План - конспект учебного занятия «Сигналы светофора и регулировщика. Типы и виды светофоров»
план-конспект занятия (7 класс)

Родионова Юлия Викторовна

Учебный материал способствует выработки безопасного поведения учащихся на улице посредством изучения средств регулирования дорожного движения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uchebnogo_zanyatiya.docx183.43 КБ

Предварительный просмотр:

1.  Родионова Юлия Викторовна

2. МБУ ДО ЦДТТ «Юный автомобилист», г. Нижний Новгород

3. Педагог дополнительного образования

План – конспект учебного занятия

Кружок: «Юные инспекторы дорожного движения» 

Название образовательной программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка юных инспекторов дорожного движения

Раздел: «Правила дорожного движения»

Тема: «Сигналы светофора и регулировщика. Типы и виды светофоров»

Место проведения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр детского (юношеского) технического творчества «Юный автомобилист»

Краткая характеристика группы: учащиеся седьмого класса, имеющие первоначальное представление о средствах регулирования дорожного движения

Цель занятия: Выработать навык безопасного поведения на улице через изучение средств регулирования  дорожного движения

Задачи:

Обучающие задачи:

 - способствовать  обучению в овладении знаниями по регулированию дорожного движения;

 - формировать систему знаний, умений, навыков относительно ориентирования по сигналам светофора и регулировщика;

Воспитательные задачи:

- воспитывать и развивать интерес к изучению правил дорожного движения, вождению автомобиля;

- формировать безопасный образ жизни;

- формировать  чувство ответственности за собственное поведение на дороге.

Развивающие задачи:

- развивать навыки применения правил дорожного движения в части сигналов светофора и регулировщика на улице посредством использования тренажера;

- развивать внимание.

Регламент занятия:

1.Организационный момент– 2 мин.

2. Вводная часть. Объяснение темы занятия и поставленных задач -3 мин.

3. Беседа  о сигналах светофора, видах светофоров – 15 мин.

4. Объяснение материала о сигналах регулировщика – 20 мин.

5. Краткий опрос по теме – 5 мин.

6. Перерыв – 5 мин.

7. Просмотр учебного фильма «Сигналы регулировщика» - 13 мин.

8. Индивидуальная работа с тематическими задачниками и тренажером, имитирующим кабину автомобиля – 30 мин.

9. Подведение итогов занятия – 2 мин.

Оборудование: макет светофора, плакаты, стенд с перекрестком, жезл регулировщика, медиапроектор, учебный фильм «Сигналы регулировщика»,  тематические задачники, тренажер, имитирующий кабину автомобиля.

Этап учебного занятия

Задача этапа

Содержание деятельности

Ожидаемая деятельность обучающихся

1.Организационный момент.

2. Вводная часть. Объяснение темы занятия и поставленных задач

3. Беседа  о сигналах светофора, видах светофоров

4. Объяснение материала о сигналах регулировщика

5. Краткий опрос по теме

6. Перерыв

7. Просмотр учебного фильма «Сигналы регулировщика»  

8. Индивидуальная работа с тематическими задачниками и тренажером, имитирующим кабину автомобиля

9. Подведение итогов занятия

Проверить присутствующих на занятии. Проверить готовность к занятию.

Подготовка учащихся к изучению обозначенной темы и решению соответствующих задач

Дать более полные знания по регулированию дорожного движения сигналами светофора.

Познакомить  с сигналами регулировщика

Проконтролировать знания по пройденной теме

Предоставить отдых учащимся

Закрепить знания по теме

Сформировать умения использования теоретических знания

Анализ проведенной деятельности

Проверка наличия тетрадей, ручек, карандашей, ластиков

Объяснение актуальности темы и типичных ошибок при  переходе дороги по сигналу светофора

Объяснение назначения сигналов светофора: красный, желтый, зеленый и бело-лунный. Назначение различных видов светофоров: односекционных, двухсекционных, трехсекционных и с дополнительными секциями. Светофоры, предназначенные для регулировки движения трамваев, пешеходов и велосипедистов, реверсивные светофоры.

Объяснение трех позиций регулировщика, зарисовка на доске перекрестков  с позициями регулировщика.

Опрос по вопросам: Что означают сигналы светофора?, Какие виды и типы светофоров различают? В каких направлениях можно продолжить движение пешеходам и водителям?

Свободные виды деятельности

Показ учебного фильма "Сигналы регулировщика"

Индивидуальное решение задач на основе тестовой системы и отрабатываются умения использовать правила дорожного движения на дороге в качестве водителя с использованием тренажера.

Объявление выводов по результатам занятия: "что получилось и что нет". Индивидуальные рекомендации обучающимся.

Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей

Учащиеся знакомятся с поставленными задачами.

Ответ учащихся на наводящие вопросы. Запись основных положений в тетрадях и зарисовка в тетрадях.

Ответ учащихся на наводящие вопросы. Запись основных положений в тетрадях и зарисовка схем в тетрадях.

Ответ учащихся на поставленные вопросы.

Отдых учащихся

Просмотр учебного фильма «Сигналы регулировщика»  

Решение учащимися тематических задач по теме

Учащиеся слушают выводы по занятию

Беседа  о сигналах светофора, видах светофоров

     Слово «светофор» образовано из русского свет и греч. φορός «несущий», то есть прибор, несущий свет. В зависимости от назначения светофоры подразделяются на транспортные и пешеходные. Транспортный светофор с круглыми сигналами, состоящий из трех секций (красный, желтый, зеленый), регулирует все направления: движение прямо, направо, налево и на разворот (в обратном направлении). Такие светофоры с круглыми сигналами (красный, желтый, зеленый) могут в своей конструкции иметь дополнительные секции, расположенные на уровне зеленого сигнала. Стрелки или комбинации стрелок на этих дополнительных секциях указывают направления, отличные от основной зеленой секции светофора (чаще всего это стрелка налево в левой секции, и стрелка направо в правой секции).

Сигналы светофора имеют следующие значения:

Зеленый сигнал разрешает движение;

Зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);

Желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;

Желтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;

Красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение.

Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.

     Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

      Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

      Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода и (или) велосипеда, то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).

      Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.

      Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление движения по которым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным X-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены. Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела.

      Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы "Т". Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний - прямо, правый - направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено.

     Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины).

Объяснение материала о сигналах регулировщика

Сигналы регулировщика:

Руки вытянуты в стороны или опущены:

со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;

со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.

Правая рука вытянута вперед:

со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях;

со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;

со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено;

пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.

Рука поднята вверх:

движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях

     Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.

     Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным сигналом (световозвращателем).

     Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.В случае если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожных знаков приоритета, водители должны руководствоваться сигналами светофора.

Литература:

Правила дорожного движения Российской Федерации. - М.: Рецепт-Холдинг, 2020.

Успенский И., Кузьмин В.  Наш друг автомобиль / И. Успенский, В. Кузьмин – Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1986.

Экзаменационные (тематические ) задачи для подготовки к теоретическим экзаменам на право управления транспортными средствами категорий "А" и "В"/Громоковский Г.Б., Бачманов С.Г., Репин Я.С.. - М.: Рецепт-Холдинг, 2020.

Приложение

Виды светофоров

Сигналы «Т»-образного светофора

Сигналы регулировщика

Самоанализ:

     В изучении типов и видов светофоров трудности у обучающихся вызывают светофоры с дополнительными секциями и реверсивные светофоры. Проблемы в изучении сигналов регулировщика возникают в части изучения правил регулирования для водителей трамвая, что необходимо компенсировать просмотром видеофильма "Сигналы регулировщика".  Не все учащиеся справляются с индивидуальной работой, что в большей степени связано с их психофизиологическими особенностями. Вывод: выделять для обучающихся больше времени при выполнении индивидуальных заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.

Цель урока:  создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: -  углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах;   -закрепления ...

План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.

Цель урока:  создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: -  углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах;   -закрепления ...

Презентация: План-конспект учебного занятия по учебной дисциплине Математика "Перпендикулярность двух плоскостей"

Презентация нацелена на расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: двугранный угол, линейный угол двугранного угла, перпендикулярность двух плоскостей,...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика по теме: "Формулы двойного угла"

Цель занятия: расширение представления обучающихся о преобразовании тригонометрических выражений, применение полученных знаний для решения задач с использованием формул двойного угла....

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика. Тема: Площадь поверхности параллелепипеда

Цель занятия: расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: площадь поверхности многогранников, площадь поверхности параллелепипеда,  применение полученных...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика. Тема: Корни, степени, логарифмы

Цель занятия: расширение представления обучающихся о степенных зависимостях, формирование понятий: степень, корень, логарифм, применение полученных знаний для решения задач....