Организация дискуссии на урока истории и обществознания
материал
материалы мастер-класса по теме "Организация дискуссии на уроках истории и обществознания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diskussiya_na_urokah_istorii_i_obshchestvoznaniya.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
«ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСКУССИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
(материал подготовлен Кот И.Л., учителем МБОУ «Лицей современных технологий управления №2» г. Пензы)
Проблема реформы образования в России уже не одно десятилетие является предметом активных споров и общественных дискуссий. Давайте познакомимся с одной из точек зрения на эту проблему.
Просмотр видео «Историк Е. Спицын о ситуации в образовании»
( https://ok.ru/video/1009773973981) (4 минуты)
Вопрос: сформулируйте главную мысль, высказанную героем видео.
(реформа образования направлена на уничтожение физико-математической и гуманитарной школы в России)
Утверждение неоднозначное. Давайте его обсудим:
Вы поделены на две команды: красные и зеленые. Команда зеленых формулирует аргументы в поддержку высказанной точки зрения, команда красных – в опровержение. На представление своей позиции у каждой команды 1,5 минуты. После каждого выступления команды могут задать друг другу по 2 вопроса. Ответы на вопрос не более минуты. Эксперты (синий цвет на столе) следят за временем и определяют команду, которая была более убедительной.
Какие правила необходимо обсуждать во время обсуждения?
Вывод ведущего.
Выступление команд, экспертов.
Теперь давайте проанализируем нашу работу.
1. Определите тип дискуссии, в которой вы принимали участие (слайд 3)
2. Определите вид дискуссии (слайд 4) и доп материал
3. Каковы основные этапы дискуссии (слайд 5)
- Ведение в дискуссию: формулирование проблемы и цели дискуссии, создание мотивации к обсуждению, установление регламента, выработка правил дискуссии, выяснение однозначности понимания темы дискуссии
- Обсуждение проблемы: обмен мнениями.
Какова роль ведущего на этом этапе?
- следить за соблюдением регламента;
- обеспечить каждому возможность высказаться, поддерживать и стимулировать работу наименее активных участников с помощью вопросов (“А как вы считаете?”, “Вы удовлетворены таким объяснением?”, “Вы согласны с данной точкой зрения?”, “Нам очень бы хотелось услышать ваше мнение” и т.д.);
- не допускать отклонений от темы дискуссии;
- предупреждать переход дискуссии в спор ради спора;
- следить за тем, чтобы дискуссия не переходила на уровень межличностного противостояния и конфликта;
- стимулировать активность участников в случае спада дискуссии.
Как вовлечь в обсуждение максимальное число участников? (слайд 6)
- Уточняющие вопросы побуждают четче оформлять и аргументировать мысли (“Что вы имеете в виду, когда говорите, что…?”, “Как вы докажете, что это верно?”);
- Парафраз – повторение ведущим высказывания, чтобы стимулировать переосмысление и уточнение сказанного (“Вы говорите, что…?”, “Я так вас понял?”);
- Демонстрация непонимания – побуждение учащихся повторить, уточнить суждение (“Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Уточните, пожалуйста”);
- “Сомнение” – позволяет отсеивать слабые и непродуманные высказывания (“Так ли это?”, “Вы уверены в том, что говорите?”);
- “Альтернатива” – ведущий предлагает другую точку зрения, акцентирует внимание на противоположном подходе;
- “Доведение до абсурда” – ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы;
- “Задевающее утверждение” - ведущий высказывает суждение, заведомо зная, что оно вызовет резкую реакцию и несогласие участников, стремление опровергнуть данное суждение и изложить свою точку зрения;
- “Нет-стратегия” - ведущий отрицает высказывания участников, не обосновывая свое отрицание (“Этого не может быть”).
- Подведение итогов: выработка учащимися согласованного мнения и принятие группового решения; обозначение ведущим аспектов позиционного противостояния и точек соприкосновения в ситуации, когда дискуссия не привела к полному согласованию позиций участников. Настрой обучающихся на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения; совместная оценка эффективности дискуссии в решении обсуждаемой проблемы и в достижении педагогических целей, позитивного вклада каждого в общую работу
- Рефлексия: На этом этапе может быть задан вопрос: «Изменилось ли ваше мнение по данной проблеме? Чему вас научило занятие? Для получения обратной связи целесообразно применять устные или письменные самоотчеты участников дискуссии. Возможны две формы самоотчетов: 1) произвольная и 2) ориентированная на следующие вопросы: что я чувствовал во время дискуссии; чего я хотел; что или кто мешал; что нового я узнал для себя; увлекла ли меня дискуссия; если я почувствовал увлеченность, то почему, если оставила равнодушным, то чем я это объясняю; как смогу использовать приобретенный в дискуссии опыт (положительный и отрицательный) в своей дальнейшей работе и повседневной жизни?
4. В чем заключается подготовка педагога и учащихся к проведению и участию в дискуссии?
5. Чего нужно избегать и стараться не допускать во время обсуждения?
- Монополия руководителя занятия, который знает правильный ответ, а другие должны его отгадать
- Безоговорочная вера участников в своего руководителя. В этом случае истина ставится в зависимость от авторитета
- Издержки стимулирования: руководитель, похвалив одного участника, невольно огорчает другого
- Увлечение обсуждением абстрактных проблем, отклонение от заданной темы
- Нередко некоторые участники дискуссии (2–3 человека) “забивают” других, не давая сказать им ни слова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современное состояние русского языка Организация дискуссии
Созданный сборник позволит учащимся старших классов всесторонне осмыслить проблему современного состояния русского языка. Сборник включает в себя не только теоретические работы по анализу ...
Методическая разработка "Организация тестового контроля на уроках обществознания"
В работе описываются преимущества и недостатки тестирования как одной из форм контроля. Акцентируется внимание на опыте использования тестирования по технологии MyTest в условиях суворовского училища....
Организация подготовки к ОГЭ по обществознанию в рамках урока
Представлена модель подготовки к ОГЭ в рамках урока и примерные типы заданий....
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСКУССИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
В данной статье обобщен и предоставлен опыт работы на уроках литературы с использованием дискуссии. Это эффективный метод обучения, очень сложное и многогранное явление, требующее не только своей теор...
Групповая форма организации дискуссии на уроках литературы
Принципы групповой дискусси на уроках лмтературы, этапы дискуссии, достоинства и недлстатки данной формы работы....
Рабочий лист как форма организации образовательного процесса на уроке обществознания.
Приницпы составления и образцы рабочих листов по обществознанию....