Статья «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»
статья

Черенкова Татьяна Сергеевна

В связи с увеличением количества детей с ОВЗ в настоящее время перед учителями-логопедами стоят задачи поиска такихпедагогическихтехнологий, которые помимо коррекционного влияния предполагают сбережение здоровья детей. Таковыми являются здоровьесберегающие технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №73 «Малыш»

Статья «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

Автор:

учитель-логопед

Черенкова Т.С.

Смоленск 2019 г.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловило увеличение количества детей с ОВЗ в ДОУ, в том числе с нарушением речи. В связи с этим внастоящее время перед учителями-логопедами стоят задачи поиска такихпедагогическихтехнологий, которые помимо коррекционного влияния предполагают сбережение здоровья детей. Таковыми являются здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.Данныетехнологии направлены на решение приоритетной задачи современного образования – сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей. Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ, прежде всего, способствует сохранению и укреплению психического и соматического здоровья воспитанников.

В логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий и т.д. Поэтому логопеду, работающему с такими детьми, приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

Использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач:

-способствуют повышению речевой активности;

-развивают речевые умения и навыки;

-снимают напряжение, восстанавливает работоспособность;

-активизируют познавательный интерес;

-улучшают концентрацию внимания, снижают трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

Разновидности здоровьесберегающих технологий:

-Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, пальчиковаягимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная, расслабляющаягимнастика.

-Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, массаж, самомассаж.

-Коррекционные технологии: кинезиология, технология воздействия цветом, технологии коррекции речи, психогимнастика, фонетическая ритмика, артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, Су – Джок терапия, песочная терапия, развитие графомоторных навыков.

Хочется поподробнее остановиться на описании некоторых наиболее распространенных здоровьесберегающих технологий, применяемых на логопедических занятиях.

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. 

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Данный вид здоровьесберегающих технологий подходит для всех возрастных групп. Можно проводить на любых этапах логопедического занятия в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Во время проведения релаксации целесообразно использовать спокойную классическую музыку или звуки природы.

Самомассаж, точечный самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым).

Массаж является одним из средств лечебно-профилактической работы, наиболее полно влияет на здоровье и самочувствие каждого ребенка. Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 — 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 — 6 раз. Выполнять массажные движения следует от перифирии к центру. Дети обучаются приемам самомассажа под руководством взрослого.

Самомассаж доступен всем, даже малышам. Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями (совокупность движений тела, мелкой моторики рук), в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительноевоздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствует снятию напряжения и успокаивает нервную систему.

Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека. Использование данной технологии способствует улучшению общего эмоционального состояния, концентрации внимания, повышению работоспособности, уверенности в себе, снижению утомляемости, стимуляции умственной деятельности, нормализации двигательной активности ребёнка.

Как известно, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на людей по-разному, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.

Элементы хромотерапии можно использовать на любом этапе занятия, как на этапе выполнения артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений, так и на этапе автоматизации и дифференциации звуков.

Пескотерапия(sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.

Почему именно песок? Потому что игры на песке одна из форм естественной деятельности ребенка.

Игры с песком способствую развитию тактильно-кинетическойчувствительностимелкой моторики рук, снижению мышечной напряжённости и утомляемости, повышению работоспособности, стабилизации эмоционального состояния, развитию творческих способностей, совершенствованию зрительно-пространственной ориентировки.

Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Опираясь на приёмы работы в песочнице, педагог может сделать традиционную методику по коррекции звукопроизношения, расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Су - Джок терапия - (от корейского Су – кисть, Джок – стопа) - воздействие на биоэнергитические точки по принципу подобия с целью активизации защитных функций организма.

Достоинствами Су-Джок терапии являются:

высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект;

абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно;

универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях;

простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков. (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).

Таким образом, Су - Джок терапия - это метод, использование которого в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и разностороннее развитие личности ребенка.

Здоровьесберегающие технологии в деятельности педагога становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной помощи детям с ОВЗ здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс обучения и воспитания детей и способствуют оздоровлению всего организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые на логопедических занятиях....

Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

В презентации представлен опыт внедрения арт-терапевтических методик в работе логопеда ДОУ: пескотерапия, изотерапия, имаготерапия, музыкотерапия, кинезитерапия, коррекционная ритмика, суджоктерапия, ...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».

Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно–развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с дошкольниками, как эффективное средство взаимодействия учителя-логопеда с родителями и педаго...

презентация «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя - логопеда»

Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия  человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов....

Проект «Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ»

В работе учителя-логопеда также важно использовать современные технологии. Необходимость в этом определяется тем, что у детей с нарушениями речи всё чаще встречаются  сочетанные нарушения, такие ...

Использование планшетного ПК в коррекционной работе учителя-логопеда

В современных условиях развития общества перед логопедами стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем коррекционного обучения детей с нарушениями речи. Педагоги для решения этой проблемы всё чаще ...