Педагогическое творчество и его роль в профессиональном и личностном совершенствовании.
методическая разработка
Методическая разработка из серии "Обмен опытом"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогическое творчество и его роль в профессиональном
и личностном совершенствовании.
Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний. При этом нужно иметь в виду, что творчество как специфический вид человеческой деятельности наряду с "новизной" характеризуется и "прогрессивностью".
Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций. Выделяют несколько уровней инноваций:
- открытие, утверждающее идеи, способные преобразовать педагогическую действительность;
- изобретение, разработка и внедрение новых элементов педагогических технологий;
- педагогическое рационализаторство – усовершенствования, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств воспитания и обучения.
Педагогическое творчество – процесс начинающийся с усвоения того, что уже было накоплено, преходящий к преобразованию существующего опыта.
Творчество проявляется в педагогической деятельности и связано с иерархией переживаний - от интереса через увлечение и вдохновение до озарения. Оно заключается в многообразных формах и способах педагогическо-творческой самореализации личности педагога, а, следовательно, может рассматриваться как процесс проявления, формирования, развития универсально-оригинальных способностей. Это ещё и реализация потребности педагога в самореализации – ведущей базовой потребности личности. Педагогическое творчество педагога проявляется в стремлении к непрерывной творческой актуализации своего творческо-педагогического потенциала, своих творческих способностей в педагогической деятельности. Это ещё и желание осознать и принять свою уникальность, доказать своё призвание и предназначение быть учителем. Творческая педагогическая деятельность складывается из следующих этапов:
1) возникновение замысла;
2) его проработка и преобразование в идею – гипотезу;
3) поиск способа выполнения замысла и идеи.
Творческий характер педагогической деятельности – это постоянный поиск решения сложных педагогических задач. Педагогу постоянно необходим креатив – способность создавать новое, оригинальное, принимать нестандартные решения.
Выделяют следующие уровни педагогического творчества:
- воспроизведение готовых рекомендаций элементарного взаимодействия с классом;
- оптимизация деятельности на уроке; умелый выбор и целесообразное сочетание уже известного;
- использование творческих возможностей живого общения с учениками;
- использование готовых приемов с привнесением личностного начала, соответствующего индивидуальности педагога, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.
Педагогическую деятельность можно рассматривать как искусство. Она близка следующими параметрами: созидание, вдохновение, озарение, интуиция, артистичность, владение своей личностью как главным инструментом в педагогике. Любой вид искусства имеет продукт своей деятельности. Это результат работы головы (ума человека) + сердца (душа) + мастерство воплощения (техника). Продукт деятельности учителя – самое высокое явление в мире – человек. Ушинский К.Д. говорил: «Педагогика – первое и высшее из искусств, потому что она стремиться к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека…».
В педагогическом творчестве раскрывается подлинный потенциал личности учителя. Это – могучий фактор не только творческого роста, реализации творческого потенциала педагогической профессии, но и совершенствования личности. Творческий стиль педагога – стремление и потребность реализовывать новые педагогические идеи, практические умения и формы профессиональной деятельности. Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности. Это способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в тоже время оторваться от реальности, увидеть перспективу; легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); креативность, т.е. способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.
Отсюда определяются требования к педагогическому творчеству: вдохновение; чувство нового; целеустремлённость; последовательность; настойчивость; любовь к детям; педагогическая интуиция; педагогический такт; оптимизм; профессиональные знания (психологии, педагогики, своего предмета, его методики); педагогическая техника (техника речи, пантомимическая техника, техника контактного взаимодействия); внесение в педагогику своего творческого вклада.
Педагогическое творчество играет важную роль не только в профессиональном совершенствовании, но и развитии – совершенствовании личности учителя.
ЛИТЕРАТУРА
- Сластенин В.А., Исаев В.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: «Академия», 2002.
- Степаненко Н.К. педагогика: Учеб. пособие. – Мн.: изд. Скакун В.М., 1998.
- Емельянова М.В., Журлова И.В., Савенко Т.Н. Основы педагогического мастерства. Курс лекций. Мозырь: УО «МГПУ», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа опытно-экспериментальной работы по теме "Проектирование цикла уроков по творчеству Ф. И. Тютчева на основе личностно-деятельностного и компетентностного подходов ".
Программа даёт чёткую систему изучения творчества Ф.И. Тютчева в 10 классе....
Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры.
Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психически...
Методическая разработка урока по литературе для Всероссийского интернет-конкурса педагогического творчества. Номинация «Педагогические идеи и технологии».
. Представленный вашему вниманию урок «Внеклассное чтение. Борис Васильев «Не стреляйте белых лебедей» проводился в рамках заседания методического объединения учителей русского языка и литературы в 20...
Роль дополнительного образования в совершенствовании физического воспитания детей и подростков в общеобразовательных школах.
Дополнительного образования в совершенствовании физического воспитания детей и подростков в общеобразовательных школах....
«Роль вожатского отряда в совершенствовании системы дополнительного образования»
Вожатый профессия – птица...
Роль сетевого взаимодействия в совершенствовании системы профессиональной ориентации.
Правительством Российской Федерации, письмом Минобрнауки РФ «О комплексе мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования» от 19 и...
Мастер-класс "Использование нетрадиционных способов обработки материалов декоративно-прикладного творчества, как одно из условий эмоционально-личностного развития обучающихся на занятиях по арт-терапии"
Мастер-класс "Использование нетрадиционных способов обработки материалов декоративно-прикладного творчества, как одно из условий эмоционально-личностного развития обучающихся на занятиях по арт-т...