РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Лоскутное шитье» 6-7 класс
рабочая программа по технологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Грибановская средняя общеобразовательная № 1
«Рассмотрено» Руководитель МО _______________________ Протокол № ___ «____» _______________ 2017 г | «Принято» на заседании педсовета Протокол № ___ «____» _______________ 2017 г | «Утверждаю» Директор школы ________И.В.Ильина Приказ № ___ «____» _______________ 2017 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Лоскутное шитье»
6-7 класс
Составил:
Чернышова С.А., учитель технологии
I квалификационной категории
пгт Грибановский
2017 г
Рабочая программа кружка
по лоскутному шитью (пэчворк)
Пояснительная записка
Очень популярным в последнее время становится такой вид рукоделия, как пэчворк (от англ. patchwork). Это вид рукоделия, при котором из разноцветных лоскутков ткани по принципу мозаики сшивается цельное изделие с определённым рисунком. В результате этого увлекательного процесса можно получить вполне узнаваемые изображения каких-то предметов, правильные орнаменты или непредсказуемые причудливые узоры. С помощью обычной иголки, нитки и ткани искусные мастерицы создают настоящие шедевры лоскутного шитья! Изначально лоскутки сшивались исключительно из-за экономии материала, и лоскутное шитьё имело совершенно конкретные задачи. Сегодня же лоскутное шитьё — это желание создавать красоту, а главное наслаждаться этим поистине волшебным действием. Декоративные панно, прихватки для кухни, стёганые покрывала, стилизованные лоскутные одеяла и подушки, а также модная одежда для детей и взрослых — радуют наш взор.
Существует множество видов и техник работы с лоскутками. Чтобы узнать и понять основы лоскутного шитья необходимо познакомиться хотя бы с некоторыми видами этого интересного занятия.
Познакомимся с тремя основными этапами техники лоскутного шитья. Подбор исходного материала. Для начала необходимо собрать все имеющиеся остатки и обрезки тканей. Затем их нужно рассортировать по фактуре и цвету, а потом приступить к созданию схемы будущего изделия. Иногда делается наоборот: сначала задумывается узор, а затем из имеющихся или специально купленных тканей нарезаются заготовки. В этом случае первый и второй этапы просто меняются местами.
Создание эскиза будущего изделия – это второй этап, который для опытных мастериц не представляет большой сложности, потому как они в совершенстве владеют различными способами сшивания лоскутов. Начинающим рукодельницам даем совет: воспользуйтесь готовыми схемами из журналов, книг или Интернета. Выглядят они примерно так: соединение лоскутов в цельное полотно.
Процесс соединения лоскутков включает в себя несколько этапов: сшивание отдельных фрагментов, соединение в полотно готовых блоков, пришивание к готовому полотну подкладки. Кроме сшивания лоскутков существует ещё и вязаный пэчворк, где при помощи крючка и контрастной нити лоскуты соединяются друг с другом.
Лоскутная техника, т. е. шитьё из лоскутков – это народное прикладное искусство, имеющее многовековую историю и богатые традиции. Не случайно у разных народов в разные времена мы встречаем изделия, ставшие истинными произведениями искусства. Как художественная работа шитьё из лоскутков по сути своей очень близко к древнему искусству мозаики. Но если мозаичное панно представляет собой элемент украшения и выполняет сугубо декоративную функцию, то изделия из лоскутков приносят вместе с тем и конкретную пользу, делают наш дом не только краше, но и удобнее, уютнее. Выдержанные в едином цветовом, сюжетном или орнаментальном решении изделия из лоскутков могут придать интерьеру помещения стилевую направленность, индивидуальность. Создаваемые изделия могут выполнять не только декоративную функцию, как, например, различного рода декоративные панно и свободные композиции, но и утилитарную: сумки, пледы, подушки, покрывала, настенные и напольные ковры.
Курс направлен на возрождение и распространение народных промыслов, национальных традиций русского народа. Изучение курса способствует развитию основ графической грамотности, образного и пространственного воображения, формируются навыки работы с чертежными инструментами и приспособлениями. Программа разработана с целью расширения и углубления знаний в области материаловедения, совершенствования умений и навыков работы на швейной машине.
Обучение учащихся должно ориентироваться на выполнение необходимых изделий для украшения интерьера, быта, одежды. Все практические работы учащихся могут быть учебными и творческими. Трудоёмкие изделия рекомендуется выполнять коллективно.
Особое внимание в процессе изучения курса необходимо обратить на знание и точное соблюдение всеми учащимися правил безопасности труда.
Работа кружка строится на основе знаний и умений, приобретаемых учащимися на уроках технологии в школе. Организация этой деятельности с учащимися по лоскутной пластике осуществляется в рамках процесса становления и развития воспитательной системы. Именно внеурочная деятельность по технологии призвана наиболее полно удовлетворить потребности ребёнка в творческом самовыражении. Польза и красота, обычное, в сущности, шитьё и истинно художественная работа, удобство в быту и духовность настоящего искусства – такова главная, сквозная идея программы.
Вначале работы школьники знакомятся с лоскутной техникой, с материалами и инструментами для изготовления поделок, изготавливают небольшие по объёму изделия для кухонного интерьера. Затем, знакомятся с технологией изготовления изделий для украшения современной квартиры, создают собственные оригинальные изделия в лоскутной технике.
Обязательно с учащимися проводится инструктаж по правилам техники безопасности при работе с инструментами и на швейной машине, правильной организации рабочего места.
Для объяснения теоретического материала используют таблицы, инструкционные карты, фотографии, готовые изделия, эскизы, компьютер, Интернет.
Основными в работе с учащимися становятся словесные методы: беседа, описание, напоминание, направленные на обучение детей анализу, поиску, умению рассуждать, находить причины удачных и неудачных решений.
На практических занятиях учащиеся обучаются технологии обработки лоскутков ткани, подбору по цвету и составлению оригинальных композиций. При проведении практических занятий с педагогом обсуждаются различные варианты выполнения заданий по образцу и замыслу, составлению эскизов, поузловой обработке, пошиве изделия.
Принципы работы программы «Лоскутная техника» основан на: творчестве и свободе выбора ученика, индивидуального личностного - ориентированного подхода к нему, преемственности и дифференциации.
Цели и задачи программы
Цели: развивать творческие способности учащегося через формирование их познавательных исследовательских интересов, способствовать стремлению своим трудом создавать вокруг себя красоту. Углубить и систематизировать знания учащихся по национальному декоративно-прикладному искусству, включив их в общемировой контекст развития декоративно-прикладного искусства; вывести знания с уровня практического освоения материала на уровень его исторического и теоретического обобщения.
Задачи:
ознакомление учащихся с истоками и ролью народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;
освоение опыта трудовой, хозяйственно-бытовой деятельности, проектирования и создания продуктов труда;
развитие познавательных интересов, творческих и организаторских способностей, трудовых, коммуникативных умений, эстетического вкуса в процессе выполнения различных видов деятельности;
воспитание трудолюбия, уважения к мастерству, аккуратности, бережливости, творческого подхода и самостоятельности, ответственности за результаты своего труда;
Для достижения поставленных целей и задач будет способствовать следующие условия:
Максимальная связь в процессе обучения теории с практикой. Изложение материала по любой теме рекомендуется вести от конкретных примеров работ мастеров к построению теоретических обобщений и заключений. Это не только придаст конкретность и весомость излагаемым теоретическим материалам, обеспечит их лучшее понимание и усвоение, но научит школьников эмоционально и осмысленно воспринимать произведения искусства, приблизит их к профессиональной точке зрения на предмет искусства, позволит учащимся включиться в процесс научного исследования, привьет им навыки искусствоведческой работы.
Ориентировка на проблемный метод обучения; сочетание коллективных и индивидуальных форм работы учащихся. Каждый блок учебного материала имеет систему заданий, выполнение которых призвано обеспечить более глубокое, прочувствованное усвоение полученных знаний, предоставить возможность реализовать (проинтерпретировать) их в индивидуальной самостоятельной работе.
Углубление изучения учебного материала за счет включения в круг изучаемых явлений произведений искусства местного (краеведческого) характера.
Расширение полученных на уроках знаний в процессе посещения музеев и ознакомления с доступными музейными коллекциями, виртуальными экскурсиям
Тематическое планирование
№ п/п | Тема разделов, занятий | теория | практика |
1 | Вводное занятие. История развития лоскутной техники. Ассортимент изделий. Цели и задачи курса. Правила безопасности труда. Технология изготовления изделий из лоскутков. Практическая работа: определение вида ткани, определение лицевой и изнаночной стороны ткани, определение направления долевой нити на ткани. | 1 ч | |
2 | Основы лоскутной техники Изготовление прихватки. Инструменты и материалы. Изделия декоративно-прикладного искусства в интерьере современной кухни. Составление эскиза прихватки, используя готовые варианты композиций. Изготовление шаблонов, раскрой ткани по шаблонам с учётом направления долевой нити. Смётывание деталей кроя, стачивание на швейной машине. Инструктаж по ТБ. Отделочные работы. Определение качества готового изделия. Окончание обработки изделия, влажно-тепловая обработка. | 0,5 | 4 |
3 | Технология изготовления изделия в технике лоскутного шитья Изготовление панно с аппликацией. Аппликация из ткани. Изготовление шаблонов. Подбор тканей по цвету. Раскрой ткани. Составление композиции из элементов. Соединение частей композиции с основой. Обрамление композиции натюрморта. Отделочные работы. | 0,5 | 4 |
4 | Выполнение изделия на свободную тему. Проектирование, выполнение и защита изделия. | 1 | 7 |
| Итого | 3 | 15 |
Литература
Муханова И.Ю. Лоскутная живопись.- М.: Олма-Пресс образование. 2005.
Джоанна Вали Берти. Лоскутное шитье. От простого к сложному.- М.: Эксмо. 2008г.
Ксения Митителло. Чудо - аппликация. - М.: Эксмо. 2006г.
Шарлотт Герлингс. Пэчворк. Пошаговые мастер-классы для начинающих/ Шарлотт Герлингс. – М.: Эксмо, 2013. – 48 с.: ил.
Волшебные узоры из лоскутков. Стежка. Традиции и современные техники.- Burda, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа внеурочной деятельности "Лоскутная пластика" для обучающихся 5-7 классов
Авторская образовательная программа внеурочной деятельности "Лоскутная пластика" для обучающихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений. Срок реализации 3 года. Рецензирована кандидатом педагогиче...
техника лоскутного шитья Печворк 6 класс
урок в 6 классе по теме Печворк...
«Учебно-методическое обеспечение обучения лоскутному шитью» (программа внеурочной деятельности для учащихся 5-8 классов)
Программа внеурочной деятельности по разделу " Лоскутное шитье"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Лоскутное шитьё»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Лоскутное шитьё»направление: художественно-эстетическое для 4 - 6 классов...
Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...
Программа внеурочной деятельности "Азбука шитья и кроя"
Программа внеурочной деятельности "Азбука шитья и кроя" для 5-7 классов....
внеурочное занятие "Лоскутное шитье"
Закрепление знаний, умений и навыков в подготовке швейной машины к работе, общетрудовых и специальных умений; формирование представления о лоскутном шитье как об одном из увлек...