Проект «Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ»
проект
В работе учителя-логопеда также важно использовать современные технологии. Необходимость в этом определяется тем, что у детей с нарушениями речи всё чаще встречаются сочетанные нарушения, такие как отставания в физическом, психическом и социально-личностном развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 27.42 КБ |
prezentatsiya_proekta.pptx | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №73 «Малыш»
Проект «Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ»
Авторы:
учитель-логопед Черенкова Т.С.
учитель-логопед Щербакова Е.В.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь новых технологий и методов реализации процессов обучения и воспитания. Качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, способный к внедрению инноваций.
В работе учителя-логопеда также важно использовать современные технологии. Необходимость в этом определяется тем, что у детей с нарушениями речи всё чаще встречаются сочетанные нарушения, такие как отставания в физическом, психическом и социально-личностном развитии.
МБДОУ «Детский сад №73 «Малыш» имеет обширную материально-техническую базу, на основе которой можно внедрять инновационные технологии в работу с детьми с ОВЗ. Это послужило основанием для создания данного проекта.
Тема проекта: «Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ»
Цель проекта - повышение эффективности логопедической работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ путём внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс.
Задачи проекта:
- повысить уровень знаний о видах инновационных технологий и их влиянии на развитие детей с ОВЗ;
- создать условия и внедрить в коррекционный процесс инновационные технологии;
- привлечь внимание воспитателей и родителей к использованию инновационных технологий, направленных на повышение эффективности обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Методы реализации:
- изучение и систематизация инновационных педагогических технологий, реальная оценка возможностей и перспектив применения их в МБДОУ;
- приобретение необходимого оборудования и материалов для применения инновационных педагогических технологий;
- проведение различных методических мероприятий - педагогических советов, консультаций, мастер-классов, семинаров-практикумов, открытых мероприятий, участие в конкурсах, направленных на формирование преобразовательной деятельности педагогов и внедрение ее в практику МБДОУ;
- интеграция различных видов деятельности с использованием инновационных педагогических технологий;
- профессиональное развитие и саморазвитие педагогов.
Сроки реализации: 1 год
Участники проекта:
- дети с ОВЗ, имеющие нарушения речи;
- учителя-логопеды;
- воспитатели групп;
- родители детей с ОВЗ.
Ожидаемые результаты:
- Повышение компетенции участников образовательного процесса в использовании инновационных технологий в работе;
- Повышение эффективности качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ через: используемое программное обеспечение; повышение интереса к познавательной деятельности дошкольников с использованием информационных ресурсов (применение дидактического материала, разработок, компьютерных программ педагогами в процессе обучения).
Направления работы:
1. Создание условий для реализации проекта
- создание предметно-развивающей среды и условий для использования инновационных технологий в деятельности учителя -логопеда;
- накопление (сбор, изготовление, приобретение) методического и дидактического материала по данной теме.
2. Диагностическое направление
- определение показателей, на основе которых будет производиться проверка эффективности проводимой работы по проекту;
- диагностика и выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей детей с ОВЗ, участвующих в проекте.
3. Внедрение инновационных технологий
- систематизация, изучение и внедрение в логопедические занятия инновационных технологий.
4. Взаимодействие с педагогическим коллективом
- повышение компетентности педагогического состава ДОУ по вопросам использования инновационных технологий в обучении и воспитании детей с ОВЗ;
- формирование взаимодействия специалистов по внедрению и использованию инновационных технологий в своей деятельности.
5. Взаимодействие с родителями
- консультирование родителей по вопросам использования инновационных технологий в обучении и воспитании детей с ОВЗ;
- привлечение родителей к мероприятиям в рамках проекта.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап: прогностический, диагностический.
На этом этапе проводилась диагностика детей, зачисленных в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР и на логопункт. Также выявлялись индивидуальные психолого-педагогические особенности каждого ребёнка. Создавались индивидуальные образовательные маршруты.
Основной этап: организационный, практический.
На этом этапе была изучена литература по теме проекта и выбраны те инновационные технологии, которые учитель-логопед может внедрить в коррекционный процесс, а именно: здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные технологии.
На основе данного выбора были созданы картотеки по следующим видам технологий:
- Песочная терапия;
- Хромотерапия;
- Су-джок терапия;
- Самомассаж;
- Релаксация;
- Дидактические игры на ПК;
- Дидактические игры на планшетном компьютере.
В ходе диагностики были выделены типичные затруднения детей с ОВЗ, такие как:
- Отсутствие мотивации к познавательной деятельности;
- Низкий темп выполнения заданий;
- Низкий уровень развития высших психических функций;
- Трудности в понимании инструкций;
- Нарушение координации движений;
- Низкая самооценка;
- Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
- Повышенная утомляемость или повышенная возбудимость.
На данном этапе были разработаны конспекты логопедических занятий с использованием инновационных технологий, которые в последующем проводились в течении учебного года:
- 15 серий конспектов индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения и фонематических процессов.
- 30 конспектов подгрупповых и фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи.
Также на этом этапе осуществлялось сотрудничество между специалистами и для педагогов ДОУ проводились консультации, круглые столы, практикумы по темам:
- «Инновационные технологии в ДОУ»;
- «Приёмы использования шариков су-джок на занятиях по развитию речи»;
- «Релаксация как эффективный метод снижения утомляемости»;
- «Использование ИКТ на занятиях по развитию речи».
Было проведено 3 открытых интегрированных занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе:
- «Зимние виды спорта»;
- «Весна пришла»;
- «День победы».
В рамках этого этапа было проведено родительское собрание на тему «Здоровьесберегающие технологии как эффективное средство коррекции нарушений речи»
Также для родителей проводились консультации, мастер –класс, семинар-практикум по темам:
- «Логопедическая радуга: влияние цвета на развитие речи детей»;
- «Су-джок массажёры в коррекции речи детей»;
- «Самомассаж лица при различных формах дизартрии».
В завершении данного этапа был проведён мастер-класс для учителей-логопедов ДОУ г. Смоленска на тему «Использование инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ», который обобщил полученный опыт.
Заключительный этап: обобщающий.
На последнем этапе проводилась заключительная диагностика детей и формулировка выводов по результатам проектной деятельности.
По результатам итоговой диагностики можно сделать вывод об эффективности применения инновационных технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ. Стоит отметить, что положительные результаты были достигнуты благодаря системному комплексному и последовательному использованию инновационных технологий, преемственности в деятельности всех специалистов дошкольного учреждения.
Применение системы инновационных технологий, сотрудничество специалистов позволило обеспечить полноценное развитие детей с ОВЗ, реализовать поставленные задачи. Правильно организованная предметно - развивающая среда способствовала личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка.
Результат диагностических данных позволяет сделать вывод, что использование инновационных технологий в деятельности учителя-логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, так как оно способствует:
- повышению речевой активности;
- развитию речевых умений и навыков;
- снятию напряжения, восстановлению работоспособности;
- активизации познавательного интереса;
- улучшению концентрации внимания, снижению трудности переключения с одного вида деятельности на другой;
- созданию психофизиологически комфортной для детей обстановки на занятиях, предусматривающих “ситуации успеха”;
- организации занятия интереснее и разнообразнее.
Список использованной литературы:
- Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994
- Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11.
- Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991 г., № 5.
- Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.
- Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
- Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004
- Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
- Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.
- Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39
- Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000 г., № 11.
- Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.
- Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.
- Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития/Р.К.Шаехова // Начальная школа плюс до и после.-2006.-№7.-С.54-57.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На базе МБДОУ «Детский сад №73 «Малыш» был реализован проект «Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ» Задачи проекта: повысить уровень знаний о видах инновационных технологий и их влиянии на развитие детей с ОВЗ; создать условия и внедрить в коррекционный процесс инновационные технологии; привлечь внимание воспитателей и родителей к использованию инновационных технологий, направленных на повышение эффективности обучения и воспитания детей с ОВЗ. Целью проекта являлось повышение эффективности логопедической работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ путём внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс.
В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь новых технологий и методов реализации процессов обучения и воспитания. Качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, способный к внедрению инноваций. В работе учителя-логопеда также важно использовать современные технологии. Необходимость в этом определяется тем, что у детей с нарушениями речи всё чаще встречаются сочетанные нарушения, такие как отставания в физическом, психическом и социально-личностном развитии . МБДОУ «Детский сад №73 «Малыш» имеет богатую материально-техническую базу, на основе которой можно внедрять инновационные технологии в работу с детьми с ОВЗ. Это послужило основанием для создания данного проекта. Актуальность проекта
В 2017 году наш детский сад принял участие в программе «Доступная среда». По её завершению было закуплено новейшее оборудование для работы с детьми с ОВЗ. Логопедическое Логопедическое Информационная система «Исток» Видеоувеличитель Compact+ HD
Логопедическое Логопедическое обследование В.М. Акименко Логопедическое Логопедическое Р азвивающе-коррекционный комплекс « Тимокко » с видео-биоуправлением Образовательная и коррекционная система Edu Play Логопедическое Психолого-педагогическая диагностика Е.А. Стребелевой
Сенсорная комната
Сенсорная комната
Направления работы 1. Создание условий для реализации проекта создание предметно-развивающей среды и условий для использования инновационных технологий в деятельности учителя -логопеда; накопление (сбор, изготовление, приобретение) методического и дидактического материала по данной теме. 2. Диагностическое направление определение показателей, на основе которых будет производиться проверка эффективности проводимой работы по проекту; диагностика и выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей детей с ОВЗ, участвующих в проекте.
3. В недрение инновационных технологий 5. Взаимодействие с родителями консультирование родителей по вопросам использования инновационных технологий в обучении и воспитании детей с ОВЗ; привлечение родителей к мероприятиям в рамках проекта. 4. Взаимодействие с педагогическим коллективом повышение компетентности педагогического состава ДОУ по вопросам использования инновационных технологий в обучении и воспитании детей с ОВЗ; формирование взаимодействия специалистов по внедрению и использованию инновационных технологий в своей деятельности. систематизация, изучение и внедрение в логопедические занятия инновационных технологий.
1 этап диагностический На этом этапе проводилась диагностика детей, зачисленных в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР и на логопункт . Также выявлялись индивидуальные психолого-педагогические особенности каждого ребёнка. Создавались индивидуальные образовательные маршруты.
2 этап организационный На этом этапе была изучена литература по теме проекта и выбраны те инновационные технологии, которые учитель-логопед может внедрить в коррекционный процесс, а именно: здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные технологии. На основе данного выбора были созданы картотеки по следующим видам технологий: Песочная терапия; Хромотерапия ; Су-джок терапия; С амомассаж ; Релаксация; Дидактические игры на ПК; Дидактические игры на планшетном компьютере.
В ходе диагностики были выделены типичные затруднения детей с ОВЗ, такие как: Отсутствие мотивации к познавательной деятельности; Н изкий т емп выполнения заданий; Ни зкий уровень развития высших психических функций; Трудности в понимании инструкций; Нарушение координации движений; Низкая самооценка; Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики; Повышенная утомляемость или повышенная возбудимость .
3 этап практический На данном этапе были разработаны конспекты логопедических занятий с использованием инновационных технологий, которые в последующем проводились в течении учебного года: 15 серий конспектов индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения и фонематических процессов. 30 конспектов подгрупповых и фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи.
Также на этом этапе осуществлялось сотрудничество между специалистами и для педагогов ДОУ проводились консультации, круглые столы, практикумы по темам: «Инновационные технологии в ДОУ»; « П риёмы использования шариков су-джок на занятиях по развитию речи»; «Релаксация как эффективный метод снижения утомляемости»; «Использование ИКТ на занятиях по развитию речи».
Было проведено 3 открытых интегрированных занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе : « Зимние виды спорта »; «Весна пришла»; «День победы».
В рамках этого этапа было проведено родительское собрание на тему « Здоровьесберегающие технологии как эффективное средство коррекции нарушений речи» Также для родителей проводились консультации, мастер –класс, семинар-практикум по темам: «Логопедическая радуга: влияние цвета на развитие речи детей»; « Су-джок массажёры в коррекции речи детей»; «Самомассаж лица при различных формах дизартрии».
В завершении данного этапа был проведён мастер-класс для учителей-логопедов ДОУ г. Смоленска на тему «Использование инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ», который обобщил полученный опыт.
4 этап заключительный Н а последнем этапе проводилась заключительная диагностика детей и формулировка выводов по результатам проектной деятельности. По итогам диагностики были получены следующие данные:
Таким образом, по результатам итоговой диагностики можно сделать вывод об эффективности применения инновационных технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ. Стоит отметить, что положительные результаты были достигнуты благодаря системному комплексному и последовательному использованию инновационных технологий, преемственности в деятельности всех специалистов дошкольного учреждения.
Заключение Применение системы инновационных технологий, сотрудничество специалистов позволило обеспечить полноценное развитие детей с ОВЗ, реализовать поставленные задачи. Правильно организованная предметно - развивающая среда способствовала личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка. Результат диагностических данных позволяет сделать вывод, что использование инновационных технологий в деятельности учителя-логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, так как оно способствует: повышению речевой активности; р азвитию речевых умений и навыков; с нятию напряжения, восстановлению работоспособности; а ктивизации познавательного интереса; у лучшению концентрации внимания, снижению трудности переключения с одного вида деятельности на другой; созданию психофизиологически комфортной для детей обстановки на занятиях, предусматривающих “ситуации успеха”; организации занятия интереснее и разнообразнее.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Использование инновационных технологий в коррекционной работе"
Краткое описание инновационных технологий, используемых в нашем ОУ....
Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе учителя-логопеда
В презентации представлен опыт внедрения арт-терапевтических методик в работе логопеда ДОУ: пескотерапия, изотерапия, имаготерапия, музыкотерапия, кинезитерапия, коррекционная ритмика, суджоктерапия, ...
«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».
Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно–развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ»
В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с дошкольниками, как эффективное средство взаимодействия учителя-логопеда с родителями и педаго...
презентация «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя - логопеда»
Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов....
Статья «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»
В связи с увеличением количества детей с ОВЗ в настоящее время перед учителями-логопедами стоят задачи поиска такихпедагогическихтехнологий, которые помимо коррекционного влияния предполагают сбережен...
Использование планшетного ПК в коррекционной работе учителя-логопеда
В современных условиях развития общества перед логопедами стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем коррекционного обучения детей с нарушениями речи. Педагоги для решения этой проблемы всё чаще ...