Рабочая программа внеурочной деятельности по основам христианской этики
материал

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам христианской этики для 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hristianskaya_etika3_1.doc319 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

к рабочей программе  внеурочной деятельности

«Основы христианской этики»
8 класс
 

Рабочая программа «Основы христианской этики» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом ФГОС ООО – Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями); учебным планом МБОУ «Гимназия № 4»; примерной программой Л.Л. Шевченко «Православная культура» для учащихся 5-9 классов.

В программе определены следующие цели и задачи изучения основ христианской этики:

Цели программы:  

- формирование высоконравственной культурной личности, гражданина, патриота Отечества.

- преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.

- воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.

- передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности. В соответствии со спецификой предмета, имеющего многокомпонентную структуру содержания, конкретизируются задачи воспитания детей.

Задачи:

- способствовать воспитанию нравственных качеств (доброты, любви к ближнему, своему народу, Родине, сопереживания, ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на  материале положительных примеров жизни героев отечественной истории, культуры, христианских святых;

- способствовать освоению первичных знаний о христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, традициях православной семьи, православных памятников архитектуры и искусства;

- способствовать развитию интереса к истории своего края и России в целом, образного и ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей в различных видах учебной деятельности

-способствовать формированию системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры, нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей  действительности с учетом православных традиций и системы христианских ценностей.

На уровне образования для изучения основ христианской этики предусмотрено 34 часа (по 1 часу в неделю)  

Рабочая программа включает в себя следующие разделы:

- Пояснительная записка;

-Планируемые результаты  освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Основы христианской этики»;

-Содержание курса;

-Тематическое планирование;

-Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Пояснительная записка

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества имеет особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

В Концепции  духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Программа имеет духовно-нравственную направленность.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.

Программа кружка «Основы христианской этики» составлена на основе программы Шевченко ЛЛ. «Православная культура», и может быть реализована учителем в основной общей школе для учащихся 5-9 классов. Занятия проводятся во внеурочное время один раз в неделю.

«Основы христианской этики» должны строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы.  

Программа включает в себя 34 занятия.  1час в неделю

Занятия проводятся в форме уроков, внеурочных мероприятий, экскурсий, встреч со священнослужителями.

Реализация программы предполагает формирование представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.


Планируемые результаты  освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Основы христианской этики»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного

действия в контексте становления идентичности гражданина России. 

Принципы построения программы: основные принципы дидактики; гуманизация и культуросообразность; целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация; преемственность; системность; открытость; творческая активность личности. 

 

В результате прохождения программного материала, обучающиеся  должны знать:

1. Отличие понятий «культура» и «христианская православная культура».

2. Историю христианской Церкви.

3. Заповеди¸ притчи некоторые библейские сюжеты.

Уметь:

  1. Вести себя в храме.
  2. Быть милосердным и сострадательным.
  3. Поддерживать культурные традиции.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

У  обучающихся будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Форма организации работы по программе кружка в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия ( внеурочная, внешкольная):

  • Беседы
  • Сообщения
  • Встречи с интересными людьми
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала  
  • Экскурсии ( внеурочная, внешкольная)

 Практические занятия ( внеурочная, внешкольная):

  • Творческие конкурсы
  • Коллективные творческие дела
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • Заочные путешествия
  • Творческие проекты, презентации


Содержание курса

 

Раздел 1.Основы православной культуры

1. Религиозная культура в жизни человека. Что такое «религиозная культура»? Духовность, культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Духовная культура и её характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Этические нормы христианства.

2. О чём рассказывает христианская православная культура? Счастье жизни христиан. Когда возникла христианская религия. Основные понятия христианской культуры. Содержание православной религии: спасение человека Богом. Библия как источник религиозного знания и культуры. Христианская антропология.

3. О чём рассказывает Библия? О Боге, о мире, о человеке. Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библии. Священное Писание как основная богослужебная книга. Понятия добра и зла в жизни людей. Первые правила, данные в Раю Адаму и Еве. Грехопадении. Десять заповедей. Заповеди Блаженства. Чему Христос учил  людей. Крестная Жертва – Искупление человека. Воскресение Христово.

4. Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Четыре основные темы Священной истории Ветхого и Нового Завета: сотворение мира; Рождество Христово; Крестная Жертва; Воскресение Христово и создание Церкви. Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живописи, литературе, храмовом зодчестве.

5. Монастырь – центр христианской православной культуры. О христианской радости.  христианской радости. Смысл жизни христиан. Христианские добродетели. Христиане о таланте. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры.

6. Язык христианской православной культуры. Как христианская культура рассказывает о мире Небесном.  Спасение человека Богом – основное содержание православной культуры. Как христианская культура объясняет возможности творчества? Святая Земля. Символы христианской православной культуры. В чём заключается смысл красоты православного искусства?

7. Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан. Храм – дом, посвящённый Богу. Внешняя красота храма и духовная красота создателя. Символический смысл храма.  Богослужение. Таинства Церкви. История создания храмов. Правила поведения в храме.

8. Религиозная живопись. О чём рассказывает икона? Икона – окно в мир невидимый. Икона – христианская святыня. История создания первой иконы. Иконописные изображения. Духовная красота иконы.

9. Красивый мир церковнославянской азбуки. Божественные письмена. Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. Церковнославянская азбука. Её создатели - святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Псалтирь, евангелие - первые книги на Руси. Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей.

10. Творческая работа по теме «Основы православной культуры».

Раздел 2. История христианской Церкви в житиях её святых. Христианская Церковь входит в мир

11.Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы. Как христианство стало распространяться в мире. Избрание Христом апостолов. Образование Церкви. Жизнь первых христиан.

12.Святые дети - мученики за веру. Вифлеемские младенцы. Причины преследования христиан иудейскими и римскими властями. Первые пострадавшие за Христа - Вифлеемские младенцы. Первомученик Стефан. Святой Игнатий Богоносец.

13.3олотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы. Труды апостолов. Христианские праздники? День Святой Троицы, праздник святых апостолов Петра и Павла, Собор двенадцати апостолов. Учение Иисуса Христа раскрывается в феноменах православной культуры.

  1. Святые        дети - мученики за веру. Святые Акилина, Вит.

Юная мученица Акилина. Святой отрок Вит. Смысл мученичества. Жития юных мучеников.

  1. Христианские        добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. О святых юных мученицах Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Христианские добродетели.
  2. Христианские        добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святая мученица Татиана. О святой деве Татиане. Размышления о духовной красоте. В чём проявлялась любовь христиан к врагам?
  3. Мудрость        жизни христиан. Святая великомученица Екатерина. Святые великомученицы Екатерина, Варвара. Главные ценности жизни христиан. Христианская мудрость. Христианская радость.
  4. Мудрость        жизни христиан. Святая великомученица Варвара.
  5. Святые        воины. Святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Святой Феодор Стратилат. Великомученик Георгий Победоносец, Димитрий Солунский. Святой мученик Севастиан. Подвиги исповедания веры и защиты Отечества. Кого называли воинами Христовыми? Воинская доблесть. О почитании святых воинов.
  6. Святые воины. Борьба христианина за красоту своей души. Размышления над евангельскими текстами о любви к врагам, христианской радости, воинском подвиге. Борьба христианина в внутренними врагами: грехами- страстями своей души. Святитель Иоасаф Белгородский учит христиан тактике сражения с грехами.
  7. Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан. Бескорыстие святых врачей. Евангелие о дарах. Притча о талантах. Сражение бескорыстия и корыстолюбия.
  8. Святые врачеватели. Всемилостивый целитель Пантелеймон.

Какие добродетели проявляли святые в детстве? Какими христианским добродетелями и подвигами прославились? Размышления о Божиих дарах святым при чтении церковнославянских текстов Священного Писания.

  1. Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена. Прекращение гонений на христиан в царствование Константина Великого. Обретение и Воздвижение Креста Господня святыми Константином и Еленой. Защита христианского вероучения от ересей.
  2. Святые Отцы Церкви. 7 Вселенских соборов. Утверждение основных догматов христианской веры. Утверждение «Символа веры». Почитание христианами икон. Крест в жизни христиан.
  3. Утверждение христианского учения. Учителя веры - Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Почему потребовалось защищать учение Церкви? Какими трудами на благо Церкви Христовой прославились святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
  4. Утверждение христианского учения. Учителя веры - Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. О богослужении Православной Церкви. Божественная Литургия. Всенощная. Вклад святителей в составление песнопений богослужения. За что христиане благодарили Бога?
  5. Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский. Смысл монашества. Подвиги духовные. Их смысл - спасение души. Разные пути к спасению. Монашество - путь совершенных. Основоположник монашества - Антоний Великий. Монашеские обеты.
  6. Примеры христианских добродетелей в жизни святых подвижников.
  7. Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир». Прославление Бога верой и добрыми делами.
  8. Пути к спасению. Святая преподобная Мария Египетская.Пути к спасению. Промысел Божий в деле спасения человека. Борьба со страстями души - путь к спасению.
  9. Святой Ефрем Сирин. Покаяние. Покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Великий Пост в жизни христиан.
  10. Пути к спасению. Преподобный Досифей. Ответственность христианина. Как может спастись христианина? Священное Писание рассказывает о Страшном Суде. Христианские добродетели смирения, послушания, кротости, терпения, умеренности - путь к спасению души.
  11. Пути к спасению Преподобный Павлин Милостивый. О милости Божией к человеку. Искупительная Жертва, принесённая Христом за людей. Христос показывает примеры милосердия и прощения. Добродетель милосердия.
  12.  Просветители славянские Кирилл и Мефодий. Евангелие приходит на славянские земли. Монахи - миссионеры-проповедники. Труды святых братьев Кирилла и Мефодия. Детские годы святых. Апостольские труды святых.

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теория

Практика

1.

Раздел 1.Основы православной культуры.

11

10

1

Тема 1.Религиозная культура в жизни человека. Что такое «религиозная культура»?

1

1

Тема 2. О чём рассказывает христианская православная культура? Счастье жизни христиан.

1

1

Тема 3. О чём рассказывает Библия? О Боге, о мире, о человеке.

1

1

Тема 4. Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры.

1

1

Тема 5. Монастырь – центр христианской православной культуры. О христианской радости.

1

1

Тема 6. Роль христианской православной культуры. Как христианская культура рассказывает о мире Небесном.  

1

1

Тема 7. Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан.

2

1

1

Тема 8. Религиозная живопись. О чём рассказывает икона?

1

1

Тема 9. Красивый мир церковнославянской азбуки. Божественные письмена

1

1

Тема 10. Творческая работа по теме «Основы православной культуры».

1

1

2.

Раздел 2. История Христианской Церкви в житиях ее святых. Христианская церковь входит в мир.

23

Тема 11.Золотая цепь святых. Начало христианской эры.

1

Святые апостолы.

Тема 12.Святые дети - мученики за веру.

1

Тема 13.3олотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы.

1

Тема 14. Святые        дети - мученики за веру. Святые Акилина, Вит.

1

Тема 15. Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

1

Тема 16. Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святая мученица Татиана.

1

Тема 17. Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Екатерина.

1

Тема 18. Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Варвара.

1

Тема 19. Святые воины. Святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Святой Феодор Стратилат.

1

Тема 20. Святые воины. Борьба христианина за красоту своей души.

1

Тема 21. Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан.

1

Тема 22. Святые врачеватели. Всемилостивый целитель Пантелеймон.

Тема 23. Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена.

1

1

Тема 24. Святые Отцы Церкви.

Тема 25.Утверждение христианского учения. Учителя веры - Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

Тема 26.Утверждение христианского учения. Учителя веры - Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

Тема 27. Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский.

Тема 28. Примеры христианских добродетелей в жизни святых подвижников.

Тема 29. Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир».

Тема 30. Пути к спасению. Святая преподобная Мария Египетская.Пути к спасению.

Тема 31. Святой Ефрем Сирин.

Тема 32. Пути к спасению.Преподобный Досифей.

Тема 33.Пути к спасению Преподобный Павлин Милостивый.

Тема 34. Просветители славянские Кирилл и Мефодий.

Обобщение по курсу

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Итого

34

Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

1.Библиотечный фонд

2. Печатные пособия

3.Технические средства обучения – мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон.

Литература

Л.Л. Шевченко «Православная культура», Москва, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010г.

М.С. Хохлова «Святые земли смоленской», Смоленск, «Ковчег», 2016г.

А.В. Бородина «основы православной культуры», Москва, «Покров», 2003г.

 

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»

Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах  ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика речевого общения» (общекультурное: художественно эстетическое направление) для 6 класса

Программа внеурочной  деятельности «Этика речевого общения»  направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 6-х классов,  воспитание личнос...

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности 7 класс. Рассчитана на первое полугодие объемом 34 часа...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Химические основы экологии"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Химические основы экологии" для учащихся 8 класса.Программа расчитана на 34 часа....

Рабочая программа внеурочной деятельности " Основы проектной деятельности", 5 класс

   Программа метапредметного курса «Основы проектной деятельности»     составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта об...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы предпринимательской деятельности» для учащихся 7 класса (17 часов)

Предпринимательство в общеобразовательной школе следует рассматривать, прежде всего, как предпринимательское отношение к созидательному труду в целом, в не зависимости от того, какую роль придется вып...