Аналитическая справка о положительной динамике в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
материал
Материал для аттестации, для анализа своей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_spravka.docx | 52.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 7 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Аналитическая справка о положительной динамике в коррекции развития
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
учителя начальных классов
Мачковской Светланы Леонидовны
Санкт-Петербург
2019год
В классе 5 детей. Все дети с диагнозом: умеренная умственная отсталость, двое детей имеют нарушения аутистического спектра, один ребёнок ДЦП. В начале обучения все дети были обследованы и выявлено: физически слабое развитие, почти y всех крайне затруднена мелкая моторика. Большинство нуждались в помощи при самообслуживании. У всех детей отсутствовала активная речь. Двое произносили несколько лепетных слов, жестикулируя при объяснении. Понимали обращенную речь в пределах обиходной бытовой инструкции. Понятия о количестве и счете у детей отсутствовали. В предметно-практической деятельности дети испытывали большие трудности.
Все это определило несколько ведущих направлений коррекционной работы :
- укрепление и охрана здоровья, физическое развития детей и подростков;
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
- включение учащихся в домашний, хозяйственный, прикладной труд;
- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, адекватного поведения, знаний о себе, о других людях, о микросоциальном окружении;
- формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и об окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности.
Свои уроки строю ориентируясь на игровой, практический и наглядный методы обучения с частичным использованием словесного метода. Большое внимание уделяю развитию основных движений, крупной и мелкой моторики. Практика работы подтверждает, что овладевая движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. В процессе двигательной активности в коре головного мозга у ребенка быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи, происходит его всестороннее развитие.
В процессе выполнения двигательных заданий дети получают знания о свойствах разных
предметов (цвет, форма, качество материалов); знакомятся с особенностями передвижений в пространстве, возможными направлениями движения; определяют местоположение одних предметов по отношению к другим и к самому себе, ориентируясь в схеме собственного тела. При этом познание происходит на основе восприятия разной модальности (кинетического, осязательного, зрительного, кинестетического и др.), а также речи. Также в своей работе использую разнообразные игры для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования: массажных мячиков, платочков, ковриков, прищепок, эспандеров, зубных щеток, резинок для волос и др. Нетрадиционное использование предметов способствует хорошему эмоциональному настрою, снижает психоэмоциональное напряжение, стимулирует умственную деятельность. На уроках регулярно используются аудио- и видеозаписи, практические работы различной направленности. Дидактический материал к урокам подбирается строго с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Большое внимание уделяется принципу наглядности. На своих уроках создаю условия для развития памяти, внимания, памяти, воображения, восприятия и мышления. Ко многим урокам делаю презентации в программе «Power Point». Они не только помогают учащимся усвоить учебный материал, но и формируют положительное отношение к учебе.
Для создания полноценных условий достижения динамики в коррекции развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья работа ведется в постоянном контакте с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, воспитателями детского дома, детским психиатром, родителями учащихся.
Также в своей работе уделяю внимание следующим направлениям:
1. Диагностическая работа
Обеспечивает своевременное проведение обследования детей с ограниченными возможностями здоровья и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
2. Коррекционно-развивающая работа
Обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию учебных действий у обучающихся (таких как личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение её индивидуальности.
3. Консультативная работа
Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; оказание помощи в вопросах развития, воспитания и обучения.
4. Информационно-просветительская работа
Направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками; создание условий для полноценного личностного развития; своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
5. Аналитическая работа
Эта работа направлена на осмысление проводимой психологической работы, деятельности по адаптации учащихся, оценку эффективности работы и коррекции.
Диагностическая работа включает:
- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
- изучение развития познавательной, эмоционально-волевой сферы и личностных
особенностей обучающихся;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на коррекцию отклонений в развитии;
- коррекцию и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально-волевой, личностной и познавательной сфер ребёнка и коррекцию его поведения;
- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - обучающимся, их родителям (законным представителям), - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
Все это позволяет добиваться высоких результатов. Внедрение в практику работы развивающих, личностно-ориентированных принципов обучения, качественного методического сопровождения уроков и создания психологической комфортности позволяет достигать высоких результатов в обучении.
Мною систематически проводится системно организованная работа с учащимися класса, как в урочное‚ так и во внеурочное время.
Все эти мероприятия позволили в ходе обучения реализовать поставленные коррекционные задачи и добиться стабильности результатов коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Анализ коррекционной работы.
Анализ проводился на основе материалов, данных в программе для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.
Цель анализа: проанализировать уровень успеваемости и качества знаний учащихся за два года обучения. Оценка уровня успеваемости и качества знаний проводилась по итогам года.
Класс | Учебный год | Успеваемость % | Качество % |
3 | 2015-2016 | 100% | 25% |
4 | 2016-2017 | 100% | 30% |
5 | 2017-2018 | 100% | 35% |
Из анализа уровня успеваемости и качества знаний за два учебных года наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся: при 100% успеваемости качество обучения составляет 25% , 30%, 35%
Цель анализа: проанализировать уровень обученности учащихся.
Кроме анализа успеваемости и качества знаний, мною проведен анализ по уровню обученности(УО), который рассчитывался по формуле:
А х 100% + В х 64% + С х 36% + D х 16%
УО= кол-во обучающихся
А- количество, выполнивших работу самостоятельно; В- количество выполнивших работу с помощью учителя и допустивших 1-2 ошибки; С- количество, выполнивших работу с помощью учителя и допустивших 3-4 ошибки; В- количество, не выполнивших работу
Анализ уровня обученности 2015-2016
Анализ уровня обученности 2016-2017
Анализ уровня обученности 2017-2018
Данная таблица и диаграммы свидетельствуют о стабильных результатах коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Ведущая педагогическая идея моего опыта - это учение, основанное на достижении успеха на переживании радости познания, на подлинном интересе. Чтобы воплотить мою идею в жизнь, я работаю, ориентируясь на принцип, что каждый урок должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если привить учащимся стремление к активной творческой деятельности.
Для достижения результатов в своей работе с учащимися я считаю необходимым:
- обеспечение коррекционной направленности обучения;
- доступность учебного материала;
- учитывать специфику эмоционально-волевой сферы у учащихся с ограниченными
возможностями здоровья;
- использование современных информационных технологий;
- создание благоприятной атмосферы, сотрудничество педагога и учащегося на основе взаимного уважения и доверия;
- постоянный творческий поиск методов, форм, приёмов, которые будут способствовать повышению мотивации учащихся и повышению уровня успеваемости и качества;
- разнообразие типов и видов уроков;
- взаимосвязь методов обучения и воспитания;
- внедрение в практику работы развивающих, личностно-ориентированных принципов обучения, качественного методического сопровождения уроков и создания психологической комфортности позволяет достигать высоких результатов в обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование лексико - грамматического строя речи.
Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико - ...
Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Восполнение недостатков в области овладения лексикой и грамматикой.
Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико - ...
Доклад. Воспитание положительного отношения к труду у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Доклад подготовлен к выступлению на Методическом Объединении учителей профессионально-трудового обучения....
Выступление на окружном семинаре "Сенсорные игры как способ развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья"
Выступление на тему :"Включение сенсорных игр в логопедические занятия при работе с детьми I -II уровня речевого развития"...
Аналитическая справка о наличии динамики в коррекции развития обучающихся с ОВЗ за 2017 - 2020 учебный год .
В 2017 - 2020 учебном году осуществляла свою деятельность с обучающимися начальной школы с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Группу посещали 85 учащихся 1 – 4 класса с диагнозом F-70, ...
«Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья положительного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни»
Презентация к выступлению на VI областном методическом слете "Лучшие региональные практики по организации помощи семьям и детям: от создания к тиражированию"...
Аналитическая справка о результатах коррекционной работы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
С целью мониторинга физического развития в начале, середине и конце учебного года проводятся тестирования учеников на показатели Жизненной Емкости Легких (ЖЕЛ) прибором «Диагностический комплекс...