Рабочая программа курса "Основы проектной деятельности" 9 класс
рабочая программа (9 класс)

Якуничева Елена Александровна

Рабочая программа - часть курса внеурочной деятельности, рассчитанного на преподавание в 6-9 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_opd_9_klass.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1. Планируемые результаты……………………………………………………...........................….4

2. Содержание учебного предмета…………………………………………….................................6

3. Тематическое планирование………………….………………….……………............................8


     Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» для 9 классов создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, программы «Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа» автора-составителя С.В.Третьяковой,- издательства Москва, «Просвещение», 2013 года, рабочей программы по внеурочной деятельности в 7-9 классах «Проектная деятельность учащихся» автора Александровой С.Н. , 2015 год и образовательной программы школы.

Программа по основам проектной деятельности составлена из расчета 0,5 учебный час в неделю (17 учебных часов, второе полугодие).

 


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие, рост их компетентности в выбранной для проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.

1.Планировать и выполнять коллективный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные рассматриваемой проблеме.

2.Применять такие математические методы и приёмы, как доказательство по аналогии, опровержение, построение и исполнение алгоритма.

3.Использовать такие приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение правильной гипотезы и практическое обоснование.

4.Ясно и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, изученные на учебных предметах, адекватные обсуждаемой проблеме.

5.Искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном пространстве с использованием Интернета, ЦОРов и каталогов библиотек.

6.Уметь на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта.

7.Уметь определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения проблемы.

8.Владеть специальными технологиями, необходимыми в процессе создания итогового коллективного проекта.

9.Взаимодействовать в группе, состав которой постоянно меняется при создании нового проекта.

10.Уметь представлять продукт проектной деятельности.

Обучающиеся научатся следующему:

1.Коллективно выполнять учебные и социальные проекты.

2.Использовать озарение, догадку, интуицию.

3.Использовать некоторые приёмы художественного познания мира: образность, художественный вымысел, оригинальность.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к исследовательской деятельности;

-широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

              Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

-различать способ и результат действия;

-оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

     Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

     Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

 

  1. Содержание курса

Модуль 1: Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью (6 часов).        «МЕТОДЫ СБОРА ДАННЫХ: АНКЕТНЫЙ ОПРОС И ИНТЕРВЬЮ»        12ч

                                                                   Тема 1. Общая характеристика опросных методов (1 ч).

Общая характеристика опросных методов. Опрос как процесс организованного общения. Роль и значение мотивации к участию в опросе. Проблема качества информации, получаемой с помощью опросных методов.                                                                   

Тема 2. Вопрос как элементарный технический инструмент опроса (1ч).

 Вопрос как элементарный технический инструмент опроса. Функции Логические требования к конструкции вопросов. Классификация видов вопросов.

Тема 3. Анкетный опрос как метод сбора первичной информации (2ч).

 Анкетный опрос как метод сбора первичной информации. Отбор респондентов. Композиция и язык анкеты. Фазы опроса как процесса. Границы применения разных видов анкетного опроса.

Тема 4. Специфические особенности интервью как опросного метода (2ч).

 Специфические особенности интервью. Классификация видов интервью, возможности их применения. Эффект интервьюера и способы его смягчения. Обстановка проведения интервью. Специальные приемы в процедурах ведения интервью.

Модуль 2: Основы риторики. Публичное выступление (6 часов).

Тема 1. Что такое быть оратором (1ч).

Ораторское искусство. Великие ораторы древности. Что такое быть хорошим оратором? Критерии хорошей речи. Риторика как искусство хорошей речи

Тема 2. Рождение текста (1ч).

Разработка темы на уровне идей и плана речи. Метод Ломоносова. «Дерево идей». План и цель выступления. Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета.

Тема 3. ЧТО и КАК мы говорим (1ч).

Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы вербальной коммуникации, влияющие на восприятие речи (темп, тембр голоса, громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза, параметры голоса, зрительный контакт, внешность, личное пространство). Сочетание вербальной и невербальной информации, некоторые правила этикета выступающего. Нормы речи при публичном выступлении.

Тема 4. «Украшения» для речи (1ч).

Риторические приемы, позволяющие сделать речь более удобной для восприятия (анафора, период, повтор, риторический вопрос, сравнение, др. тропы). Целесообразность использования риторических приемов. Мера красоты и доступности в речи (логическое и эстетическое начала публичного выступления). Некоторые методы привлечения внимания аудитории.

Тема 5. Работа с вопросами (1 ч).

Для чего мы спрашиваем? Виды вопросов в зависимости от их цели и формы. Виды ответов по форме. Речевые формулы задания вопроса. Связь цели и формы вопроса. Поведение выступающего при вопросах. Форма вопроса и форма ответа.

Тема 6. Групповое выступление (1ч).

Особенности группового выступления. Композиция и распределение ролей. Эффективное взаимодействие участников выступления (тренинг).

Модуль  3: Регулирование конфликтов (5 часов).

Осознание участниками общения ситуации возникновения конфликта. Познание себя. Исследование своих ценностей и убеждений, их формирование и соотношение с конфликтом. Автопортрет. Позитивные суждения о себе. Общение. Эффективные методы общения. Формы вербального и невербального общения. Барьеры общения. Стереотипы. Корни и последствия конфликтов. Потребности, убеждения, ценности участников конфликта. Пятиступенчатая стратегия регулирования конфликта. Модель «победить приоритетность своих потребностей». Моральные дилеммы. Соотношение прав и обязанностей.


Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)

9 класс

Модуль 1: Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью (6 часов).

1

Тема 1. Общая характеристика опросных методов.

1

Уметь давать характеристику объекту исследования, самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских действий, выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку,

пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.

2

Тема 2. Вопрос как элементарный технический инструмент опроса.

1

Получить представление о возможностях и ограничениях тех или иных методов; получить опыт отбора респондентов; научиться

различать разные виды вопросов; выбирать необходимые виды вопросов в зависимости от цели сбора информации; выбирать адекватные целям методы сбора первичной информации.

3

Тема 3. Анкетный опрос как метод сбора первичной информации.

2

Получить представление о сферах применения опросных методов, о возможностях и ограничениях тех или иных методов; получить опыт создания положительной мотивации к участию в опросе, проведения анкетного опроса; отбора респондентов; научиться

различать разные виды вопросов; выбирать необходимые виды вопросов в зависимости от цели сбора информации.

4

Тема 4. Специфические особенности интервью как опросного метода.

3

Выбирать адекватные целям методы сбора первичной информации; получить представление о сферах применения опросных методов, о возможностях и ограничениях тех или иных методов.

Модуль 2 «Основы риторики. Публичное выступление» (12 часов).

1

Тема 1. Что такое быть оратором.  

1

Получить представление о основных законах восприятия и представления устных выступлений; значении и формах невербальной коммуникации.

2

Тема 2. Рождение текста.

1

Получить опыт выбора языковых и неязыковых средств выражения в соответствии с задачами выступления; освоить на практике

приемы активного слушания; приемы эффективного представления речей различного типа.

3

Тема 3. ЧТО и КАК мы говорим.

1

Получить опыт работы с различно настроенной аудиторией; работы с вопросами различного типа; группового взаимодействия в процессе подготовки и проведения публичного выступления; самопрезентации; рефлексии себя как говорящего и слушающего. Освоить на практике приемы эффективного взаимодействия с аудиторией; приемы эффективного представления речей различного типа.

4

Тема 4. «Украшения» для речи.

1

Давать характеристику объекту исследования,

самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских действий, выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.

5

Тема 5. Работа с вопросами .

1

Получить опыт выбора языковых и неязыковых средств выражения в соответствии с задачами выступления; освоить на практике

приемы активного слушания; приемы эффективного представления речей различного типа.

6

Тема 6. Групповое выступление.

1

Освоить на практике приемы активного слушания; приемы эффективного взаимодействия с аудиторией; приемы эффективного представления речей различного типа.

Модуль № 3: Регулирование конфликтов.

4

Получить опыт определения и разрешения противоречий, возникающих в ходе общения;

использовать ресурсов других людей для достижения собственных целей; согласовать интересы в совместном действии; разрабатывать стратегии разрешения конфликта; освоить способы поведения в конфликтной ситуации, регулирования конфликтов; применить полученные навыки в ходе разрешения конфликтной ситуации, смоделированной учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Проектная деятельность" в 5 классе по ФГОС

Рабочая программа курса "Проектная деятельность" в 5 классе разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Курс входит в раздел  учебного плана "Внеурочная деятельность" в 5 классе....

Рабочая программа курса "Проектная деятельность" 6 класс

Рабочая программа курса "Проектная деятельность" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для учащихся 6 классов; рассчитана на 35 час...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса для 6 класса проектная деятельность по математике «Быстрый счет без калькулятора»

       Программа курса «Быстрый счет без калькулятора», предназначена для учащихся 6-х классов, рассчитана на 19 часов. Разработанная программа позволяет за короткое время н...

Рабочая программа по проектной деятельности «Клуб робинзонов» по географии, 5 класс

Программа программа курса "Клуб робинзонов" расчитан на 16 часов, 1 час в неделю. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования умения у школьников учиться - самос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ТЕМЕ «Формирование компетенции проектирования на основе информационно-коммуникационных технологий» ДЛЯ 10 класса

Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно – ориентированного подхода  в методике преподавания английского  языка важную роль играет проек...

Рабочая программа " Основы проектной деятельности" 5 класс 17-18 год

Рабочая программа " Основы проектной деятельности" 5 класс 17-18 год...

Рабочая программа по проектной деятельности"Я выбираю профессию". 5 класс. Потапкина М.С. Лесколово.

Рабочая программа для внеурочной деятельности. Проектная работа "Я выбираю профессию" для учащихся 5 классов....