Выступление на окружном семинаре "Сенсорные игры как способ развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья"
методическая разработка по теме
Выступление на тему :"Включение сенсорных игр в логопедические занятия при работе с детьми I -II уровня речевого развития"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sokovyh_s_vystuplenie.docx | 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Соковых С.В.
Выступление на семинаре
Использование сенсорных игр в коррекции общего недоразвития речи.
Проблема преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно растет. На это влияют экологические, биологические, социально-психологические и другие факторы. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания , квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми .
ОНР (общее недоразвитие речи) –это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
В наш центр приходят дети со сложными речевыми расстройствами :ОНР I-II уровней, реже с третьим. Коррекционная работа с детьми с ОНР I-II уровня достаточно сложна и длительна по времени. Динамика развития неустойчива, т.к. осложнена неврологическими проявлениями.
В своей работе я использую методики предложенные такими авторами, как: Датешидзе Т.А.,( «Альбом по звукопроизношению»), Батяева С.В. и Савостьянова Е.В.( «Альбом по развитию речи для самых маленьких»), Агранович З.Е. («Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей..»), Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева(«Логопедия.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников») и др.
Помимо сенсорных игр, которые предложены этими авторами, я применяю и использую на своих занятиях свои наработки . С помощью этих игр можно решать следующие задачи :
1.Формирование и развитие речеслухового внимания.
2.Формирование и развитие ВПФ.
3.Формирование и развитие слоговой структуры.
4. Формирование и развитие фонематического восприятия.
5.Развитие мелкой моторики.
6. Развитие элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса, практического усвоения и расширения словарного запаса , практического усвоения простых грамматических категорий.
Виды игр, которые используются в работе с детьми с ОНР
1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, умения слушать и понимать речь взрослого,выполнять простые инструкции, слухового гнозиса («Узнай, что звучит?», «Сколько раз ударил барабан?», «Чья песенка?», «Звучащие шарики», «Волшебные киндеры», «Повтори за мной» и т.п.
2. Работа над ритмом ( сначала над простым, потом над сложным). Это отхлопывание в ладоши, и отстукивание ритма ногой, на металлофоне, барабане и т.п.
Виды заданий могут быть следующими:
- Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (на карточке);
-Сосчитать, сколько раз хлопнули и поднять карточку с соответствующей цифрой (показать кубик или карточку с нужным количеством точек).Ритм сначала предлагается простой;
-Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда;
-Упражнения на развитие динамического праксиса рук «кулак-ладонь-ребро», «Пальчики здороваются»;
У детей с низким уровнем речевого развития (ОНР I-II уровня развития ) подготовительную работу начинают с упражнений на развитие слухового восприятия, формирования умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции , поручения по заданию.
Дети знакомятся с такими простыми музыкальными инструментами : дудка, барабан, бубен, колокольчик, металлофон, звучащие шарики . Использую звучащие киндер-сюрпризы. Такие игры со звучащими предметами способствуют развитию слухового внимания, памяти и зрительного восприятия.
В своей работе я активно использую компьютерные игры, имитирующие звучание этих и других музыкальных инструментов. Дети учатся узнавать и различать музыкальные инструменты на слух, без зрительного подкрепления. На занятиях используются компьютерные игры: «Голоса животных», «Как поют насекомые», «Что звучит?» и т.д. Сначала в пассивный, а потом и в активный словарь вводятся такие понятия, как «тихо»-«громко»,»быстро»-«медленно» дети учатся дифференцировать звуки по силе и высоте.
Параллельно ведется работа по формированию и коррекции слоговой структуры слова. Для этого я использую:
- Металлофон (отстукивание простого ритма+речевого гнозиса +формирование фонематического слуха: та-та-та, та-та-ТА!, та-ТА!-та, та-то-ту, та-да, та-да-та, усы-уши , простые чистоговорки , потешки и т.п.)
- «Цветные камешки» (выкладывание ритмического рисунка слов с разной слоговой структурой).Выкладывать рисунок слова можно из разных предметов.
- «Собери бусы»(нанизывание бусин, сколько слогов в слове-столько и бусин).
- «Домики» (рассели картинки по домикам).
- «Разрезные картинки» (собрать слово и разделить его на части-слоги).
- «Нанизывание колец» на стержень с одновременным проговариванием слогов ; (цепочка слогов: ма-мо-му…);
- «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев произносится один слог);
Во время таких игр задействовано сразу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный. Идет развитие сразу по нескольким направлениям.
Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е.С. Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками». Эта же последовательность представлена у С.В.Батяевой, Т.А. Датешидзе.
Отрабатывая слова с различными типами слоговой структуры, можно использовать разные виды игр и упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья"
Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) так же как и здоровые дети обладают талантами, способностями, одаренностью. Правда, для развития способностей детей с ограниченными возмож...
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
Система дополнительного образования включает в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов. Именно в системе дополнительного образования стал возможным индивидуальн...
Праздники как один из источников коррекции и развития творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья
Творчество является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития....
Возможности игры в развитии жизненной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья
Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. В Концепции Специального Федерального государственного стандарта большое внимание удел...
Семинар по теме: «Игра, как средство развития когнитивных способностей детей с ограниченными возможности здоровья»
Разработка выступления на семинаре по теме «Игра, как средство развития когнитивных способностей детей с ограниченными возможности здоровья», проведенного в рамках недели методического объединени...
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИ»
Инклюзия в дополнительном образовании....
Способы развития коммуникативных способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Даная статья позволит коллегам разобраться в применении методик развития коммуникативных способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....