Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Восполнение недостатков в области овладения лексикой и грамматикой.
материал по теме
Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико - грамматического строя, связной речи. Логопедическую работу необходимо вести по трем направлениям: формирование звуковой стороны речи; формирование лексико - грамматического строя; формирование связной речи. Каждое логопедическое занятие должно включать три темы: логопедическую, лексико - грамматическую и тему по развитию связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospolnenie_nedostatkov_v_oblasti_ovladeniya_leksikoy_i_grammatikoy.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Восполнение недостатков в области овладения лексикой и грамматикой.
Задачи:
формирование умения точного соотнесения слов с предметом, явлением, действием;
формирование умения грамматического оформления речи.
1. Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии
Уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей, и дальнейшее его обогащение как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования, последовательное накопление "гнезд родственных слов".
Уточнение, развитие и совершенствование грамматически правильного оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложениях, моделями различных синтаксических конструкций.
Примерные темы занятий
(грамматические)
Однокоренные слова.
Практическое овладение подбором родственных слов с выделением корня.
Сходство однокоренных и родственных слов.
Различие однокоренных и родственных слов.
Состав слова. Корень слова. Ударная гласная в корне.
Сложные слова.
Практическое овладение образованием слов при помощи суффикса.
Практическое овладение словообразованием при помощи приставок.
Образование слов при помощи приставок от глагольных основ. Роль приставки в изменении значения слова.
Слова, близкие по смыслу. Правописание приставок.
Слова, противоположные по смыслу. Правописание приставок.
Практическое овладение предлогами в, на.
Практическое овладение предлогами на, с (со).
Практическое овладение предлогами в, из.
Практическое овладение предлогами по, к.
Практическое овладение предлогами у, к, от.
Практическое овладение предлогами в, за.
Практическое овладение предлогами под, над.
Практическое овладение предлогами по, под.
Практическое овладение предлогами на, над.
Практическое овладение предлогами под, из-под.
Практическое овладение предлогами за, из-за.
Практическое овладение предлогами из. из-за.
Дифференциация приставок и предлогов.
Состав слова. Окончание.
Конструирование слов из данных частей (приставок, корней, суффиксов).
Безударные гласные.
Многозначные слова.
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде.
Согласование имени прилагательного с именем существительным в числе.
Согласование глагола с именем существительным в числе.
Практическое овладение временами глаголов.
Согласование глаголов прошедшего времени с именем существительным в роде.
Практическое овладение управлением. Винительный падеж.
Практическое овладение управлением. Родительный падеж.
Практическое овладение управлением. Дательный падеж.
Практическое овладение управлением. Творительный падеж.
Практическое овладение управлением. Предложный падеж.
Закрепление падежных форм.
Согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже.
Словосочетание. Главное и зависимое слово.
Практическое овладение составлением словосочетаний, образованных по способу согласования и управления.
Словосочетание и предложение.
Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.
Примечание: если грамматическая тема не изучена детьми на уроках русского языка, то ее изучение на логопедических занятиях проводится в сугубо практическом плане.
2. Формирование функции словообразования.
Работа над морфологическим составом слова.
В процессе работы решаются следующие задачи:
совершенствование словаря в процессе подбора родственных и однокоренных слов, образования новых слов при помощи приставок и суффиксов;
воспитание у детей языкового чутья, т.е. зрительного и слухового внимания к слову, умения чувствовать и понимать его лексические оттенки, умения правильно употребить нужное слово в контексте, опираясь на его лексический оттенок;
формирование у детей умения различать приставки и предлоги, опираясь на смысловое значение предлогов и лексический оттенок слова с приставкой и без нее.
Работа над морфологическим составом слова начинается с формирования у детей понятия об однокоренных и родственных словах, их сходстве и различии. Сначала нужно подвести детей к практическому усвоению понятия "однокоренные слова". Для этого дети учатся выделять общую часть, в которой заключен лексический смысл всей группы родственных слов. Затем вводим в эту группу слова с похожим корнем, но с другим лексическим значением, подводим детей к пониманию того, что не всегда слова с одинаковым корнем бывают родственными.
1. Прочитайте слова. Определите общую часть слов. Что обозначает каждое слово?
(Производится полный анализ слов).
Сор, соринка, сорняк, сорный, сорить.
Дуб, дубок, дубочек, дубравушка.
Лес, лесной, лесник, лесистый.
Дождь, дождик, дождинка, дождливый.
К каждой группе сов подберите однокоренные слова.
Определяется общая часть слов, анализируется их смысл, делается вывод о том, что слова каждой группы можно назвать словами- родственниками.
2. Прочитайте слова. Найдите в них общую часть. Спишите слова, обозначьте обитую
часть. Поставьте в словах ударение. Прочитайте слова, в которых ударение падает
на гласную в корне.
Бег, бегун, беговой, пробег, выбегу, бегаем, забеги.
Варит, варю, варенье, повар, заварим, вареный.
Ход, ходит, заходит, переход, выходим.
3. Прочитайте слова. Сначала выпишите слова с общей частью БЕГ, потом слова с
общей частью ВАР, а затем слова с общей частью ХОД. Подчеркните слова, в
которых ударение падает на гласную в корне. Запомните эту гласную.
повар, выход, разбег, бегает, варит, вареный, ходит, поход, варенье, заход, бегун, сварил, вареник, ходьба, побег, беговая, отвар, бегущий.
4. Внимательно прочитайте слова. Выпишите слова с общей частью, выделите ее.
Поставьте в словах ударение. Прочитайте слова, в которых ударение падает на
гласную в корне. (Обратить внимание детей на то, что все слова начинаются с одной и
той же буквы, поэтому очень важно внимательно прочитать их, подумать, какой смысл
заключен в каждом слове, какие слова похожи по смыслу, а какие не похожи. Какая часть
слов является общей).
Час, черный, часы, чулок, часовая, часики, червяк, часовщик.
Свет, светит, сидел, светло, садик, светлый, серый.
Светлый, свет, свежий, светлячок, свинья, светить, свалить, световой, свезем, свадьба, светильник.
5. Внимательно прочитайте слова. Запишите их в два столбика. Выделите корни в
словах каждого столбика. (Предложить детям сначала прочитать слова, подумать, какой
смысл заключен в каждом слове. Затем один ученик читает сходные по смыслу слова,
второй читает вторую группу слов, остальные контролируют правильность ответов. После
этого все выполняют задание.)
Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка, болезнь, болтунья, боль, больно.
Валит, вал, вялый, завал, увял, свалить, валун, вяленый, завалить, валять, повалить, вялить.
6. Прочитайте пары слов. Выделите общую часть. Являются ли слова
родственными? Докажите, подобрав к каждому родственные слова.
рис - рисунок гора - горе делить - дело
7. Прочитайте слова. Являются ли они родственными? Докажите.
белки - белки
кружки - кружки плачу - плачу
замок - замок
8. Прочитайте слова. Выделите лишнее слово. Почему оно лишнее? Спишите родственные слова.
Кружить, кружки, кружиться, кружки, окружил.
Козлята, козлы, коза, козлы, козлиный.
Замочек, замок, замкнуть, замочная, замок.
9. Прочитай. Определи, какое слово лишнее. Почему?
Сыр, сырник, сырой, сырость.
Пол, поле, половик, половичок.
Соль, солонка, солист, солить.
Горе, горка, гора, горный.
10. К данным словам подбери однокоренные, которые отвечают на вопрос что
делать?
соль - солить письмо-…
боль -... смотр - ...
свист -... дружба -…
гудок -... пахота- …
шаг -...
11. Прочитай слова. Спиши, приписывая к данным словам по одному
однокоренному слову. Выдели общую часть.
Ельник, еловый,...;
березняк, березовый,…;
осинник, осиновый,...; дубняк, дубовый, ....;
12. Прочитай. Спиши, приписывая к данным словам по одному однокоренному
слову:
мыло - мыльница аист - аистенок
сахар-... гусь-...
суп-... утка-...
соус -... курица -...
хлеб -...
Во втором столбике найти лишнюю по смыслу пару слов.
13. К выделенным словам подбери родственные с ударной гласной в конце:
гористая местность-...
волнистая линия -...
голосистый соловей -...
лесистый край -...
пятнистый олень -...
дождливый день -...
Дифференциация приставок и предлогов
1. Спишите словосочетания. Выделите приставки и предлоги.
наступила на ногу вполз в ущелье
натолкнулся на кочку влезла в норку
налетела на куст влетела в окно
накрошил на стол вдела в иголку
надел на голову внесла в комнату
Придумайте предложения с этими словосочетаниями.
2. Спишите словосочетания. Вставьте подходящий по смыслу предлог.
Забежал ... угол, вбежал ... школу, наступил ... палку, отрезал ... куска, сняла ... веревки, стерла ... мебели, побежал ... дороге, отскочил ... двери, написал ... листке.
3. Спишите словосочетания. Вставьте подходящую по смыслу приставку.
Обозначьте ее.
... летела в окно, ...дела в иголку, ...сорил на полу, ...стегнул от пояса, ...кусил от конфеты, ...нес в комнату, ...няла с плиты, ...плыл от берега, ...махнулся от мухи.
(за)цепилась (за)верёвку (за)катился (за)шкаф (за)бежал (за)дерево
(за)шел (за)товарищем (за)сунул (за)пазуху
4. Спишите словосочетания, правильно пишите предлоги и приставки.
(от)плыл (от)берега
(от)вязал (от)забора
(от)резал (от)куска
(от)бежал (от)дерева
(от)ломил (от)булки
5. Спишите словосочетания, правильно пишите приставки и предлоги.
(к)дому (под)бежал (с)пустился (к)реке (по)ложил (на)стол (раз)ложил (на)столе
(в)лес (по)шел (с)прятался (за)кустик (от)радости (за)плакал (у)бежал (от)волка
Придумайте предложения с этими словосочетаниями.
6. Спишите предложения. Правильно пишите приставки и предлоги.
...ступила зима. Кругом ...мело сугробы. Кусты ...крылись пушистым одеялом. ...деревьях ...бухают почки. Скоро вернутся ...летные птицы.
7. Прочитайте словосочетания. Вставьте между предлогом и словом, к которому он
относится, слово, обозначающее признак предмета. Запишите получившиеся
словосочетания. Подчеркните предлоги.
Спрятался под навес, подкралась к норке, подлез под машину, сидели под деревом, приколола к платью, искупались в реке, пролетел над лесом, прочитала в книге, подошла к дому.
8. Прочитайте предложения. Найдите предлог и слово с приставкой. Спишите
предложения. Обозначьте приставки, подчеркните предлоги.
На скатерти были пятна. Лена наклеила марку на конверт. Над крышей вились голуби. Наступили теплые дни. Вова нарисовал клоуна. За рекой виднелся лес. Ивы склонились над рекой. Синичка влетела в клетку. Из трубы вился дым.
9. Прочитайте предложения. Найдите допущенные ошибки. Исправьте их. Докажите правильность своего исправления. Запишите предложения правильно.
Высоко в горы в полз уж. Папа внес в комнату корзину с яблоками. Уж выполз из клетки и по полз по дому. Ласточка за цепилась за край стола. Коля бежал за собакой, собака бежала за кошкой. Ребята шли
поузенькой тропинке. Осень на ступила, высохли цветы. Елочка на рядная в комнате стоит.
10. Спишите. Рядом напишите словосочетания по образцу.
нагрудный значок - значок на груди
нарукавная повязка
настенный календарь
заработная плата
довоенные годы
подводные камни
предрассветный час заречная сторона подземный переход пришкольный сад загородная поездка
11. Спишите, правильно употребляя приставки и предлоги.
(до)води дело (до)конца. Цветы (под)резали (под)корень. Тропинка (с)пускалась (с)горы. Ленту (в)плели (в)косу. Лодка (от)плыла (от)берега. Колобок (с)катился (с)окошка, (по)катился (по)дорожке, (до)катился (до)леса.
12. Составьте и запишите словосочетания, правильно употребив предлог.
Добрести (до, в) Зацепился (за, о) Вцепился (за, в)
город
скатерть
рука
Выехали (из, с) Выполз (от, из) Взобрался (в, на)
село нора гора
13. Составьте и запишите словосочетания с глаголами стереть, вызвать, подойти и со
словом доска.
14. Составьте и запишите словосочетания, подобрав предлоги но смыслу. Придумайте предложения с данными словосочетаниями.
Выехал ... квартиры, пришел ... школы, внес ... комнату, вышел ... трамвая, вернулся ... работы, приехал ... столицу, работал ... магазине, работал ... заводе, пришел ... магазина, пришел ... завода, выбежал ... лестницу, упал ... лестницы, посоветовался ... отцом, вышел ... метро.
15. Подобрать 3 слова с предлогом В и 3 слова с приставкой В.
16. Подсчитайте, сколько слов с приставками и сколько с предлогами содержится в тексте.
Побелели поля и пригорки. Тонкий лед лежит на реке. Ходит зима по горам, по долинам, по сторонам поглядывает.
Синонимы (слова - "приятели"). Тематические ряды слов.
1. Из данных слов подберите парами слова, близкие по значению, хотя и различные
по звуковому составу:
хворостинка, печаль, азбука, месяц, врач, конь, твердый, раньше, льется, работа;
дело, прут, грусть, алфавит, луна, доктор, лошадь, жесткий, прежде, течет.
2. Укажите четвертое "лишнее" слово (с иным, чем у остальных слов значением):
грустный, печальный, унылый, глубокий; храбрый;
звонкий, смелый, отважный;
слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
крепкий, далекий, прочный, надежный;
понять, разобраться, запомнить, уразуметь;
думать, ехать, размышлять, соображать.
3. В следующих словосочетаниях укажите близкие по значению слова:
свежая птица, запас корма, вкусная еда;
наружность гостя, внешность человека, облик героя;
неизвестный кустарник, незнакомый почерк, безвестный поэт;
быстрый конь, скорый поезд, стремительный поток, поспешный отъезд;
неуклюжий щенок, неловкое движение, нескладный подросток, угловатая походка;
ценный груз, тяжелая ноша, ручная кладь, громоздкий багаж.
4. Сосчитайте, сколько синонимов в стихотворении?
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке, Мерзнет в жару.
(И. Токмакова)
Золотистые копны соломы
На токах на колхозных лежат.
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу (торопятся).
(М. Исаковский)
5. Найдите нужное слово, замененное синонимом:
Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснеет не от масла,
Хлеб вкуснеет от (работы).
(И. Демьянова)
Листья в поле пожелтели, И кружатся, и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную (берегут).
(М. Лермонтов)
6. Найдите синонимы в пословицах:
Спеши - не спеши, а поторапливайся. Приятелей много, а друга нет.
Переливает из пустого в порожнее.
Попал из огня да в полымя.
7. Замените близкими по значению прилагательными слеза
твердое(яблоко) твердое (мясо) твердые (знания)
(крепкое) (жесткое) (прочные)
8. Игра "Эстафета"
Логопед называет слово и передает флажок одному из участников игры. Тот должен быстро назвать слова из той же тематической группы (имя прилагательное) и передать флажок другому. Так эстафета продвигается до тех пор, пока находятся слова - "братья".
Тематические ряды:
белый, красный, синий, черный, желтый, зеленый;
большой, массивный, громоздкий, маленький, небольшой, компактный;
деревянный, стеклянный, оловянный, железный, стальной, каменный;
мамин, папин, дедин, сыновний, дочерний, дедушкин, внучкин, бабушкин;
совиный, голубиный, соловьиный, синицын, галочий, вороний, орлиный;
говорить, болтать, разговаривать, беседовать, общаться, кричать;
идти, бежать, ползти, плыть, лететь, ехать, скакать.
9. Сгруппируйте слова на основе сходства значения:
слова, обозначающие движение;
глаголы речи.
Пришел, убежим, топает, спросил, сказал, гонялись, ответил, приговорил, крикнул, неслись, помчался, направился, закричал, бросился, позвал, перебил, завопил, спит.
10. Образуйте ряд синонимов:
крохотный - маленький;
большой - огромный - гигантский.
Составьте предложения с этими словами.
11. Подберите синонимы к данным словам:
смешной (забавный, потешный), работать (трудиться),
метель (вьюга, буран, пурга).
12. Замена синонимов в предложении.
Мальчик споткнулся и упал (растянулся, шлепнулся).
Я читал интересную книгу (увлекательную, захватывающую).
13. Выберите одно из данных близких по смыслу слов:
Небо (закрыло, заволокло) тучами.
Наступило (жаркое, теплое, знойное, горячее) лето.
14. Подбор определенной тематической группы слов, например, по теме "Снежные слова":
снег, снежинки, снежные хлопья, крупка, ледяная крупка, пороша, метель, поземка, вьюга, буран, наст.
Антонимы (слова - "неприятели")
1. Подберите антонимы к выделенным словам:
Летний день - за ... неделю.
У короткого ума... язык.
Ради нового дружка ... не покидай.
Ранняя птичка носок прочищает, а ... глазки продирает.
Полный колос к земле клонится, а ... к небу тянется, знай больше, а говори
2. Назовите слово с противоположным значением (перекидывая мяч):
день -... | сел -... |
утро -... | взял-... |
восход-... | нашел-... |
весна-... | забыл-... |
зима -... | уронил-... |
завтра-... | насорил-... |
рано -... | выпрямил-... |
близко-... | легкий-... |
низко-... | высокий -.. |
редко-... | больной -.. |
медленно-... | чистый-... |
просторно-... | частый-... |
радостно-... | жесткий -.. |
темно -... |
3. Подберите антонимы к словам: |
легкая (ноша) | тяжелая |
легкая (задача) | трудная |
легкая (походка) | грузная |
легкий (мороз) | сильный |
легкая (музыка) | серьезная |
легкий (сон) | глубокий |
4. Подберите антонимы: |
маленький пруд -... пруд |
маленький дождь -... дождь |
свежий хлеб -... хлеб |
свежий огурец -... огурец |
свежая новость - ...новость |
свежий ветер -... ветер |
свободный стул -... стул |
свободная обувь -... обувь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию словаря у детей с ограниченными возможностями здоровья
Предлагаемая мною схема проведения словарной работы будет полезна учителям, так как она позволит им творчески подойти к проведению словарной работы, быстро сориентироваться в подбор...
Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование лексико - грамматического строя речи.
Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико - ...
Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Восполнение недостатков в формировании связной речи.
Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лекс...
«Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе по формированию связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и во...
Личностно-ориентированная коррекция письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
У детей с ограниченными возможностями здоровья имеют место все нарушения речи, наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом. Однако наиболее распространенными являются нарушения письменной речи....
«Словарная работа и орфографическое чтение – залог повышения грамотности и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Словарная работа - это основа, фундамент всей работы по развитию речи учащихся....
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда по преодолению общего недоразвития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
Материал обобщения опыта работы с детьми с ОВЗ. Чтобы работа была более эффективной нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Процесс подачи матер...