Модель гражданско-патриотического воспитания «Я- гражданин»
методическая разработка
Сейчас наша страна переживает непростой период своей истории: вооруженные конфликты вблизи границ России, давление со стороны западных стран, демонстрируется попытка пересмотра итогов Второй мировой войны. Наше обществопостепенно утрачивает традиционное российское патриотическое сознание, вместе с тем получили широкое распространение эгоизм, равнодушие, цинизм, проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной служб.Все вышеперечисленные явления снижают воспитательное воздействие российской истории в формировании чувства патриотизма. Поэтому в настоящее время гражданско-патриотическое воспитание является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей школы.
Воспитание патриота страны – одно из главных условий стабильности государства, как говорил Владимир Владимирович Путин: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм». Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, его людях, о национальных праздниках своей страны, о памятных датах отечественной истории, тем более действенными окажутся их поступки, дела в сохранении традиций своего народа.
Модель гражданско-патриотического воспитания «Я- гражданин» разработана на основе программы воспитания и социализации МОУ «Мугунская СОШ» исходя из требований ФГОС, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 годы».
Основная идея моделизаключается в систематической и целенаправленной деятельности по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Принципиально новым является подход к воспитанию: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности), поэтому создаётся система интегрирования всех видов деятельности, необходимых для практического самоопределения ребёнка, развития гражданско-патриотической позиции.
Достижение результатов возможно только в тесном сотрудничестве с социальными партнёрами школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_loo_mugunskaya_sosh.docx | 78.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс «Лучшая образовательная организация
Тулунского муниципального района»
Номинация: «Лучшая образовательная организация Тулунского муниципального района», реализующая образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Мугунская средняя общеобразовательная школа»
Модель гражданско-патриотического воспитания «Я- гражданин»
1.Стартовый контекст
Автор материала: Тоболова Ольга Валерьевна, заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Мугунская СОШ»
Ссылки на сайт и страницу в сети Интернет:
https://ok.ru/group/55179350638829
Место образовательной организации в социуме.
МОУ «Мугунская СОШ» в селе Мугун является единственной образовательной организацией для сел Мугун, Хараманут, Александровка и Новая Деревня. Имеется в селе Мугун МДОУ «Ромашка», культурно-досуговый центр и сельская библиотека. Других учреждений для организации досуга детей нет. В связи с этим школа выполняет не только образовательную функцию, но и является центром организации досуга и дополнительного образования детей, проживающих в сёлах Мугунского сельского поселения.
В школе наработан определённый опыт по гражданско-патриотическому воспитанию, которому способствовала совместная деятельность всех участников образовательных отношений и социума: педагогического коллектива, родителей, учащихся, общественных организаций села (Совета ветеранов, Совета женщин, Совета отцов), КДЦ с.Мугун и МДОУ «Ромашка». Поэтому многолетняя работа по гражданско-патриотическому воспитанию должна быть систематизирована и продолжена в обновлённом виде в контексте реализации ФГОС на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования.
2.Кейс. 1 часть
2.1. Идея
Сейчас наша страна переживает непростой период своей истории: вооруженные конфликты вблизи границ России, давление со стороны западных стран, демонстрируется попытка пересмотра итогов Второй мировой войны. Наше обществопостепенно утрачивает традиционное российское патриотическое сознание, вместе с тем получили широкое распространение эгоизм, равнодушие, цинизм, проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной служб.Все вышеперечисленные явления снижают воспитательное воздействие российской истории в формировании чувства патриотизма. Поэтому в настоящее время гражданско-патриотическое воспитание является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей школы.
Воспитание патриота страны – одно из главных условий стабильности государства, как говорил Владимир Владимирович Путин: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм». Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, его людях, о национальных праздниках своей страны, о памятных датах отечественной истории, тем более действенными окажутся их поступки, дела в сохранении традиций своего народа.
Модель гражданско-патриотического воспитания «Я- гражданин» разработана на основе программы воспитания и социализации МОУ «Мугунская СОШ» исходя из требований ФГОС, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 годы».
Основная идея моделизаключается в систематической и целенаправленной деятельности по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Принципиально новым является подход к воспитанию: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности), поэтому создаётся система интегрирования всех видов деятельности, необходимых для практического самоопределения ребёнка, развития гражданско-патриотической позиции.
Достижение результатов возможно только в тесном сотрудничестве с социальными партнёрами школы.
2.2.Целевые установки
Цель модели гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин»- воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи модели:
- формирование патриотических чувств и сознания детей и подростков на основе исторических ценностей и роли России в судьбе мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
- развитие социальной активности обучающихся, осознанное стремление к самореализации в познании, общении, профессиональном самоопределении, трудовой деятельности; успешная социализация личности.
- развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры и традиций своей малой Родины через краеведческие проекты.
2.3. Знания и навыки
В процессе реализации модели «Я - гражданин» формируются следующие результаты:
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей
российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе
понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных
норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результататы:
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия с взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, социальные партнёры т.д.);
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную),
направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений,
выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей;
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы,
историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики;
- в анализе использования историко-литературных источников, художественного
наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Конечные ожидаемые результаты и эффекты реализации модели «Я-гражданин» у обучающихся МОУ «Мугунская СОШ»
Ожидаемые результаты | Полученные результаты | Предполагаемые эффекты | Проявившиеся эффекты |
|
9-классники-все продолжают обучение в образовательных организациях разного уровня.
|
|
участниками ДТП.
(с 3-х человек до 1) |
Описание содержания модели гражданско-патриотического воспитания
«Я - гражданин»
Составляющие модели «Я- гражданин» | Сферы формирования личности | Виды деятельности, формы работы |
«Ученик» юный человек, осмысленно и самостоятельно организующий свою учебную деятельность по освоению знаний, ценностей и норм российской культуры под руководством и при поддержке старшего наставника | Учебный процесс и дополнительное образование | Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
10.Участие в работе объединения «Юнармия», МДОО «Молодые лидеры». 11. Участие в сельских,районных, областных, всероссийских конкурсах и мероприятиях патриотической направленности. |
«Гражданин школы» юный человек, принимающий и/или реализующий решения, касающиеся школьной общности; равноправный другим субъектам образовательного процесса – педагогам и своим родителям; неравнодушный и инициативный житель школьного дома | Общественная среда школы | |
«Гражданин общества» юный человек, принимающий и/или реализующий решения, касающиеся жизни других людей за пределами школы – в районе, городе, стране; неравнодушный, инициативный и деятельный субъект гражданского общества | Внешкольное социализационное пространство |
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
- посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны, труженики тыла, дети войны, участники боевых действий;
- привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
- изучение семейных традиций;
- организация и проведение совместных встреч, конкурсов и викторин;
- организация совместных экскурсий;
- общешкольные, классные тематические родительские собрания с привлечением специалистов.
Пути реализации модели «Я- гражданин»
2.4.Мероприятия
№ | Основные мероприятия | Сроки проведения | Ссылки на сайт и/или страницу в Internet сети, на которых содержится публичная информация о проведенных мероприятиях | |
1 | Митинг «День солидарности в борьбе с терроризмом» | 2 сентября | ТРАДИЦИОННО | http://mugun.tulunr.ru/index.php/833-vysokaya-otvetstvennost |
2 | День рождения Иркутской области | сентябрь | 1.http://mugun.tulunr.ru/index.php/659-yubilej-irkutskoj-oblasti | |
Правовая неделя, посвящённая Дню Конституции РФ | декабрь | 1.http://mugun.tulunr.ru/index.php/795-nedelya-pravovykh-znanij-ravnopravie-2 2. http://mugun.tulunr.ru/index.php/508-nedelya-pravovykh-znanij-ravnopravie | ||
Торжественная линейка «Афганистан - незаживающая рана» | 15 февраль | |||
Фестиваль Военно-патриотической песни «Виктория» | февраль | 1.http://mugun.tulunr.ru/index.php/610-festival-voenno-patrioticheskoj-pesni-viktoriya | ||
Общешкольные Уроки Мужества | февраль | 1.http://mugun.tulunr.ru/index.php/613-urok-muzhestva-pisma-opalennye-ognem 2.http://mugun.tulunr.ru/index.php/610-festival-voenno-patrioticheskoj-pesni-viktoriya | ||
Конкурсы рисунков, конкурсы чтецов, викторины | в течение года | |||
Акция «Дни доброго сердца», «Забота», «Аукцион добра» и др | в течение года | 1.http://mugun.tulunr.ru/index.php/871-itogi-provedeniya-aktsii-auktsion-dobrykh-del | ||
Митинг, посвящённый великой Победе, участие в акции «Бессмертный полк» | 9 мая | 1.http://mugun.tulunr.ru/index.php/768-9-maya 2.http://mugun.tulunr.ru/index.php/767-georgievskaya-lentochka-2 | ||
Акция «Георгиевская ленточка» | май | 1.http://mugun.tulunr.ru/index.php/767-georgievskaya-lentochka-2 | ||
Музейные уроки, классные часы: «Дни воинской славы России», «Наше село в годы Великой Отечественной войны», «Дети войны» и др. | в течение года | http://mugun.tulunr.ru/index.php/807-blokada-leningrada http://mugun.tulunr.ru/index.php/744-den-voinskoj-slavy-rossii | ||
Акция «Свеча памяти» | 21 июня | |||
Урок Мужества «Афганистан в нашей памяти останется навсегда» | 14 февраля 2019 г | http://mugun.tulunr.ru/index.php/817-afganistan-v-nashej-pamyati-ostanetsya-navsegda | ||
Игровая программа «Подрастем, ребята, и пойдём в солдаты» | 15 февраля 2019 г | http://mugun.tulunr.ru/index.php/815-podrastem-rebyata-i-pojdem-v-soldaty | ||
Урок Мужества, посвящённый памяти погибшего при исполнении воинского долга Белых Игоря Михайловича | 19 марта 2019 г | |||
Проект в рамках областного детского парламента «Век без войны» (видеоролик) | Май 2018 г | https://ok.ru/group/55179350638829/topic/68564170375405 | ||
Урок Мужества, посвящённый памяти дважды Героя Советского Союза А. П. Белобородова | 31 января 2018 г | |||
Конкурс «А ну-ка,мальчики!» | 6 февраля 2018 г | |||
День рождения РДШ | http://mugun.tulunr.ru/index.php/850-s-dnjom-rozhdeniya-rdsh |
Планы совместных мероприятий месячника патриотического воспитания МОУ «Мугунская СОШ», МКУК «КДЦ с.Мугун», Совета ветеранов.
http://mugun.tulunr.ru/index.php/725-mesyachnik-patrioticheskogo-vospitaniya
http://mugun.tulunr.ru/index.php/533-plan-mesyachnika-patrioticheskogo-vospitaniya
Презентация школьного музея https://yadi.sk/i/Dmfu0o4K3RccBg
2.5. Полученные результаты и эффекты
2.5.1.Уровень достижений в конкурсных мероприятиях (олимпиадах, соревнованиях, смотрах, фестивалях), проводимых на различном уровне.
Дата участия | Мероприятие | Результат участия |
Муниципальный уровень | ||
2016 год | Муниципальный смотр – конкурс музеев, посвященный 90 – летию Тулунского района | Победитель грамоты\1.pdf |
март 2016 год | Районная краеведческая конференция, посвященная 90 – летию образования Тулунского муниципального района, номинация «История края» | Победитель грамоты\2.pdf |
2016 год | Районный конкурс фотографий, посвящённый 90-летию Тулунского района | Призёр грамоты\3.jpg |
2016 | Районный конкурс рисунков «Живи, родник» к 90-летию Тулунского района | призёры |
2016 г | Конкурс веб-страниц «Лучшая страница к 90-летию Тулунского района» | Участие грамоты\4.jpg |
2016 г | Районный конкурс «Родные просторы» в номинации «Лучшая реклама произведения о войне» | Победитель грамоты\5.jpg |
Май 2016 г | Военно-спортивная игра «Зарница» | 2 место грамоты\6.jpg |
Май 2017 г | Военно-спортивная игра «Зарница» | Победитель |
2017 год | Районный конкурс исследовательских работ и проектов учащихся младшего и среднего школьного возраста «За страницами учебника» в предметной области «Краеведение» | Призёр грамоты\7.jpg |
октябрь 2018 год | Районная краеведческая конференция «ПОИСК – 2018» | участие |
2018 г | Конкурс рисунков «Афганский ветер» | участие |
Май 2018 г | Военно-спортивная игра «Зарница» | 2 место грамоты\8.jpg |
март 2019 г | Районная научно – практическая конференция старшеклассников «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки» | Призер грамоты\9.jpg |
2019 г | Фестиваль музеев «Сибирский край – душа России» | Участие грамоты\10.jpg |
Май 2019 г | Военно-спортивная игра «Зарница» | 2 место |
12 февраля 2020 год | Слёт молодых будущих избирателей Тулунского района «Будущее за молодёжью!» | 2 место грамоты\11.jpg |
2016 г | Районный смотр- конкурс творческих работ, посвящённый Победе в ВОВ | Победитель грамоты\13.jpg |
Региональный уровень | ||
2016 г | ХI зональная научно – практическая конференция «За страницами учебника» | Победитель грамоты\12.pdf |
2017 г | ХII зональная научно – практическая конференция «За страницами учебника» | участие |
14.04.2018 г | V межмуниципальная конференция «Судьба человека в российской истории ХХ века» | Призер грамоты\14.jpg |
2018 год | Региональный историко – краеведческий конкурс «Моя гордость – Иркутская область», посвященного 75 – летию разгрома немецко – фашистских войск в Сталинградской и Курской битвах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. | Участие грамоты\15.jpg |
Декабрь 2018 г | Молодёжь Иркутской области в лицах (номинация «Общественная деятельность, 14-18 лет) | Победитель грамоты\16.jpg |
2018 г | Национальная премия «Гражданская инициатива» | Участие грамоты\17.jpg |
2019 год | Научно- практическая конференция «История комсомола- история страны» | Победитель грамоты\18.jpg |
2019 | Тест по истории Иркутской области | Участие грамоты\19.jpg |
Всероссийский уровень | ||
май 2015 год | Всероссийская научно – практическая конференция «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!» | Победитель грамоты\20.pdf |
2018 г | Всероссийский фестиваль патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» (РДШ) | Участие грамоты\21.jpg |
август 2019 год | Всероссийский конкурс «Родина у нас одна» | Победитель грамоты\22.jpg |
Международный уровень | ||
2018, 2019 годы | Акция «Тест по истории Отечества» | Участие грамоты\23.pdf |
2019 г | Международный интернет конкурс «Страница семейной славы» | Участие https://pobeda.vif2.ru/posts/item/5632 |
2.5.1.2 Наличие информации в средствах массовой информации
СМИ | Материал | Ссылка на сайт или скриншот информации |
«Земля Тулунская» № 50 от 17.12..2015 г | Урок Мужества «Непридуманные герои» | земля Тулунская № 50 от17.12.2015 г..docx |
«Земля Тулунская» № 48 от 03.12.2015 | Литературная гостиная «как я выжил, будем знать только мы с тобой..» | Газета «Земля Тулунская» № 48 03.12.2015 г.docx |
«Земля Тулунская» № 16 2016 г | Спорт-это сила, спорт- это молодость, спорт-это патриотизм! | земля Тулунская № 16 2016 г.jpg |
«Земля Тулунская» | -Он жил на моей улице -Афганистан в нашей памяти останется навсегда | земля Тулунская №10 от 14 марта 2019 г.jpg |
Сайт «Избирательная комиссия Иркутской области» | Второй слет молодых будущих избирателей Тулунского района | |
«Земля Тулунская» | Будем верою и правдою служить России | |
Сайт «Тулунский район» | Мы молодые – нам выбирать | |
Сайт «Тулунский район» | Урок Мужества в селе Мугун |
Исследовательские работы учащихся школы в сети Интернет
https://pobeda.vif2.ru/posts/item/5632
https://pobeda.vif2.ru/posts/item/5633
https://pobeda.vif2.ru/posts/item/5634
https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/01/18/deti-voyny-tulunskogo-rayonahttps://nsportal.ru/yuliya-viktorovna-kucherova
2.6. Потенциал для тиражирования предлагаемых решений
Модель гражданско-патриотического воспитания «Я- гражданин» является универсальной, актуальной для муниципальной и региональной систем образования. Она позволит:
- объединить усилия педагогического сообщества в решении проблем гражданско-патриотического воспитания и обучения в условиях социального партнерства;
- апробировать данную модель исходя из условий и возможностей конкретной образовательной организации;
- предложить инновационные педагогические практики и технологии в рамках гражданско-патриотического воспитания.
2.7. Итоговый контекст
Итоги апробация модели гражданско-патриотического воспитания «Я- гражданин» в МОУ «Мугунская СОШ» (2016-2019 год):
- Наличие проектной деятельности (краеведческие проекты).
- Результативность участия в конкурсных мероприятиях (олимпиадах, соревнованиях, смотрах, фестивалях), проводимых на различном уровне.
- Повышение гражданской культуры всех участников образовательного процесса и
выпускников школы (тестирование, социологические опросы).
- Продуктивные методы обучения и воспитания (накопление и обобщениеопыта).
- Проведение социально значимых мероприятий, акций, инициатив.
3. Кейс. 2 часть
3.1.Идея
Приоритетным направлением государственной политики в РФ являются вопросы воспитания юного гражданина, наделенного всеми теми качествами, которые являются базовыми национальными ценностями – любовь к Родине, родному краю, готовность преданно служить многонациональному государству России, т.е. речь идет о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Что и отражено в главной цели создания по инициативе президента В.В.Путина новой детско-юношеской организации – Российское Движение Школьников (РДШ). В 2018-2019 учебном году МОУ «Мугунская СОШ» присоединилась к деятельности РДШ. С 2018 года у нас существует отряд «Юнармия» численностью 9 человек. Члены отряда участвуют во всех школьных и сельских мероприятиях, защищают честь школы на районных спортивных соревнованиях и военно-спортивной игре «Зарница», но делают это не всегда активно и сознательно.
У нас накоплен большой опыт, сложились свои традиции, но это не мешает, а наоборот помогает, сотрудничать с РДШ. Включение в состав РДШ открыло перед учениками нашей школы новые возможности, позволило расширить границы общения и сотрудничества с различными организациями. У нас уже есть опыт участия в проекте РДШ «Здоровое поколение».Кроме того в школе разработан план работы по проведению дней единых действий РДШ. Но остаётся проблема: как интегрировать деятельность РДШ в уже сложившуюся воспитательную деятельность нашей школы?
«Гражданская активность» и военно-патриотическое направление- одни из важнейших направлений РДШ. Поэтому основная идея- воспитание гражданина и патриота через деятельность Российского движения школьников.
3.2.Целевые установки
Цель - воспитание подрастающего поколения на основе присущей российскому обществу системы ценностей, создание условий для укрепления чувства сопричастности граждан к истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью и имеющего активную жизненную позицию (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы»).
Задачи:
- проведение комплекса мероприятий историко-краеведческой направленности с целью популяризации истории Малой Родины среди школьников;
оказание поддержки развитию объединению «Юный краевед» на базе школьного музея;развитие исследовательской работы школьников по изучению историко-культурного наследия родного края;
- развитие волонтёрства и добровольчества в рамках существующей организации «Молодые лидеры»;
- организация и совершенствование работы отряда Юнармия на базе школы.
Деятельность РДШ вписывается в воспитательную систему школы. РДШ способствует формированию лидерских качеств школьников, устойчивой мотивации к достижению социально значимых целей, выступает важным фактором развития личности ребенка, ее социализации и является начальной ступенью демократии, истоком гражданственности, развития социального творческого потенциала.
Содержательная деятельность РДШ по возрастным категориям (авторы:
Горбенко И.А., Леванова Е.А., Петрина З.И., Пушкарева Т.В.)
Любой школьник может найти применение своим желаниям и способностям вразнообразных направлениях деятельности РДШ. При этом у каждого возраста ребенка есть свои особенности, которые надо знать и учитывать в своей работе. Содержание деятельности РДШ в рамках направления на каждом уровне обучения определяется, прежде всего, возрастными особенностями учащихся.
Сравнительная характеристика основных критериев возраста
Возраст | Ведущая деятельность | Социальная ситуация развития | Психические новообразования |
Младший школьный возраст | Учебная деятельность | Я и учитель | -произвольность психических процессов -рефлексия -внутренний план действий |
Подростковый возраст | Интимно-личностное общение со сверстниками | Я и сверстники | -чувство взрослости -критичность мышления -развитие самосознания -потребность в самоутверждении |
Ранняя юность | Учебно-профессиональная деятельность | Я и общество | -дифференциация способностей -профессиональное и личностное самоопределение -мировоззрение -нравственная устойчивость поведения |
Все перечисленные возрастные особенности необходимо учитывать, организуя деятельность школьников в рамках каждого направления РДШ. Это касается не только отбора форм и содержания мероприятий, но и выбора методов воспитания и способов взаимодействия с учащимися. Поэтому система мероприятий для каждого возраста должна быть намечена отдельно.
3.3.Знания и навыки
Навык: воспитание у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества.
Ожидаемые результаты | Предполагаемые эффекты |
|
|
Содержание деятельности РДШ в рамках гражданско-патриотического воспитания
Направление деятельности | Содержание |
Младший школьный возраст (6–7 до 9–10 лет) | |
Гражданская активность | Духовно-нравственное и экологическое воспитание школьников; знакомство со способами оказания помощи больным и пожилым людям, людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; охрана окружающей среды. |
Военно-патриотическое | Знакомство с историей Отечества, региона, города; пропаганда и привитие любви и уважения к своей стране, государственным символам России и силовых структур; знакомство с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях. |
Подростковый возраст (от 11–12 до 15 лет) | |
Гражданская активность | Практическое применение полученных знаний и умений, освоение новых и выработка собственных эффективных действий при оказании помощи ветеранам, восстановлении и уходе за воинскими памятниками погибших в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов, помощи в реставрационных работах; экологическая защита. |
Военно-патриотическое | Воспитание гордости за принадлежность к Российскому государству, к Российскому движению школьников; воспитание уважения к истории России, ее памятным событиям, к ее армии и флоту; обучение грамотным действиям в случае возникновения опасной или чрезвычайной ситуации с целью сохранения жизни и здоровья. |
Ранняя юность (16, 17 лет) | |
Гражданская активность | Реализация личностного потенциала через социальное патронирование пожилых людей, оказание помощи социально незащищенным слоямнаселения; приобретение опыта ответственного взаимодействия в процессе организации и проведении спортивных состязаний, творческих мероприятий, праздников и других акций, где требуется волонтёрская помощь, в том числе при организации свободного времени детей, подростков и молодёжи; развитие коммуникативных и лидерских навыков; формирование установки на исполнительскую дисциплину во время поисковой деятельности; развитие инициативы. |
Военно-патриотическое | Формирование преданности своему народу, Отечеству, привязанности к родной земле, языку, культуре и лучшим традициям народа; формирование патриотического сознания и положительного отношения старшеклассников к службе в армии; формирование установки на сдачу нормативов ГТО, культуры безопасности жизнедеятельности. |
3.4.Мероприятия
Мероприятия Российского движения школьников | Сроки и возраст школьников |
Всероссийский проект «Наши Победы» | В течение 2020 года; с 8 лет |
Участие в организации и проведении Всероссийской акции, посвященной Дню защитника Отечества | 23 февраля; 8-18 лет |
Участие в организации и проведении Всероссийской акции, посвященной Дню Победы | 9 мая; 8-18 лет |
Участие в организации и проведенииВсероссийской акции, посвященной Дню России | 12июня; 8-18лет |
Участие в организации и проведении Всероссийской акции, посвященной Дню государственного флага России | 22 августа; 8-18 лет |
Участие в организации и проведении Ежегодной Всероссийской акций «Добрые уроки!» | Сентябрь, 1-11 классы |
Участие в проведении Всероссийской акции «С днем рождения, РДШ!» | 29 октября, 1-11классы |
Участие в организации и проведении Всероссийской акции, посвященной Днюпожилого человека | 1 октября, 1-11 классы |
Участие в проведении Всероссийской акции «День учителя» | 5 октября,1-11 классы |
Участие во Всероссийском конкурсе «Добро не уходит на каникулы» | В течение года, 8-17 лет |
Участие в проведении акции, посвященной Дню матери | 24 ноября,1-11 классы |
Участие в проведении акций: «День неизвестного солдата»; «День Героев Отечества» | 3декабря 9 декабря, 1-11 классы |
Участие в проведении мероприятий: «День народного единства» «День Конституции Российской Федерации» | 4 ноября 12 декабря, 1-11классы |
Участие в проведении акции «День детских организаций» | 19 мая, 8-17 лет |
Участие в проведении Всероссийской акции «День защиты детей» | 1 июня, 1-11 классы |
Участие в проведении Всероссийской акции, посвященной Международному Дню Земли | 22 апреля; 8-18 лет |
Участие в проведении Всероссийского конкурса «РДШ – территория самоуправления» | В течение года, 12-17 лет |
Участие в проведении Всероссийской детской военно-спортивной игры «Зарница» | Май 12-17 лет |
Организация и проведение мероприятия «День воссоединения Крыма с Россией» | 18 марта, 1-11 классы |
Участие во Всероссийских соревнованиях по русскому силомеру «Сила РДШ» | В течение года, 1-10 класс |
3.5.Потенциал для решения проблемы
Пути включения мероприятий Российского движения школьников в воспитательную деятельность:
- Через реализацию единых дней с РДШ.
- Через план воспитательной работы классного руководителя.
- Через реализацию программ внеурочной деятельности, дополнительных общеразвивающих программ, основанных на проекте, положении мероприятия РДШ или направлении деятельности.
- Через создание проектной группы и реализацию проекта РДШ.
Мы убеждены в том, что нашим детям необходимо Российское движение школьников, что это их шанс стать достойными людьми. Занимаясь спортом и общественными делами, изучая историю страны, активно и с пользой проводя досуг, ребята становятся достойными гражданами нашей великой и необъятной Родины.
Мероприятия Российского движения школьников также могут быть включены и в содержательный компонент программ внеурочной деятельности обучающихся, т.к. способствуют:
− созданию инклюзивной среды в образовательной организации (дети с ограниченными возможностями через деятельность РДШ включаются в жизнь сверстников, школы, формируются положительные межличностные отношения в классном коллективе);
− улучшению условий для развития (разнообразие мероприятий РДШ, современные способы подачи информации о деятельности организации учитывают потребности и возрастные особенности обучающихся);
− достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы (активное участие школьников в акциях, конкурсах, проектах РДШ обеспечивает развитие личностных и метапредметных результатов образования).
Таким образом, содержание мероприятий Российского движения школьников может использоваться при реализации программ воспитания и социализации образовательных организаций, программ работы классных руководителей, программ внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся, что способствует совершенствованию воспитательной системы школы, т.к. направлено на развитие личности ребенка.
3.6.Итоговый контекст
Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине.
Это гораздо больше...
Это — сознание своей неотъемлемости
от родины и неотъемлемое переживание
вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.
Толстой А. Н.
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей,достижений современного педагогического опыта.
Патриотическое воспитание учащихся в МОУ «Мугунская СОШ» — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание в нашей школе направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Хотя ещё существуют определённые проблемы в области развития уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у школьников ( смотреть Приложение Степанов личностный рост.docx), а также включение РДШ в воспитательную деятельность школы, тем не менее, в тесном сотрудничестве с родительской общественностью и социальными партнёрами данные проблемы могут быть успешно решены.
Отзывы социальных партнёров школы.
отзыв совета ветеранов.pdf
отзыв КДЦ.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа гражданско - патриотического воспитания для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин"
Программа гражданско-патриотического воспитания для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин" включает в себя 10 направлений, связанных межд...
Программа по гражданско - патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"
В данной программе раскрываются цели и задачи,способы реализации одного из важнейших направлений воспитательной работы школы: Гражданско-патриотического воспитания учащихся....
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и при проведении внеклассных мероприятий, направленное на формирование и развитие личности гражданина и защитника Родины
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и при проведении внеклассных мероприятий, направленное на формирование и развитие личности гражданина ...
Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе
Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...
Сетевое взаимодействие МОУ СШ № 83 и МУ ДО «Центр Пост № 1 Волгограда» как эффективная модель гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи
Пост № 1 и МОУ СШ № 83...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"
Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...
Разработка и реализация модели гражданско-патриотического воспитания школьников
В статье говорится о том, что проблема гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи является приоритетной в образовательной политике России. В современных условиях, каждое образовательно...