Программа элективного учебного курса для 11 класса «Секреты успешного сочинения по литературе"
элективный курс (11 класс)
Современные тенденции по модернизации общего образования направлены на создание индивидуальной образовательной траектории в старших классах. Такие преобразования диктуются в первую очередь социальным заказом общества, который ставит перед школой задачу: дать учащемуся полное среднее образование и помочь ему в профессиональном выборе.
Элективный курс «Секреты успешного сочинения по литературе» предназначен для углубления навыков написания сочинения-рассуждения, так как это вид работы является одним из самых сложных для учащихся. Курс базируется на межпредметных связях с литературой, историей, обществознанием.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир.
Цели курса:
- гуманитарное развитие учащихся;
- развитие творческих способностей учащихся;
- овладение учащимися свободной речью (устной и письменной);
- обучение работе над сочинением.
Задачи:
– сформировать у учащихся научно-лингвистическое мировоззрение, развитие языкового эстетического идеала;
– совершенствовать умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
– подготовить учащихся к продуктивной работе над сочинением в жанре эссе и сочинения-рассуждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety_uspeshnogo_sochineniya_po_literature_11_klass_35_ch.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР
________________ Е.Б. Шумик «___» ____________ 20__ г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Хорошковская СШ им. Г.Ф. Цыбенко» ________ Ю.В.Бохан «___» ________ 20__ г. |
Программа
элективного учебного курса
для 11 класса
«Секреты успешного сочинения по литературе »
Составил(а):
учитель русского языка и литературы ,
Евгения Владимировна Евдокимова
2017-18г.
Пояснительная записка к элективному курсу
«Секреты успешного сочинения по литературе»
Современные тенденции по модернизации общего образования направлены на создание индивидуальной образовательной траектории в старших классах. Такие преобразования диктуются в первую очередь социальным заказом общества, который ставит перед школой задачу: дать учащемуся полное среднее образование и помочь ему в профессиональном выборе.
Элективный курс «Секреты успешного сочинения по литературе» предназначен для углубления навыков написания сочинения-рассуждения, так как это вид работы является одним из самых сложных для учащихся. Курс базируется на межпредметных связях с литературой, историей, обществознанием.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир.
Цели курса:
- гуманитарное развитие учащихся;
- развитие творческих способностей учащихся;
- овладение учащимися свободной речью (устной и письменной);
- обучение работе над сочинением.
Задачи:
– сформировать у учащихся научно-лингвистическое мировоззрение, развитие языкового эстетического идеала;
– совершенствовать умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
– подготовить учащихся к продуктивной работе над сочинением в жанре эссе и сочинения-рассуждения
Общая характеристика элективного курса
Основная направленность личности в старшем возрасте — осознание своего места в будущей жизни, своей жизненной перспективы. Навык написания сочинения и эссе необходим каждому человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовал себя. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства устно и письменно. А развитие личности – это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Место элективного курса в учебном плане
«Секреты успешного сочинения по литературе» - элективный курс компонента образовательного учреждения и предназначен для учащихся 11 класса. Курс рассчитан на 34 часа в год. После завершения курса выполняется итоговая работа: создается сборник сочинений-рассуждений учащихся.
Результатом изучения курса должно стать умение писать сочинение –рассуждение и эссе; углубление имеющихся знаний по русскому языку; развитие самостоятельного, активного, творческого мышления у учащихся.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
- основные признаки жанра, особенности тематики и композиции;
- структуру сочинений эссе и сочинения-рассуждения;
- знать приемы редактирования текста.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
• разъяснять основные жанрообразующие признаки эссе и сочинения-рассуждения
• узнавать сочинение-рассуждение, видеть его особенности и уметь отличать от других жанров (на конкретных примерах);
• анализировать творческие образцы произведений эпистолярного жанра и рецензировать их;
• создавать собственные творческие работы в жанре эссе и сочинения-рассуждения
Ожидаемые результаты обучения
В результате обучающийся должен
знать/понимать:
- структуру сочинения-рассуждения на основе исходного текста;
- критерии оценивания ответа на задание части С;
- смысл понятий: проблема текста, позиция автора, аргументация собственного мнения по проблеме, смысловая цельность, речевая связность, языковая норма, этическая норма, фактологическая точность;
- лексические, грамматические и речевые нормы.
уметь:
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему исходного текста;
- комментировать сформулированную проблему;
- отражать позицию автора исходного текста;
- выражать собственное мнение, аргументировать его, опираясь на жизненный или читательский опыт;
- последовательно излагать собственные мысли;
- использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка;
- оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими нормами литературного языка.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Содержание учебного курса
Вводное занятие
Особенность устной и письменной речи. Необходимость прочтения литературного произведения, по которому должно быть написано сочинение. Интерпретации и пределы толкований произведений. Обращение в сочинении к другим литературным произведениям. О работе с учебником и критической литературой. Словари и справочная литература.
Вы пишете сочинение
Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Определение главной мысли работы. Типология тем сочинений. Основные принципы построения текста. Эпиграф. Объем сочинения.
План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом. Деление на абзацы.
Точность цитирования. Оформление цитаты. Передача экспрессивной и образной речи. Цитата – не самоцель, а подтверждение сказанного.
Эссе как вид творческой работы
Знакомство с эссе как литературным произведением. Анализ образцов эссе. Определение признаков жанра на конкретных примерах. Содержательные, структурные особенности эссе, воплощенные в разных литературных жанрах.
Выявление зависимости формы эссе и его языкового воплощения от задачи и адресата автора. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Разница между эссе и стихотворениями в прозе.Эссе – жанр сочинения-рассуждения, являющийся разновидностью очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций автора, где личность автора выступает на первый план: он является одновременно и рассказчиком, и героем. Жанр эссе отличается образностью, афористичностью речевого исполнения. Разновидности жанра: эссе философское и литературно-критическое, причём последнее не претендует на анализ произведения, ограничивается рассуждениями о нём. Законом жанра является предельная открытость автора, его позиция, его мысли
Сравнение текстов, принадлежащих перу одного автора. Творческие возможности различных авторов в рамках одного жанра и одной темы. Жанровые особенности эссе. Ассоциативное мышление. Эссеистические миниатюры, построенные на необычной авторской ассоциации. Комментарии и рецензия.
Сочинение-рассуждение как вид творческой работы
Проблема текста. Виды проблем. Способы выявления проблем. Основная проблема. Формулировка проблемы. Комментирование проблемы как аналитико-синтетическая работа с текстом. Типы комментирования.
Выявление и формулировка авторской позиции. Аргументация собственной позиции и основные виды аргументации. Логические аргументы. Иллюстративные аргументы. Ссылки на авторитет.
Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Проверка и редактирование сочинения. Распределение времени на экзамене.
Анализ стихотворного и прозаического произведения. Анализ отрывка из произведения. Сочинение на проблемную тему. Итоговая работа.
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока | Тема урока(занятия) | Количество часов | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
1 | Введение. Основные требования к сочинению | 1 | |||
2 | Вы пишете сочинение . Тема сочинения, отбор материала при помощи плана, цитирование в сочинении | 1 | |||
3 | Работа над сочинением и его редактирование | 1 | |||
4 | Эссе как вид творческой работы. Из истории жанра. Знакомство с эссе как жанром литературного произведения | 1 | |||
5 | Особенности эссе как жанра | 1 | |||
6 | Разновидности эссе: философское и литературно-критическое. | 1 | |||
7 | Роль автора. Зависимость формы эссе от адресата и задач автора | 1 | |||
8 | Стиль, тип речи эссе | 1 | |||
9-10 | Изобразительно-выразительные средства | 2 | |||
11 | Особенности тематики и композиции сочинения в жанре эссе | 1 | |||
12 | Эссе, объединенные общей темой, разных авторов | 1 | |||
13-14 | Контрольная работа за 1 полугодие. Сочинение-эссе философского жанра. Анализ сочинений-эссе. | 2 | |||
15 | Сочинение-рассуждение как вид творческой работы. Сочинение-рассуждение, основные части сочинения | 1 | |||
16 | Проблема текста. Выявление проблем в тексте. Виды проблем. | 1 | |||
17 | Практическая работа с текстами. | 1 | |||
18 | Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. | 1 | |||
19 | Аргументация собственной позиции. Виды аргументов | 1 | |||
20 | Аргументация на основе жизненного опыта. Аргументация на основе читательского опыта. | 1 | |||
21 | Финал сочинения-рассуждения. | 1 | |||
22 | Практическая работа по созданию сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста. | 1 | |||
23 | Речевое оформление сочинения-рассуждения. | 1 | |||
24 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки | 1 | |||
25 | Этические нормы. | 1 | |||
26 | Фактологическая точность | 1 | |||
27-28 | Сочинения-рассуждения по социальной проблематике | 2 | |||
29-30 | Сочинение-рассуждение по нравственной проблематике | 2 | |||
31-32 | Сочинение-рассуждение по философской проблематике | 2 | |||
33-34 | Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация). Сочинение-рассуждение на проблемную тему. Анализ сочинений. Создание сборника сочинениий обучающихся. | 2 |
Литература для учителя:
1. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9–11-е классы. М.: Дрофа, 2010.
2. Крундышев А.А. Как работать над сочинением. СПб., отделение изд-ва «Просвещение», 2010.
3. Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л. Обучение написанию сочинений разных жанров. Методические рекомендации. М.: АПК и ПРО, 2011.
4. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: Просвещение, 2011.
Литература для учащихся:
- Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2002.
- Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997.
- Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.
- Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991.
- Лекант П.А., Гольцова Н.Г., Жуков В.П. и др. Современный русский литературный язык. Учебник. Под ред. Леканта П.А. – 6-е изд., стер.- М.: Высш. Шк., 2004.
- Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. Под ред. И.Б.Голуб. – 13-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Варианты предэкзаменационных тем сочинений по литературе для II курса НПО (в помощь преподавателям )
В данной работе представлено 10 вариантов. В каждом варианте по 5 тем на выбор учащихся. Согласно требованиям сформулированы темы по литературе XYIII, XIX, XX и современной литературе. В каждом вариан...
Программа элективного курса по литературе «Теория и практика написания сочинения по литературе»
Данная программа направлена на подготовку учеников 11 класса к итоговому сочинению...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах
Адаптированная рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык и родная (русская) литература" 5-9 класс ФГОС ООО...
Элективный курс: «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)»
Элективный курс «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)» предназначен для учащихся 10-11 классов, которым предстоит в декабре сдавать экзаменационное ...
Программа учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах
учебного курса«Родной (русский) язык и родная (русская) литература»в 5- 9 классах...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах ФГОС ООО
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса«Родной (русский) язык и родная (русская) литература»в 5- 9 классах ФГОС ООО...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ учебных курсов «Родной (татарский) язык» и "Родная (татарская) литература" для обучающихся 5-9 классов на 2023-2024 учебный год
Программа по родному (татарскому) языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС СОО, ФОП СОО, Концепции преподавания государственных языков Республики Башкортостан и р...
- Мне нравится (1)