ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСКУССИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
статья по литературе

Дымбрылова Намсалма Шойдоновна

В данной статье обобщен и предоставлен опыт работы на уроках литературы с использованием дискуссии. Это эффективный метод обучения, очень сложное и многогранное явление, требующее не только своей теории и методики, но и психологического обоснования. Жизнь и  практика подсказывают наиболее эффективные пути ведения уроков, в том числе использование дискуссии на уроках литературы - одной из инновационных форм учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsii_diskussii_na_urokah_literatury.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСКУССИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

В данной статье обобщен и предоставлен опыт работы на уроках литературы с использованием дискуссии. Это эффективный метод обучения, очень сложное и многогранное явление, требующее не только своей теории и методики, но и психологического обоснования. Жизнь и  практика подсказывают наиболее эффективные пути ведения уроков, в том числе использование дискуссии на уроках литературы - одной из инновационных форм учебного процесса.

На современном этапе школьной жизни в условиях существования разных программ по русскому языку и литературе акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, сотрудничать в разнообразных группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.

В концепции модернизации современного образования провозглашается компетентностный подход, который предполагает развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации, высокого уровня правовой культуры, готовности к сотрудничеству, умения вести диалог. Наиболее эффективно реализовать компетентностный подход на практике позволяет групповая форма работы.

Уроки литературы воспитывают у учеников потребность в чтении, учат понимать художественное слово, прививают интерес к литературе, приобщают к духовным исканиям выдающихся писателей и на этой основе формируют понимание законов жизни, эстетические вкусы, высокую общую и читательскую культуру.

В процессе дискуссии формируются такие педагогические цели, как:
—логическое и критическое мышление школьников;
—навык организации своих мыслей;
—навыки устной речи;
—навыки риторики;
—уверенность в себе;
—способность работать в команде;
—способность концентрироваться на сути проблемы;
—манеры при публичном выступлении.

Но для дискуссии характерны и «плюсы», и «минусы»:

- ученик вовлекается в активную познавательную деятельность;

-  в процессе взаимодействия происходит взаимообогащение школьников;

- учащиеся учатся разделять лидерство в группе и принимать на себя ответственность;

-обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных  умозаключений.

но:

- ход дискуссии трудно прогнозировать;

- некоторые ученики трудно вовлекаются в дискуссию;

- несколько учеников могут завладеть дискуссией, а остальные в этом случае будут молчать.

Интерес психологов к дискуссии начался в 30-х годах XX века в связи с исследованиями крупнейшего швейцарского психолога Ж. Пиаже. Исследования показали, что благодаря механизму дискуссии учащийся учится вставать на позиции другого, принимать и понимать другие точки зрения. Дальнейшие исследования показали, что дискуссия дает эмоциональный толчок к дальнейшей поисковой деятельности участников и воздействует на них более убедительно, чем лекция или сообщение учителя. Было бы ошибкой отказываться от оправдавших себя, традиционно сложившихся основных методов урока и отрицать огромное воспитательное воздействие мастерски прочитанной лекции, умело проведенной беседы. Вместе с тем практика преподавания показала, что знания, приобретенные учащимися ценой собственных усилий, усваиваются намного основательнее, чем то, что дается им в готовом виде.

Дискуссия, а наряду с ней полемика и спор стали характерными чертами современного образа жизни. Важно определиться в понятиях, чтобы не возникало путаницы в их применении.

В «Словаре современного русского языка» сказано, что спор - это словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту; борьба мнений (обычно в печати) по различным вопросам науки, литературы, политики т.д.- полемика.

Общим для всех значений слова «спор» является наличие разногласий, отсутствие единого мнения, противоборство. В русском языке имеются другие определения для обозначения данного явления: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения.

Например, дискуссией (в переводе с латинского - исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.

Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

Выделяется несколько этапов дискуссии.

Этап 1-ый, введение в дискуссию: 

  • Формулирование проблемы и целей дискуссии;
  • Создание мотивации к обсуждению – определение значимости проблемы, указание на нерешенность и противоречивость вопроса и т.д.
  • Установление регламента дискуссии и ее основных этапов;
  • Совместная выработка правил дискуссии;
  • Выяснение однозначности понимания темы дискуссии, используемых в ней терминов, понятий.

Этап 2-й, обсуждение проблемы:

  • Обмен участниками мнениями по каждому вопросу. Цель этапа – собрать максимум мнений, идей, предложений, соотнося их друг с другом;

Этап 3-й, подведение итогов обсуждения: 

  • Выработка согласованного мнения и принятие группового решения;
  • Обозначение ведущим аспектов позиционного противостояния и точек соприкосновения в ситуации, когда дискуссия не привела к полному согласованию позиций участников. Настрой обучающихся на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения;
  • Совместная оценка эффективности дискуссии в решении обсуждаемой проблемы и в достижении педагогических целей, позитивного вклада каждого в общую работу.

Проведение дискуссии связано с определенными трудностями. Прежде всего, необходимо, чтобы участники ясно представляли себе предмет, общие рамки дискуссии и порядок ее проведения. Организуя дискуссию, учитель должен обратить внимание на то, чтобы создать благоприятную, психологически комфортную обстановку.

Основным этапом в дискуссии после постановки проблемы является организация обмена мнениями. Учитель заранее должен обдумать и предложить форму проведения дискуссии. Существуют несколько форм организации данного урока. В проведении любой из дискуссий используются различные методики:
          А) методика
«Вопрос-ответ». Данная методика — это разновидность простого собеседования; отличие состоит в том, что применяется определённая форма постановки вопросов для собеседования с участниками дискуссии-диалога. Стратегия ведения диалога заключается в переходе от желания собеседника говорить с вами к пониманию его интересов, состояний, отношений; от понимания собеседника к принятию, а в случае необходимости — к его убеждению.
           Б) методика
«Обсуждение вполголоса»; она предполагает проведение закрытой дискуссии в микрогруппах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой мнение своей микрогруппы доказывает ее лидер, и оно обсуждается всеми учениками;
           В) методика
«Клиники». Каждый из участников разрабатывает свой вариант решения проблемы, предварительно дав в открытое обсуждение свой «диагноз» представленной проблемы, проблемной ситуации, затем это решение оценивается как руководителем, так и специально выделенной для этой цели группой экспертов по балльной шкале либо по заранее принятой системе «приятно — неприятно».
            Г) методика
«Лабиринта» (т.е. метод последовательного обсуждения); это шаговая процедура, в которой каждый последующий шаг делается другими участниками. Обсуждению здесь подлежат все решения, даже неверные (тупиковые).
           Д) методика
«Эстафета». Каждый заканчивающий выступление участник может передать слово тому, кому считает нужным.
           Е) методика
«Свободно плавающая дискуссия». Сущность данного вида дискуссии состоит в том, что группа к результату не приходит, но активность продолжается, уже во внутреннем плане. В основе такой процедуры групповой работы лежит «эффект Б.В. Зейгарник», характеризующийся высоким качеством запоминания незавершённых действий, поэтому участники продолжают «домысливать» наедине идеи, которые оказались незавершёнными.

Организуя дискуссию, учитель ориентирует учащихся на внимательное, непредвзятое отношение к мнениям, фактам, а это значит, что такое отношение должно быть свойственно ему самому. То есть тонкости освоения современных активных форм и методов обучения определяются не только самими способами работы, но и связанными с ними ожиданиями по отношению к учителю, из которых выделяются наиболее значимые:

- умение быстро ориентироваться в изменениях учебного процесса, т.е. быть гибким;

- терпеливое выслушивание ученика, т.е. искренний интерес к нему;

- умение выражать свое мнение, не подавляя при этом окружающих, т.е. широта;

-спокойное восприятие возможных ошибок, поддерживание любой инициативы ученика, т.е. терпимость;

- умение деликатно направлять к поиску результатов, т.е. конструктивность;

- положительное отношение к личности, т.е. доброжелательность.

 Групповая форма организации работы на уроках литературы позволяет активно включать учащихся в атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие литературы. Ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, ибо в микроколлективе каждый ощущает свою личностную значимость, веру в свои творческие силы.

Причем по сравнению с традиционной системой обучения дискуссия:

  • отрабатывает аналитическое чтение;
  • актуализирует не репродуктивную, а активную, продуктивную мыслеречевую деятельность;
  • совершенствует 4 вида деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо;
  • способствует выработке мировоззренческих ориентиров учащихся, их гражданской позиции;
  •  развивает общекультурную и предметную компетентность;
  • формирует актуальные в рыночной действительности коммуникативные качества.

Навыки и умения, которые формирует дискуссия:

  1. Организационные навыки;
  2. Исследовательские навыки;
  3. Развитие критического мышления;
  4. Навыки слушания и ведения записи.

В процессе дискуссии задействованы различные умения:

- умение критически мыслить;

- умение отделить важную информацию от неважной;

- умение определить и вычленить проблему;  

- умение оценить причины и возможные последствия;

- умение делать выводы и заключения;

- умение определить факты и мнения;

- умение эффективно решать проблемы;

- умение оценивать доказательства;

- умение оценить собственный мыслительный процесс;

- умение работать в команде.

Но и этот метод работы имеет свои «+» и «-».

Я провела анкетирование учащихся старших классов. В результате можно сделать вывод о том, что такая форма работы ребятам интересна, полезна и увлекательна.

Какие схемы размещения можно использовать для работы в группах? На уроках литературы я использую такую схему размещения, как работа в группах. Деление на группы провожу разными способами:

- мальчики \ девочки;

- четные \ нечетные номера;

- «слепой» выбор и др.

Групповые формы работы позволяют наиболее эффективно реализовать компетентностный подход на практике.
         Групповая форма организации работы на уроках литературы позволяет активно включать учащихся в атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие литературы. Такой вид деятельности в школе является подготовкой для будущей работы в команде, с которой неизбежно придется столкнуться в жизни.

Таким образом, на уроках литературы, проведенных в форме дискуссии, школьники учатся взаимодействовать с самыми разными оппонентами, активно отстаивать собственную точку зрения, осваивать новые виды деятельности, в результате чего повышается мотивация учащихся к обучению и повышается качество знаний.

 

Список литературы

1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С-П., 1997.

2. Мухина С.А. Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в системе обучения. Ростов-на-Дону, 2004 г.

3. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - М., 2001.

4.Резчикова Е.А. Дискуссия как метод личностно-ориентированного обучения. //Преподавание в школе, 2006, № 8. 

5. С. Дьячкова, В. Луховицкий. Активные методы преподавания на уроках литературы. Москва, Педагогический университет « Первое сентября», 2012.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, 1998г.

7. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. Учитель-2000, №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые педагогические технологии: организация и содержание учебной дискуссии на уроках литературы как предмета эстетического цикла.

В статье рассматривается вопрос формирования дискуссионной культуры на уроках литературы. Раскрыто понятие "дискуссия", дана характеристика  приемов организации обмена мнениями: крыглый стол...

Новые педагогические технологии: организация и содержание учебной дискуссии на уроках литературы как предмета эстетического цикла.

В статье рассматривается вопрос формирования дискуссионной культуры на уроках литературы. Раскрыто понятие "дискуссия", дана характеристика  приемов организации обмена мнениями: крыглый стол...

Методические рекомендации для проведения регламентированной дискуссии на уроках литературы в старших классах

Как и для большинства преподавателей литературы, работающих в старших классах, передо мной многие годы стояла проблема организации итоговых уроков. Как сделать так, чтобы дать возможность каждом...

Технология организации учебных дискуссий на уроках литературы.

Данный доклад был представлен на общероссийской дистанционной конференции " Современные технологии обучения как средство повышения качества образования"на интернет - портале pedakademy.ruВ нём предста...

Организация учебной дискуссии на уроке литературы

Данная методическая разработка  "Организация учебной дискуссии на уроке литературы" знакомит читателя с методикой проведения учебной дискуссии на уроке литературы.Методическая разработка может бы...

Групповая форма организации дискуссии на уроках литературы

Принципы групповой дискусси на уроках лмтературы, этапы дискуссии, достоинства и недлстатки данной формы работы....

Организация дискуссии на урока истории и обществознания

материалы мастер-класса по теме "Организация дискуссии на уроках истории и обществознания"...