Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе учителя-логопеда
презентация к уроку на тему
В презентации представлен опыт внедрения арт-терапевтических методик в работе логопеда ДОУ: пескотерапия, изотерапия, имаготерапия, музыкотерапия, кинезитерапия, коррекционная ритмика, суджоктерапия, ароматерапия. Материал будет полезен начинающим специалистам, педагогам со стажем, а так же родителям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции; комплекс арт-терапевтических методик; направление психотерапевтической и психо -коррекционной практики; Арт-терапия
— адаптация имеющихся арт-терапевтических методик и использование их в системе коррекционной помощи детям с нарушениями развития (слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, имеющими задержку психического развития, умственную отсталость) — выявление особенностей и определение эффективности использования арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми — разработка арт-терапевтических технологий, обеспечивающих коррекцию нарушений в развитии детей — коррекция вторичных отклонений в развитии личности ребенка, гармонизация и социальная его адаптация в культурно-образовательном пространстве посредством арт-терапевтических методик Задачи Арт-терапии
пескотерапия изотерапия имаготерапия музыкотерапия кинезитерапия коррекционная ритмика (воздействие движениями) суджоктерапия ароматерапия Арт-терапевтические методики
стабилизирует эмоциональное состояние гипервозбудимых , склонных к агрессии детей естественным образом будит фантазию детей развивает воображение побуждает к творчеству дети чувствуют себя более успешными. Пескотерапия
При знакомстве со звуками дети отыскивают фигурки, спрятанные в песке, называют их и определяют звук, имеющийся в каждом слове. Можно организовать поиск слов с определенной позицией звука в слове, с определенным количеством слогов. Использовать песок эффективно с целью закрепления буквенных обозначений. Дети отыскивают в песке буквы и на ощупь угадывают их (вариант игры «Чудесный мешочек»). На поверхности песка дети могут лепить буквы, сгребая его ребрами ладоней, а затем преобразовывать одну букву в другую. Слова на песке можно писать сначала пальчиками, потом палочкой, держа ее как ручку. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Пескотерапия
Пескотерапия
Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить рассказ об этом городе и его жителях. На поверхности песка в определенной последовательности логопедом размещены фигурки. Ребенок, объезжая их на грузовике «загружает» в кузов первые звуки слов, а после прохождения всего пути соединяет эти звуки в слово. Пескотерапия
Пескотерапия
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В.А. Сухомлинский Изотерапия
Рисование пальцами (ладошками) Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами) «Яичная мозаика» «Соленые рисунки» Рисование пластилином. Изотерапия
Рисование пластилином
Рисование пальцами (ладошками)
воздействие через образ, театрализацию, драматизацию Театрально-игровая деятельность: - игры-драматизации; - сказкотерапия ; - куклотерапия . Имаготерапия
Направления логопедической работы в театрально-игровой деятельности: - развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения; - развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности. Имаготерапия
Сказкотерапия – основана на притягательности для детей сказки, как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать, выражать свои чувства при помощи слов и развивать связную речь. Пальчиковый театр- прекрасный стимул для детей и средство создания речевых ситуаций, который есть в арсенале логопедического кабинета. Имаготерапия
Сказкотерапия
Пальчиковый театр
прослушивания музыкальных произведений пение песен ритмические движения под музыку музыкальные паузы на занятиях сочетание музыки и изобразительной деятельности Музыкотерапия
Ритмические движения под музыку
Примерный список произведений классической музыки, рекомендуемый для прослушивания детьми: –– «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубин-штейна (используется для уменьшения чувства тревоги и неуверенности). –– «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена (используется для уменьшения раздражительности). –– «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта (используется для общего успокоения, расслабления). –– «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена (используется для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности). –– «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона (используется для повышения концентрации внимания, сосредоточенности). Музыкотерапия
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезитерапия
Кинезитерапия
Кинезитерапия
Кинезитерапия
массажер Су Джок - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. стимулирование активных точек , расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). ручной массаж пальцев . Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла, на занятиях перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты. Суджоктерапия
Для борьбы с утомляемостью и пофилактикой респираторных заболеваний можно использовать ароматерапию. Замечено, что число ошибок снижается: при вдыхании лаванды – на 20%; при вдыхании жасмина – на 30%; при вдыхании лимона – на 50%. Ароматерапия
методика логоритмических упражнений без музыкального сопровождения Е.А. Алябьевой нормализуют темп и ритм речи развивают словарь автоматизируют звукопроизношение у детей с дизкомпонентом Коррекционная ритмика
1. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. 2. Упражнения по методике «Расскажи стих руками». Методика логоритмических упражнений без музыкального сопровождения Е.А. Алябьевой
Машина БИ-БИ-БИ— Дети ритмично постукивают Гудит машина. кулачком одной руки о ладонь другой. Тук-тук-тук — Ритмично хлопают руками. Мотор стучит. — Едем, едем, едем, едем, — Ритмично потопывают ногами. Он так громко говорит. Шины трутся о дорогу. Шу-шу-шу — Потирают ладони. Они шуршат. Быстро крутятся колеса. Та-та-та — Делают ритмичную « вертуш - Вперед спешат. ку» руками. Речевые упражнения без музыкального сопровождения
Вкусный арбуз Мы большой арбуз купили И домой скорей пошли . Там его мы долго мыли , Обтирали , как могли , Разрезали вдоль полосок , А потом и поперек . По рукам и подбородку Сладкий сок арбузный тек . Упражнения по методике расскажи стих руками
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование информационно-коммуникационных технологий в логокоррекционной работе учителя - логопеда дошкольного учреждения»
Обобщение опыта по применению ИКТ в логокоррекционной работе....
«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».
Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно–развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ»
В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с дошкольниками, как эффективное средство взаимодействия учителя-логопеда с родителями и педаго...
Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»
Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....
презентация «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя - логопеда»
Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов....
Проект «Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ»
В работе учителя-логопеда также важно использовать современные технологии. Необходимость в этом определяется тем, что у детей с нарушениями речи всё чаще встречаются сочетанные нарушения, такие ...
Статья «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»
В связи с увеличением количества детей с ОВЗ в настоящее время перед учителями-логопедами стоят задачи поиска такихпедагогическихтехнологий, которые помимо коррекционного влияния предполагают сбережен...