 5 лет имеет 1 человек,

                          от 5до 10 лет 3 человека,

                          от 10 до 25 лет 4 человека,

                          свыше 25 – 1 человек.

Профессиональный уровень педагогов представлен следующим образом:

с первой – 5 педагогов,

со второй – 3 педагога,

с базовой категорией - 1 педагог.

Приведенные данные свидетельствуют о высоком уровне профессионального мастерства педагогов дополнительного образования, работающих с ГКП.

2. Цель деятельности

Основной задачей открытия ГКП является наиболее полное удовлетворение запросов семьи, общества и развитие вариативных моделей дошкольного образования.

ГКП создаются в соответствии с основными направлениями деятельности ЦРТдиЮ на основе социального заказа населения, для детей, не посещающих ДОУ и наиболее полного охвата детей дошкольным воспитанием и развитием с целью:

  • обеспечения полноценного развития детей, не посещающих ДОУ, их социализации в коллективе сверстников и взрослых;
  • обеспечения ранней социализации и адаптации их к поступлению в ДОУ;
  • выравнивание стартовых возможностей для поступления в школу.

3. Учебный план

Структура учебного плана отражает различные стороны предметной деятельности детей. Программный материал выстраивается по принципу постепенного усложнения с учетом возрастных психических особенностей обучающихся, при этом используются различные педагогические технологии, методы, формы и приемы организации занятий с обязательным деятельностным подходом.

Темпы продвижения по образовательным программам у детей различны и зависят от их возможностей, уровня развития и возраста.

Планирование образовательной деятельности каждого ребенка осуществляется совместно с родителями, педагогами и психологом. Дифференцированный подход позволяет сочетать групповую и индивидуальную формы обучения.

Образовательный процесс сочетает в себе те виды деятельности, которые свойственны детям и получают развитие в дошкольном возрасте:

*игровая деятельность (развивающие, дидактические игры, игры с правилами, сюжетно–ролевые и театрализованные игры);

*продуктивная деятельность (художественно – изобразительная, конструирование, ручной труд);

*двигательная деятельность (подвижные игры, физические упражнения);

*коммуникативная деятельность (свободное общение с педагогом и со сверстниками);

*элементы трудовой деятельности (самообслуживание, коллективная трудовая деятельность).

Перечень образовательных областей, реализуемых в ГКП:

Образовательная область

Название объединения

Бэби клуб

Умники и умницы

Растем и развиваемся

Будущий первоклассник

«Безопасность»

+

+

+

+

«Социализация»

+

+

+

+

«Познание»

+

+

+

«Коммуникация»

+

+

+

«Чтение художественной литературы»

+

«Художественное творчество»

+

+

+

«Здоровье»

+

+

+

+

«Музыка»

+

+

«Физическая культура»

+

Занятия в объединениях «Бэби клуб», «Умники и умницы», «Растем и развиваемся» строятся по единой схеме с целью целостного обращения к наиболее сущностным потребностям детей дошкольного возраста: в познавательной, двигательной и игровой деятельности, общении, творчестве. Исходя из этого, выбрана форма проведения комплексного занятия.

Каждое занятие имеет семь постоянных частей: 

1-ая часть разносторонне представляет познавательное развитие;

2-я часть посвящена развитию речи и основам грамоты;

3-я часть - конструктивная деятельность;  

4-я часть - развитие математических представлений;

5-я часть - двигательная активность (подвижная игра, общеразвивающие упражнения, движения под музыку);

6-я часть - творческая (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

7-я часть – ситуации общения.

В структуре каждого занятия предусмотрены перерывы для снятия умственного и физического напряжения, продолжительностью 1-2 мин – это физкультминутки, динамические паузы, пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз и упражнения на релаксацию.

В конце каждого занятия подводится итог: Что вам запомнилось? Что полезного и интересного вы узнали на занятии? С каким настроением вы занимались?

        Образовательный процесс в объединении «Говоруша» строится как сумма быстро сменяющихся различных видов деятельности. В связи с этим время распределяется равномерно: на самостоятельную деятельность детей и на развивающие занятия с педагогами. Занятия проводятся в непринужденной партнерской форме (парами, малыми группами), что способствует свободному общению детей и педагогов.

Программное обеспечение образовательного процесса:

Педагог

Название программы

Тип

Уровень усвоения

Цель обучения

Форма

Возраст

Социально-педагогическое

1

**********

«Растем и развиваемся»

Модифицированная

Общеразвивающая

Познавательная

Комплексная

4-5

2

**********

«Говоруша»

Модифицированная

Общеразвивающая

Познавательная

Модульная

6-7

3

**********

Программа психологического сопровождения ШРР «Радуга»

Модифицированная

Общеразвивающая

Социальной адаптации

Комплексная

4-7

4

**********

«Развивайка»

Модифицированная

Общеразвивающая

Познавательная

Комплексная

5-6

5

**********

«Вместе с мамой»

Модифицированная

Общеразвивающая

Познавательная

Комплексная

1,5-3

6

**********

Программа коррекционно-развивающего воздействия

Модифицированная

Специализированная

Социальной адаптации

Комплексная

5-7

7

**********

«Волшебная радуга»

Модифицированная

Специализированная

Развивающая художественную одаренность

Интегрированная

5-6

8

**********

«Веселый английский»

Типовая

Специализированная

Познавательная

Комплексная

5-6

9

**********

«Развитие восприятия музыки» О.П. Радынова

Типовая

Специализированная

Познавательная

Комплексная

5

10

**********

«Методика работы с детским голосом» Н.А. Метлова

Типовая

Специализированная

Познавательная

Комплексная

6

Материальное обеспечение:

ГКП работают в специально оборудованных кабинетах.

Важнейшим моментом является организация предметнопространственной среды, соблюдаются основные принципы: рациональность, доступность материалов и пособий, многоуровневость (обеспечивающая самореализацию детей с разным уровнем развития).

В групповом помещении выделены рабочая часть для занятий и пространство для свободной деятельности. Есть зоны для сюжетноролевых игр, экспериментирования, дидактических игр, конструирования, ручного труда, чтения и рассматривания книг.

Спортивный зал оснащен различным оборудованием для выполнения общеразвивающих упражнений и основных движений.

Среда носит стабильный, разнообразный, вариативный, динамичный характер и предполагает возможность преобразования. Она постоянно обновляется эстетически и интеллектуально с учетом специфики возраста и восприятия детей.

4. Организация образовательного процесса

1. Условия организации образовательного процесса групп кратковременного пребывания регулируются:

  • Законом «Об образовании» и другими законодательными актами РС (Я) и РФ.
  • Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».
  • Уставом МОУ ДОД ЦРТДиЮ.
  • Положением об отделе социальной адаптации и реабилитации детей и юношества.
  • Положением о группах кратковременного пребывания.

2. Образовательный процесс в осуществляется с учетом принципов дополнительного образования: массовости, добровольности, доступности и свободного выбора детьми и родителями видов занятий, их инициативы и самостоятельности, творческое сотрудничество детей и взрослых, активное участие родителей в образовательно-воспитательном процессе.

Образовательные программы творческих объединений предусматривают индивидуальные, групповые и коллективные формы занятий.

Обучение и развитие детей в объединениях основывается на следующих педагогических технологиях:

  • Личностно-ориентированные;
  • Игровые;
  • Здоровьесберегающие;
  • Развивающего обучения;
  • Педагогика сотрудничества М. Монтессори;
  • Компенсирующего обучения;
  • Арт – терапии.

3. В группах кратковременного пребывания организовано обучение и развитие детей возраста от 1,5 до 6 лет. В группы принимаются дети по заявлению родителей.

В работе объединений могут принимать участие совместно с детьми их родители (без включения в основной состав) при наличии условий и по согласованию с администрацией.

4. Списочный состав ГКП группы комплектуются по одновозрастному принципу, с наполняемостью  10-15 человек.

В случае снижения фактической посещаемости в течение учебного года учреждения должны быть объединены или расформированы.

5. В ГКП образовательные программы, реализуемые педагогами, построены в соответствии с уровнем психофизического развития детей. Ребенок может начинать обучение, как с первого, так и со второго и с третьего года. Это зависит от возраста ребенка при поступлении в ГКП.

6. Как правило, программа, первого года обучения ориентирована на 4-6 академических часов в неделю, второго года обучения – на 6-8 академических часов в неделю, третьего и последующих годов - на 8 -12 академических часов  в неделю. Максимально допустимая нагрузка на одного ребенка в неделю не должна превышать 12 академических часов.

В ГКП образовательный процесс построен в соответствии с требованиями СанПиН (СанПиН 2.4.1.2660-10):

Специально организованное обучение в форме занятий:

  • Для детей 4-5 лет – 4 занятия в день продолжительностью не более 20 минут, в общей сложности 1 час 20 минут.
  • Для детей 5-6 лет – 4-5 занятий в день продолжительностью не более 30 минут, в день 2 часа 30 минут.

Совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей под присмотром педагога:

  • Для детей 1,5-3 лет – 45 минут;
  • Для детей 4-5 лет – 1 час;
  • Для детей 5-6 лет – 1 час 20 минут;
  • Для детей 6-7 лет – 1 час 30 минут.

Общее время пребывания воспитанников в группах кратковременного пребывания не превышает 3-4 часов в день для одной группы.

7. Занятия объединений фиксируются в журналах учета работы объединения, принятых в системе дополнительного образования детей.

8. Занятия проводятся в специально оборудованных помещениях согласно расписанию. Расписание составляется в начале учебного года, утверждается директором ЦРТДиЮ и заверяется печатью. Перенос занятий или временное изменение расписания производится только с согласия администрации и оформляется документально.

9. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года.

10. Оплата труда педагогов осуществляется согласно тарификационному списку.

5. Мониторинг качества предоставляемых услуг ГКП

Управление программой возлагается на заведующую отделом САиР. Основными исполнителями являются педагоги дополнительного образования.

 Контроль за исполнением программы возлагается на заведующую отделом, который будет осуществляться через анализ выполнения образовательных программ и систему мониторинга «Эффективность воспитательной системы отдела социальной адаптации и реабилитации и достижения воспитанников» и «Эффективность образовательной деятельности отдела социальной адаптации и реабилитации».

Подведение итогов реализации образовательных программ педагогов осуществляется в форме итоговой аттестации.

Форма, вид и сроки аттестации определены в образовательных программах по направлениям деятельности и Положением об аттестации отдела.                  

6. Ожидаемый результат

В результате реализации данной Программы ожидаем повышение:

  1. доступности дополнительного образования для неорганизованных  детей дошкольного возраста.
  2. востребованности воспитанниками и родителями реализуемых программами дополнительного образования детей.
  3. качества дополнительного образования, реализуемого в отделе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для детей группы кратковременного пребывания

Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста  6 - 7 лет и является одним из структурных компонентов ...

Инновационный подход учителя-дефектолога, учителя-логопеда к методам и приемам коррекционной работы в группе кратковременного пребывания «ЛЕКОТЕКА».

Данная статья является результатом  анализа работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда  ГБОУ Начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного а...

Рабочая программа группы кратковременного пребывания при школе

Материал содержит рабочую программу по УМК  Н.Ф. Виноградовой "Предшкольная пора"...

Образовательная программа стажировочного курса "Группы кратковременного пребывания для неорганизованных детей в учреждении дополнительного образования детей"

Представлена образовательная программа, по которой работало МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) в статусе базового учреждения Федеральной стажировочной площадки АОУ ДПО "ИРОиПК&q...

Программа деятельности группы кратковременного пребывания «Будущий первоклассник».

Программа составлена в соавторстве с учителем-дефектологом Баутиной Ольгой Владимировной.  Количество лет обучения – 1 год. Возраст: дети с ограниченными возможностями здоровья от 5 до 9 лет.«Гла...

Образовательная программа группы кратковременного пребывания

Содержание программы:1.Пояснительная записка2. Организация режима пребывания детей в ОУ3.Содержание психолого – педагогической работы с детьми4.Система мониторинга достижения детьми планируемых ...

Психолого-педагогическая программа "Вместе с мамой" для группы кратковременного пребывания детей от 1 года до 1 года 6 месяцев, не посещающих дошкольные образовательные организации"

Представлена программа для группы кратковременного пребывания детей от 1 года до 1 года  месяцев, не посещающих дошкольные образовательные организации...