Проект «Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ»
проект

Черенкова Татьяна Сергеевна

В работе учителя-логопеда также важно использовать современные технологии. Необходимость в этом определяется тем, что у детей с нарушениями речи всё чаще встречаются  сочетанные нарушения, такие как отставания в физическом, психическом и социально-личностном развитии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx27.42 КБ
Файл prezentatsiya_proekta.pptx2.21 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №73 «Малыш»

Проект «Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ»

Авторы:

учитель-логопед Черенкова Т.С.

учитель-логопед Щербакова Е.В.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь новых технологий и методов реализации процессов обучения и воспитания. Качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, способный к внедрению инноваций.

В работе учителя-логопеда также важно использовать современные технологии. Необходимость в этом определяется тем, что у детей с нарушениями речи всё чаще встречаются  сочетанные нарушения, такие как отставания в физическом, психическом и социально-личностном развитии.

МБДОУ «Детский сад №73 «Малыш» имеет обширную материально-техническую базу, на основе которой можно внедрять инновационные технологии в работу с детьми с ОВЗ. Это послужило основанием для создания данного проекта.

Тема проекта: «Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ»

Цель проекта - повышение эффективности логопедической работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ путём внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс.

Задачи проекта:

  • повысить уровень знаний о видах инновационных технологий и их влиянии на развитие детей с ОВЗ;
  • создать условия и внедрить в коррекционный процесс инновационные технологии;
  • привлечь внимание воспитателей и родителей к использованию инновационных технологий, направленных на повышение эффективности обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Методы реализации:

  • изучение и систематизация инновационных педагогических технологий, реальная оценка возможностей и перспектив применения их в МБДОУ;
  • приобретение необходимого оборудования и материалов для применения инновационных педагогических технологий;
  • проведение различных методических мероприятий - педагогических советов, консультаций, мастер-классов, семинаров-практикумов, открытых мероприятий, участие в конкурсах, направленных на формирование преобразовательной деятельности педагогов и внедрение ее в практику МБДОУ;
  • интеграция различных видов деятельности с использованием инновационных педагогических технологий;
  • профессиональное развитие и саморазвитие педагогов.

Сроки реализации: 1 год

Участники проекта:

  • дети с ОВЗ, имеющие нарушения речи;
  • учителя-логопеды;
  • воспитатели групп;
  • родители детей с ОВЗ.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение компетенции участников образовательного процесса в использовании инновационных технологий в работе;
  • Повышение эффективности качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ через: используемое программное обеспечение; повышение интереса к познавательной деятельности дошкольников с использованием информационных ресурсов (применение дидактического материала, разработок, компьютерных программ педагогами в процессе обучения).

Направления работы:

1. Создание условий для реализации проекта

  • создание предметно-развивающей среды и условий для использования инновационных технологий в деятельности учителя -логопеда;
  •  накопление (сбор, изготовление, приобретение) методического и дидактического материала по данной теме.

2.  Диагностическое направление

  • определение показателей, на основе которых будет производиться проверка эффективности проводимой работы по проекту;
  •  диагностика и выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей детей с ОВЗ, участвующих в проекте.

3. Внедрение инновационных технологий

  • систематизация, изучение и внедрение в логопедические занятия инновационных технологий.

4. Взаимодействие с педагогическим коллективом

  • повышение компетентности педагогического состава ДОУ по вопросам использования инновационных технологий в обучении и воспитании детей с ОВЗ;
  •  формирование взаимодействия специалистов по внедрению и использованию инновационных технологий в своей деятельности.

5. Взаимодействие с родителями

  • консультирование родителей по вопросам использования инновационных технологий в обучении и воспитании детей с ОВЗ;
  •  привлечение родителей к мероприятиям в рамках проекта.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап: прогностический, диагностический.

На этом этапе проводилась диагностика детей, зачисленных в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР и на логопункт. Также выявлялись индивидуальные психолого-педагогические особенности каждого ребёнка. Создавались индивидуальные образовательные маршруты.

Основной этап: организационный, практический.

На этом этапе была изучена литература по теме проекта и выбраны те инновационные технологии, которые учитель-логопед может внедрить в коррекционный процесс, а именно: здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные технологии.

На основе данного выбора были созданы картотеки по следующим видам технологий:

  • Песочная терапия;
  •  Хромотерапия;
  •  Су-джок терапия;
  •  Самомассаж;
  •  Релаксация;
  •  Дидактические игры на ПК;
  •  Дидактические игры на планшетном компьютере.

В ходе диагностики были выделены типичные затруднения детей с ОВЗ, такие как:

  1. Отсутствие мотивации к познавательной деятельности;
  2.  Низкий темп выполнения заданий;
  3.  Низкий уровень развития высших психических функций;
  4.  Трудности в понимании инструкций;
  5.  Нарушение координации движений;
  6.  Низкая самооценка;
  7.  Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
  8.  Повышенная утомляемость или повышенная возбудимость.

На данном этапе были разработаны конспекты логопедических занятий с использованием инновационных технологий, которые в последующем проводились в течении учебного года:

  •  15 серий конспектов индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения и фонематических процессов.
  •  30 конспектов подгрупповых и фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи.

Также на этом этапе осуществлялось сотрудничество между специалистами и для педагогов ДОУ проводились консультации, круглые столы, практикумы по темам:

  •  «Инновационные технологии в ДОУ»;
  •  «Приёмы использования шариков су-джок на занятиях по развитию речи»;
  •  «Релаксация как эффективный метод снижения утомляемости»;
  •  «Использование ИКТ на занятиях по развитию речи».

Было проведено 3 открытых интегрированных занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе:

  •  «Зимние виды спорта»;
  •  «Весна пришла»;
  •  «День победы».

В рамках этого этапа было проведено родительское собрание на тему «Здоровьесберегающие технологии как эффективное средство коррекции нарушений речи»

Также для родителей проводились консультации, мастер –класс, семинар-практикум по темам:

  •  «Логопедическая радуга: влияние цвета на развитие речи детей»;
  •  «Су-джок массажёры в коррекции речи детей»;
  •  «Самомассаж  лица при различных формах дизартрии».

В завершении данного этапа был проведён мастер-класс для учителей-логопедов ДОУ г. Смоленска на тему «Использование инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ», который обобщил полученный опыт.

Заключительный этап: обобщающий.

На последнем этапе проводилась заключительная диагностика детей и формулировка выводов по результатам проектной деятельности.  

По результатам итоговой диагностики можно сделать вывод об эффективности применения инновационных технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ. Стоит отметить, что положительные результаты были достигнуты благодаря системному комплексному и последовательному использованию инновационных технологий, преемственности в деятельности всех специалистов дошкольного учреждения.

Применение системы инновационных технологий, сотрудничество специалистов позволило обеспечить полноценное развитие детей с ОВЗ, реализовать поставленные задачи. Правильно организованная предметно - развивающая среда способствовала личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка.     

Результат диагностических данных позволяет сделать вывод, что использование инновационных технологий в деятельности учителя-логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, так как оно способствует:

  • повышению речевой активности;
  • развитию речевых умений и навыков;
  • снятию напряжения, восстановлению работоспособности;
  • активизации познавательного интереса;
  • улучшению концентрации внимания, снижению трудности переключения с одного вида деятельности на другой;
  •  созданию психофизиологически комфортной для детей обстановки на занятиях, предусматривающих “ситуации успеха”;
  •  организации занятия интереснее и разнообразнее.

Список использованной литературы:

  1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994
  2. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11.
  3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991 г., № 5.
  4. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.
  5. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
  6. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004
  7. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
  8. Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.
  9. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39
  10. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
  11. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000 г., № 11.
  12. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.
  13. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.
  14. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.
  15. Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития/Р.К.Шаехова // Начальная школа плюс до и после.-2006.-№7.-С.54-57.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад № 73 «Малыш»

Слайд 2

На базе МБДОУ «Детский сад №73 «Малыш» был реализован проект «Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ» Задачи проекта: повысить уровень знаний о видах инновационных технологий и их влиянии на развитие детей с ОВЗ; создать условия и внедрить в коррекционный процесс инновационные технологии; привлечь внимание воспитателей и родителей к использованию инновационных технологий, направленных на повышение эффективности обучения и воспитания детей с ОВЗ. Целью проекта являлось повышение эффективности логопедической работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ путём внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс.

Слайд 3

В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь новых технологий и методов реализации процессов обучения и воспитания. Качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, способный к внедрению инноваций. В работе учителя-логопеда также важно использовать современные технологии. Необходимость в этом определяется тем, что у детей с нарушениями речи всё чаще встречаются сочетанные нарушения, такие как отставания в физическом, психическом и социально-личностном развитии . МБДОУ «Детский сад №73 «Малыш» имеет богатую материально-техническую базу, на основе которой можно внедрять инновационные технологии в работу с детьми с ОВЗ. Это послужило основанием для создания данного проекта. Актуальность проекта

Слайд 4

В 2017 году наш детский сад принял участие в программе «Доступная среда». По её завершению было закуплено новейшее оборудование для работы с детьми с ОВЗ. Логопедическое Логопедическое Информационная система «Исток» Видеоувеличитель Compact+ HD

Слайд 5

Логопедическое Логопедическое обследование В.М. Акименко Логопедическое Логопедическое Р азвивающе-коррекционный комплекс « Тимокко » с видео-биоуправлением Образовательная и коррекционная система Edu Play Логопедическое Психолого-педагогическая диагностика Е.А. Стребелевой

Слайд 6

Сенсорная комната

Слайд 7

Сенсорная комната

Слайд 8

Направления работы 1. Создание условий для реализации проекта создание предметно-развивающей среды и условий для использования инновационных технологий в деятельности учителя -логопеда; накопление (сбор, изготовление, приобретение) методического и дидактического материала по данной теме. 2. Диагностическое направление определение показателей, на основе которых будет производиться проверка эффективности проводимой работы по проекту; диагностика и выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей детей с ОВЗ, участвующих в проекте.

Слайд 9

3. В недрение инновационных технологий 5. Взаимодействие с родителями консультирование родителей по вопросам использования инновационных технологий в обучении и воспитании детей с ОВЗ; привлечение родителей к мероприятиям в рамках проекта. 4. Взаимодействие с педагогическим коллективом повышение компетентности педагогического состава ДОУ по вопросам использования инновационных технологий в обучении и воспитании детей с ОВЗ; формирование взаимодействия специалистов по внедрению и использованию инновационных технологий в своей деятельности. систематизация, изучение и внедрение в логопедические занятия инновационных технологий.

Слайд 10

1 этап диагностический На этом этапе проводилась диагностика детей, зачисленных в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР и на логопункт . Также выявлялись индивидуальные психолого-педагогические особенности каждого ребёнка. Создавались индивидуальные образовательные маршруты.

Слайд 12

2 этап организационный На этом этапе была изучена литература по теме проекта и выбраны те инновационные технологии, которые учитель-логопед может внедрить в коррекционный процесс, а именно: здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные технологии. На основе данного выбора были созданы картотеки по следующим видам технологий: Песочная терапия; Хромотерапия ; Су-джок терапия; С амомассаж ; Релаксация; Дидактические игры на ПК; Дидактические игры на планшетном компьютере.

Слайд 13

В ходе диагностики были выделены типичные затруднения детей с ОВЗ, такие как: Отсутствие мотивации к познавательной деятельности; Н изкий т емп выполнения заданий; Ни зкий уровень развития высших психических функций; Трудности в понимании инструкций; Нарушение координации движений; Низкая самооценка; Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики; Повышенная утомляемость или повышенная возбудимость .

Слайд 14

3 этап практический На данном этапе были разработаны конспекты логопедических занятий с использованием инновационных технологий, которые в последующем проводились в течении учебного года: 15 серий конспектов индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения и фонематических процессов. 30 конспектов подгрупповых и фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи.

Слайд 16

Также на этом этапе осуществлялось сотрудничество между специалистами и для педагогов ДОУ проводились консультации, круглые столы, практикумы по темам: «Инновационные технологии в ДОУ»; « П риёмы использования шариков су-джок на занятиях по развитию речи»; «Релаксация как эффективный метод снижения утомляемости»; «Использование ИКТ на занятиях по развитию речи».

Слайд 17

Было проведено 3 открытых интегрированных занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе : « Зимние виды спорта »; «Весна пришла»; «День победы».

Слайд 18

В рамках этого этапа было проведено родительское собрание на тему « Здоровьесберегающие технологии как эффективное средство коррекции нарушений речи» Также для родителей проводились консультации, мастер –класс, семинар-практикум по темам: «Логопедическая радуга: влияние цвета на развитие речи детей»; « Су-джок массажёры в коррекции речи детей»; «Самомассаж лица при различных формах дизартрии».

Слайд 19

В завершении данного этапа был проведён мастер-класс для учителей-логопедов ДОУ г. Смоленска на тему «Использование инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ», который обобщил полученный опыт.

Слайд 20

4 этап заключительный Н а последнем этапе проводилась заключительная диагностика детей и формулировка выводов по результатам проектной деятельности. По итогам диагностики были получены следующие данные:

Слайд 21

Таким образом, по результатам итоговой диагностики можно сделать вывод об эффективности применения инновационных технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ. Стоит отметить, что положительные результаты были достигнуты благодаря системному комплексному и последовательному использованию инновационных технологий, преемственности в деятельности всех специалистов дошкольного учреждения.

Слайд 22

Заключение Применение системы инновационных технологий, сотрудничество специалистов позволило обеспечить полноценное развитие детей с ОВЗ, реализовать поставленные задачи. Правильно организованная предметно - развивающая среда способствовала личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка. Результат диагностических данных позволяет сделать вывод, что использование инновационных технологий в деятельности учителя-логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, так как оно способствует: повышению речевой активности; р азвитию речевых умений и навыков; с нятию напряжения, восстановлению работоспособности; а ктивизации познавательного интереса; у лучшению концентрации внимания, снижению трудности переключения с одного вида деятельности на другой; созданию психофизиологически комфортной для детей обстановки на занятиях, предусматривающих “ситуации успеха”; организации занятия интереснее и разнообразнее.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Использование инновационных технологий в коррекционной работе"

Краткое описание инновационных технологий, используемых в нашем ОУ....

Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

В презентации представлен опыт внедрения арт-терапевтических методик в работе логопеда ДОУ: пескотерапия, изотерапия, имаготерапия, музыкотерапия, кинезитерапия, коррекционная ритмика, суджоктерапия, ...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».

Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно–развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с дошкольниками, как эффективное средство взаимодействия учителя-логопеда с родителями и педаго...

презентация «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя - логопеда»

Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия  человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов....

Статья «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

В связи с увеличением количества детей с ОВЗ в настоящее время перед учителями-логопедами стоят задачи поиска такихпедагогическихтехнологий, которые помимо коррекционного влияния предполагают сбережен...

Использование планшетного ПК в коррекционной работе учителя-логопеда

В современных условиях развития общества перед логопедами стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем коррекционного обучения детей с нарушениями речи. Педагоги для решения этой проблемы всё чаще ...