Организация дискуссии на урока истории и обществознания
материал

материалы мастер-класса по теме "Организация дискуссии на уроках истории и обществознания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diskussiya_na_urokah_istorii_i_obshchestvoznaniya.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

 «ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСКУССИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

(материал подготовлен Кот И.Л., учителем МБОУ «Лицей современных технологий управления №2» г. Пензы)

Проблема реформы образования в России уже не одно десятилетие является предметом активных споров и  общественных дискуссий. Давайте познакомимся с одной из точек зрения на эту проблему.

Просмотр видео «Историк Е. Спицын о ситуации в образовании»

( https://ok.ru/video/1009773973981) (4 минуты)

Вопрос: сформулируйте главную мысль, высказанную героем видео.

(реформа образования направлена на уничтожение физико-математической и гуманитарной школы в России)

Утверждение неоднозначное. Давайте его обсудим:

Вы поделены на две команды: красные и зеленые. Команда зеленых  формулирует аргументы в поддержку высказанной точки зрения, команда красных – в опровержение.  На  представление  своей позиции у каждой команды 1,5 минуты.  После каждого выступления команды могут задать друг другу по 2 вопроса.  Ответы на вопрос не более минуты.  Эксперты (синий цвет на столе) следят за временем и определяют команду, которая была более убедительной.  

Какие правила необходимо обсуждать во время обсуждения?

Вывод ведущего.

Выступление команд, экспертов.

Теперь давайте проанализируем нашу работу.

1. Определите тип дискуссии, в которой вы принимали участие (слайд 3)

2. Определите вид дискуссии (слайд 4) и доп материал

3. Каковы основные этапы дискуссии (слайд 5)

- Ведение в дискуссию: формулирование проблемы и цели дискуссии, создание мотивации к обсуждению, установление регламента, выработка правил дискуссии, выяснение однозначности понимания темы дискуссии

- Обсуждение проблемы: обмен мнениями.

 Какова роль ведущего на этом этапе?

- следить за соблюдением регламента;
- обеспечить каждому возможность высказаться, поддерживать и стимулировать работу наименее активных участников с помощью вопросов (“А как вы считаете?”, “Вы удовлетворены таким объяснением?”, “Вы согласны с данной точкой зрения?”, “Нам очень бы хотелось услышать ваше мнение” и т.д.);
- не допускать отклонений от темы дискуссии;
- предупреждать переход дискуссии в спор ради спора;
- следить за тем, чтобы дискуссия не переходила на уровень межличностного противостояния и конфликта;
- стимулировать активность участников в случае спада дискуссии.

Как вовлечь в обсуждение максимальное число участников? (слайд 6)

- Уточняющие вопросы побуждают четче оформлять и аргументировать мысли (“Что вы имеете в виду, когда говорите, что…?”, “Как вы докажете, что это верно?”);

- Парафраз – повторение ведущим высказывания, чтобы стимулировать переосмысление и уточнение сказанного (“Вы говорите, что…?”, “Я так вас понял?”);

- Демонстрация непонимания – побуждение учащихся повторить, уточнить суждение (“Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Уточните, пожалуйста”);

- “Сомнение” – позволяет отсеивать слабые и непродуманные высказывания (“Так ли это?”, “Вы уверены в том, что говорите?”);

- “Альтернатива” – ведущий предлагает другую точку зрения, акцентирует внимание на противоположном подходе;

- “Доведение до абсурда” – ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы;

- “Задевающее утверждение” - ведущий высказывает суждение, заведомо зная, что оно вызовет резкую реакцию и несогласие участников, стремление опровергнуть данное суждение и изложить свою точку зрения;

- “Нет-стратегия” - ведущий отрицает высказывания участников, не обосновывая свое отрицание (“Этого не может быть”).

- Подведение итогов: выработка учащимися согласованного мнения и принятие группового решения; обозначение ведущим аспектов позиционного противостояния и точек соприкосновения в ситуации, когда дискуссия не привела к полному согласованию позиций участников. Настрой обучающихся на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения; совместная оценка эффективности дискуссии в решении обсуждаемой проблемы и в достижении педагогических целей, позитивного вклада каждого в общую работу

- Рефлексия: На этом этапе может быть задан вопрос: «Изменилось ли ваше мнение по данной проблеме? Чему вас научило занятие? Для получения обратной связи целесообразно применять устные или письменные самоотчеты участников дискуссии. Возможны две формы самоотчетов: 1) произвольная и 2) ориентированная на следующие вопросы: что я чувствовал во время дискуссии; чего я хотел; что или кто мешал; что нового я узнал для себя; увлекла ли меня дискуссия; если я почувствовал увлеченность, то почему, если оставила равнодушным, то чем я это объясняю; как смогу использовать приобретенный в дискуссии опыт (положительный и отрицательный) в своей дальнейшей работе и повседневной жизни?

4. В чем заключается подготовка педагога и учащихся к проведению и участию в дискуссии?

5. Чего нужно избегать и стараться не допускать во время обсуждения?

  • Монополия руководителя занятия, который знает правильный ответ, а другие должны его отгадать
  • Безоговорочная вера участников в своего руководителя. В этом случае истина ставится в зависимость от авторитета
  • Издержки стимулирования: руководитель, похвалив одного участника, невольно огорчает другого
  • Увлечение обсуждением абстрактных проблем, отклонение от заданной темы
  • Нередко некоторые участники дискуссии (2–3 человека) “забивают” других, не давая сказать им ни слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современное состояние русского языка Организация дискуссии

Созданный  сборник позволит учащимся старших классов  всесторонне осмыслить проблему современного состояния русского языка. Сборник включает в себя не только теоретические работы по анализу ...

Методическая разработка "Организация тестового контроля на уроках обществознания"

В работе описываются преимущества и недостатки тестирования как одной из форм контроля. Акцентируется внимание на опыте использования тестирования по технологии MyTest в условиях суворовского училища....

Организация подготовки к ОГЭ по обществознанию в рамках урока

Представлена модель подготовки к ОГЭ в рамках урока и примерные типы заданий....

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСКУССИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

В данной статье обобщен и предоставлен опыт работы на уроках литературы с использованием дискуссии. Это эффективный метод обучения, очень сложное и многогранное явление, требующее не только своей теор...

Групповая форма организации дискуссии на уроках литературы

Принципы групповой дискусси на уроках лмтературы, этапы дискуссии, достоинства и недлстатки данной формы работы....

Рабочий лист как форма организации образовательного процесса на уроке обществознания.

Приницпы составления и образцы рабочих листов по обществознанию....