Рабочая программа " Основы проектной деятельности" 5 класс 17-18 год
рабочая программа (5 класс) на тему

трусов владимир александрович

Рабочая программа " Основы проектной деятельности" 5 класс 17-18 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

 \\\\\\\J:\титульные Трусов\1 008.jpg

Программа разработана на основе:

1. Программы  Тищенко А.Т.

Т47      Технология : программа : 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. - М. : Вентана-Граф, 2015. - 144 с. ISBN 978-5-360-205735

2. Проектные работы                                                                                                                      в учебном предмете Технология                                                                  направление «Индустриальные технологии»

Методические разработки для учителей технологии

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Нижегородской области

ГБОУ ДПО Нижегородский институт развития образования

1. Пояснительная записка

       Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

        Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной  деятельности.  Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

        Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

       Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

      Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.

       Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

1.Общая характеристика учебного курса

       Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися навыками проектной деятельности, что соответствует образовательной программе основного общего образования». Она направлена на профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Практическая направленность курса обуславливает успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).

       Курс призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности обучающимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей обучающихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у обучающихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется. Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.

Принципиальным является характер занятий – это групповые формы работы, деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся пятого класса основной школы.

Цель данного курса состоит в формировании проектных умений обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

Образовательные:

1.     Познакомить с понятием «проектная деятельность», видами проектов.

2.     Научить формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы.

3.     Научить работать с различными источниками информации.

4.     Научить способам первичной обработки информации.

5.     Научить наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты.

6.     Научить работать в группе, команде.

7.     Научить оценивать свои и чужие результаты.

8. Познакомить с разными видами представления результатов своей деятельности.

Воспитательные, развивающие:

1.   Способствовать повышению личной уверенности  у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;

2.   Развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.

3.   Развивать исследовательские умения.

       Формы организации образовательного процесса:

       Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

  • Формы промежуточного контроля

Контроль достижения планируемых результатов делится на промежуточный и итоговый. Контроль репродуктивных навыков проводится в форме защиты мини-проектов или краткосрочных проектов, связанной с усвоением материала по теме. Контроль продуктивных навыков проводится по итогам обучения навыкам создания проекта. Итоговой формой контроля является публичное (групповое) выступление на заданную тему.

  • Формы обучения

Беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, творческая работа, самостоятельная работа, защита проектных работ,  консультация.

2.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа «Проектной деятельности» создана на основе ФГОС общего  образования. В соответствии с учебным планом» на проектную деятельность в 5 классе отводится 34 часа из расчёта 1 часа в неделю, 34 учебные недели

3.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса

Личностные результаты обучения

  1. Дальнейшее овладение речевыми навыками устной и письменной речи;
  2. Осознание роли риторики в речи людей;
  3. Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
  4. Интерес к созданию собственных текстов (письма, открытки);
  5. Умение работать в группе.

Коммуникативные умения, являющиеся основой метапредметных результатов обучения

  1. овладение основными типами письменных документов, используемых в ситуации реальной коммуникации;
  2. овладение умением создания почтовой открытки стандартного характера, письма личного характера;
  3. освоение навыков заполнения бланка, формуляра;
  4. осмысление собственной деятельности в групповом взаимодействии и способов продуктивного выхода из конфликтов;
  5. овладение умениями согласования процедур совместного действия;
  6. освоение риторических приемов для улучшения восприятия выступления.

Предметные результаты

1)  В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

- понятие проекта;

- понятие проектный продукт;

- типы проектов и их проектные продукты;

- понятие презентация проекта, ее назначение;

- этапы выполнения проекта;

- структуру проекта;

- критерии оформления письменной части проекта;

- критерии оценки проекта.

2)  В результате изучения курса обучающиеся должны иметь представление:

- о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации;

- о ресурсах и их использовании;

- о способах презентации проекта;

- о написании отчета о ходе проекта;

- о рисках, их возникновении и предотвращении;

- об экспертизе деятельности.

3)  На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

- определять проблему и вытекающие из неё задачи;

- ставить цель;

- составлять и реализовывать план проекта;

- отбирать материал из информационных источников;

- анализировать полученные данные;

- делать выводы;

- оценивать работу по критериям оценивания;

- выбирать соответствующую форму проектного продукта;        

- создавать основные слайды для презентации проекта;

- оформлять результаты проектной деятельности;

- проводить рефлексию своей деятельности;

- работать по ТК, с простейшим оборудованием и материалами;

- работать в парах и в группах.

4.Содержание программы курса «Основы проектной деятельности»

Тема 1. Понятие «Учебный проект» (2ч.)

Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины. Этапы работы над проектом.

Тема 2. Алгоритм работы над учебным проектом (2ч.)

Учебный проект: основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация. Презентация проекта.

Практическая работа «Алгоритм работы над проектом».

Тема 3. Типы проектов (2ч.)

Проект и его типы. Классификации проектов. Информационный проект. Игровой проект. Ролевой проект. Прикладной проект. Социальный проект. Учебно-исследовательский проект. Творческий проект. Тип проекта, ведущая деятельность, проектный продукт.

Практическая работа «Типы проектов».

Тема 4. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы (4ч.)

Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта.

Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения.  Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения.  

Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели.  Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.

Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».

Тема 5. Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы (2ч.)

Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение.

Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.

Практическая работа «Звездочки обдумывания (схематическое изображение составляющих проекта)».

Тема 6.Работа с информацией (4ч.)

Тема 7. Реализация плана проекта (4ч.)

Работа над основной частью  проекта – осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов, внесение обоснованных изменений в первоначальный замысел.

Проведение экспериментов. Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Оформление результатов наблюдений (экспериментов).

Оформление результатов в виде сценария видеофильма, программы, буклета, статьи, репортажа, дизайна,  рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.

Практическая работа «Реализация плана проекта».

Тема 8. Структура проекта. Письменная часть проекта  (3ч.)

Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части учебных проектов. Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Библиография. Приложение.  

Практическая работа «Оформление письменной части проекта».

Тема 9. Оценивание проекта (2ч.)

Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка.

Практическая работа «Оценивание собственного или группового проекта».

Тема 10. Защита проекта. Презентация (3ч.)

Планирование презентации. Техника публичного выступления. Невербальные способы общения. Использование средств наглядности. Критерий «Качество проведения презентации».

Практическая работа «Публичные пробы».

Тема 11. Анализ проекта (2ч.)

Алгоритм написание отчета. Сильные и слабые стороны работы над своим проектом.  

Практическая работа «Отчет о работе над проектом».

Тема 12. Создание краткосрочных проектов по теме «» (2ч.)

Разработка и защита проекта.

Тема 13. Оценка результатов и процесса проектной деятельности. (2ч.)

Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Задачи: коллективное обсуждение результатов проекта; самоанализ проектной деятельности.

Деятельность учителя: оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся; наблюдает, направляет процесс.

Деятельность учащихся: осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:

• коллективного обсуждения;

• самоанализа.


5.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Используемая  литература:  

  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.
  2. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М. : Первое сентября, 2010. – 44 с.
  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

1. Коллекция ЦОР проектной деятельности.

2. Интернет-материалы.

3. Компьютер.

4. Проектор.

Календарно-тематическое планирование курса

Наименование разделов, тем

Часы учебного времени

Дата

1-2

Понятие «Учебный проект»

2

3-4

Алгоритм работы над учебным проектом

2

5-6

Типы проектов

2

7-10

Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы

4

11-12

Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы

2

13-16

Работа с информацией

4

17-20

Реализация плана проекта

4

21-23

Структура проекта. Письменная часть проекта  

3

24-25

Оценивание проекта

2

26-28

Защита проекта. Презентация

3

29-30

Анализ проекта

2

31-32

Создание краткосрочных проектов п

2

33-34

Оценка результатов и процесса проектной деятельности

2

Класс: 5 1 четверть

Дата

Тема урока

02.09.2017

Понятие «Учебный проект»

09.09.2017

Понятие «Учебный проект»

16.09.2017

Алгоритм работы над учебным проектом

23.09.2017

Алгоритм работы над учебным проектом

30.09.2017

Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы

07.10.2017

Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы

14.10.2017

Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы

21.10.2017

Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы

28.10.2017

Реализация плана проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Основы проектной деятельности" 5 - 7 классы

Курс ОПД призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности обучающимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных ...

программа модуля к рабочей программе "Основы проектной деятельности" "Путешествие в прошлое"

Ценность современного образовательного процесса определяется его направленностью на формирование у ребенка потребности и способности к саморазвитию. Формирование названных потребностей и способностей ...

Рабочая программа "Основы проектной деятельности"

quot;Проектно-исследовательская деятельность"...

Рабочая программа "Основы проектной деятельности"

Курс «Основы проектной деятельности»  призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их таким обр...

рабочая программа Основы проектной деятельности (68 ч)

рабочая программа Основы проектной деятельности (68 ч)...