Рабочая программа элективного учебного курса
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа элективного учебного курса «Основы графической грамотности» для 7 класса составлена на основе: «Тематическое и поурочное планирование по черчению. В.Н. Виноградов. Учебно-методическое пособие к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение. 7-8 классы» (М.; Дрофа).- М.; «Экзамен», 2006.
На изучение курса отводится 35 учебных часов в год, из расчета 1 ч. в неделю.
Изучение элективного учебного курса направлено на достижение следующих целей:
- формирование приѐмов выполнения и чтения установленных стандартом графических документов;
- формирование знаний о графических средствах информации;
- овладение способами отображения и чтения графической информации в различных видах практической деятельности человека;
- осуществление связи с техникой, производством, подготовка учащихся к конструкторско-технологической и творческой деятельности, дизайну, художественному конструированию, овладение элементами прикладной графики и др.
Обучение ведётся по учебнику, включённому в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования:
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных организаций. М.:Дрофа; Астрель, 2017.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 93.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Нижнекаменская средняя общеобразовательная школа- филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Алтайской средней общеобразовательной школы №1
имени П.К.Коршунова Алтайского района Алтайского края
Согласовано: УТВЕРЖДАЮ
Зам. Директора по УВР Директор МБОУ АСОШ № 1
__________О.С. Легкова им. П.К.Коршунова
__________Ф.В. Беляев
«___» _____ 2019 г. Приказ №___ «___» ___2019 г.
Рабочая программа
элективного учебного курса
«Основы графической грамотности»
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
7 (общеобразовательный) класс
2019-2020 учебный год
Количество часов в неделю: 1 (всего – 35ч.).
Составили: учитель технологии Кочтыгова Галина Алексеевна, высшей категории
Составлена в соответствии с методическим пособием по черчению «Черчение. 7-8 классы» авторы А.Д. Ботвинникова и др. 2004г. | Согласовано на заседании школьного методического объединения учителей трудового, физического и эстетического воспитания, протокол №____ от «____» _____2019г. _____________Г.А. Кочтыгова |
с. Алтайское 2019 г.
- Пояснительная записка
Рабочая программа элективного учебного курса «Основы графической грамотности» для 7 класса составлена на основе:
1) федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 (ред. от 31.12.2015);
2) методического пособия: Методическое пособие по черчению: К учебнику А.Д. Ботвинникова и др. «Черчение. 7-8 классы». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;
3) ООП ООО, утверждённой приказом директора школы № 335 от 30.08.2019г. «Об утверждении основных образовательных программ»;
4) учебного плана ОУ (основное общее образование), утверждённого приказом директора школы № 161 от 30.08.2019г. (п.1) «Об утверждении учебного плана, плана ВШК, годового календарного учебного графика»;
5) годового календарного учебного графика ОУ, утверждённого приказом директора школы № 161 от 30.08.2019г. (п.5) «Об утверждении учебного плана, плана ВШК, годового календарного учебного графика»;
6) перечня используемых учебников в образовательном процессе на 2019 – 2020 учебный год, утверждённого приказом директора школы № 84-ОД от 22.05.2019г. «О формировании библиотечного фонда в части укомплектованности учебниками» (в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования).
- Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
Основные личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения:
- развитие познавательных интересов и активности при изучении курса черчения;
- воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами организации труда;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;
- готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной и творческой деятельности, готовности и способности вести диалог и достигать в нём взаимопонимания;
- ;формирование освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Метапредметные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения:
- определение цели своего обучения, постановка и формулировка новых задач в учебе;
- способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; работа индивидуально и в группе: умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Предметные результаты
Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения:
- приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации;
- развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических, динамических и пространственных представлений;
- развитие визуально – пространственного мышления;
- рациональное использование чертежных инструментов;
- освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;
- развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразования формы предметов, изменения их положения и ориентации в пространстве;
- приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования;
- применение графических знаний в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования);
- формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
К концу обучения учащиеся научатся:
правильно организовывать рабочее место; выполнять начертание: линий чертежа; букв, цифр, знаков; рассчитывать параметры шрифта; заполнять основную надпись; определять необходимое и достаточное число видов на чертежах и правильно располагать их на формате.
Выполнять построение: осей во фронтальной диметрической и изометрической проекциях; геометрических фигур и предметов по осям в аксонометрических проекциях; окружности в изометрической проекции; технического рисунка предмета; использовать для пространственной передачи объёма предмета различные виды штриховки; вынесенных и наложенных сечений; выполнять эскизы деталей с разрезами по наглядному изображению и с натуры.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
Представлять расположение в пространстве трёх взаимно перпендикулярных плоскостей проекций и соответствующие им виды; способам построения предметов имеющих круглые поверхности в изометрической проекции; правилам построения технического рисунка; отличать технический рисунок от аксонометрических проекций. Читать чертежи, содержащие сечения и разрезы. Читать строительные чертежи.
- Содержание учебного предмета
Содержание курса
Техника выполнения чертежей и правила их оформления
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения.
Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами.
Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии чертежа: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы Формат, рамка, основная надпись. Сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины, расположение размерных чисел).
Понятие о симметрии. Виды симметрии. Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
Чертежи в системе прямоугольных проекций
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной двух и трех, взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах Понятие о местных видах.
Аксонометрические проекции. Технический рисунок
Получение аксонометрических проекций. Построение аксонометрических проекций. Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции плоских и объёмных фигур. Аксонометрические проекции предметов имеющих круглые поверхности. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида- аксонометрической проекции и рационального способа ее построения
Чтение и выполнение чертежей
Анализ геометрической формы предметов. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела - призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. Чертежи группы геометрических тел. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Порядок построения изображений на чертежах. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предмета. Анализ графического состава изображений.
Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений.
Чертежи разверток поверхностей геометрических тел. Порядок чтения чертежей деталей.
Эскизы
Выполнение эскизов деталей. Повторение сведений о способах проецирования.
Сечения и разрезы
Общие сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое изображение материалов на сечениях. Выполнение сечений предметов.
Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединение части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Сложные разрезы (ступенчатый и ломанный).
Применение разрезов в аксонометрических проекциях. Тонкие стенки и спицы на разрезе. Другие сведения о сечениях и разрезах.
Определение необходимого количества изображений
Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах.
- Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела / темы | Количество часов |
1 | Техника выполнения чертежей и правила их оформления | 2 |
2 | Чертежи в системе прямоугольных проекций | 3 |
3 | Аксонометрические проекции. Технический рисунок | 4 |
4 | Чтение и выполнение чертежей | 14 |
5 | Эскизы | 3 |
6 | Сечения и разрезы | 7 |
7 | Определение необходимого количества изображений | 2 |
Итого: | 35 |
- Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт. | |||
Техника выполнения чертежей и правила их оформления | 2 | |||
1 | Понятие о стандартах Формат, рамка и основная надпись чертежа. Линии чертежа. | 1 | 04.09 | |
2 | Сведения о чертежном шрифте. Основные сведения о нанесении размеров. | 1 | 11.09 | |
Чертежи в системе прямоугольных проекций | 3 | |||
3 | Проецирование центральное, параллельное, прямоугольное на одну плоскость проекций | 1 | 18.09 | |
4 | Проецирование на две и три плоскости проекций | 1 | 25.09 | |
5 | Расположение видов на чертеже. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. | 1 | 02.10 | |
Аксонометрические проекции. Технический рисунок | 4 | |||
6 | Аксонометрические проекции | 1 | 09.10 | |
7 | Построение аксонометрических проекций | 1 | 16.10 | |
8 | Построение аксонометрических проекций предметов имеющих круглые поверхности | 1 | 23.10 | |
9 | Технический рисунок | 1 | 06.11 | |
Чтение и выполнение чертежей | 14 | |||
10 | Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. | 1 | 13.11 | |
11 | Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. | 1 | 20.11 | |
12 | Развертки поверхностей геометрических тел. | 1 | 27.11 | |
13 | Построение геометрических тел | 1 | 04.12 | |
14 | Нанесение размеров на чертежах с учетом геометрической формы предмета | 1 | 11.12 | |
15 | Последовательность построения видов на чертеже детали. | 1 | 18.12 | |
16 | Построение вырезов на геометрических телах. | 1 | 25.12 | |
17 | Построение третьего вида по двум данным. | 1 | 15.01 | |
18 | Построение третьего вида по двум данным. | 1 | 22.01 | |
19 | Геометрические построения: деление отрезка, угла и окружности на равные части. | 1 | 29.01 | |
20 | Геометрические построения: деление отрезка, угла и окружности на равные части. | 1 | 05.02 | |
21 | Геометрические построения, сопряжения | 1 | 12.02 | |
22 | Геометрические построения, сопряжения | 1 | 19.02 | |
23 | Порядок чтения чертежей деталей | 1 | 26.02 | |
Эскизы | 3 | |||
24 | Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы | 1 | 04.03 | |
25 | Чертеж детали с использованием геометрических построений в т.ч. сопряжений | 1 | 11.03 | |
26 | Эскизы деталей с включением элементов конструирования | 1 | 18.03 | |
Сечения и разрезы | 7 | |||
27 | Общие сведения о сечениях и разрезах. Сходства и разница между этими изображениями | 1 | 01.04 | |
28 | Эскизы деталей с выполнением сечений | 1 | 08.04 | |
29 | Понятие о разрезе как изображении. Простые разрезы (фронтальный, горизонтальный, профильный). | 1 | 15.04 | |
30 | Эскиз детали с выполнением необходимых разрезов | 1 | 22.04 | |
31 | Соединение половины вида с половиной разреза. | 1 | 29.04 | |
32 | Особые случаи разрезов (тонкие стенки и спицы на разрезе). | 1 | 06.05 | |
33 | Применение вырезов в аксонометрических проекциях. | 1 | 13.05 | |
Определение необходимого количества изображений | 2 | |||
34 | Выбор количества изображений и главного изображения. | 1 | 20.05 | |
35 | Условности и упрощения на чертежах. | 1 | 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 – 11 классов в МОУ СОШ №16 на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу ОБЖ в МОУ СОШ №16 г. Серпухова составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три...
Рабочая программа элективного учебного курса "Актуальные вопросы математики" для учащихся 10-11 классов
Данный курс «Актуальные вопросы математики» поддерживает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового курса математики. Данная программа курса своим содержанием ...
Рабочая программа по учебному курсу "Английский язык" 5-9 классы к предметной линии УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. на основе рабочей программы Апалькова В.Г.
Рабочая программа по учебному курсу "Английский язык" 5-9 классы к предметной линии УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. на основе рабочей программы Апалькова В.Г., адаптированная для использования в А...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...
Программа элективного учебного курса для 11 класса «Секреты успешного сочинения по литературе"
Современные тенденции по модернизации общего образования направлены на создание индивидуальной образовательной траектории в старших классах. Такие преобразования диктуются в первую...
Рабочая программа элективного учебного курса "Трудные вопросы математики"(База) 11 клас
Предлагаемая программа элективного курса по математике должнапомочь учащимся обобщить...