Педагогическое творчество и его роль в профессиональном и личностном совершенствовании.
методическая разработка

Мартыненко Светлана Васильевна

Методическая разработка из серии "Обмен опытом"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическое творчество и его роль в профессиональном

 и личностном совершенствовании.

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.  При этом нужно иметь в виду, что творчество как специфический вид человеческой деятельности наряду с "новизной" характеризуется и "прогрессивностью".

Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций. Выделяют несколько уровней инноваций:

  1. открытие, утверждающее идеи, способные преобразовать педагогическую действительность;
  2. изобретение, разработка и внедрение новых элементов педагогических технологий;
  3. педагогическое рационализаторство – усовершенствования, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств воспитания и обучения.

Педагогическое творчество – процесс начинающийся с усвоения того, что уже было накоплено, преходящий к преобразованию существующего опыта.

Творчество проявляется в педагогической деятельности и связано с иерархией переживаний - от интереса через увлечение и вдохновение до озарения. Оно заключается в многообразных формах и способах педагогическо-творческой самореализации личности педагога, а, следовательно, может рассматриваться как процесс проявления, формирования, развития универсально-оригинальных способностей. Это ещё и реализация потребности педагога в самореализации – ведущей базовой потребности личности. Педагогическое творчество педагога проявляется в стремлении к непрерывной творческой актуализации своего творческо-педагогического потенциала, своих творческих способностей в педагогической деятельности. Это ещё и желание осознать и принять свою уникальность, доказать своё призвание и предназначение быть учителем. Творческая педагогическая деятельность складывается из следующих этапов:

1) возникновение замысла;

2) его проработка и преобразование в идею – гипотезу;

3) поиск способа выполнения замысла и идеи.

Творческий характер педагогической деятельности – это постоянный поиск решения сложных педагогических задач. Педагогу постоянно необходим креатив – способность создавать новое, оригинальное, принимать нестандартные решения. 

Выделяют следующие уровни педагогического творчества:

  1. воспроизведение готовых рекомендаций элементарного взаимодействия с классом;
  2. оптимизация деятельности на уроке; умелый выбор и целесообразное сочетание уже известного;
  3. использование творческих возможностей живого общения с учениками;
  4. использование готовых приемов с привнесением личностного начала, соответствующего индивидуальности педагога, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Педагогическую деятельность можно рассматривать как искусство. Она близка следующими параметрами: созидание, вдохновение, озарение, интуиция, артистичность, владение своей личностью как главным инструментом в педагогике. Любой вид искусства имеет продукт своей деятельности. Это результат работы головы (ума  человека) + сердца (душа)   + мастерство воплощения (техника). Продукт деятельности учителя – самое высокое явление в мире – человек. Ушинский К.Д. говорил:  «Педагогика – первое и высшее из искусств, потому что она стремиться к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека…».

В педагогическом творчестве раскрывается подлинный потенциал личности учителя. Это – могучий фактор не только творческого роста, реализации творческого потенциала педагогической профессии, но и совершенствования личности. Творческий стиль педагога – стремление и потребность реализовывать новые педагогические идеи, практические умения и формы профессиональной деятельности. Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности. Это способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в тоже время оторваться от реальности, увидеть перспективу; легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); креативность, т.е. способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.

Отсюда определяются требования к педагогическому творчеству: вдохновение; чувство нового; целеустремлённость; последовательность; настойчивость; любовь к детям; педагогическая интуиция; педагогический такт; оптимизм; профессиональные знания (психологии, педагогики, своего предмета, его методики); педагогическая техника (техника речи, пантомимическая техника, техника контактного взаимодействия); внесение в педагогику своего творческого вклада.

Педагогическое творчество играет важную роль не только в профессиональном совершенствовании, но и развитии – совершенствовании личности учителя.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Сластенин В.А., Исаев В.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: «Академия», 2002.
  2. Степаненко Н.К. педагогика: Учеб. пособие. – Мн.: изд. Скакун В.М., 1998.
  3. Емельянова М.В., Журлова И.В., Савенко Т.Н. Основы педагогического мастерства. Курс лекций. Мозырь: УО «МГПУ», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры.

Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психически...

Методическая разработка урока по литературе для Всероссийского интернет-конкурса педагогического творчества. Номинация «Педагогические идеи и технологии».

. Представленный вашему вниманию урок «Внеклассное чтение. Борис Васильев «Не стреляйте белых лебедей» проводился в рамках заседания методического объединения учителей русского языка и литературы в 20...

Роль дополнительного образования в совершенствовании физического воспитания детей и подростков в общеобразовательных школах.

Дополнительного образования в совершенствовании физического воспитания детей и подростков в общеобразовательных школах....

Роль сетевого взаимодействия в совершенствовании системы профессиональной ориентации.

Правительством Российской Федерации,  письмом Минобрнауки РФ «О комплексе мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования» от 19 и...

Мастер-класс "Использование нетрадиционных способов обработки материалов декоративно-прикладного творчества, как одно из условий эмоционально-личностного развития обучающихся на занятиях по арт-терапии"

Мастер-класс "Использование нетрадиционных способов обработки материалов декоративно-прикладного творчества, как одно из условий эмоционально-личностного развития обучающихся на занятиях по арт-т...