Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - юность России"
рабочая программа по классному руководству (7 класс) по теме
Программа гражданско -патриотического воспитания "Мы - юность России!" разработана для работы классного руководителя и расчитана на 3 года. Программа стала призёром городского конкурса "Самый классный "классный".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
My-yunost_Rossii.Programma.doc | 173.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации
г. Нижнего Новгорода
Муниципальное образовательное учреждение средняя школа № 7
« Утверждаю»
Директор МОУ СШ № 7
__________/ Смирнова Н.И./
«Мы–юность России»
/ программа гражданско-патриотического воспитания учащихся 5 – 7 классов/
Автор: Козлова Е.В.
/ учитель истории и
граждановедения МОУ СШ № 7/
Нижегородский район
Нижний Новгород
2002-2005 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Информационная карта программы
- Пояснительная записка
- Актуальность
- Направленность программы
- Практическая значимость
- Цели и задачи программы
- Концептуальные подходы к разработке программы
- Реализация концептуальной модели программы
- Структура взаимодействия
- Соуправление
- Содержание воспитательной деятельности по программе
- Основные направления, формы, ориентиры деятельности по программе
- Работа с родителями
- Основные направления индивидуальной работы
7. Ожидаемые результаты.
- Изучение эффективности воспитательной работы в классе, критерии результативности
- Литература
- Приложения
I. Информационная карта программы.
Полное название программы | «Мы - юность России» (программа гражданско-патриотического воспитания ) |
Автор программы | Козлова Елена Викторовна |
Руководитель программы | Директор ДДК им. Бринского Багиева Л.Б. |
Территория, предоставившая программу | Город Нижний Новгород |
Название проводящей организации | Детский Дом культуры им.Бринского |
Адрес организации | 603163 г. Нижний Новгород, ул.Бринского, дом 1 |
Телефон | 432-46-00 |
Форма проведения | |
Цель программы | Создание условий для воспитания гражданина России с его высокой патриотической, гражданской,нравственной и экологической культурой, способного реализовать свой личностный потенциал |
Специализация | военно-патриотическая |
Сроки реализации | 2005-2008год |
Место реализации | Гор. Нижний Новгород и Нижегородская область |
Официальный язык программы | Русский |
Общее количество участников программы | Детей: 30 человек Родителей: 50 человек Педагогов: 15 человек |
Условия участия в проекте | Добровольное участие |
Краткое содержание программы | Содержание программы реализуется во взаимодействии с общей программой деятельности ДДК, одной из задач которой является развитие у детей познавательного интереса к героической истории своей Родины, воспитание мужества, верности, чести. В основу тематического планирования положено 4 ключевых ориентира:
Взаимодействие «Мы» по каждому ориентиру способствует формированию умения работать в коллективе, помогает стать учащимся сплоченной командой. Для учащихся по каждому ориентиру предлагаются беседы, ролевые и познавательные игры, викторины, КТД, и другие формы работы. Основное ключевое дело – интеллектуально-патриотическая игра «Честь имею». |
История осуществления программы | Программа военно-патриотического воспитания учащихся разработана в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2008год» и рядом других документов. Программа рассчитана на три года (2005-2008 учебный год). В течении трех лет учащимся предлагается освоение трех ступеней в соответствии с этапами по годам обучения. I этап– начально –универсальный. Его основа – познавательная деятельность. II этап– поисково-исследовательский. Его основа – практическая деятельность. III этап– творческо-исследовательский. Учащиеся накапливают опыт творческой деятельности. |
Условия достижения целей и задач | Взаимодействие и сотрудничество всех участников воспитательного процесса (педагогов, родителей,воспитанников).
|
Источники финансирования | Родительские средства |
Ожидаемые результаты |
|
Система контроля |
|
В настоящее время в нашей стране уже не ставятся вопросы о том, должны ли педагоги заниматься воспитательной работой, хотя в истории отечественной педагогики был период, когда «воспитание» пытались заменить более широким понятием «образование». В последние годы на федеральном уровне принят ряд документов, подтверждающих внимание государства к проблемам воспитания молодежи.
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010год» отмечается, что «решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважении к историко-культурному наследию своего народа». В связи с этим, приоритетным направлением становится военно-патриотическое воспитание.
Военно-патриотическое воспитание призвано формировать в детях чувство любви к своей Родине, уважительное отношение к историческим традициям и культуре своего Отечества, побуждать чувство гордости за свой народ. Но гордится можно лишь тем, что хорошо знаешь, к чему сопричастен. Именно по этому перед педагогическим коллективом встала задача: развитие у детей познавательного интереса к героической истории своей Родины, воспитание мужества, верности, чести. Наиболее увлекательной и доступной формой для познания у детей младшего подросткового возраста является игра. Поэтому за основу в работе было взято положение об интеллектуально-патриотической игре «Честь имею», являющейся частью проектной линии «Во славу Отечества», разработанной Соколовой Ириной Степановной.
Выбор военно-патриотического направления деятельности как приоритетного в моей воспитательной работе определил и тот факт, что по результатам анкетирования в начале учебного года категории «патриотизм», «любовь к Родине» у учащихся занимали далеко не первое место среди других ценностных ориентиров (см. приложение 1 - анкета «Ценностные ориентиры»).
Проведенное мной психолого-педагогическое исследование позволило выявить несформированность эмоционально-психологических отношений учащихся в коллективе класса:
- у большинства ребят нет достаточного опыта совместной деятельности;
- ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу
- в коллективе существуют замкнутые приятельские группы, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся;
- подлинного лидера – хорошего организатора или нет, или ему трудно проявить себя, так как по настоящему его не кому поддержать.
Все это подтвердило правильность выбора интеллектуально-патриотической игры «Честь имею» как основополагающей.
Воспитательные возможности игровой программы заключаются еще и в том, что она способствует совместной деятельности «отцов и детей», воспитывает уважение к ветеранам войны, помогает организовать поисковую, исследовательскую работу.
Программа рассчитана на три года, она дифференцирована и вариативна.
В программе прослеживается системный подход к формированию личности ребенка
Находка программы в том, что благодаря поэтапному планированию воспитательной работы удается проследить самосовершенствование учащихся, воспитание их личностных и ценностно-ориентационных качеств.
Цели и задачи программы
Цель: Создание условий для воспитания гражданина России, с
его высокой патриотической, нравственной и
экологической культурой, способного реализовать свой
личностный потенциал.
Задачи:
- воспитание интереса детей к историческому наследию Отечества, его героическому прошлому; формирование у школьников целостного представления о Российской истории;
- вовлечение учащихся в конкретную творческую деятельность по изучению истории Отечества;
- привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности;
- духовно-нравственное и экологическое воспитание через общение с природой;
- формирование у учащихся потребности быть полезными окружающим людям и обществу, через включение в трудовую и общественно-значимую деятельность;
- создание условий для сплочения коллектива;
- привлечение родителей к жизнедеятельности коллектива
- формирование потребности в здоровом образе жизни.
Концептуальные подходы к разработке программы.
Для практической деятельности за основу взят личностно - ориентированный подход, как методическая основа деятельности. Основными принципами личностно - ориентированного подхода являются:
- принципы педагогической поддержки (вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению);
- принципы творчества и успеха (достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности ребенка);
- принцип индивидуальности (создание условий для формирования индивидуальности личности ребенка);
- принцип самоактуализации (поддержка стремления детей к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей).
Подходы к отбору содержания воспитательной работы в некоторой степени заимствованы из концепции системного воспитания В.А. Караковского, обращающегося к ценностям фундаментальным, таким как
ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, ТРУД, ЗНАНИЯ, КУЛЬТУРА, ОТЕЧЕСТВО, ЗЕМЛЯ, МИР.
Этих ценностей придерживалась и я, при отборе основ содержания и процесса воспитания. При этом основной задачей в моей программе воспитания становится воспитание уважительного, бережного отношения к истории своего народа. Это качество гражданина хорошо выразил в свое время А.С. Пушкин: «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».
Авторы этой концепции считают, что для успешной реализации воспитательных функций педагогу необходимо, с одной стороны, использовать разнообразные виды и формы деятельности, а с другой – выделить в широком спектре деятельности какой-то один вид в качестве системообразующего.
Наша интеллектуально-патриотическая игра «Честь имею» ни что иное, как ключевое дело (одно из основных патриотических средств системного воспитания). Не редко ключевое дело называют «крупной дозой воспитания», так как оно включает в себя основные аспекты воспитания в их взаимосвязи и взаимодействии и оказывает целостное педагогическое воздействие на интеллектуальную, духовно-нравственную и эмоционально-волевую сферу ребенка. Организация подобного ключевого дела позволяет объединить всех участников воспитательного процесса (учащихся, педагогов, родителей), разрушить межвозрастные барьеры взаимодействия, укрепить межличностные отношения.
При планировании работы с семьей мною также была использована логика системного подхода.
Основное внимание при решении вопросов личностного роста учащихся нацеливается на опосредованное психолого-педагогическое воздействие, взаимодействие и сотрудничество педагогов и воспитанников в различных направлениях деятельности – соуправление. .
Содержание воспитательной деятельности по программе.
В соответствии с концептуальными основами в основу тематического планирования воспитательной работы положены четыре ориентира деятельности:
- Мы изучаем историю (ориентир на воспитание гражданственности и патриотизма, верности своему Отечеству, формирование целостного представления о Российской истории)
- Мы познаем мир (ориентир на привлечение к поисковой и исследовательской деятельности, на приобретение навыков общения с природой)
- Мы помогаем людям (ориентир на формирование потребности быть полезным, на оказание помощи и поддержки)
- Мы за спорт (ориентир на формирование потребности у учащихся в здоровом образе жизни)
Взаимодействие «Мы» по каждому ориентиру способствует формированию умения работать в коллективе, помогает стать воспитанникам сплоченной командой, умеющей постоять за себя и друзей в чрезвычайных обстоятельствах.
Для учащихся по каждому ориентиру предлагаются беседы, ролевые познавательные игры, викторины и другие формы работы.
Воспитанникам предлагается освоение трех ступеней в соответствии с этапами по годам обучения:
.
Первый этап – начально-универсальный.
Его основа познавательная деятельность.
В течение года учащиеся знакомятся с:
- историей создания ВМФ России
- жизнеописаниями великих русских полководцев и флотоводцев
- с профессиями, которые существуют на корабле
- с морской флорой и фауной
- с жанрами в живописи, с творчеством Айвазовского.
Приобретают первые навыки:
- в участии в спортивных соревнованиях
- в участии в КТД
- в подготовке тематических бесед«Флора и фауна морей», «Что может рассказать старый кремль» «Взгляд через века».
В конце года проводятся:
- игра «Честь имею»;
- в рамках тур. слета – поход одного дня;
- в рамках празднования Дня независимости России - совместно с родителями трехдневный поход на поляну областного фестиваля бардовской песни «Заозерье».
II этап - поисково-исследовательский.
Его основа - практическая деятельность. Накапливается опыт исследовательской деятельности. В течение года учащиеся принимают участие в:
- сборе и обработке материалов о военной истории России;
- в составлении словариков флотской терминологии
- подготовке тематических классных часов о русских флотоводцах и полководцах: «Федор Ушаков», «Адмирал Нахимов», «Александр Суворов»;
- в изучении биографии В. П. Чкалова и подготовке устного журнала о детстве Чкалова;
- в выпуске стенных газет к столетию Чкалова, ко Дню защитника отечества, к 9 Мая;
- в конкурсе рисунков «Я рисую море»;
- в беседах о творчестве Пикуля;
- в подготовке и проведении интеллектуально – патриотической игры «Честь имею»;
- в трудовых акциях «Мы – родному микрорайону», в акции по благоустройству и озеленению территории памятника погибшим воинам слободы Подновье
- в экскурсионной деятельности;
- в тур слете «Лето. Здоровье. Молодость.»
В конце года проводится игра «Честь имею», игра на местности «Классные маневры» и трехдневный поход на фестивальную поляну в Заозерье.
III этап - творческо-исследовательский.
Воспитанники накапливают опыт творческой деятельности.
В течение года :
- собирают материал о героях Великой Отечественной войны, о ветеранах войны – членах семей;
- участвуют в конкурсе сочинений «Мой родственник – участник Великой Отечественной войны»
- принимают участие в оформлении выставки, посвященной Дню Победы;
- на занятиях «Школы юнг» учатся завязывать морские узлы и применять этот опыт на практике;
- знакомятся с азбукой Морзе и флажковой сигнализацией;
- инсценируют песни военных лет;
- показывают сценки из повести Пикуля «Мальчики с бантиками»;
- изучают и оформляют материал о Российских наградах;
- принимают участие в коллективных творческих делах;
- экскурсионная деятельность;
- принимают участие в акции «Ветеран живущий рядом» и в акции милосердия «Рождественский подарок для воспитанников детского дома № 2».
В конце года проводятся:
- итоговая игра «Честь имею»
- смотр строевой песни, посвященный Дню Победы,
- трехдневный поход на фестивальную поляну в Заозерье (в рамках празднования Дня независимости России).
Механизм реализации программы предполагает обеспечение ряда условий. Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка, прежде всего, необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса. В процессе своей педагогической деятельности я активно взаимодействую:
Содержание деятельности этапов программы
I этап.
Направление, действия | Сроки | Кто. Где. |
10. Конкурс «А ну-ка мальчики» 11. Литературно-художественная программа «Петр первый – создатель русского флота» 12. Городской праздник «Честь имею» 13. Участие в мероприятиях ДДК, посвященных Дню Победы 14. Беседа: «Легендарные полководцы: Ф. М. Ушаков.» 15 Тур слет- поход одного дня 16. Военно-патриотическая игра «ЗАРНИЦА» 17. Трехдневный поход на фестивальную поляну «Заозерье» | Сентябрь Октябрь Октябрь Ноябрь Ноябрь Декабрь Один раз в четверть Декабрь Январь Февраль Март Март Апрель-май Май Май Май Июнь | Педагог Педагог Родительский комитет Педагог Родительский комитет. Педагог
Педагог В/ч 69114 Педагог Педагог Педагог Педагог Сормовский ДТ юных Педагог Педагог Род. комитет Педагог Педагог Род. Комитет Педагог Педагог |
II этап - поисково-исследовательский.
Его основа - практическая деятельность. Накапливается опыт исследовательской деятельности. В течение года учащиеся принимают участие в:
- сборе и обработке материалов о военной истории России;
- в составлении словариков флотской терминологии
- подготовке тематических классных часов о русских флотоводцах и полководцах;
- в изучении биографии В. П. Чкалова;
- в выпуске стенных газет к столетию Чкалова, ко Дню защитника отечества, к 9 Мая;
- в конкурсе рисунков «Я рисую море»;
- в беседах о творчестве Пикуля;
- в подготовке и проведении интеллектуально – патриотической игре «Честь имею»:
- в экскурсионной деятельности;
- в тур слете.
В конце года проводится игра «Честь имею», игра на местности «Классные маневры» и трехдневный поход на фестивальную поляну в Заозерье.
II этап.
Направление, действия | Сроки | Кто? Где? |
| Сентябрь Октябрь Ежемесячно Ноябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Февраль Февраль Февраль – май Апрель Май Май Май Май | Педагог Педагог Род. ком. Педагог Педагог В/ч 69114 Шк. Библиотека Педагог Педагог Род. ком Педагог Педагог Род. ком 6-ых классов Педагог Педагог Род. ком 6-ых классов В/ч 69114 Совет клуба Педагог Родительский комитет |
III этап - творческо-исследовательский.
Учащиеся накапливают опыт творческой деятельности.
В течение года учащиеся:
- собирают материал о героях Великой Отечественной войны, о ветеранах войны – членах семей;
- участвуют в конкурсе сочинений «Мой родственник – участник Великой Отечественной войны»
- принимают участие в оформлении выставки, посвященной 60 – летию Победы;
- учатся завязывать морские узлы и применять этот опыт на практике;
- знакомятся с азбукой Морзе и флажковой сигнализацией;
- инсценируют песни военных лет;
- показывают сценки из повести Пикуля «Мальчики с бантиками»;
- изучают и оформляют материал о Российских наградах;
- принимают участие в клубных коллективных творческих делах;
- экскурсионная деятельность;
- принимают участие в акции «Ветеран живущий рядом».
В конце года проводятся:
- итоговая игра «Честь имею»
- смотр строевой песни, посвященный 60 – летию Победы,
- трехдневный поход на фестивальную поляну в Заозерье (в рамках празднования Дня независимости России).
Планирование воспитательной работы.
III этап.
Направление действия | Сроки | Кто? Где? |
| Сентябрь Сентябрь Октябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Декабрь-февраль Ежемесячно Февраль Февраль Февраль – март Апрель Май Май Май Июнь | Педагог Уч. Ком. Школа «Изограф» Педагог Уч. Ком. Учителя истории Родительский комитет Уч. Ком. Уч. Ком. Педагог Педагог Род. комитет Совет школы Совет школы Педагог Педагог Совет школы В/ч 69114 Педагог Педагог Род. Комитет |
Основные направления индивидуальной работы.
- Изучение индивидуальных особенностей учащихся
- Установление межличностных контактов с каждым ребенком
- Оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса, в отношениях с учителями, другими учащимися, в выполнении норм и правил поведения в школе
- Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению и саморазвитию
- Диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося, учет их
личностных достижений.
. Ожидаемые результаты
- у учащихся сформируются целостные представления о Российской истории
- удастся привлечь учащихся к поисковой и исследовательской деятельности
- развитие у учащихся нравственной и гражданской ответственности за родных и близких, за свои дела и поступки, за людей, живущих рядом
- учащиеся приобретут практические навыки экологической деятельности
- учащиеся смогут ощутить себя полезными людям и обществу
- учащиеся будут готовы к выбору в пользу здорового образа жизни
- участники программы научатся работать в коллективе, смогут стать сплоченной командой, умеющей постоять за себя и других в чрезвычайных обстоятельствах
- в ходе реализации программы произойдет развитие у учащихся творческого и практического мышления, трудовых умений и навыков, что послужит основой для самореализации в будущей профессиональной деятельности
- удастся привлечь родителей к жизнедеятельности коллектива, они станут активными участниками воспитательного процесса.
V. Изучение эффективности воспитательной работы по программе.
Эффективность воспитательного процесса – это соотнесенность полученных результатов с целями и достижениями в образовательной практике.
Методологическим основанием деятельности по определению эффективности воспитательной работы по данной программе является парадигма личностно ориентированного образования и воспитания, в которой личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат воспитательного процесса.
При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности воспитательной деятельности я использовала системный подход, позволяющий установить взаимосвязь полученных результатов с целями, задачами, содержанием и способами организации педагогического процесса.
Основное предназначение воспитания заключается в его развеивающем влиянии, поэтому только происходящие изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективности воспитательной программы.
В качестве основного показателя воспитательного процесса я выбрала воспитанность учащихся. В качестве критерия воспитанности личности учащегося рассматривается его активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности. Из множества таких отношений как наиболее информативные и соотнесенные с задачами программы я выделяю:
- отношение к людям
- отношение к самому себе
- отношение к природе
- отношение к Отечеству
- отношение к труду.
Следует отметить, что на начальном этапе я отслеживала воспитательный результат по основным ориентирам воспитательной работы и в соответствии с вышеназванными ценностными «отношениями» учащихся.
Однако, сегодня, на последнем этапе реализации программы мне кажется более эффективным изучение уровня воспитанности по четырем группам качеств охватывающих всю структуру отношений к личности и близкой к модели выпускника школы
Кроме индивидуальной воспитанности, важным показателем воспитательных результатов является уровень развития детского коллектива: позиция классного коллектива в общей деятельности школы, отклик на общественно полезную деятельность, сплоченность коллектива.
Показателями развития коллектива являются:
- комфортный психологический климат (доброжелательная атмосфера, дружеские связи, способность помогать)
- высокий уровень организованности и самоуправления, умение детей организовываться на общую деятельность, действовать самостоятельно, коллективно принимать решения
- отклик класса на социально значимую деятельность, осознание ее необходимости
- способность учащихся класса выразить «лицо коллектива», и занять активную позицию в творческой деятельности разного уровня.
Для диагностики уровня коллектива, помимо педагогического наблюдения, коллективного планирования, я использую самые разные тесты и срезовые методики (смотри приложения).
Показателями эффективности воспитательного процесса является также удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в классе (смотри приложения).
Справка по изучению эффективности воспитательной работы по программе.
Основная цель изучения состояла в выявлении способности школы, воспитательной работы по данной программе содействовать развитию личности ребенка.
В качестве частных задач изучения были выбраны следующие:
Изучение уровня воспитанности школьников, выявление сформированности основных потенциалов личности учащихся:
- гражданских качеств
- гуманистических качеств
- творческих качеств
- экологических качеств
Сформированность коллектива.
Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе.
Каждая задача была подкреплена определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которой можно судить об успешности реализации целевых ориентиров.
Показателями проявления гражданских качеств стали:
- активное участие в делах класса и школы, преобладание коллективистских мотивов участия школьников в жизнедеятельности класса, в динамике изучалась при помощи методики Л.В. Байбородовой на начальном этапе (см. Приложение 2), при помощи методики О.В. Лишина на конечном этапе реализации программы (см. Приложение 3)
- проявление инициативы, активности (изучалось при помощи методики Л.В. Байбородовой «Акт добровольцев» см. Приложение 4)
- Знание истории Отечества и Нижегородского края (изучалось при помощи диагностического инструментария игр «Честь имею», «Классные маневры»)
Показателями проявления гуманистических качеств стали:
- любовь к людям, доброжелательное отношение к людям
- готовность оказать помощь нуждающимся
- заботливое отношение ко всему живому.
(Изучалось при помощи методов экспертной оценки педагога, при помощи педагогического наблюдения).
Показателями проявления творческих качеств стали:
- участие в исследовательской и краеведческой работе
- посещение выставок, музеев
- участие в конкурсах, играх и викторинах
- знание и понимание произведений искусства
(Изучалось при помощи педагогического наблюдения, статистического анализа, анализа участия учащихся в КТД, в работе творческих объединений, при помощи диагностирования уровня творческой активности).
Показателями сформированности экологических качеств были выбраны:
- осознание объектов многообразия мира и взаимосвязи человека и природы
- осознанный выбор в пользу здорового образа жизни
(изучалась при помощи пед. наблюдения, методов экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся).
Одной из задач программы являлось формирование умения работать в коллективе, развитие сплоченности на обоих этапах изучался уровень развития классного коллектива.
Одним из показателей развития коллектива является комфортный психологический климат. По результатам исследования (методика «Психологическая атмосфера в коллективе» Л.Г. Жедуновой см. приложение № 5) в классном коллективе на протяжении нескольких лет сохраняется доброжелательная атмосфера, присутствует взаимная поддержка, теплота взаимоотношений и сотрудничество. Более того, уже на втором этапе реализации программы коллектив стал считать себя успешным.
Показателями развития коллектива являются:
- отклик класса на социально значимую деятельность, осознание ее необходимости
высокий уровень органи го развития (см. приложение № 6).
Показателями удовлетворенности воспитанников и родителей жизнедеятельностью в школе были избраны:
- комфортность, защищенность личности воспитанника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности школы и класса
- удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своего ребенка, его положением в коллективе.
(изучались при помощи методики «Психологическая атмосфера в коллективе» Л.Г. Жедунова и комплексного изучения удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью в школе А.А. Андреевой (см. Приложение № 7).
Результаты изучения свидетельствуют о высокой оценке родителями роли школы в развитии поведенческих качеств, качеств жизненной компетенции, а также морально–психологических качеств. В динамике изменение мнений родителей за три года реализации программы можно посмотреть также в приложении №7.
Таким образом, проведенное исследование позволяет оценить продуктивность воспитательной деятельности по реализации программы и комфортное психологическое состояние ее участников.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВОСПИТАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Качества личности | Возрастные проявления качеств (5-7 класс) (объект контроля) | Формы контроля (диагностические средства) |
1. Гражданские качества (отношение к Отечеству, проявление патриотических чувств) |
|
|
2. Гуманистические качества (отношения к людям, милосердие, сострадание) |
|
|
3. Творческие качества (отношение к любимому делу, развитие творческого и практического мышления, трудовых умений и навыков способность к самореализации и инновациям) |
|
|
4. Экологические качества (отношения к окружающей среде, природе, стремление к здоровому образу жизни) |
|
|
Основные направления, формы, ориентиры деятельности по программе
Ориентиры | Задачи | Формы работы | Формы контроля |
Мы изучаем историю | - воспитание патриотизма, верности своему отечеству - формирование целостного представления о Российской истории |
| -педагогическое наблюдение -творческие ситуации и задания -анализ и самоанализ -тестирование |
Мы познаем мир | - привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности - приобретение навыков общения с природой |
| -педагогическое наблюдение -статистический анализ -анализ участия воспитанников в коллективно-творческих делах |
Мы помогаем людям | - формирование потребности быть полезным людям |
- Дежурство по школе | -педагогическое наблюдение -анализ и самоанализ |
Мы за спорт! | - формирование потребности в здоровом образе жизни |
| -педагогическое наблюдение -анализ участия учащихся в общешкольных спортивно-туристических мероприятиях -методы самооценки учащихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по гражданско - патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"
В данной программе раскрываются цели и задачи,способы реализации одного из важнейших направлений воспитательной работы школы: Гражданско-патриотического воспитания учащихся....
Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - дети России"
События последнего времени показали, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп н...
Программа гражданско-патриотического воспитания "России верные сыны"
Программа гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы "России верные сыны". Программа предусматривает комплексный подход к гражданско-п...
ПРОГРАММА гражданско-патриотического воспитания учащихся 5 класса «Мы - дети России» 2012 – 2016 г.г.
Программа гражданско-патриотического воспитания ,разработана в 2012году для учащихся 5 класса...
Презентация к программы гражданско-патриотического воспитания "Мы дети России"
Презентация к программе...
Программа Гражданско-патриотического воспитания подростков с девиантным поведением «Я - гражданин России»
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегриро...
программа гражданско-патриотического воспитания учащихся "Я -гражданин России"
Цель:-возрождение в нашем обществе социальной активности, гражданской ответственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;- формирование и развитие подрастающего пок...
Комментарии
Отдельные разделы программы
Отдельные разделы программы помогут учителям и классным руководителям организовать работу с классом по гражданско-патриотической направленности.
Эта программа поможет
Эта программа поможет классным руководителям организовать работу в своём классе.