Рабочая программа 10-11 класс"Основы смыслового чтения"
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Рабочая программа 10-11 класс"Основы смыслового чтения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_smyslovogo_chteniya_10-11_klass.docx | 28.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2065»
ГБОУ Школа № 2065 Россия, 108811, г.Москва, г.Московский, 3-й микрорайон, дом 8. ИНН 5003096290; КПП 775101001; ОГРН 1115003007790 | тел. / факс: 8 (495)410-38-95; email: 2065@edu.mos.ru; web: www.sch2065tn.mskobr.ru |
«Рассмотрено» Руководитель МО ____________/ ______________/ Протокол МО №____ от « » 202 г. | «Согласовано» Педагогическим советом Протокол №____ от «____»________202 г. | «Утверждено» Директор ____________/ Н.С. Файдюк/ Приказ №____ от «____»______202 г |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Основы смыслового чтения
и работы с текстом»
для 10 -11 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа «Основы смыслового чтения и работы с текстом» детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами спецкурса в соответствии с ФГОС.
Данный курс ориентирован на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника.
Рабочая программа основного общего образования по курсу «Смысловое чтение» реализуется в части Учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений: 10 классе – 34 часа (1час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Основная цель программы: создание условий для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности.
Задачами данного курса являются:
1. Поддерживать интерес к чтению, формировать духовно-нравственное развитие личности и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее развитие школьника, глубокое понимание научных и художественных текстов различного уровня сложности.
3. Обеспечивать осмысление текстовой информации, учить приобретать и систематизировать научные знания.
4. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
В процессе учебной деятельности для проверки
достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля: устный опрос, письменный опрос, различные виды пересказа, различные виды чтения, практические работы по содержанию изучаемого материала, тестовые задания, творческие задания (сочинения, изложения), комплексный анализ текста, а также формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные
Выпускник научится:
•осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
•использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
Метапредметные
- Регулятивные
Выпускник научится:
• элементарным навыкам работы с книгой;
• умениям ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
• элементарным навыкам чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных.
Выпускник получит возможность научиться:
• определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
• предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
• осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
- Познавательные
Выпускник научится:
• самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
• применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
• осуществлять смысловое чтение;
• устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
• определять главную тему, общую цель или назначение текста;
• предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;
• находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
• находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
• выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
• понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
• выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• выражать общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;
• объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
• сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
• интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;
• задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
• прогнозировать содержание текста;
• находить скрытую информацию в тексте.
- Коммуникативные
Выпускник научится:
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
• определять цели, распределять функции и роли участников;
• взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
• слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
• разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Предметные
Выпускник научится:
• использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;
• определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;
- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;
• делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;
- составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;
• приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
- подбирать аргументы, формулировать выводы;
Выпускник получит возможность научиться:
• преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
• откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;
• оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
• использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;
• оценивать не только содержание текста, но и его форму.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫ С ТЕКСТОМ».
10 КЛАСС
1. Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, план текста. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.
2. Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
3. Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к информации.
11 КЛАСС
1. Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр эссе. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.
2. Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).
Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Создание эссе на заданную тему.
3. Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный опыт. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС 34 ЧАСА
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
1 | Текст: преобразование и интерпретация | 9 | Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения. Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому. |
2 | Текст: поиск информации | 13 | Самостоятельно организовывать поиск информации, критическое отношение к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. Сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте; устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте. Интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом; объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д. |
3 | Текст: оценка информации | 12 | Сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения. |
34 |
11 КЛАСС 34 ЧАСА
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
1 | Текст: преобразование и интерпретация | 20 | Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения. Откликаться на форму текста, оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения. |
2 | Текст: поиск информации | 4 | Связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников. Оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию. |
3 | Текст: оценка информации | 10 | В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию. Использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). Критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации. |
34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС (34 часа в год, 1 час в неделю)
Дата | Номер урока | Тема урока | Формы контроля |
Текст: преобразование и интерпретация | |||
1. | Создание и интерпретация текста | ||
2. | Заголовок текста | ||
3. | Составление примерного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт. | ||
4. | Составление примерного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт: Анализ текста | Сочинение-рассуждение по тексту | |
5. | Анализ разных источников информации | ||
6. | Анализ разных источников информации: Интерпретация и анализ текста | ||
7. | Анализ разных источников информации: Интерпретация и анализ текста | Сочинение-рассуждение по тексту | |
8. | Анализ разных источников информации: Интерпретация и анализ текста | ||
9. | Анализ разных источников информации: Интерпретация и анализ текста | ||
Текст: поиск информации и понимание прочитанного | |||
10. | Поиск информации | ||
11. | Поиск информации: Интерпретация и анализ текста | Анализ текста | |
12. | Формулировка тезисов, выражающих общий смысл текста. | ||
13. | Формулировка тезисов, выражающих общий смысл текста: Анализ текста | ||
14. | Поиск внетекстовых компонентов | ||
15. | Поиск внетекстовых компонентов: Анализ текста | ||
16. | Составление внетекстовых компонентов (таблица, график, схема и т.д.) | ||
17. | Составление внетекстовых компонентов (таблица, график, схема и т.д.): Интерпретация и анализ текста | Анализ текста | |
18. | Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов. | ||
Формулировка аргументов, подтверждающих точку зрения. | |||
19. | Формулировка аргументов, подтверждающих точку зрения: Интерпретация и анализ текста | Сочинение-рассуждение по тексту | |
20. | Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления. | ||
21. | Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления: Интерпретация и анализ текста | ||
Текст: оценка информации | |||
22. | Сравнение и противопоставление заключенной в тексте информации разного характера. | ||
23. | Сравнение и противопоставление заключенной в тексте информации разного характера: Интерпретация и анализ текста | Сочинение-рассуждение по тексту | |
24. | Нахождение в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов. | ||
25. | Нахождение в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов Анализ текста. | Сочинение-рассуждение по тексту | |
26. | Формулировка выводов из предъявленных посылок. | ||
27. | Формулировка выводов из предъявленных посылок. Анализ текста | ||
28. | Формулировка заключения о намерении автора или главной мысли текста. | ||
29. | Формулировка заключения о намерении автора или главной мысли текста: Анализ текста | Сочинение-рассуждение по тексту | |
30. | Имплицитная информация (скрытая, присутствующая неявно). Ее выявление. | ||
31. | Анализ подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). | ||
32. | Анализ подтекста (использованных языковых средств и структуры текста): Анализ текста | Анализ текста | |
33. | Оформление и представление собственного текста | ||
34. | Оформление и представление собственного текста: Интерпретация и анализ текста |
11 КЛАСС (34 часа в год, 1 час в неделю)
Дата | Номер урока | Тема урока | Формы контроля |
Текст: преобразование и интерпретация | |||
1. | Отзыв на содержание текста | ||
2. | Отзыв на содержание текста: Анализ текста | Сочинение-отзыв | |
3. | Отзыв на содержание текста: Анализ текста | ||
4. | Отзыв на содержание текста. Аннотация | ||
5. | Отзыв на содержание текста. Аннотация. Анализ текста | ||
6. | Отзыв на содержание текста. Рецензия | Сочинение-аннотация | |
7. | Отзыв на содержание текста. Рецензия. Анализ текста | ||
8. | Отзыв на содержание текста: Анализ текста | ||
9. | Отзыв на содержание текста: Анализ текста | Рецензия | |
10. | Аргументация своей точки зрения. | ||
11. | Аргументация своей точки зрения. Анализ текста | ||
12. | Аргументация своей точки зрения. Анализ текста | Сочинение-рассуждение по тексту | |
13. | Диспут. Защита точки зрения | ||
14. | Диспут. Защита точки зрения | ||
15. | Единство формы и содержания (анализ формы текста). | Сочинение-рассуждение по тексту | |
16. | Единство формы и содержания: Анализ текста | ||
17. | Единство формы и содержания: Анализ текста | ||
18. | Сочинение, эссе | ||
19. | Сочинение, эссе. Интерпретация и анализ текста | ||
20. | Сочинение, эссе. Интерпретация и анализ текста | Эссе | |
Текст: поиск информации и понимание прочитанного | |||
21. | Точки зрения. Как найти верную? | ||
22. | Точки зрения. Как найти верную? Анализ текста | ||
23. | Способы проверки противоречивой информации | ||
24. | Достоверная информация | Сочинение-рассуждение по тексту | |
Текст: оценка информации | |||
25. | Оценочные суждения и своя точка зрения. | ||
26. | Оценочные суждения и своя точка зрения. Анализ текста | ||
27. | Оценочные суждения и своя точка зрения. Анализ текста | Сочинение-рассуждение по тексту | |
28. | Критическое отношение к рекламной информации. | ||
29. | Критическое отношение к рекламной информации | ||
30. | Преобразование и интерпретация информации Анализ текста | Сочинение-рассуждение по тексту | |
31. | Преобразование и интерпретация информации. Анализ текста | ||
32. | Преобразование и интерпретация информации Анализ текста | Сочинение-рассуждение по тексту | |
33. | Преобразование и интерпретация информации. Анализ текста | ||
34. | Резерв |
Материально-техническое обеспечение.
Учебные кабинеты оснащены необходимым оборудованием, дидактическими и техническими средствами, учебно-методическими материалами, соответствующими требованиям для реализации данной программы.
Официальный телеграм-канал проекта «Осмысленное чтение» https://web.telegram.org/z/#-1725963402
Примеры текстов и заданий
https://shkolamoskva.ru/wp-content/uploads/2022/03/10-11-klassy_shest-shlyap-myshleniya.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Основы смыслового чтения и работы с текстом» для 5 класса
Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и д...
Курс по русскому языку в 6 классе "Основы смыслового чтения"
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и...
Рабочая программа учебного курса "Основы смыслового чтения и работа с текстом" (5 - 9 классы)
Программа курса "Основы смыслового чтения и работа с текстом" для 5-9 классов. Цель рабочей программы - воспитание грамотного компетентного читателя, иимеющего стойкую привычку к познанию ми...
Рабочая программа по элективному курсу "Основы смыслового чтения"
Рабочая программа поможет учителю выбрать направление работы, правильно сделать акценты при подготовке к урокам, подобрать дидактический материал...
2021-2022: Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление для 7 класса
Назначение программы: Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, инте...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) для обучающихся 5-9 классов.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность обра...
Рабочая программа факультатива по русскому языку "Смысловое чтение и работа с текстом"
Рабочая программа факультативного курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом» направлена на воспитание грамотного компетентного читателя, человека с высоким уровнем языковой ...