Рабочая программа внеурочной деятельности "Стратегии и приёмы смыслового чтения"
методическая разработка (5 класс)
Стратегии смыслового чтения и работы с текстом универсальны. Их можно использовать на любом уроке урочной и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strategii_smyslovogo_chteniya_.docx | 29.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
«Утверждаю»
Приказ №______от 2019 г.
Директор МОУ СОШ №
_______________ .
«Обсуждено» на заседании ШМО учителей филологического цикла Руководитель ШМО __________/_ ./ ФИО протокол № 1 от « » августа 2019 г. | «Согласовано» заместитель директора по ВВР ________/ ./ ФИО « » августа 2019г. | «Согласовано» решение педагогического совета протокол № от « » 2019 года |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Стратегии смыслового чтения и работы с текстом»
5 класс
на 2019-2020 учебный год
(1 час в неделю)
Составила:
учитель высшей категории
Караховская Наталья Николаевна
2019 год
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Стратегии смыслового чтения и работы с текстом».
Требования к результатам освоения курса «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» в 5 классе определяются ключевыми задачами общего образования и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению, важное значение придается навыкам работы с информацией.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Обучающийся научится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
- определять назначение разных видов текстов;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- различать темы и подтемы специального текста;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- выполнять смысловое свѐртывание выделенных фактов и мыслей;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определѐнной позиции;
- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и еѐ осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- интерпретировать текст:
- сравнивать и противопоставлять заключѐнную в тексте информацию разного характера;
- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
- делать выводы из сформулированных посылок;
- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
- откликаться на содержание текста:
- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
- находить доводы в защиту своей точки зрения;
- откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте)
Обучающийся получит возможность научиться:
критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения Основной образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.
Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:
∙ в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
∙ в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
∙ в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
∙ в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
В целом насчитывается около ста стратегий чтения и, согласно статистике, около 30-40 применяется в школе. Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности.
Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков:
∙ различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;
∙ распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и ее составляющие;
∙ собственное понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.
Стратегиальный чтец, приступая к чтению, выстраивает план, направления своей деятельности, отвечает сам себе на 4 необходимых вопроса:
- какова цель моего чтения?
- какой текст я собираюсь читать?
- как я буду читать?
- как я буду проверять, контролировать, оценивать качество своего чтения?
Овладение стратегиями происходит преимущественно в группах или парах, что позволяет выработать у учеников не только речевую, но и коммуникативную компетентность.
Содержание курса
Овладение обучающимися стратегиями и приемами смыслового чтения.
Курс рассчитан на 1 час в неделю. Всего за год-34 часа.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Дата по факту |
1 | Вводное занятие. Что такое «Стратегия смыслового чтения». | 1 | ||
2 | Входящая диагностика | 1 | ||
3 | Я листатель или читатель? Опросный лист «Какой я читатель?» | 1 | ||
4 | Отличие традиционного чтения от стратегиального. | 1 | ||
5 | Стратегия «Тонкие и толстые вопросы» | 1 | ||
6 | Стратегия постановки вопросов РИСК | |||
7 | Стратегия «Пирамида фактов» | 1 | ||
8 | «Стратегия «Вопросы Цицерона» или «Алгоритм Цицерона». | |||
9 | Прием «Чтение про себя с пометками». Работа со схемой. | 1 | ||
10 | Стратегия «Дерево вопросов» и стратегия «Море вопросов». | |||
11 | Прием «Чтение про себя с пометками». Продолжение. | 1 | ||
12 | Стратегия «G-S-R» Аннотация- краткий пересказ-пересказ. | |||
13 | Ассоциативная схема. Стратегия глоссарий» | 1 | ||
14 | Стратегия «Информационная карточка». | 1 | ||
15 | Стратегия «Кластер». | 1 | ||
16 | Стратегия «Дом с колоннами». | |||
17 | Стратегия «Инсерт». | 1 | ||
18 | Стратегия «Ромашка Блума». | 1 | ||
19 | Стратегия «Резюме и перифраз» | 1 | ||
20 | Стратегия «Чтение в кружок». | 1 | ||
21 | Стратегия «Трансформация» | 1 | ||
22 | Прием ЗХУ. Стратегия «Синквейн». | 1 | ||
23 | Стратегия «Концептуальная таблица». | 1 | ||
24 | Скорочтение. | 1 | ||
25 | «Стратегия «Пирамида-отзыв» | 1 | ||
26 | «Стратегия «Три подсказки». | 1 | ||
27 | Прием «Дерево предсказаний». Прием «Корзина идей». | 1 | ||
28 | Стратегия «Чтение с остановками». | 1 | ||
29 | Прием «Перепутанные логические цепочки» | 1 | ||
30 | Стратегия «Пинг-понг» | 1 | ||
31 | Прием «Ключевые слова» | 1 | ||
32 | Прием «Пазлы» | 1 | ||
33 | Подведение итогов. | 1 | ||
34 | Контрольная диагностика | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление, 5 класс, 2017-2018
Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)...
Программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление, 6 класс, 2017-2018
Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)...
Методические рекомендации по обучению приёмам смыслового чтения на занятиях внеурочной деятельности " Час чтения"в 7 классе (по рассказу В.А. Костюнина "Рукавичка")
Цель занятия -развитие интереса к чтению литературы, обучение навыкам анализа художественного текста;- воспитание в детях доброго отношения к людям.Воспитательные цели: воспитание доброты, человечност...
Рабочая программа по элективному курсу "Основы смыслового чтения"
Рабочая программа поможет учителю выбрать направление работы, правильно сделать акценты при подготовке к урокам, подобрать дидактический материал...
2021-2022: Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление для 7 класса
Назначение программы: Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, инте...
Рабочая программа факультатива по русскому языку "Смысловое чтение и работа с текстом"
Рабочая программа факультативного курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом» направлена на воспитание грамотного компетентного читателя, человека с высоким уровнем языковой ...
Рабочая программа 10-11 класс"Основы смыслового чтения"
Рабочая программа 10-11 класс"Основы смыслового чтения"...