рабочая программа "Лоскутное шитье"
материал

Захарова Юлия Вячеславовна

Программа разработана для работы в творческом объединении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальная (коррекционная) школа                                        г.Выкса, Нижегородской обл.

                                                         

 

 

                                                               

Рабочая программа  кружка «Волшебный лоскут» (трудовая направленность  с элементами декоративно-прикладного творчества)

Возраст детей: 11 - 15 лет.  Срок реализации -  1 год

 

 

                                                   

       Учитель трудового обучения:

 Ю.В. Захарова

 

 

 

 

                                                 

2018- 2019 уч. г. 

  

  Программа художественной направленности «Волшебный лоскут» разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиНа 2.4.4. 1251-03 (зарегистрированного в Минюсте 27.05.03 г. № 4594),
  •  Примерные требования к программам дополнительного образования детей, Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844.

            Лоскутное шитьё давно стало самостоятельным видом декоративноприкладного искусства. Это творческое занятие отличается, например, от шитья одежды по выкройкам, так как работа с лоскутами означает работу с цветом, фактурой ткани, с формой фрагментов орнамента. Это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Лоскутное изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Ассортимент изделий из лоскутков разнообразен. Это подушки, коврики, прихватки, салфетки, грелки, скатерти, одеяла, куклы. Шитьё из лоскутков способствует  формированию и закреплению практических трудовых навыков, развитию усидчивости, аккуратности, трудовой и творческой активности, художественного вкуса. Лоскутное шитьё помогает воспитывать экологическую сознательность у детей. Ведь для работы можно использовать отходы ткани – межлекальные выпады, остатки, старую крепкую одежду, которая вышла из моды.     Обучающиеся осваивают рациональные техники кроя и пошива лоскутных изделий, традиционные и свободные техники лоскутного шитья, изготавливают стёганое изделие из лоскутков.    

          Актуальность создания программы обусловлена желанием, дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя.     Условия реализации данной программы позволяют использовать личностноориентированный подход в обучении, расширить полученные на уроках труда знания, умения и навыки. Творческие проекты могут быть реализованы с использованием всего многообразия декоративных ручных и машинных швов. Учащиеся знакомятся с различными видами тканей и других текстильных материалов. Сюжеты и тематика могут быть как традиционными, выполненными в технике лоскутного шитья (пэчворк), так и свободные композиции, выполненные по собственным эскизам, сюжетами для будущих картин из тканей могут служить иллюстрации детских книг, окружающий мир, природа, птицы, цветы, насекомые. Поиск тематики, материалов для воплощения, назначение будущего изделия – процесс творческий, многогранный, как индивидуальный, так и коллективный.     Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». Основная направленность не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Особенность деятельности ребенка на занятии, включает в себя как равнозначный интеллектуальный , так и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны быть неторопливы, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

          Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам. В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами. Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

         Основные направления художественной деятельности обучающихся на занятиях:

 Создание плоскостных и объемных композиций из различных текстильных материалов

 декоративная и конструктивная работа;

 обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях;

 изучение художественного наследия.

         Цель программы: формирование и развитие художественной культуры ребенка через народное декоративно - прикладное искусство; развитие творческой личности, овладение практическими умениями обрабатывать текстильные материалы с целью создания изделий из ткани, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности.

       В процессе обучения решаются следующие задачи:

         Обучающие: - научить традиционным и свободным приёмам шитья из лоскута, используя разные техники пошива; - обучить основам мастерства; - сформировать специальные навыки по предмету; -формировать технологическую культуру; - обучение искусству гармоничного подбора цветов; - обучение технологии сборки изделий из лоскутов; - обучение приемам шитья на швейной машинке.  

        Развивающие: - знакомство детей с различными видами декоративно- прикладного искусства, - знакомство детей с русским народным творчеством, - развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала. - развитие познавательной активности ребенка; - развитие фантазии, творческих способностей; - развитие умения анализировать, давать оценку своей работе. - через коллективно-творческую работу способствовать развитию навыков межличностных отношений.  

        Воспитывающие: - формирование художественно - творческой активности. - воспитание трудолюбия, - способствовать воспитанию любви к своей малой и большой Родине в процессе творческого осмысления культурного наследия своего народа;  - сформировать интерес к жизни через творчество; - воспитывать бережливость, экологическую сознательность; - формировать качества личности - настойчивость, терпение, аккуратность в труде;- формирование самостоятельности.    

          Программа для внеклассных занятий рассчитана на 1 год обучения. Объём учебной нагрузки в неделю составляет 2 часа . Количество учебных часов в год  – 72 часа,                                                    

         Занятия проводятся 1 раз в неделю  с учетом психофизических особенностей учащихся коррекционной школы. В кружок набираются дети среднего школьного возраста, 11 – 15 лет. Подбор изготавливаемых изделий, техника и технология выполнения  могут изменяться в зависимости от возможностей, умений и навыков детей.

       Планируемые результаты.

Характеристика ожидаемых результатов 

           В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе первого года обучения предполагается, что дети получат следующие знания и умения: умение выполнять все виды ручных швов, используемых в технике пэчворк; умение конструировать несложные узоры,  умение изготавливать несложные панно.

Основные знания и умения выпускников  кружка «Волшебный лоскут»

              Должны знать:                                                                                                             -правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья ручными инструментами;   -историю лоскутного шитья;                                                                                                         -техники пошива лоскутных узоров «квадрат», «треугольник»;                                             -способы выполнения аппликации;                                                                                        -технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы влажно-тепловой обработки;                                                                                                                  -материалы, применяемые в лоскутном шитье;                                                                          -основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую гамму;   -требования к качеству готовых изделий.

             Должны уметь:                                                                                                             -правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;                                                                                                                  -подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;                                                          -составлять и шить лоскутные узоры «квадрат», «треугольник»;                                 -обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;                                                                            -делать аппликацию;                                                                                                                   -определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий  

Учащиеся проявляют:                                                                                                                       - готовность к сознательному выбору своего места в жизни;                                                                - художественный вкус, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию и умение эстетически ее оценивать.                                                                                                                               - владеют коммуникативной культурой, относятся с вниманием и уважением к людям,  -проявляют терпимость к чужому мнению;                                                                                                   - активность в познании нового;                                                                                                                   - умение анализировать, давать оценку своей работе;

          Система оценки результатов

          Система оценки результатов включает: оценку базовых знаний и навыков, оценку умений и навыков допрофессиональной подготовки, оценку коллективно- индивидуальную (качество индивидуальной работы).  Оценка знаний и умений в результате работы кружка проводится с помощью экспресс опросов на каждом занятии, также в кружке проводятся выставки, где сами дети оценивают ту или иную работу. Итогом работы детей является участие их в районных, городских и областных выставках и конкурсах.

  Критерии оценки результатов:

1) теоретические знания и познавательная активность                                                                         2) практические умения и навыки                                                                                                                  3) аналитические умения                                                                                                                          4) творческое мышление, воображение                                                                                                    5) коммуникативная культура.

          В соответствии с поставленными задачами и планируемыми результатами года,  для выявления стартовых возможностей и оценки результатов обучения, качественных личностных изменений обучающихся были определены следующие критерии оценки:  

  • учебно-организационные умения;  
  • познавательная активность в творческой деятельности;
  • теоретические знания;
  • практические навыки;
  • творческая активность;
  • навыки межличностных отношений.                                                                                              

            Уровни освоения программы разные, как и дети которые их осваивают. Каждый критерий и уровень характеризуется своими показателями. Качественную оценку можно перевести в бальную для удобства фиксирования результатов в табличном виде для всего коллектива и в индивидуальных личностных карточках обучающихся .  

            Система контроля уровня знаний, умений, навыков детей и качественных изменений личности обучающегося предусматривает определение начального уровня (сентябрь); промежуточный контроль (январь); итоговый контроль (май). Формы подведения итогов освоения разделов программы разнообразны. Среди них: мини-выставки детских работ, интеллектуальные конкурсы, выполнение индивидуальных заданий и коллективно-творческих работ, самостоятельные, с элементами творчества, работы.

    Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида/под ред. В.В. Воронковой: Сборник 2.- Москва, ВЛАДОС, 2000 г., Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида/ под ред. К.п.н. А.М. Щербаковой.- Москва, НЦ ЭНАС, 2001г.  

Методические указания.

          На занятиях используются различные методы обучения – объяснительные, демонстрационные, практические. Практические работы включают сборку образцов узоров, графические зарисовки, изготовление изделий (прихватка, декоративная салфетка, диванная подушка, грелка на чайник, панно, подставка под горячее и т.п. по выбору учащихся). Все объекты труда должны быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представление о технике лоскутного шитья.  Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.  Дети учатся изготавливать изделия в лоскутной технике, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои орнаменты, подбирают ткани по фактуре, волокнистому составу, цвету, учатся делать стёжку изделия, создают индивидуальные, неповторимые изделия. Работая с лоскутками, ищут более рациональные варианты их использования.  Лучшие работы детей выставляются на выставках, фестивалях.

 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА 

           Оборудование: бытовая швейная машина, оверлог, утюг.

           Основные инструменты и приспособления: иглы различного размера (№7-8), портновские булавки, наперстки, ножницы, нож для распарывания, колесикорезец, линейка, карандаши.

            Материалы: различные лоскуты ткани, меха, бумага, картон, нитки армированные, простые, мулине и др., вата, синтепон, пуговицы, тесьма, шнуры, кружево.

 

Основное содержание программы  (64 часа)

Тема 1. Вводное занятие. История лоскутного шитья. Инструменты и материалы. Правила безопасности, 2 часа

Цели и задачи обучения. Содержание программы кружка. Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места. История лоскутного шитья. Пэчворк, килт. Традиционное лоскутное шитьё в России. Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья.  Материалы: подбор и подготовка, декатировка, крахмаление. Организация рабочего места.

Объекты труда: лоскутные картины, прихватки, другие предметы домашнего обихода, плоские и объемные композиции.

Тема 2. Цвет. Цветовые сочетания, 2 часа  

Цветовой круг. Основные, дополнительные.  Тёплые, холодные. Контрастные, родственные цвета. Гармоничное сочетание цветов.

Объекты труда: лоскутные изделия, ткани разных цветов.

Тема 3. Декатировка. Раскрой деталей, 2 часа

Свойства тканей. Виды тканей. Работа с тканями в процессе эксплуатации. Подготовка ткани к работе. Изготовление деталей для раскроя. Раскрой лоскутных деталей.

Объекты труда: ткани разных цветов, фактур, рисунки, шаблоны

Тема 4. Аппликация. Способы выполнения, 2 часа

Использование аппликации в лоскутной технике. Технология выполнения аппликации. Подбор лоскутов. Выполнение аппликации. Влажно – тепловая обработка. Общие правила выполнения всех видов ручных швов. Закрепление нитки на ткани. Сметывание с помощью булавок. Применение ручных швов в аппликации.

Объекты труда: панно, лоскутная картина.  

 Тема 5. Выполнение аппликации в технике ручных швов, 4 часа

Выбор сюжета. Способы увеличения или уменьшения рисунка.  Изготовление деталей кроя. Подбор ткани. Подготовка ткани к работе. Раскрой деталей. Сборка деталей. Сметывание. Изготовление изделия с помощью ручных швов.

Объекты труда: панно, лоскутная картина.

Тема 6. Окончательная обработка изделия, 2 часа

Окончательная сборка изделия. Придание работе законченности. Влажнотепловая обработка. Проверка качества готового изделия.  

Объекты труда: панно, лоскутная картина.  

 Тема 7. Виды машинных швов, применяемых в аппликации, 2 часа

Виды машинных швов, наиболее часто применяемых в лоскутном шитье. Их назначение и применение.

Объекты труда: образцы машинных швов.  

Тема 8. Выполнение аппликации в технике машинных швов. 6 часов  

Подбор сюжета для лоскутной картины. Выполнение эскиза.  Подбор ткани, подготовка ткани к работе. Раскрой деталей.    Изготовление изделия с помощью машинных швов.

Объекты труда: панно, лоскутная картина, предметы быта.

 Тема 9. Окончательная обработка изделия, 2 часа

Окончательная сборка изделия. Придание работе законченности. Использование техники ручных швов для проработки мелких деталей и контурных рисунков.  

Объекты труда: панно, лоскутная картина, предметы быта.

 Тема 10. Изделия в технике «квадрат», 2 часа

Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива. Подбор и подготовка ткани к работе.

Объекты труда:  шаблоны, ткани.

 Тема 11. Изготовление изделия в технике «квадрат», 8 часов  

Выполнение узора «шахматка» двумя способами: соединение квадратов, соединение полосок. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажнотепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка и другие предметы быта

 Тема 12. Изделия в технике «треугольник», 2 часа

Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива. Подбор и подготовка ткани к работе.

Объекты труда:  шаблоны, ткани.

 Тема 13. Изготовление изделия в технике «треугольник», 8 часов

Раскрой лоскутных деталей. Выполнение узора «квадрат в квадрате». Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, панно или др.    

Тема 14. Техника «полоска», 2 часа

Подготовка ткани к работе. Раскрой полосок. Технология пошива.  

Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.

 Тема 15. Изготовление изделия в технике «полоска», 8 часов

Рисунок «диагональная полоска», «паркет», «ананас». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка.  

Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.

 Тема 16. Творческое задание. Изготовление предметов быта в лоскутной технике,10 часов

Выбор модели и ее назначения, эскизирование. Подбор ткани по цвету, фактуре, рисунку. Подготовка ткани к работе. Раскрой. Изготовление изделия в лоскутной технике, в технике накладного шитья. Окончательная обработка изделия. Влажнотепловая обработка. Контроль качества готового изделия.  

Объекты труда: Фартук, прихватка, коврик, наволочка, панно и   др.

 Тематический план кружка .

 п/п

Наименование разделов и тем

Количество учебных часов

по

разделу

по теме

теория

практика

1

Вводное занятие. История лоскутного шитья. Инструменты и материалы. Правила безопасности.

2

2

2

Цвет. Цветовые сочетания.

2

1

3

Декатировка. Раскрой деталей.

2

1

4

Аппликация. Способы выполнения

2

1

5

Выполнение аппликации в технике ручных швов.

4

-

6

Окончательная обработка изделия

2

-

7

Виды машинных швов, применяемых в аппликации.

2

1

8

Выполнение аппликации в технике машинных швов.

6

-

9

Окончательная обработка изделия

2

-

10

Изделия в технике «квадрат»

2

1

11

Изготовление изделия в технике «квадрат»

8

-

12

Изделия в технике «треугольник»

2

1

13

Изготовление изделия в технике «треугольник».  

8

-

14

Техника «Полоска».

2

1

15

Изготовление изделия в технике «полоска».

8

-

16

Творческое задание. Изготовление предметов быта в лоскутной технике

10

-

Итого:  

                                                             

 Литература.    

  1. О.И.  Нагель «Художественное лоскутное шитьё». Учебно – методическое пособие для учителя. Москва, Школа – Пресс, 2000 г.
  2. М.В.Максимова, М.А.Кузьмина «Лоскутики». Тверь «ЭКСМО-Пресс»,1998г.
  3. «Шьём из лоскутков». ВНЕШСИГМА АСТ. Москва 2000 г.
  4.  И.Ю. Муханова «Шитьё из лоскутков. Быстро и красиво». Москва ОЛМАПРЕСС, 2001г.  
  5. И.Ю. Костикова «Школа лоскутной техники». Москва, «Культура и традиции», 1998 г.
  6. «Энциклопедия. Шитье и рукоделие». Под ред. И.А. Андреевой. Москва, Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1998 год.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ 

 

Фамилия, имя ребенка___________________________________________   Класс______________________                                                                                                      Возраст ____________                                                                                                                           Название кружка «Волшебный лоскут»                                                                                                     Дата начала наблюдения__________________________                                                                         Дата окончания наблюдения_______________________                                                               Учебный год_____________________________________                                                                                                        

 

Критерии

Сроки диагностики

начало учебного года

середина учебного года

окончание учебного года

Учебно-организационные умения.

Познавательная активность в творческой деятельности.

Теоретические знания.

Практические умения и навыки.

Творческая активность.

Навыки межличностных отношений.

   

 

 

 Руководитель кружка                                                                 Ю. В. Захарова                                                                                                                                

Оценка результатов обучения и личностного развития детей

Критерии

Уровни / показатели

I уровень (низкий)

II уровень (средний)

III уровень (высокий)

Учебно-организационные умения

В организации своего рабочего места часто требуется указание педагога. Не владеет полностью навыками   безопасного труда. Правила поведения не усвоил. Может пропускать занятия без уважительных причин. Эмоционально неустойчив, слабая исполнительность. Неусидчив, быстро утомляется, работу не доводит до конца.  Требуются постоянный контроль и помощь педагога.

Иногда в организации своего рабочего места требуется указание педагога.  Правила поведения старается соблюдать. Незначительные пропуски занятий. Навыками  безопасного труда владеет. Волевые качества неустойчивы, не всегда терпелив и выдержан. Работу доводит до конца не всегда. Эмоционально отзывчив на внимание и поощрение педагога, сверстников.

Самостоятелен в организации своего рабочего места. С удовольствием соблюдает дисциплину и порядок. Всегда проявляет навыки  безопасного труда. Занятия старается не пропускать без уважительных причин. Усидчив, старателен, умеет полностью сосредоточиться на работе. Терпелив и выдержан, устойчив эмоционально.  Проявляет трудолюбие и  стремление начатое дело довести до конца. Активный помощник педагогу, сверстникам.

Познавательная активность в творческой деятельности

Познавательный интерес носит эпизодический характер, проявляющийся в виде заинтересованности ярким необычным материалом, либо не обнаруживается вообще. Требуется постоянная стимуляция педагогом познавательной активности.

Проявляет интерес к занятиям, ко всему новому но не обладает длительной устойчивой познавательной активностью. Проявляет заинтересованность и познавательную активность в определенных учебных ситуациях, обусловленных либо содержанием учебного материала, либо способом его изучения.

Обладает высоким уровнем развития учебной мотивации. Преобладает устойчивый познавательный интерес к любой трудовой деятельности. Способен выбирать самостоятельно способы и средства изготовления изделия. Активен в стремлении узнать больше за пределами программы. Использует  дополнительные источники информации, проявляет интерес и умеет работать самостоятельно с литературными источниками, заниматься поисковой работой.

Теоретические знания

Владеет менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой за данный период. Терминологией не владеет.

Усвоил более половины объема знаний, предусмотренных программой за данный период. Знает специальные термины, но не всегда использует их на практике.

Освоил практически весь объем знаний в рамках программы. Грамотно использует специальные термины.

Практические умения и навыки

Владеет менее чем ½ части объема практических умений при работе с тканью, при выполнении влажно-тепловой обработки, слабо выполняет декоративные ручные швы, не достаточно владеет приемами работы на швейной машине с электрическим приводом, не владеет техникой выполнения машинных строчек и швов.

Владеет более ½ объема практических умений и навыков, предусмотренными программой за конкретный период. Умеет работать с тканью, но допускает неточности при выполнении ручных или машинных швов. Приемы работы на швейной машине знает, иногда допускает ошибки. Умеет  исправить и добивается лучшего результата.

Владеет практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период. Самостоятелен.  Легко и свободно работает с тканью. Качественно выполняет ручные швы. Владеет всеми необходимыми приемами работы на швейной машине. Выполняет на должном уровне различные виды декоративных машинных строчек и соединительные машинные швы.

Творческая активность

Начальный (элементарный) репродуктивный уровень.  Может выполнять лишь простейшие практические задания. Пассивен, не проявляет желания работать самостоятельно, на каждом шагу ждет подсказки, подталкивания со стороны педагога. Стремится к упрощенным вариантам. Боится ошибиться. Самооценка неадекватная.

Репродуктивный и частично продуктивный уровень. В состоянии уверенно выполнять практические задания по образцу. С удовольствием берется выполнять знакомые задания.  В самостоятельной работе часто требуется подсказка и помощь педагога. Самооценка не всегда адекватная.

Продуктивный уровень с элементами творчества. Самостоятельно находит способ исполнения, чаще продуктивная деятельность, творческий подход. Может самостоятельно выбрать содержание исполнения, расширяя рамки задания. Пополняет творческую копилку идей. Самооценка адекватная.

Навыки межличностных отношений, коммуникативные качества

В жизнедеятельности коллектива инициативу чаще не проявляет. Часто отказывается от трудовой деятельности. Не умеет работать в группе, коллективе. Некоммуникабельный, не умеет общаться.  Может выполнить индивидуальное задание, которое не будет частью коллективной работы. Может быть невежливым, не- внимательным к близким и окружающим, редко оказывает помощь другим. Часто не проявляет эмоционального отклика на успех коллектива, конкретных детей.

Инициативу в коллективе иногда проявляет по настроению. Добросовестно выполняет трудовые поручения, но с напоминания взрослого. Никогда не берет на себя роль «главного художника». Умеет работать в группе, коллективе, но не со всеми. Низкие коммуникативные способности, общается, но не со всеми. Забота о другом человеке бывает иногда только на словах. Чаще доброжелателен, внимателен к другим. Эмоционально отзывчив на соответствующее отношение сверстников, взрослых, не всегда может порадоваться успеху других, коллектива.

Всегда активно участвует в жизни коллектива, «болеет» за общее дело, проявляет инициативу быть лидером в работе. Инициативен в предложениях и отвественнен в реализации трудовых дел. Умеет со всеми работать в группе, коллективе. Хорошо развиты коммуникативные качества личности, может  организовать и разделить роли предстоящей работы. Всегда вежлив, доброжелателен, внимателен к проблемам других, старается помочь в решении проблемных ситуациях. Эмоционально радуется успеху коллектива, конкретных детей.

Примечание:  

1. Периодичность контроля ЗУН и личностных аспектов развития детей: начало учебного года; промежуточные оценки в течение года; итоговая в конце учебного года и общая итоговая оценка за весь период обучения .

2. Результаты обучения оцениваются в баллах, соответственно степени выраженности измеряемого качества: 1 уровень (низкий) – 1 балл;  2 уровень (средний) – 5 баллов; 3 уровень (высокий) – 10 баллов.           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Тестовый метод контроля знаний обучающихся на уроках трудового обучения» Деятельность - это система, имеющая свое строение, внутренние переходы и превращения, развитие. Л.С. Выготский Подготовила учитель I квалификационной категории ГКОУ С(К)Ш г.Выкса , Нижегородской обл. Захарова Юлия Вячеславовна

Слайд 2

Тест – это система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая качественно оценить структуру и измерить уровень знаний, умений и навыков обучающихся. Тестирование – является популярным в настоящее время технологическим инструментом измерения результатов педагогического процесса. В ходе педагогического процесса тест выполняет следующие функции: диагностическую, обучающую и воспитывающую.

Слайд 3

Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически, исключая субъективизм преподавателя, поэтому введение тестового контроля существенно повышает мотивацию обучения и заинтересованность обучаемого. Существует несколько классификаций тестов : тест на выбор ответа; тесты по методу исключения понятия; тесты по принципу неоконченных слов, предложений; т есты с созданием схем, графиков .

Слайд 4

Тесты предлагаются на специальных карточках отдельным (индивидуальное повторение) или всем учащимся (фронтальное повторение) класса, а также в групповой деятельности. Организация деятельности учащихся с тестами позволяет осуществлять контроль со стороны учителя и приучает их к самоконтролю . Варианты заданий должны учитывать все индивидуальные особенности каждого обучающегося .

Слайд 5

Требования к тестам: 1. Валидность (или адекватность целям проверки). 2. Определённость. 3 . Простота . 4. Однозначность . 5. Равнотрудность .

Слайд 6

Тесты могут применяться на разных этапах урока: при повторении ранее изученного и закреплении нового материала (работа с тестами в этих случаях должна занимать не более 15-20 минут); в конце изучения раздела (может занимать и целый урок)

Слайд 7

Цель тестирования: получение объективной информации по усвоению учащимися знаний, умений, навыков, выяснение возникших затруднений. З адачи : 1. Создавать каждому ученику ситуацию успеха, 2. Вовлекать каждого ребенка в активную познавательную деятельность. 3. Предоставить ученику возможность работать (в своем темпе, на своем уровне сложности).

Слайд 8

Принципы составления тестов: Познавательность . Разноуровневость в изучения материала: 1 уровень – репродуктивный, 2 – аналитический, 3 – творческий. Успешность : первое задание в любой самостоятельной работе составлено так, что его может выполнить даже самый слабый ученик. Логичность и последовательность. Многовариантность . Полнота и всесторонность подачи материала.

Слайд 9

Проверка и оценка тестов. Критерии оценок: - 90 – 100 % правильных ответов – оценка «5 », - 70- 90 % - «4», - 50- 70 % - «3», - менее 40 %- «2».

Слайд 10

Тест выбора верных ответов из общего числа предложенных в задании. Например: Ткань с рисунком это: 1)Ткань, окрашенная в один цвет 2)Ткань, выработанная из нитей разного цвета 3) Ткань, имеющая печатный рисунок

Слайд 11

Тест на установление истинности (ложности) утверждения. Например : Выбери правильный ответ: Рабочее место освещено с левой стороны да нет Расстояние от глаз до изделия 30-40 см да нет

Слайд 12

Тест на заполнение пропусков в истинном утверждении (тест на дополнение). Например: 1. Кромка направлена вдоль нитей ............................................. 2. У хлопка используют ………………… для изготовления ткани.

Слайд 13

Тест , решение которого приводит к созданию схем, графиков Соедини правильно стрелкой: Прядение процесс получения ткани из пряжи Ткачество процесс получения пряжи из волокон Укажите на рисунке цифрой 1 рычаг обратной строчки бытовой швейной машины?

Слайд 14

Использование тестов дает возможность: осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения; вносить обоснованные изменения в процессе преподавания; достоверно оценивать и управлять качеством обучения. Достоинства тестирования: 1) учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения; 2) проверить качество усвоения учащимися теоретического и практического материала; 3) оживить процесс обучения, вводя не только новую для учащихся форму контроля, но и различные виды тестов; 4) сэкономить учебное время, затраченное на опрос, и личное время учителя, идущее на проверку результатов выполненной работы; 5) обеспечить оперативность проверки выполненной работы . Н едостатки: большая вероятность выбора ответа наугад, проверка лишь конечных результатов действий, невозможность проследить логику рассуждений учащихся; категоричность оценки выполнения

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Итоговое тестирование по Трудовому обучению ( Швейное дело)

9 класс ГКОУ С(К)Ш г.Выкса 2019-2020 уч.г.

 Фамилия, имя учащегося _________________________________класс______

I.  Какой по назначению бывает одежда? (выбрать все правильные ответы):

  1. повседневной        3.  уличной
  2. форменной            4.  спортивной.

II.  Выбрать правильные утверждения:

  1. при работе утюгом надо стоять на резиновом коврике.
  2. включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус с вилки.
  3. не ставить утюг на подставку.
  4. следить, чтобы шнур не касался горячего утюга.
  5. можно оставлять включенный утюг без присмотра.
  6. после работы утюг поставить на подставку и включить.

III.  Какие волокна относятся к натуральным? (выбрать правильные ответы):

  1. хлопок                 4.  лён
  2. шерсть                 5.  капрон
  3. вискоза                6.  шёлк

IV.  Определить вид и название инструмента и записать в таблицу.

Инструменты: ручные иглы, ножницы, линейка, угольник, сантиметровая лента.

Описание работы

Вид инструмента

(рабочий или измерительный)

Инструмент

применяются для выполнения ручных стежков и строчек

нужна для снятия мерок с фигуры человека, с объёмных предметов, а также для измерения длины и ширины ткани и проверки размеров изделия.

используют для построения чертежей

применяются для резания бумаги, раскроя ткани, обрезания ниток

V.  Вставить в текст пропущенные слова:

Швейные машины служат для ___________________ изделий.       Применение швейных машин позволяет ускорить и ____________________ труд, сделать качество работы __________________.

Машинные швы _____________,______________,____________ чем ручные швы.

В домашних условиях используют бытовые швейные машины с________________,_________________, _______________________ приводами.

VI.  Что относится к отделке швейных изделий? (выбрать все правильные ответы):

  1. оборки            4.  кружево
  2. воланы            5.  рукава
  3. вытачки          6.  вышивка

VII. Строение машинной иглы (отметить цифрами названия частей иглы)

  1.  колба,
  2.  лыска,
  3. лезвие,
  4. остриё,
  5. ушко,
  6. длинный желобок,
  7. короткий желобок

 

VIII.  Записать термины напротив их значения:

 «стачать», «разутюжить», «приутюжить», «обметать».

разложить припуски шва или складки на две стороны и закрепить их в этом положении утюгом

соединить две или несколько приблизительно равных по величине деталей  - стачной шов

обработать срезы детали обметочными петлями или косыми стежками (предохранение от осыпания)

уменьшить толщину шва, сгиба или края детали с помощью утюга

IX. Найди соответствие:

X. Соотнеси  название мерки с условным обозначением^

   

1.Сш                                 а) Длина спины до талии  

2. Шг                                б) Полуобхват шеи  

3. Дтс                                в) Ширина груди

4. Ст                                  г) Длина изделия

5. Ди                                  д) Полуобхват талии

XI. Укажи  цифрами линии полочки.

 

линия низа-  

линия плеча-

вытачка-

линия бока-

линия середины детали-

линия проймы-

линия горловины-

XII.   Продолжи предложение.

В современной одежде различают стили:  классический, ___________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итог: ________________                            Учитель _____________ Ю.В.Захарова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Кройка и шитье"

Школьная программа не раскрывает всех особенностей и тонкостей индивидуального пошива, моделирования и конструирования одежды, не дает представления об истории  моды, модельерах, стилях одежды и,...

Рабочая программа "Вышивка и лоскутное шитье"

Данная программа относится к художественно-эстетической направленности и расчитана на два года обучения....

Рабочая программа по предметному кружку "Уроки шитья" для 5, 6 классов

В рабочей программе указаны темы занятий по шитью для начинающих. Уделено внимание ручным и швейным работам, изготовлению готового изделия....

Основы лоскутного шитья. Техника выполнения скоростного лоскутного шитья.

Лоскутное одеяло - это стеганное одеяло, лицевая сторона которого сщита из разноцветных и пестрых кусочков ткани....

Рабочая программа "Шитье"

Содержание программы 1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 1 часа            Цели и задачи обучения: Содержание программы объеди...

Рабочая программа Кружка "Лоскутное шитье"

Предметной областью программы является художественное лоскутное шитье и виды аппликации, как декоративные элементы домашнего интерьера. В процессе практической работы, которая является основном формой...