Использование планшетного ПК в коррекционной работе учителя-логопеда
статья

Черенкова Татьяна Сергеевна

В современных условиях развития общества перед логопедами стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем коррекционного обучения детей с нарушениями речи. Педагоги для решения этой проблемы всё чаще обращаются к инновационным технологиям, в том числе и информационно-коммуникативным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_planshetnogo_pk_v_rabote_uchitelya-logopeda.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №73 «Малыш»

Использование планшетного ПК

в коррекционной работе учителя-логопеда

Учитель-логопед:

Черенкова Татьяна Сергеевна

Смоленск 2020 г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАНШЕТНОГО ПК

В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

В современных условиях развития общества перед логопедами стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем коррекционного обучения детей с нарушениями речи. Педагоги для решения этой проблемы всё чаще обращаются к инновационным технологиям, в том числе и информационно-коммуникативным.

Современный мир невозможно представить без компьютеров, планшетов, мобильных телефонов, и других гаджетов. На сегодняшний день компьютер, а с ним и компьютерные игры, достаточно прочно вошли в жизнь современного ребенка. Разработано большое количество авторских программных продуктов с участием педагогов и психологов специально для детей с речевыми нарушениями. Целью таких программ является воспитание и обучение ребенка в процессе игры, развитие внимательности, познавательной активности и логического мышления, а вместе с ними и развитие речи.

Самым удобным интерактивным инструментом для занятий, как в учебном учреждении, так и дома, является планшетный компьютер.

Планшетный ПК – это портативный компьютер с сенсорным управлением, когда можно работать при помощи стилуса или пальцев как с использованием, так и без использования клавиатуры и мыши.

Планшетный ПК достаточно компактен и прост в использовании, поэтому считается оптимальным устройством для использования образовательных программ дошкольниками, однако имеются и некоторые недостатки в использовании данного устройства.

Преимущества использования планшетного ПК:         

  •  компактный удобный формат;
  •  простота использования;
  •  мобильность в применении;
  •  повышение мотивации ребёнка к выполнению заданий на планшете;
  •  активизация познавательной деятельности;
  • ускорение процесса коррекционной работы;
  •  уменьшение утомляемости, повышение работоспособности.

Недостатки использования планшетного ПК:

  •  ограничение во времени использования устройства (в соответствии с СанПиН);
  •  хрупкость устройства;
  •  стоимость устройства;
  •  недостаточная разработанность методического и дидактического материала по работе с планшетом на занятиях;
  •  платность некоторых приложений для планшета;
  • наличие посторонней рекламы в играх.

При использовании планшетного ПК необходимо соблюдать следующие условия: продолжительность занятий не должна превышать 15-17 минут; расстояние от глаз до дисплея устройства должно составлять    50-70 см; яркость дисплея должна быть низкой; при использовании устройства локти ребенка не должны висеть – необходима опора; при работе с устройством спина ребёнка должна быть прямой.

Уже существует достаточно много логопедических игр и приложений для планшетов на платформах Android и IOS, которые логопед может использовать в своей работе.

  1. «Прятки! Детские развивающие игры для детей малышей»

(https://play.google.com/store/apps/details?id=com.arrowstar.FirstVoiceLite)

На логопедических занятиях игра используется для автоматизации изолированного звука, а также для развития фонематического восприятия. В игре представлено 7 лексических тем. Ребёнок знакомится с миром звуков, а потом сам отгадывает, как что звучит. Дети очень охотно играют в эту игру, с интересом определяют на слух, кто спрятался в домике или что лежит в коробке.  

  1.  «Автоматизация звуков»

(https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.soundsrussianlanguage)

Приложение предназначено для автоматизации звуков в слогах и словах. Имеется множество картинок на нужный звук в разных позициях: в начале слова, в середине, в конце, в стечении. Ребёнок самостоятельно переключает картинки и произносит слова на отрабатываемый звук.

  1.  «Домашний логопед»

(https://play.google.com/store/apps/details?id=com.logoped)

В игре представлено несколько рубрик: советы, игры и уроки. Приложение также содержит 6 игр на развитие фонематических процессов и множество чистоговорок и скороговорок на различные звуки. Ребёнок, прослушав аудиозапись, охотно повторяет чистоговорку или скороговорку за диктором.

Раздел «советы» включает инструкции по выполнению упражнений артикуляционной гимнастики, упражнений на развитие дыхания, мелкой моторики рук и фонематических процессов. Данный раздел можно рекомендовать родителям в работе над коррекцией речи дома.

  1. «Ррр мой логопед. Говорим правильно звуки Р, Рь»

(https://play.google.com/store/apps/details?id=air.tarkos.book.sound.r)

Игра предназначена для коррекции звуков [р], [р’]. Приложение включает в себя все этапы работы над звуком от постановки до дифференциации.

В разделе «Введение» можно ознакомиться с видами логопедического сопровождения в различных учреждениях; узнать ответ на вопрос «почему ребёнок плохо говорит?»; как организовать коррекционное обучение дома. Этот раздел можно рекомендовать родителям. В разделе «Гимнастика для язычка» представлены фрагменты видео с упражнениями артикуляционной гимнастики, который выполняет ребёнок. Дети просматривают видео и далее проделывают упражнение перед зеркалом. Раздел «Учимся слышать» направлен на развитие фонематических процессов и включает задания на поиск слов с заданным звуком, определение положения звука в слове и работу со словами-паронимами. Раздел «Учимся говорить» предполагает постановку и автоматизацию звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, чистоговорках, скороговорках и текстах. Раздел «Различай звуки»включает задание на дифференциацию звуков.

Все задания можно видоизменять согласно целям занятия, что намного расширяет возможности использования планшетного ПК в работе учителя-логопеда.

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе логопеда дошкольного образовательного учреждения позволяет более эффективно вести коррекционную работу с детьми с нарушениями речи. Специализированные логопедические игры помогают сделать коррекционный процесс более интересным, увлекательным для детей, помогает сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия.

Возможность использования планшетного компьютера не только на занятиях в образовательном учреждении, но и дома способствует активизации работы с родителями, а также повышению их компетентности в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего недоразвитие речи.

Таким образом, компьютер, планшет и другие гаджеты становятся необходимым средством развития, обучения и воспитания детей с нарушениями речи и соответствуют требованиям ФГОС к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Список используемых источников:

  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия): учебно-методическое пособие / В.П. Беспалько. – Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2002. – 352 с.
  2. Ваган А.М. Загулова Е.Ю. Использование ИКТ в работе учителя-логопеда // Качество дошкольного образования: Интеграция науки            и практики. – 2013 г. – с. 93-95.
  3. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий            в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
  4. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ //Логопед в детском саду. – 2006. – № 6 –           с. 36–39.
  5. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОФИЛЬМОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

Аудиовизуальные средства обучения (в том числе видеофильмы), способны занять достойное место среди других образовательных технологий. Просмотр видеоматериалов обогащает образовательный процесс, открыв...

Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

В презентации представлен опыт внедрения арт-терапевтических методик в работе логопеда ДОУ: пескотерапия, изотерапия, имаготерапия, музыкотерапия, кинезитерапия, коррекционная ритмика, суджоктерапия, ...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....

План самообразования: «Использование ИКТ в коррекционной работе учителя - логопеда».

Цель: продолжать повышать свой профессиональный уровень и улучшать результаты коррекции речевого развития детей, используя современные технологии....

Опыт работы по теме: «Использование игр В.В. Воскобовича в коррекционной работе учителя - логопеда»

Сделать занятия с детьми интересными, эффективными мне помогают игровые технологии. Важно, чтобы игровая технология предоставляла ребенку возможность творчества, не утрачивала своей привлекательности ...

Использование БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ в коррекционной работе учителя-логопеда

В логопедической практике существенную роль играет развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата.Выполн...

Статья "Использование планшетного ПК на занятиях учителя-логопеда"

В статье представлен система работы с планшетным ПК и варианты как его можно адаптировать в услових ДОУ....