Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы предпринимательской деятельности» для учащихся 7 класса (17 часов)
рабочая программа (7 класс)
Предпринимательство в общеобразовательной школе следует рассматривать, прежде всего, как предпринимательское отношение к созидательному труду в целом, в не зависимости от того, какую роль придется выполнять школьнику во взрослой жизни – предпринимателя, управленца или просто работника по найму. Содействие развитию цивилизованного предпринимательства, формирование общественном мнении позитивного отношения к предпринимательской деятельности; содействие формированию нового поколения молодых людей, понимающих предпринимательство и бизнес не как способ личной наживы, а как общественно востребованную самореализацию, и способных взять на себя ответственность за претворение этой цели в жизнь. Человек предприимчивый осознает свои желания и возможности, действует в соответствии с ними и достигает результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_predprinimatelstvo.docx | 38.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родниковская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ» директора РСОШ ___________ Юферева АА № _____________________ от «____»_________ 2023г |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Основы предпринимательской деятельности»
для учащихся 7 класса
(17 часов)
Учитель: Коробейникова
Татьяна Васильевна
2022 – 2023 учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы предпринимательской деятельности» для учащихся 7-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
Предпринимательство в общеобразовательной школе следует рассматривать, прежде всего, как предпринимательское отношение к созидательному труду в целом, в не зависимости от того, какую роль придется выполнять школьнику во взрослой жизни – предпринимателя, управленца или просто работника по найму. Содействие развитию цивилизованного предпринимательства, формирование общественном мнении позитивного отношения к предпринимательской деятельности; содействие формированию нового поколения молодых людей, понимающих предпринимательство и бизнес не как способ личной наживы, а как общественно востребованную самореализацию, и способных взять на себя ответственность за претворение этой цели в жизнь. Человек предприимчивый осознает свои желания и возможности, действует в соответствии с ними и достигает результата.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Цель программы: - формирование у школьников первоначальных знаний по основам предпринимательства и умения применять имеющиеся знания из различных областей при организации малого бизнеса.
При этом решаются следующие задачи:
- формировать знания о предпринимательстве как о важной форме человеческой деятельности в условиях рыночной экономики;
- развивать экономическое и правовое мышление, необходимое для интерпретации производственно-экономических явлений, умения правильно обобщать, оценивать и прогнозировать ситуации для рационального ведения хозяйства и получения прибыли;
- вооружить некоторыми методиками выбора своего дела, принятия решений, самоконтроля и самооценки;
- формировать уверенность в собственных силах и возможности по осуществлению несложной, доступной возрасту предпринимательской деятельности как важном способе социальной защиты в условиях нестабильности рынка труда;
- воспитать такие качества личности, как предприимчивость, расчетливость, экономичность, умение оперативно решать поставленные задачи.
Программа включает пояснительную записку, тематический план, список литературы и непосредственно программу.
Сроки реализации программы – пол год.
Объем часов, отпущенных на занятия - 18 часов при 1 часе в неделю.
Формы реализации программы.
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы, экскурсии на предприятия, встречи с действующими предпринимателями.
Методы обучения.
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
2. Методы диалога и полилога;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
4. Игровые методы;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
8. Технологии коллективного метода обучения.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.
II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты:
Личностные результаты универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы: | Учащийся получит возможность для формирования: |
- приобретение знаний о предпринимательстве, как важной сфере человеческой деятельности; - осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; - овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. | - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится: | Учащийся получит возможность научиться: |
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; - формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. | - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. |
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится: | Учащийся получит возможность научиться: |
- понимать цели своих действий; - планировать действия с помощью учителя и самостоятельно; - проявлять познавательную и творческую инициативы; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. |
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться |
- составление текстов в устной и письменной формах; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; - определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | - сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; - с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
Предметными результатами изучения курса «Основы предпринимательской деятельности» являются:
Учащийся научится:
- понимание основных принципов предпринимательской деятельности: представление о роли предпринимательства в обществе;
- развитие предпринимательской инициативы школьников, их потенциальных возможностей и способностей в сфере экономики и предпринимательства, в том числе способности к самообразованию и саморазвитию;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- освоение технологии создания собственного дела, определение наиболее выгодных сфер бизнеса, планирования предпринимательской деятельности и составления бизнес-плана;
- выработка навыков проведения исследований экономических явлений в сфере предпринимательства: анализ, синтез, обобщение экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей и предпринимательских фирм, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;
Учащийся получит возможность научиться:
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
III. Содержание курса внеурочной деятельности
Тема № 1. Предпринимательство: природа, цели, задачи
История предпринимательства. Экономический выбор. Предпринимательство как вид деятельности. Роль предпринимателя в экономике.
Проектирование изделия
Разработка технологического процесса. Практическая работа: «Разработка технологической карты».
Разработка технологического процесса. Практическая работа: «Разработка технологической карты».
Тема №2. Правовые основы предпринимательства
Закон о предпринимательстве. Собственность, формы собственности. Договор как основа предпринимательской деятельности.
Тема №3. Маркетинговое исследование
Понятие «маркетинг». Спрос и предложение. Назначение маркетингового исследования. План маркетингового исследования.
Тема №4. Ценообразование
Себестоимость товаров. Прямые и косвенные затраты. Цена и себестоимость. Сущность понятия цены товаров и услуг. Стратегия цен.
Тема №5. Доход, прибыль, рентабельность предприятия
Финансовая деятельность предприятия. Понятия «доход», «прибыль», «рентабельность». Прибыль как источник расширения производства.
Тема №6. Менеджмент
Понятие о менеджменте, его целях и задачах. Организационная структура предприятия. Этика деловой активности.
Тематическое планирование: «Основы предпринимательства»
п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Предприниматель в рыночной экономике. | 1 | |||
Практическая работа: «Первоначальная оценка идей с помощью сетки принятия решений». | 1 | |||
Презентация идеи | 1 | |||
Разработка технологического процесса. Практическая работа: «Разработка технологической карты». | 1 | |||
Разработка технологического процесса. Практическая работа: «Разработка технологической карты». | 1 | |||
Правовые основы предпринимательства | 1 | |||
Понятие «маркетинг». | 1 | |||
План маркетингового исследования. | 1 | |||
Проведение маркетингового исследования. | 1 | |||
Себестоимость товаров. Прямые и косвенные затраты. | 1 | |||
Сущность понятия цены товаров и услуг. Стратегия цен. | 1 | |||
Финансовая деятельность предприятия | 1 | |||
Понятия «доход», «прибыль», «рентабельность». | 1 | |||
Прибыль как источник расширения производства. | 1 | |||
Понятие о менеджменте, его целях и задачах | 1 | |||
Организационная структура предприятия. | 1 | |||
Этика деловой активности | 1 | |||
Резерв. Подведение итогов. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы экологии"
Рабочая программа внеурочной деятельности....
Рабочая программа внеурочной деятельности. Метапредметный проект "Увлекательная математика каждому", 7класс (ФГОС).
Программа позволит увлекательно и с удовольствием изучать серьезные научные вещи.Темы , предложенные в программе, позволят не только развить кругозор учащихся, но и найти предметы для исследования. Чт...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов гимназии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению кото...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" для учащихся 9-х классов
Формирование основ финансовой грамотности у учащихся 9-х классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов.Календарно тематическое планирование разработано на основе учебной программы для. 5&ndash...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Основы проектной деятельности", 5 класс
Программа метапредметного курса «Основы проектной деятельности» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта об...
Рабочая программа элективного курса "Основы предпринимательской деятельности"
Основы предпринимательской деятельности...