Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Географический мир"
материал
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Географический мир" для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geograficheskiy_mir_9_kl.docx | 260.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
к рабочей программе внеурочной деятельности
«Географический мир»
9 класс
Рабочая программа «Географический мир» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом ФГОС ООО – Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями); учебным планом МБОУ «Гимназия № 4»; примерной программой по географии для общеобразовательных учреждений 6-9 классы, составитель С.В. Курчинская. - М.: Дрофа 2014.
В программе определены следующие цели и задачи изучения курса:
Цель: усвоение учащимися системы знаний в области географии.
Задачи:
Для достижения данной цели формулируются следующие задачи:
--углубить и расширить знания по физической и экономической географии
-- развивать познавательную, творческую активность, наблюдательность, интерес к окружающему миру;
-- вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению географии.
На уровне образования для изучения курса предусмотрено теоретических занятий-20, практических занятий-14. Программа рассчитана на 34 часа в год (по 1 часу в неделю)
Рабочая программа включает в себя следующие разделы:
-Пояснительная записка;
-Ожидаемые результаты;
-Содержание курса;
-Тематическое планирование;
-Методическое обеспечение программы.
Пояснительная записка
Образовательная программа «Географический мир» имеет практическую направленность. Она является модифицированной и разработана на основе программы по географии для общеобразовательных учреждений 6-9 классы, составитель С.В. Курчинская. - М.: Дрофа 2014.
Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований «Положения о дополнительном образовании МБОУ «Гимназия №4»города Смоленска.
Педагогическая целесообразность разработки и внедрения данной образовательной программы обусловлена тем, что за 34 часа повторить материал всей школьной географии достаточно сложно. Поэтому очень важно рационально спланировать распределение времени, отводимого на повторение содержания отдельных разделов и помочь школьному учителю организовать подготовку выпускников к основному государственному экзамену по географии.
В содержании каждого из разделов и составляющих их тем, имеются не менее сложные вопросы, которые могут быть повторены учащимися в процессе самостоятельной работы. В тоже время можно выделить ряд вопросов, из года в год вызывающих затруднения у значительного количества выпускников, сдающих государственную итоговую аттестацию, при повторении которых помощь преподавателя имеет большое значение. Все это учтено при распределении времени на повторении материала каждого из разделов и планирования видов деятельности преподавателя и учащихся.
Актуальность, практическая значимость данной программы выражается в том, что с каждым годом желающих учащихся сдавать географию становилось больше, поэтому и назрела необходимость создания данного элективного курса. Данное пособие составлено для организации занятий по курсу, наиболее рационального использования времени на подготовку к экзамену. Оно включает характеристику проверяемого на экзамене содержание, анализ вопросов, вызывающих наибольшее затруднения и типичных ошибок учащихся.
Отличительной особенностью данной программы является ее практическая значимость.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (дополнительной литературы), профилями, диаграммами, рисунками, схемами. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Возраст детей, которым адресована данная дополнительная образовательная программа,
14-15 лет (9 классы).
Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. В целом, состав групп остается постоянным. Однако состав групп может изменяться по следующим причинам: обучающие могут быть отчислены при условии систематического непосещения занятий; смена места жительства и др. На второй и третий год обучения могут быть зачислены обучающиеся, не занимавшиеся в группе первого года обучения, при условии успешного прохождения собеседования. (Если несколько лет обучения)
Наполняемость групп выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.2006 № 06-1616 «О методических рекомендациях» (Приложение 7 «Примерная наполняемость групп»):
1 год обучения – до 15 человек,
2 год обучения – до 12 человек,
Срок реализации программы - 1 год
Режим занятий: один академический час в неделю.
Программа рассчитана на 34 часа в год.
Ведущей формой организации обучения является групповая.
Ожидаемые результаты:
Элективный курс «Географический мир» предусматривает углубленное изучение курса географии, а также подготовку учащихся в области географии для успешного прохождения государственной итоговой аттестации. Это позволит им приобрести специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное развитие и адаптацию к нашим социально – экономическим условиям.
Предполагаемые результаты:
Углубить и расширить знания по физической и экономической географии через создание презентаций для классов среднего звена по темам: «План и карта» - 6 класс, «Введение», «Картографический метод в географии», «Россия на карте мира» - 8 класс, «Узнай страну» - 7 класс, «Население России» - 8 класс, «Работа по климатограммам»- для 6,7, 8 классов.
Повышение учебной мотивации обучающихся.
Участие в научно – практических конференциях по географии и географическому краеведению.
Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интерес к окружающему миру через проведения обобщающих уроков в виде игр:«Электроэнергетика» -9 класс, «Своя игра» по теме «Природа, население, хозяйство России» -9 класс
К концу первого года обучения
обучающийся должен знать:
Изучив теоретический материал курса, учащиеся должны знать:
картографические элементы, факты;
номенклатуру;
основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно – следственные связи, взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия человека и природы;
особенности природы и хозяйственной деятельности человека.
обучающийся должен уметь:
Изучив практический материал курса, учащиеся должны уметь:
определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности;
определять различия в поясном времени различных территорий;
анализировать статистический материал;
воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных связей;
читать карты различного содержания;
показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений;
описывать географическое положение;
определять тип объекта согласно классификации;
сравнивать свойства географических объектов;
определять и объяснять особенности территории на основе использования различных источников географической информации.
Методы, формы обучения: групповые и индивидуальные формы работы, игры, тренировочное тестирование, выполнение проектных заданий
Программой предусмотрена подготовка и участие в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях.
Способами определения результативности реализации данной программы являются:
разнообразные формы и виды контроля: тестовые задания разного уровня сложности, семинарские занятия, работа с таблицами, индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности, контурные карты.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
проведение двух итоговых тренировочных вариантов в 9 классах, в журнале отмечается зачет или незачет, итоговых тренировочных работ. Также учащиеся, посещающие данный курс, создают презентации географического турнира для 5 – 9 классов.
Тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Источники географических знаний (4 часа). | 4 | 2 | 2 |
2. | Природа Земли и человек (5 часов). | 5 | 1 | 4 |
3. | Материки, океаны, народы и страны (5 часов) | 5 | 3 | 2 |
4. | Природопользование и геоэкология (3 часа). | 3 | 2 | 1 |
5. | География России (15 часов) | 15 | 10 | 5 |
6. | Итоговое занятие (2 часа) | 2 | ||
Итого | 34 | 20 | 14 |
Содержание обучения
- Источники географических знаний (4 часа)
Географические модели, глобус, географическая карта, план местности. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
Выдающиеся географические открытия и исследования
Практическая работа 1. определение на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек
Практическая работа 2. Определение географических координат и местоположения географических объектов
2) Природа Земли и человек (5 часов).
Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли.
Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана.
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, ее взаимосвязи с другими биосферами. Почвенный покров.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные
Практическая работа 3. Понимание географических следствий движений Земли
Практическая работа 4. Выделение (узнавание) существенных признаков географических
объектов и явлений в геосферах
3) Материки, океаны, народы и страны (5 часов)
Современный облик планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле.
Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы
Материки и страны. Основные черты природы северных и южных материков: Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы
Практическая работа 5. Понимание географических особенностей природы материков и океанов, народов Земли
4) Природопользование и геоэкология (3 часа).
Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.
Практическая работа 6. Выявление природных и антропогенных причин возникновения
геоэкологических проблем и меры по сохранению природы и защите людей от стихийных
природных и техногенных явлений.
5)География России(16 /15 часов).
Особенности географического положения. Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России
Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность
Население России. Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.
Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России
Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорта
Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
Россия в современном мире
Практическая работа 7. Определение специфики географического положения России
Практическая работа 8. Выявление особенностей природы России
Практическая работа 9. Определение особенностей размещения населения России, демографических особенностей.
Практическая работа 10. Определение особенностей основных отраслей хозяйства
России, природно-хозяйственных зон и районов
6) Итоговое занятие. Выполнение и защита проектных заданий (3 часа)
Методическое обеспечение программы
1. Основные методы и формы организации учебно-воспитательного процесса
Групповые и индивидуальные формы работы, игры, тренировочное тестирование, выполнение проектных заданий
2. Дидактический материал представлен
- атласы 6-9 класс
-тематические настенные карты
-контурные карты 6-9 класс
-тестовые задания
3. Материально-техническое оснащение занятий
Кабинет для обучения
Доска интерактивная
ТСО: компьютер, проектор, экран; диски с видеофильмами
Письменные принадлежности, канцелярские товары: тетради, простые карандаши, линейки, цветные карандаш
В кабинете есть литература: справочная; научно-популярная; учебники; научно-методические пособия; образцы практических и самостоятельных работ учащихся; подборки олимпиадных заданий и т.д.
В кабинете географии средства обучения систематизированы: по видам (карты, схемы, таблицы и т.п.); по классам (5-9 классы).
В кабинете находятся раздаточные материалы: для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы; для проверки знаний, умений (карточки-задания); для подготовки опережающих заданий;
Список литературы
А. Для педагога
Учебно - методические пособия для учителя:
- Барабанов В. В. и др. География: Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. –М.: Издательство «Экзамен», 2005. (Серия «ГИА 2010.Поурочное планирование»)
- Барабанов В. В. География. ГИА: Методическое пособие для подготовки. - М.: Издательство «Экзамен», 2007. (Серия «ГИА.Контрольные измерительные материалы»)
- Барабанов В. В. География. Типовые тестовые задания/ В. В. Барабанов, Э. М., Амбарцумова и др. – М. :Издательство «Экзамен», 2007.
- Географическое положение России. 9 класс: элективный курс/авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 72 с.
- География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 143 с.
- Герасимова Т. П. , Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии: 6 класс-М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
- Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.): Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1998.- 144 с.
Б. Для учащихся
Учебные пособия для учащихся:
- Баринова И.И. География России. 8-9 кл.: метод.пособие/И.И. Баринова, В.П. Дронов. -3-е издание. – М.:Дрофа, 2011. -191 с.
- География России. В 2 кн. Кн.2:Хозяйство и географические районы.9 кл.:учебн.для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Ложбанидзе; под. ред. В.П. Дронова.-8-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2010
- Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/В.А. Низовцев, Н.А. Марченко.-М.:Айрис-пресс, 2010. -304 с.
- Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии.6-11 классы/Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко.-М.:Эксмо, 2009.-592 с.
- Контрольно-измерительные материалы. География:9класс/Сост. Е.А. Жижина.-М.:ВАКО, 2012. -112 с.
- Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. –СПб.:ООО «Виктория плюс», 2012. -96 с.
- ЭртельА.Б.География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. 9-11 классы:учебно-методическое пособие/А.Б. Эртель.- Ростов н/Д:Легион, 2011- 383 с
Электронные пособия
Ресурсы интернет
Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
14. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
15. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru
16. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru
17. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/
18. Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»
Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...