Организация групповой работы на уроках обществознания в условиях реализации ФГОС
статья по обществознанию
Предварительный просмотр:
ТЕМА:
«Организация групповой работы на уроках обществознания в условиях реализации ФГОС»
Выполнил: учитель истории и обществознания
Мадмаров Р.А.
Альметьевск, 2019 год.
Пояснительная записка.
1.Данная работа является разработкой по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС, отражает организацию учебно-воспитательного процесса в условиях осуществления деятельностного подхода в рамках образовательного учреждения.
2. Целью настоящей работы является: показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность её использования на уроках истории и обществознания на основе собственного опыта и имеющихся методических материалов.
3. Актуальность темы обусловлена приобщения учащихся к работе в группах, что позволяет использовать дифференцированное обучение с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения, побуждает их к рефлексивной деятельности.
Общеобразовательная школа при переходе на ФГОС должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. В историческом образовании акцент делается на формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущностных общественных явлений, развитие умений искать, анализировать, сопоставлять, оценивать историческую информацию.
Среди конкретных недостатков существующей системы исторического образования отмечается, кроме всего прочего, «недостаточное внимание к формированию у школьников умений самостоятельного освоения и применения знаний в реальной жизненной ситуации». В школе по-прежнему приоритетным является усвоение знаний. В свою очередь мировая образовательная практика в развитых демократических странах ориентирована на освоении, востребованного информационной эпохой, компетентностного подхода, предполагающего в первую очередь, приобретение учащимися опыта работы с разными видами источников информации, критического и творческого отношения к знаниям.
При переходе российского общества к информационному обществу современного типа актуальными для нашей страны становятся такие закономерности как индивидуализация, дифференциации. Поэтому одним из конкретных аспектов качества образования в условиях глобального общества является его ориентации на гибкость, самостоятельность, инициативность выпускников школ (способность воспринимать и генерировать новые подходы).
В своей преподавательской деятельности я отметил затруднение в организации учебного процесса с учетом разного уровня развития и возможностей освоения учащихся.
Групповая форма работы показала свою эффективность на любом уроке: изучение нового материала, повторительно-обобщающий урок, лабораторное занятие, практикум, семинар и другие. Она особенно привлекательна при решении каких – либо прикладных вопросов или при углублении частного вопроса.
Безусловные трудности возникают при разделении класса на группы. Не оправдывают себя, например, попытки создания постоянных групп, подобранных по уровню интеллектуального развития т. к. он изменяется, а ярлык «неспособного ученика» или « умника» ничего, кроме вреда не приносит и, как показывает опыт, такое деление будет формальным, т.к. эффективность групповой работы как раз и кроется во взаимодействии разных по способностям учащихся.
Процессы мышления и учения индивидуальны. Но сами условия работы в сочетании с методами обучения могут либо способствовать развитию данного ученика, либо его тормозить. Поэтому необходимо суметь найти оптимальные условия для развития каждого ученика.
Для решения этих задач и предназначена настоящая работа.
Характеристика групповой деятельности, её признаки и организационные принципы.
Для эффективной организации групповой работы на уроках первоначально необходимо изучить детей. Если работа начинает проводиться с 5 класса, то необходима консультация учителя начальных классов, который с ними работал, а так же консультация психолога, изучавшего детей (если он имеется в школе). Мы составляем анкеты, тесты-опросники, которые помогают определить доминирующий тип мышления учащихся, чтобы, например, определить кто из них генератор идей, кто аналитик. При формировании состава групп учитывается половой признак (девочки, мальчики в соотношении 50/50 или однополые группы); уровень развития учащихся, а так же их желание (симпатии).
Формирование рефлексивных умений происходит в следующей последовательности: оценка – взаимооценка – самооценка.
Первый этап – овладение умением оценивать чужую деятельность в соответствии с эталоном.
Второй этап – овладение умением оценивать свою деятельность в соответствии с эталоном.
Третий этап – овладение умениями оценки своего взаимодействия с другими в разных формах деятельности (работа в парах, работа в группах) через распределение функций, их усложнение.
Для работы в группах характерными признаками являются:
- Положительная взаимозависимость участников (цель осознается как единая, требующая объединения усилий всех членов группы).
- Личная отчетность каждого о проделанной работе в группе (организация деятельности предполагает разделение труда, установление отношения ответственности за свою часть работы).
- Одновременное взаимодействие учащихся (при подготовке группового задания и выступления группы на уроке).
- Равноправное участие каждого в работе группы.
- Отчетность групп (контроль деятельности частично осуществляется самими учащимися).
- Рефлексивная деятельность в группах (коллективный анализ и самоанализ).
Организация групповой (коллективной) деятельности.
Можно выделить технологическую цепочку разработки формы групповой деятельности учащихся:
- Определить цели и задачи урока:
- какие знания учащиеся должны усвоить;
- какими умениями (интеллектуальными, практическими) они должны овладеть;
- какими компетенциями должны овладеть;
- какие качества будут проявлять;
- какие чувства будут выражать;
- как будет осуществляться рефлексивная деятельность учащихся, на какие важные моменты их общения и совместной деятельности следует обратить внимание при анализе и оценке, самоанализе и самооценке.
- Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов работы учащихся.
- Определить задания для групп учащихся в соответствии с целями урока.
- Продумать методы создания групп.
- Выбрать помощников (руководителей групп).
- Определить этапы работы групп.
- Продумать методы вовлечения учащихся в анализ и оценку, самоанализ и самооценку деятельности и её результатов.
- Продумать, каким будет результат работы каждой группы (теоретическая часть, творческие задания, практическая часть и т.д.).
- Продумать систему оценки группы и каждого члена группы.
- Подготовить специальные карточки для стимулирования индивидуальной работы каждого ученика, а также с целью развития аналитических умений по следующему образцу:
Карточка оценки, самооценки и взаимооценки учащегося
Групповая работа на уроке может быть успешной при условии поэтапной подготовки к ней учащихся.
Первый этап включает в себя организацию индивидуальной работы учащихся, например, с учебным текстом, историческими источниками, иллюстрациями, индивидуальными заданиями, дополнительной литературой.
Второй этап – работа в парах постоянного состава (может рассматриваться и как начальный этап групповой работы). Работа в парах выбирается также при малом опыте учащихся в коллективной деятельности. Можно использовать эту форму при изучении, например, нового материала, который носит теоретический характер и может быть разделен на варианты.
Третий этап – собственно групповая работа – начинается с первоначального формирования групп. Причем здесь можно использовать несколько вариантов, например: группы могут создаваться по желанию учащихся или самим учителем, могут формироваться как постоянные объединения, так и временные, только на один урок (одну тему).
Исходя из практики организации групповой работы и собственного опыта, учителю рациональнее организовывать рабочие группы самому с учетом успеваемости и индивидуальных особенностей каждого ученика с тем, чтобы в группе были учащиеся с разными учебными возможностями.
Технология организации коллективной деятельности в группах на уроке.
- Учитель рассаживает учащихся по группам за заранее подготовленные для групп столы. (от 2х – до 7 уч.-ся).
- Учитель дает четкий инструктаж учащимся, связанный с темой урока, её целями и планируемым результатом.
- С началом работы учащихся в группах учитель обходит группы, уточняя с каждой задания и инструкции, проверяет, понятно ли задание учащимися. По ходу занятия, ведет наблюдение за работой каждой группы и работой отдельных учащихся.
- Необходимо выдерживать график работы групп.
- Выступление групп и их отчет о проделанной работе.
- Проводится анализ работы в каждой группе самими учащимися:
- Что удалось сделать?
- Почему?
- Что не удалось сделать?
- Почему?
- Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?
Заполняют карточку взаимооценки и самооценки.
- Работа учителя с лидерами групп (индивидуальная оценка каждого ученика в группе).
- Результаты работы групп анализируются учителем, который оценивает деятельность всего класса, анализирует характер взаимодействия учащихся , отмечает успехи и просчеты урока.
Коллективная деятельность может быть организована не только на уроке, это могут быть творческие задания, рассчитанные на длительный период – неделю, месяц, четверть.
С овладением учащимися умениями коллективной деятельности работа в группах может усложняться. Можно лишь ставить проблему, а источники, материалы, практические задания и т.п. учащиеся будут искать сами.
Конечно, не на каждом уроке, возможно, использовать приемы, формы, методы групповой работы. В основном на уроках изучения нового материала имеющего довольно большой теоретический объем, уроках повторения и обобщения.
Изучая в 5 классе на уроках тему "Древний Восток", были подготовлены уроки с использованием групповой работы учащихся. Были созданы 5 групп, каждая из них получила предварительно задание, в соответствии со своей темой:
1 группа – Древний Египет
2 группа – Междуречье
3 группа – Финикия
4 группа – Индия
5 группа - Китай
Определение темы и основных заданий для группы происходит заранее. Каждая группа получает инструктаж учителя и консультации, выбирает руководителя, распределяет внутри группы задания. Все материалы оформляются в специальную папку.
Задания делятся условно на теорию (теоретический лекционный материал, например: характеристика своеобразия древних цивилизаций Востока), и практику (подготовленные самими учащимися вопросы по теме, проверочные тесты, кроссворды)
Творческие задания, например: рассказ от имени представителя цивилизации Древнего Востока о наилучшем их достижении (костюм, стиль выступления, оформление класса и т.д.), игры, которые помогают запомнить и закрепить новый материал (например, историческое лото).
На уроке выступает экспертная группа по теме своего задания (например, 1 группа), а остальные группы учащихся слушают их выступление и оформляют таблицу по теоретическому материалу (дополнительному), который рассказывает выступающая группа (эксперты темы).
Затем в группах идет обсуждение услышанного материала и проверка записей в тетрадях.
Группа экспертов раздает подготовленные задания (вопросы, тесты, кроссворды), объясняет остальным группам как их выполнять.
Задания распределяются внутри групп, а эксперты, работая с каждой группой, проверяют, консультируют, оценивают их работу.
Каждая группа подводит итоги по теме урока, тезисно их записывает, а затем выступает.
Так формулируется общий вывод, итог урока.
Алгоритм оценивания работы в группе :
1.Какова была цель урока?
2.Удалось ли достичь цели?
3.Правильно выполнили или с ошибками?
4.Группе самостоятельно удалось получить результат или с помощью других?
5.Кто организовал работу в группе?
6.Кто предложил основную идею решения?
7.Были ли спорные мнения?
8.Кому удалось отстоять свое мнение?
9.Это было сделано корректно?
10.Кто не проявил себя в группе? С чем это связано?
Так формулируется общий вывод, итог урока
В конце урока учащиеся высказывают свое мнение, анализируя "плюсы" и "минусы" своей работы, оценивая подготовку и выступление экспертной группы.
Если позволяет время демонстрируют творческие задания.
В конце урока слово предоставляется учителю, который подводит итоги и оценивает работу не только экспертной группы, но и каждого на уроке.
В ходе урока руководители групп заполняют "рабочий лист", где отмечается личное участие каждого члена группы в работе на уроке.
Анкетирование учащихся показало, что такие уроки им интересны, надолго запоминаются, учат не только находить материал, готовить его, но и взаимодействовать, совместно решать поставленные задачи, работать в команде единомышленников.
Все это позволяет сделать целый ряд важных выводов о значимости и результативности использования групповой формы деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.
Что положительного дает групповая форма работы учащихся?
Во-первых, на таких занятиях возникает атмосфера соревновательности, что повышает заинтересованность учащихся в результатах своей работы.
Во-вторых, коллективная деятельность стимулирует сначала развитие умений анализа и оценки, взаимоанализа и взаимооценки, а затем – самоанализа и самооценки.
В-третьих, меняется роль учителя, который не дает готовых истин, а организует деятельность учащихся так, что ученики самостоятельно находят решение поставленных проблем.
В-четвертых, в групповой работе используется исследовательский или поисковый метод, который развивает творческий подход учащихся и использованию уже полученных знаний.
В-пятых, использовать групповую форму работы можно достаточно широко и с разными вариантами на уроках обобщения и повторения, изучения нового материала, на семинарах, конференциях, диспутах, при проведении ролевых учебных игр.
В-шестых, в условиях групповой работы возникает благоприятный эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащихся в собственных силах, удовлетворяется потребность в общении, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес.
Эта форма деятельности учащихся опирается на их самостоятельную работу, которую в методике обучения истории и обществознания рассматривают и как форму организации обучения, и как вид учебной деятельности учащихся.
Таким образом, рационально организованная групповая (коллективная) деятельность учащихся не только позволяет решать познавательные задачи, способствует повышению эффективности обучения истории и обществознания, но помогает становлению личности, сплочению и развитию коллектива.
Учащиеся обязательно должны быть вовлечены в процесс анализа своих умений, сотрудничества друг с другом, быть готовыми помогать и принимать помощь.
Это очень важно для социализации личности, развития ключевых и базовых компетенций, формирования гуманистического мировоззрения.
Что отрицательного в групповой работе:
- Групповой работе сначала надо научить.
- Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий.
- При непродуманной комплектации групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
- В классе всегда найдутся дети желающие работать в одиночестве, им надо создавать условия для этого, а это дополнительные сложности для учителя.
Заключение
В результате использования групповых форм работы создается возможность усиления и вовлеченности учащихся в учебный процесс, создания условий для интеллектуального роста учащихся.
Использование групповых форм работы на уроках при современном подходе к процессу образования показывает свою эффективность. Они позволяют развивать ключевые компетентности, необходимые выпускникам школ, помогают улучшить межличностные отношения в классе. Имеют широкие возможности использование в условиях классно-урочной системы. Такая работа эффективна как в условиях городских, так и сельских школ.
Список использованной литературы
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М, 2000.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М, 2000.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. М, 1991. И.Б. М, 1991.
- Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. /Под ред. Первина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
В данной статье автор излагает основные формы и методы деятельности на уроках истории и обществознания над формированием у обучающихся УУД, основываясь на свой опыт работы....
Приемы организации групповой работы на уроках английского языка в рамках ФГОС
Использование интерактивных методов и приемов насовременном уроке английского языка.Сущностные характеристики интерактивного обучения. Описание возможности использования некоторых инновационных интера...
Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реализации ФГОС СПО
Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реальзации ФГОС СПО...
Традиционные и нетрадиционные формы работы на уроках математики в условиях реализации ФГОС
Описан опыт рвботы на уроках математики в условиях реализации ФГОС...
Презентация на тему "Организация внеурочной деятельности по истории и обществознанию в условиях реализации ФГОС ООО"
Если традиционная классно-урочная система со своим набором знаний и умений наполняет содержание образования, то внеурочная деятельность, при правильной ее организации в ходе изучения «компетентн...
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.
В условиях введения новых ФГОС использование технологии групповой работы на уроке становится необходимостью, так как групповая работа позволяет создать благоприятные условия для формирован...
Статья «Самостоятельная работа на уроках географии в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Самостоятельная работа является приоритетным направлением в развитии современного образования....