План работы над методической темой по самообразованию учителя русского языка и литературы
материал

Марина Викторовна Зиновьева

Цели:

  .  развивать речевую компетенцию учащихся и поддерживать их интерес к изучению истории русского искусства, опираясь на знания, полученные на уроках литературы, русского языка, истории, музыки, ИЗО, МХК;

·     обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла,

·      использовать ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности для повышения мотивации к предмету и качества образования,

·      развить учебно-познавательную компетенцию учащихся через совершенствование  общих и специальных учебных умений,

·      ознакомить учащихся со способами самостоятельной работы  в изучении русского языка, литературы;

·        формировать способность учащихся к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_1.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

План работы

над методической темой по самообразованию

учителя русского языка и литературы МБОУ «Родомановская средняя  школа»

Зиновьевой М.В. на 2016 – 2020 учебный год

Методическая тема школы: «Самореализация и социализация личности школьника в условиях    новой образовательной среды» .

Проблема  МО  гуманитарного  цикла:  «Активизация учебно – познавательной деятельности на уроках гуманитарного цикла с личностно – ориентированной направленностью».

Тема самообразования: «Способы и приёмы формирования коммуникативно - речевых УУД на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС с целью развития высоконравственной, конкурентоспособной личности» .

Сроки реализации: 2016-2020 г.

Актуальность темы.

        Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие  требования. Для   того чтобы учить других,  нужно знать больше, чем все остальные.

 Цели:

·     развивать речевую компетенцию учащихся и поддерживать их интерес к изучению истории русского искусства, опираясь на знания, полученные на уроках литературы, русского языка, истории, музыки, ИЗО, МХК;

·     обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла,

·      использовать ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности для повышения мотивации к предмету и качества образования,

·      развить учебно-познавательную компетенцию учащихся через совершенствование  общих и специальных учебных умений,

·      ознакомить учащихся со способами самостоятельной работы  в изучении русского языка, литературы;

·        формировать способность учащихся к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.

Задачи:

1. Раскрывать ученикам своеобразие таланта и мастерства художников, композиторов, писателей и поэтов.

2.Развивать речь учащихся, совершенствуя её образность и выразительность, пополняя лексикон.

3.Учить ребят комплексно анализировать текст, самостоятельно составлять тексты искусствоведческого характера.

4. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся, учить их оценивать ответ товарища, используя убедительные доказательства из своего жизненного и литературного опыта.

5.Воспитывать в ученике самостоятельное видение жизненной ситуации, независимость суждений.

6.Продолжить внедрение инновационных технологий, методик в преподавание русского языка и  литературы, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания русского языка и литературы.

7.Изучить  психологические и возрастные особенности школьников.

8.Проводить  целенаправленную работу с одарёнными детьми.

9. Создание условий:

-для проявления творческих  способностей учащихся на уроках,

-для развития таких качеств, как ответственность и самостоятельность в приобретении необходимых знаний по предмету.

10. Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках темы самообразования.

Ожидаемые результаты:

·        повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета,

·        разработка, апробирование и рецензирование в АКИПКРО методических пособий, статьей, учебных рабочих программ, сценариев внеклассных мероприятий с применением ИКТ,

·        разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплекта педагогических разработок;

·        разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме,

·        доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях  с  самообобщением опыта.

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи

Формы самообразования:

·        индивидуальная – через  индивидуальный план,

·        групповая – через участие в деятельности школьного и городского методических объединений учителей-словесников, а также через участие в жизни школы.

Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Форма

результатов

Профессиональное

1. Изучить программы и учебники, уяснить их особенности и требования:

русский язык

Программа М.Т. Баранова, Т. А Ладыженской, Н. М. Шанского в общеобразовательных классах («Просвещение», Москва,2013 г.) и комплект учебников к ней (Просвещение», Москва,2013 г.)

Рабочая программа к УМК в старших классах В.Ф. Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко (ВАКО, 2014 г.)

 

литература:

Программа по литературе (5 -11 классы, базовый уровень),  под редакцией В. Я. Коровиной ( Москва, "Просвещение", 2012).

 

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3. Повышать квалификацию на курсах для учителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспекты

Памятки

Рекомендации.

 

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся.

2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

3. Принимать активное участие в работе школьного и городского МО.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, города, края через Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей города.

10. Разработать программы элективного курса по предмету.

12. Выступать с докладами, с творческим отчётом  на тему   «Формирование языковой и речевой компетенции учащихся на уроках интеграции гуманитарного цикла»на заседаниях МО, педсоветах, школьной НПК.

 

Программы и

учебно-тематические

планы.

 

 

Учебные рабочие программы,

Тестирующие

Программы,

Методико-дидактические

 материалы

 

 

 

Конспекты мероприятий, в том числе и посещенных

 

 

 

Психолого-педагогические

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

 

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2.Обзор в Интернете информации по русскому языку, литературе , педагогике и психологии.

3.Участвовать в ОЭР школы по данному направлению.

4.Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять.

5.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

Комплекты методико-дидактических электронных материалов

 

Охрана здоровья

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

 

Предполагаемый  результат.

1. Повышение  качества  преподаваемого предмета (средний  балл  по  предмету  не  ниже  4,1; отсутствие  неуспевающих).

2. Проведенные  открытые  уроки  перед  учителями  школы.

3. Доклады  и  выступления.

4. Разработка  дидактических  материалов.

5. Разработка  и  проведение  уроков  по  инновационным  технологиям.

6. Создание  комплектов  педагогических  разработок  уроков  и  внеклассных  мероприятий.

7. Пакет  материалов  по  различным  педагогическим  технологиям.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

№ п/п

                                                Мероприятия

сроки

1.

Выступление перед коллегами на занятиях МО,  педсовете:

    1) «Технология подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку»;

    2) «Применение электронных носителей информации на уроках русского языка и литературы»;

    3) «Составление авторского элективного курса для работы в профильных классах»;

   4) Проведение творческого отчета на занятии МО учителей русского языка и литературы.

2016 год – 2020 год

2020 год

2.

Совершенствовать систему подготовки учащихся к экзаменам в форме ОГЭ и ЕГЭ

2016 год – 2020 год

3.

Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на районном  уровне.

2016 год – 2020 год

4.

1) Урок по технологии «творческая мастерская» по теме «Путешествие по Морфемике», 5 класс

2) Семинар-путешествие по теме «Серебряный век русской поэзии»,9 класс

 Май 2016 год

2016 год

5.

1) Урок по развитию речи « Сочинение- описание природы по картине Крымова « Зимний вечер». 6 класс

2) внеклассное мероприятие «Литературная шкатулка»  7 класс

13.02 2017

10.03.2017

6.

1) Открытый урок по русскому языку «Часть С в 11-м классе на уроках русского языка»

2) Внеклассное мероприятие по литературе "Вечер русского романса" (по любовной лирике русских поэтов первой половины XIX века) 8 класс

06.03.2018

17.04.2018

7.

1) Открытый урок по русскому языку .(5 кл) Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине  (А. Н. Комаров. «Наводнение»).

2) «БРЕЙН-РИНГ  по русскому языку и литературе»

 13.03.2019

18.04. 2019

8

  1. Интегрированный урок , посвященный 75-летию снятия блокады Ленинграда
  2. Литературно-музыкальная композиция «Цена победы неопределима»

13.12.2019

06.05.2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования учителя русского языка и литературы на 2010 - 2012 уч. г.

В представленном плане самообразования по теме " Формирование мотивации школьников в контексте разноуровневого обучения" указаны цели, ожидаемые результаты и план рабоы....

план самообразования учителя русского языка и литературы

Эта работа содержит именно план самообразования учителя-предметника. Он рассчитан на пять лет....

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».

Отчет по теме самообразования  учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....

План самообразования учителя русского языка и литературы по теме: "Повышение мотивации в познавательной деятельности обучающихся на урока в условиях моднернизации школьного образования по ФГОС на основе краеведения на 2013-2017 гг."

План самообразования учителя русского языка и литературы по теме: "Повышение мотивации в познавательной деятельности обучающихся на урока в условиях моднернизации школьного образования по ФГОС на осно...

План работы по самообразованию учителя русского языка и литературы

Изменения, происходящие в современной образовательной парадигме, заставляют педагогов стремиться к  совершенствованию не только практического, но и теоретического мастерства. Этим целям служит пл...

Перспективная программа самообразования (план самообразования) учителя русского языка и литературы Томиной Юлии Валерьевны.

Программа повышения профессионального мастерства.Основные принципы моей перспективной программы самообразования: принцип системности осуществления самообразования, принцип применения результатов ...