Групповая форма организации дискуссии на уроках литературы
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Надежда Михайловна Паринова

Принципы групповой дискусси на уроках лмтературы, этапы дискуссии, достоинства и недлстатки данной формы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Групповая форма организации дискуссии на уроках литературы

   Главными признаками групповой дискуссии учащихся на уроке являются:

- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидеров группы или учителя;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

   Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы непостоянный. Он меняется в зависимости от характера и содержания предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.

   Руководители групп и сам их состав могут быть разными при изучении разных литературных произведений и подбираются они по принципу объединения школьников разного уровня обученности, внеурочной информированности, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.

   Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами.

   Групповая форма дискуссии наиболее применима и целесообразна при беседе по первичному восприятию произведения литературы, в процессе школьного анализа произведения, на интегрированных уроках, при выполнении творческих работ.

   Исключительно эффективна групповая форма организации работы учащихся при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы, входящих в рамки учебных программ, за рамками урока. В этих условиях, как и в условиях урока, степень эффективности зависит, конечно, от самой организации работы внутри группы. Такая организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников. Правильно организованная групповая дискуссия представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, полной поддержке учителя, его оперативной помощи.

   Групповая дискуссия учащихся на уроках складывается из следующих элементов:

  1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.
  2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
  3. Работа по выполнению учебного задания.
  4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
  5. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.
  6. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.

   Успех групповой дискуссии зависит прежде всего от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель должен выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять уверенность им в свои успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам.

   Достоинства групповой дискуссии на уроке очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма организации учебной работы идеальна. Ее нельзя универсализировать и противопоставлять другим формам.

   Групповая форма дискуссии несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности в комплектовании групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и выработать единую точку зрения. В результате, слабые ученики с трудом могут отстоять свою позицию, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, интересных оппонентах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые педагогические технологии: организация и содержание учебной дискуссии на уроках литературы как предмета эстетического цикла.

В статье рассматривается вопрос формирования дискуссионной культуры на уроках литературы. Раскрыто понятие "дискуссия", дана характеристика  приемов организации обмена мнениями: крыглый стол...

Новые педагогические технологии: организация и содержание учебной дискуссии на уроках литературы как предмета эстетического цикла.

В статье рассматривается вопрос формирования дискуссионной культуры на уроках литературы. Раскрыто понятие "дискуссия", дана характеристика  приемов организации обмена мнениями: крыглый стол...

Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму организации ученической деятельности

В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен  план групповой ...

Применение групповых форм организации учебной деятельности школьников на уроках истории

Групповые формы обучения. 5 уровней коллективной учебно-познавательной деятельности.Групповые технологии как коллективная деятельность....

Технология организации учебных дискуссий на уроках литературы.

Данный доклад был представлен на общероссийской дистанционной конференции " Современные технологии обучения как средство повышения качества образования"на интернет - портале pedakademy.ruВ нём предста...

Организация учебной дискуссии на уроке литературы

Данная методическая разработка  "Организация учебной дискуссии на уроке литературы" знакомит читателя с методикой проведения учебной дискуссии на уроке литературы.Методическая разработка может бы...

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСКУССИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

В данной статье обобщен и предоставлен опыт работы на уроках литературы с использованием дискуссии. Это эффективный метод обучения, очень сложное и многогранное явление, требующее не только своей теор...