Рабочая программа 10-11 класс"Основы смыслового чтения"
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Рабочая программа 10-11 класс"Основы смыслового чтения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_smyslovogo_chteniya_10-11_klass.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2065»

ГБОУ Школа № 2065

Россия, 108811, г.Москва, г.Московский, 3-й микрорайон, дом 8.

ИНН 5003096290;    КПП 775101001;     ОГРН 1115003007790

тел. / факс: 8 (495)410-38-95;

email: 2065@edu.mos.ru;

web: www.sch2065tn.mskobr.ru

«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________/ ______________/

Протокол МО

     №____ от

«        »                 202  г.

«Согласовано»

Педагогическим советом

Протокол

№____ от «____»________202  г.

«Утверждено»

Директор

          ____________/ Н.С. Файдюк/

Приказ

№____ от «____»______202  г

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Основы смыслового чтения

и работы с текстом»

для 10 -11 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

        Программа «Основы смыслового чтения и работы с текстом» детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами спецкурса в соответствии с ФГОС.

Данный курс ориентирован на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника.

Рабочая программа основного общего образования по курсу «Смысловое чтение» реализуется в части Учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений: 10 классе – 34  часа (1час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).        

Основная цель программы: создание  условий  для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное,  овладение  обучающимися  способами  коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности.

 Задачами данного курса являются:

1. Поддерживать интерес к чтению, формировать духовно-нравственное развитие личности  и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее  развитие школьника, глубокое понимание  научных и художественных текстов различного уровня сложности.

3. Обеспечивать  осмысление текстовой информации, учить приобретать и систематизировать научные знания.

4. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

В процессе  учебной  деятельности  для  проверки

достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля: устный опрос, письменный опрос, различные виды пересказа, различные виды чтения, практические работы по содержанию изучаемого материала, тестовые задания, творческие задания (сочинения, изложения), комплексный анализ текста, а также формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные

Выпускник научится:

     •осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;

    •использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.

 

Метапредметные

  • Регулятивные         

Выпускник научится:

• элементарным навыкам работы с книгой;

• умениям ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);

• элементарным навыкам чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных.

Выпускник получит возможность научиться:

• определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

• предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

• осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

  • Познавательные 

Выпускник научится:

• самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

• применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

• осуществлять смысловое чтение;

• устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

• определять главную тему, общую цель или назначение текста;

• предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;

• находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);

• находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;

• выделять термины, обозначающие основные понятия текста.

• понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;

• выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• выражать общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;

• объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;

• сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);

• интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;

• задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

• прогнозировать содержание текста;

• находить скрытую информацию в тексте.

  • Коммуникативные

Выпускник научится:

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

• определять цели, распределять функции и роли участников;

• взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

• слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

• разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

• координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Предметные  

 Выпускник научится:               

• использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;

• определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;

  • выбирать из текста или придумывать заголовок,  соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
  • структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;

• делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;

  • составлять  разные  виды  планов;  объяснять  порядок  частей/микротем,  содержащихся в тексте;

• приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;

  • подбирать  аргументы, формулировать выводы;

Выпускник получит возможность научиться:

• преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).

• откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;

• оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;

• использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;

• оценивать не только содержание текста, но и его форму.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА  «ОСНОВЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫ С ТЕКСТОМ».

10 КЛАСС

1. Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

Восприятие  на  слух  и понимание  различных  видов  сообщений.  Типология  текстов. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, план текста. Разные  способы  представления  информации:  словесно,  в виде  символа,  таблицы,  схемы,  знака, диаграммы. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

2. Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

Подробный  и сжатый  пересказ  (устный  и письменный).  Приемы  сжатия  текста. Формулирование  тезисов  и выводов,  основанных  на  содержании  текста.  Аргументы, подтверждающие  вывод.  Соотнесение  фактов  с общей  идеей  текста,  установление  связей,  не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем  речи.  Композиция  текста  типа  рассуждения.  Выбор  типа  и стиля  речи  собственного монологического  высказывания  с учетом  поставленной  задачи.  Формулирование  тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение  содержания  прослушанного  текста). Создание  письменного  текста  в соответствии  с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

3. Раздел «Работа с текстом: оценка информации»

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного  мнения о прочитанном, его аргументация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение  позиции  автора  текста  с собственной  точкой  зрения.  Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками  выявление  достоверной  (противоречивой)  информации. Нахождение  способов  проверки  противоречивой информации. Критическое отношение к информации.

11 КЛАСС

1. Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение.  Рассуждение-доказательство.  Функционально-стилевая  дифференциация тестов  (разговорный  стиль,  художественный  стиль,  официально-деловой  стиль,  научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр эссе. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

2. Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

Подробный  и сжатый  пересказ  (письменный).  Приемы  сжатия  текста. Формулирование тезисов  и выводов,  основанных  на  содержании  текста.  Аргументы,  подтверждающие  вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании  исходного  текста (художественного,  публицистического  стиля)  монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом  поставленной  задачи.  Формулирование  тезисов,  аргументов,  выводов  с опорой  на прочитанный текст. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы  и конспекты  на  основе  прочитанных  текстов  с учётом  цели  их  дальнейшего использования. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение  содержания  прослушанного  текста).

Создание  письменного  текста  в соответствии  с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Создание эссе на заданную тему.

3. Раздел «Работа с текстом: оценка информации»

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный опыт. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение  позиции  автора  текста  с собственной  точкой  зрения.  Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление  достоверной  (противоречивой)  информации. Нахождение  способов  проверки противоречивой информации.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 КЛАСС 34 ЧАСА

Название раздела, темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности

1

Текст: преобразование и интерпретация

9

Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения.

Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому.

2

Текст: поиск информации

13

Самостоятельно организовывать поиск информации, критическое отношение  к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте; устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте.

Интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера;

сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом; объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.

3

Текст: оценка информации

12

Сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения.

34

11 КЛАСС 34 ЧАСА

Название раздела, темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности

1

Текст: преобразование и интерпретация

20

Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения.

Откликаться на форму текста, оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения.

2

Текст: поиск информации

4

Связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников.

Оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения.

В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.

3

Текст: оценка информации

10

В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.

Использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации.

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 КЛАСС (34 часа в год, 1 час в неделю)

Дата

Номер урока

Тема урока

Формы контроля

Текст: преобразование и интерпретация

1.

Создание и интерпретация текста

2.

Заголовок текста

3.

Составление примерного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт.

4.

Составление примерного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт: Анализ текста

Сочинение-рассуждение по тексту

5.

Анализ разных  источников информации

6.

Анализ разных  источников информации: Интерпретация и анализ текста

7.

Анализ разных  источников информации: Интерпретация и анализ текста

Сочинение-рассуждение по тексту

8.

Анализ разных  источников информации: Интерпретация и анализ текста

9.

Анализ разных  источников информации: Интерпретация и анализ текста

Текст: поиск информации и понимание прочитанного

10.

Поиск информации

11.

Поиск информации: Интерпретация и анализ текста

Анализ текста

12.

Формулировка тезисов, выражающих общий смысл текста.

13.

Формулировка тезисов, выражающих общий смысл текста: Анализ текста

14.

Поиск внетекстовых компонентов

15.

Поиск внетекстовых компонентов: Анализ текста

16.

Составление внетекстовых компонентов (таблица, график, схема и т.д.)

17.

Составление внетекстовых компонентов (таблица, график, схема и т.д.): Интерпретация и анализ текста

Анализ текста

18.

Сопоставление основных текстовых и внетекстовых  компонентов.

Формулировка аргументов, подтверждающих точку зрения.

19.

Формулировка аргументов, подтверждающих точку зрения: Интерпретация и анализ текста

Сочинение-рассуждение по тексту

20.

Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления.

21.

Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления: Интерпретация и анализ текста

Текст: оценка информации

22.

Сравнение и противопоставление заключенной  в тексте информации  разного характера.

23.

Сравнение и противопоставление заключенной  в тексте информации  разного характера: Интерпретация и анализ текста

Сочинение-рассуждение по тексту

24.

Нахождение в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов.

25.

Нахождение в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов Анализ текста.

Сочинение-рассуждение по тексту

26.

Формулировка  выводов  из предъявленных посылок.

27.

Формулировка  выводов  из предъявленных посылок. Анализ текста

28.

Формулировка заключения о намерении автора или главной мысли текста.

29.

Формулировка заключения о намерении автора или главной мысли текста: Анализ текста

Сочинение-рассуждение по тексту

30.

Имплицитная информация (скрытая, присутствующая неявно). Ее выявление.

31.

Анализ подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

32.

Анализ подтекста (использованных языковых средств и структуры текста): Анализ текста

Анализ текста

33.

Оформление и представление собственного текста

34.

Оформление и представление собственного текста: Интерпретация и анализ текста

11 КЛАСС (34 часа в год, 1 час в неделю)

Дата

Номер урока

Тема урока

Формы контроля

Текст: преобразование и интерпретация

1.

Отзыв на содержание текста

2.

Отзыв на содержание текста: Анализ текста

Сочинение-отзыв

3.

Отзыв на содержание текста: Анализ текста

4.

Отзыв на содержание текста. Аннотация

5.

Отзыв на содержание текста. Аннотация. Анализ текста

6.

Отзыв на содержание текста. Рецензия

Сочинение-аннотация

7.

Отзыв на содержание текста. Рецензия. Анализ текста

8.

Отзыв на содержание текста: Анализ текста

9.

Отзыв на содержание текста: Анализ текста

Рецензия

10.

Аргументация своей точки зрения.

11.

Аргументация своей точки зрения. Анализ текста

12.

Аргументация своей точки зрения. Анализ текста

Сочинение-рассуждение по тексту

13.

Диспут. Защита точки зрения

14.

Диспут. Защита точки зрения

15.

Единство формы и содержания (анализ формы текста).

Сочинение-рассуждение по тексту

16.

Единство формы и содержания: Анализ текста

17.

Единство формы и содержания: Анализ текста

18.

Сочинение, эссе

19.

Сочинение, эссе. Интерпретация и анализ текста

20.

Сочинение, эссе.  Интерпретация и анализ текста

Эссе

Текст: поиск информации и понимание прочитанного

21.

Точки зрения. Как найти верную?

22.

Точки зрения. Как найти верную? Анализ текста

23.

Способы проверки противоречивой информации

24.

Достоверная  информация

Сочинение-рассуждение по тексту

Текст: оценка информации

25.

Оценочные суждения и своя точка зрения.

26.

Оценочные суждения и своя точка зрения. Анализ текста

27.

Оценочные суждения и своя точка зрения. Анализ текста

Сочинение-рассуждение по тексту

28.

Критическое отношение к рекламной информации.

29.

Критическое отношение к рекламной информации

30.

Преобразование и интерпретация информации Анализ текста

Сочинение-рассуждение по тексту

31.

Преобразование и интерпретация информации. Анализ текста

32.

Преобразование и интерпретация информации Анализ текста

Сочинение-рассуждение по тексту

33.

Преобразование и интерпретация информации. Анализ текста

34.

Резерв

Материально-техническое обеспечение.

 Учебные кабинеты оснащены необходимым оборудованием, дидактическими и техническими средствами, учебно-методическими материалами, соответствующими требованиям для реализации данной программы.

Официальный телеграм-канал проекта «Осмысленное чтение» https://web.telegram.org/z/#-1725963402

Примеры текстов и заданий

https://shkolamoskva.ru/wp-content/uploads/2022/03/10-11-klassy_shest-shlyap-myshleniya.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Основы смыслового чтения и работы с текстом» для 5 класса

Данная программа ориентирована на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и д...

Курс по русскому языку в 6 классе "Основы смыслового чтения"

    Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и...

Рабочая программа учебного курса "Основы смыслового чтения и работа с текстом" (5 - 9 классы)

Программа курса "Основы смыслового чтения и работа с текстом" для 5-9 классов. Цель рабочей программы - воспитание грамотного компетентного читателя, иимеющего стойкую привычку к познанию ми...

Рабочая программа по элективному курсу "Основы смыслового чтения"

Рабочая программа поможет учителю выбрать направление работы, правильно сделать акценты при подготовке к урокам, подобрать дидактический материал...

2021-2022: Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление для 7 класса

Назначение программы: Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, инте...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) для обучающихся 5-9 классов.

Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность обра...

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Смысловое чтение и работа с текстом"

Рабочая программа факультативного курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом» направлена на воспитание грамотного компетентного читателя,  человека с высоким уровнем языковой ...