Рабочая программа внеурочной деятельности по основам христианской этики
материал
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам христианской этики для 8 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hristianskaya_etika3_1.doc | 319 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
к рабочей программе внеурочной деятельности
«Основы христианской этики»
8 класс
Рабочая программа «Основы христианской этики» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом ФГОС ООО – Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями); учебным планом МБОУ «Гимназия № 4»; примерной программой Л.Л. Шевченко «Православная культура» для учащихся 5-9 классов.
В программе определены следующие цели и задачи изучения основ христианской этики:
Цели программы:
- формирование высоконравственной культурной личности, гражданина, патриота Отечества.
- преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.
- воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.
- передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности. В соответствии со спецификой предмета, имеющего многокомпонентную структуру содержания, конкретизируются задачи воспитания детей.
Задачи:
- способствовать воспитанию нравственных качеств (доброты, любви к ближнему, своему народу, Родине, сопереживания, ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории, культуры, христианских святых;
- способствовать освоению первичных знаний о христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, традициях православной семьи, православных памятников архитектуры и искусства;
- способствовать развитию интереса к истории своего края и России в целом, образного и ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей в различных видах учебной деятельности
-способствовать формированию системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры, нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности с учетом православных традиций и системы христианских ценностей.
На уровне образования для изучения основ христианской этики предусмотрено 34 часа (по 1 часу в неделю)
Рабочая программа включает в себя следующие разделы:
- Пояснительная записка;
-Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Основы христианской этики»;
-Содержание курса;
-Тематическое планирование;
-Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества имеет особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.
В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Программа имеет духовно-нравственную направленность.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.
Программа кружка «Основы христианской этики» составлена на основе программы Шевченко ЛЛ. «Православная культура», и может быть реализована учителем в основной общей школе для учащихся 5-9 классов. Занятия проводятся во внеурочное время один раз в неделю.
«Основы христианской этики» должны строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы.
Программа включает в себя 34 занятия. 1час в неделю
Занятия проводятся в форме уроков, внеурочных мероприятий, экскурсий, встреч со священнослужителями.
Реализация программы предполагает формирование представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Основы христианской этики»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного
действия в контексте становления идентичности гражданина России.
Принципы построения программы: основные принципы дидактики; гуманизация и культуросообразность; целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация; преемственность; системность; открытость; творческая активность личности.
В результате прохождения программного материала, обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «культура» и «христианская православная культура».
2. Историю христианской Церкви.
3. Заповеди¸ притчи некоторые библейские сюжеты.
Уметь:
- Вести себя в храме.
- Быть милосердным и сострадательным.
- Поддерживать культурные традиции.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
У обучающихся будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Форма организации работы по программе кружка в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия ( внеурочная, внешкольная):
- Беседы
- Сообщения
- Встречи с интересными людьми
- Просмотр и обсуждение видеоматериала
- Экскурсии ( внеурочная, внешкольная)
Практические занятия ( внеурочная, внешкольная):
- Творческие конкурсы
- Коллективные творческие дела
- Интеллектуально-познавательные игры
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Заочные путешествия
- Творческие проекты, презентации
Содержание курса
Раздел 1.Основы православной культуры
1. Религиозная культура в жизни человека. Что такое «религиозная культура»? Духовность, культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Духовная культура и её характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Этические нормы христианства.
2. О чём рассказывает христианская православная культура? Счастье жизни христиан. Когда возникла христианская религия. Основные понятия христианской культуры. Содержание православной религии: спасение человека Богом. Библия как источник религиозного знания и культуры. Христианская антропология.
3. О чём рассказывает Библия? О Боге, о мире, о человеке. Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библии. Священное Писание как основная богослужебная книга. Понятия добра и зла в жизни людей. Первые правила, данные в Раю Адаму и Еве. Грехопадении. Десять заповедей. Заповеди Блаженства. Чему Христос учил людей. Крестная Жертва – Искупление человека. Воскресение Христово.
4. Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Четыре основные темы Священной истории Ветхого и Нового Завета: сотворение мира; Рождество Христово; Крестная Жертва; Воскресение Христово и создание Церкви. Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живописи, литературе, храмовом зодчестве.
5. Монастырь – центр христианской православной культуры. О христианской радости. христианской радости. Смысл жизни христиан. Христианские добродетели. Христиане о таланте. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры.
6. Язык христианской православной культуры. Как христианская культура рассказывает о мире Небесном. Спасение человека Богом – основное содержание православной культуры. Как христианская культура объясняет возможности творчества? Святая Земля. Символы христианской православной культуры. В чём заключается смысл красоты православного искусства?
7. Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан. Храм – дом, посвящённый Богу. Внешняя красота храма и духовная красота создателя. Символический смысл храма. Богослужение. Таинства Церкви. История создания храмов. Правила поведения в храме.
8. Религиозная живопись. О чём рассказывает икона? Икона – окно в мир невидимый. Икона – христианская святыня. История создания первой иконы. Иконописные изображения. Духовная красота иконы.
9. Красивый мир церковнославянской азбуки. Божественные письмена. Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. Церковнославянская азбука. Её создатели - святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Псалтирь, евангелие - первые книги на Руси. Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей.
10. Творческая работа по теме «Основы православной культуры».
Раздел 2. История христианской Церкви в житиях её святых. Христианская Церковь входит в мир
11.Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы. Как христианство стало распространяться в мире. Избрание Христом апостолов. Образование Церкви. Жизнь первых христиан.
12.Святые дети - мученики за веру. Вифлеемские младенцы. Причины преследования христиан иудейскими и римскими властями. Первые пострадавшие за Христа - Вифлеемские младенцы. Первомученик Стефан. Святой Игнатий Богоносец.
13.3олотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы. Труды апостолов. Христианские праздники? День Святой Троицы, праздник святых апостолов Петра и Павла, Собор двенадцати апостолов. Учение Иисуса Христа раскрывается в феноменах православной культуры.
- Святые дети - мученики за веру. Святые Акилина, Вит.
Юная мученица Акилина. Святой отрок Вит. Смысл мученичества. Жития юных мучеников.
- Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. О святых юных мученицах Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Христианские добродетели.
- Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святая мученица Татиана. О святой деве Татиане. Размышления о духовной красоте. В чём проявлялась любовь христиан к врагам?
- Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Екатерина. Святые великомученицы Екатерина, Варвара. Главные ценности жизни христиан. Христианская мудрость. Христианская радость.
- Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Варвара.
- Святые воины. Святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Святой Феодор Стратилат. Великомученик Георгий Победоносец, Димитрий Солунский. Святой мученик Севастиан. Подвиги исповедания веры и защиты Отечества. Кого называли воинами Христовыми? Воинская доблесть. О почитании святых воинов.
- Святые воины. Борьба христианина за красоту своей души. Размышления над евангельскими текстами о любви к врагам, христианской радости, воинском подвиге. Борьба христианина в внутренними врагами: грехами- страстями своей души. Святитель Иоасаф Белгородский учит христиан тактике сражения с грехами.
- Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан. Бескорыстие святых врачей. Евангелие о дарах. Притча о талантах. Сражение бескорыстия и корыстолюбия.
- Святые врачеватели. Всемилостивый целитель Пантелеймон.
Какие добродетели проявляли святые в детстве? Какими христианским добродетелями и подвигами прославились? Размышления о Божиих дарах святым при чтении церковнославянских текстов Священного Писания.
- Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена. Прекращение гонений на христиан в царствование Константина Великого. Обретение и Воздвижение Креста Господня святыми Константином и Еленой. Защита христианского вероучения от ересей.
- Святые Отцы Церкви. 7 Вселенских соборов. Утверждение основных догматов христианской веры. Утверждение «Символа веры». Почитание христианами икон. Крест в жизни христиан.
- Утверждение христианского учения. Учителя веры - Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Почему потребовалось защищать учение Церкви? Какими трудами на благо Церкви Христовой прославились святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
- Утверждение христианского учения. Учителя веры - Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. О богослужении Православной Церкви. Божественная Литургия. Всенощная. Вклад святителей в составление песнопений богослужения. За что христиане благодарили Бога?
- Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский. Смысл монашества. Подвиги духовные. Их смысл - спасение души. Разные пути к спасению. Монашество - путь совершенных. Основоположник монашества - Антоний Великий. Монашеские обеты.
- Примеры христианских добродетелей в жизни святых подвижников.
- Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир». Прославление Бога верой и добрыми делами.
- Пути к спасению. Святая преподобная Мария Египетская.Пути к спасению. Промысел Божий в деле спасения человека. Борьба со страстями души - путь к спасению.
- Святой Ефрем Сирин. Покаяние. Покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Великий Пост в жизни христиан.
- Пути к спасению. Преподобный Досифей. Ответственность христианина. Как может спастись христианина? Священное Писание рассказывает о Страшном Суде. Христианские добродетели смирения, послушания, кротости, терпения, умеренности - путь к спасению души.
- Пути к спасению Преподобный Павлин Милостивый. О милости Божией к человеку. Искупительная Жертва, принесённая Христом за людей. Христос показывает примеры милосердия и прощения. Добродетель милосердия.
- Просветители славянские Кирилл и Мефодий. Евангелие приходит на славянские земли. Монахи - миссионеры-проповедники. Труды святых братьев Кирилла и Мефодия. Детские годы святых. Апостольские труды святых.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
Теория | Практика | |||
1. | Раздел 1.Основы православной культуры. | 11 | 10 | 1 |
Тема 1.Религиозная культура в жизни человека. Что такое «религиозная культура»? | 1 | 1 | ||
Тема 2. О чём рассказывает христианская православная культура? Счастье жизни христиан. | 1 | 1 | ||
Тема 3. О чём рассказывает Библия? О Боге, о мире, о человеке. | 1 | 1 | ||
Тема 4. Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. | 1 | 1 | ||
Тема 5. Монастырь – центр христианской православной культуры. О христианской радости. | 1 | 1 | ||
Тема 6. Роль христианской православной культуры. Как христианская культура рассказывает о мире Небесном. | 1 | 1 | ||
Тема 7. Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан. | 2 | 1 | 1 | |
Тема 8. Религиозная живопись. О чём рассказывает икона? | 1 | 1 | ||
Тема 9. Красивый мир церковнославянской азбуки. Божественные письмена | 1 | 1 | ||
Тема 10. Творческая работа по теме «Основы православной культуры». | 1 | 1 | ||
2. | Раздел 2. История Христианской Церкви в житиях ее святых. Христианская церковь входит в мир. | 23 | ||
Тема 11.Золотая цепь святых. Начало христианской эры. | 1 | |||
Святые апостолы. Тема 12.Святые дети - мученики за веру. | 1 | |||
Тема 13.3олотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы. | 1 | |||
Тема 14. Святые дети - мученики за веру. Святые Акилина, Вит. | 1 | |||
Тема 15. Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. | 1 | |||
Тема 16. Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святая мученица Татиана. | 1 | |||
Тема 17. Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Екатерина. | 1 | |||
Тема 18. Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Варвара. | 1 | |||
Тема 19. Святые воины. Святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Святой Феодор Стратилат. | 1 | |||
Тема 20. Святые воины. Борьба христианина за красоту своей души. | 1 | |||
Тема 21. Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан. | 1 | |||
Тема 22. Святые врачеватели. Всемилостивый целитель Пантелеймон. Тема 23. Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена. | 1 1 | |||
Тема 24. Святые Отцы Церкви. Тема 25.Утверждение христианского учения. Учителя веры - Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Тема 26.Утверждение христианского учения. Учителя веры - Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Тема 27. Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский. Тема 28. Примеры христианских добродетелей в жизни святых подвижников. Тема 29. Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир». Тема 30. Пути к спасению. Святая преподобная Мария Египетская.Пути к спасению. Тема 31. Святой Ефрем Сирин. Тема 32. Пути к спасению.Преподобный Досифей. Тема 33.Пути к спасению Преподобный Павлин Милостивый. Тема 34. Просветители славянские Кирилл и Мефодий. Обобщение по курсу | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |||
Итого | 34 |
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
1.Библиотечный фонд
2. Печатные пособия
3.Технические средства обучения – мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон.
Литература
Л.Л. Шевченко «Православная культура», Москва, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010г.
М.С. Хохлова «Святые земли смоленской», Смоленск, «Ковчег», 2016г.
А.В. Бородина «основы православной культуры», Москва, «Покров», 2003г.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»
Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика речевого общения» (общекультурное: художественно эстетическое направление) для 6 класса
Программа внеурочной деятельности «Этика речевого общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 6-х классов, воспитание личнос...
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности 7 класс. Рассчитана на первое полугодие объемом 34 часа...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Химические основы экологии"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Химические основы экологии" для учащихся 8 класса.Программа расчитана на 34 часа....
Рабочая программа внеурочной деятельности " Основы проектной деятельности", 5 класс
Программа метапредметного курса «Основы проектной деятельности» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта об...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы предпринимательской деятельности» для учащихся 7 класса (17 часов)
Предпринимательство в общеобразовательной школе следует рассматривать, прежде всего, как предпринимательское отношение к созидательному труду в целом, в не зависимости от того, какую роль придется вып...