«Роль вожатского отряда в совершенствовании системы дополнительного образования»
методическая разработка на тему

Попова Айна Кимовна

Вожатый профессия – птица

                                                                                                 Прекрасней ее, не сыскать,

                                                                                                       С какою работой сравниться

                                                                                                      Ребячьи сердца зажигать…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya_-_popova_a.k.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль вожатского отряда в совершенствовании системы дополнительного образования»

Попова Айна Кимовна, руководитель детского педагогического отряда «Окрыленные мечтой»  

победитель Гранта МО РС(Я) «Лучший педагог организатор 2010»,                                                                                           обладатель Гранта Президента РС(Я).

МБОУ «Нижне- Бестяхская СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов»

муниципального района «Мегино- Кангаласский улус» Республика Саха (Якутия)  

Вожатый профессия – птица

                                                                                                 Прекрасней ее, не сыскать,

                                                                                                       С какою работой сравниться

                                                                                                      Ребячьи сердца зажигать…»

Известный польский педагог - гуманист Януш Корчак писал, что личность является единственным оплотом человечности в обществе. Продолжая эту мысль, можно сказать, что развитая личность -  единственный оплот государственности, основа  развития общества.

Отношения к детям – это отношение к будущему. Общеизвестно, что детский возраст – решающий для становления личности, для его формирования представления человека о мире и своем месте в нем. не случайно говорится, что «мир управляется из детской»

Если школа действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, она должна построить принципиально иную функционированную модель своей деятельности, базирующиеся на принципе полноты образования. Это означает, что школа  и дополнительное образование детей могут стать равноправными, взаимодополняемыми компонентами и тем самым создать единое  образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка.

        Ценность  дополнительного  образования  детей  состоит  в  том, что  оно  усиливает  практическому  приложению  знаний  и  навыков, полученных  в  школе, стимулирует  познавательную  мотивацию  обучающихся, а главное – в  условиях  дополнительного  образования  дети  могут  развивать  свой  творческий  потенциал, навыки  адаптации  к  современному  обществу  и  получают  возможность  полноценной  организации  свободного  времени.

В воспитательном коллективе Макаренко видел не только  цель воспитания личности, и средство воспитания, средство защиты, а не условие расцвета личности: «… на деле всегда имели в виду отдельного воспитанника»  К.Д.Ушинский  писал: «Воспитательная  деятельность, без  сомнения, принадлежит  к  области  разумной  и  сознательной  деятельности  человека, само  понятие  воспитание  есть  создание  истории, в  природе  его  нет, кроме  того, это  деятельность  направлена  исключительно  на  развитие  сознания  в  человеке».

Над проблемами воспитания работали и работают такие ученые, как О.С. Газман, И.П. Иванов, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Н.Е. Щуркова и другие. Работы данных ученых легли  в основу нашего понимания процесса современного воспитания.

        Развивая активность ребят, направляя ее на социально значимые дела, мы нацеливаем их на работу над собой, на формирование своего характера. Говоря иначе, ребята, участвуя в жизни отряда, работая по месту жительства, добиваясь перемен к лучшему, формируют свои взгляды, поведение и характер.

Поэтому педагог, чтобы реализовать ожидания ребят, помочь им адаптироваться в современных общественно- экономических условиях, должен определить:

  • Участие в каких то делах поможет раскрыть их творчество и активность, являющийся необходимым атрибутом успешности в любом виде.
  • Какие взгляды, привычки и черты характера важно формировать у ребят, чтобы жизнь их была осмысленнее и успешнее
  • И как это сделать на практике

Наша школа работает в режиме республиканской экспериментальной площадки по профилактике аддиктивного поведения среди обучающихся. В  настоящее  время  дополнительное  образование  представлено  целым  рядом  направлений. В  нашей  школе  действуют  кружки  и  секции, клубы: эстетического, технического, спортивного направлений. В  данное  время   в   нашей  школе  330  учащихся, из  них  заняты  в  дополнительном  образовании  96%. Больше  всего  дети  посещают  кружки  по  хореографии, декоративно – прикладному, фольклорному искусству, детскому движению, клубы по интересам, спортивные секции:  волейбол, легкая атлетика, вольная борьба, бокс, мас- рестлинг. Проводится  индивидуальная  работа  с  одаренными  детьми, специально  для  них  создаются  необходимые  условия  работы. этим  видом  образования заняты в нашей школе  13 педагогических работников, из них в: - эстетических и технических направлениях - 7 педагога, - спортивных секциях,  ДЮСШ – 5 педагога, - вожатский отряд- 1 педагог.

Наша школа - это образовательное учреждение, где есть все условия для всестороннего развития личности, широко развита внеурочная деятельность, действенное самоуправление учащихся. Реальное соединение базового (школьного) и дополнительного образования создает предпосылки для всестороннего и многогранного учебно-воспитательного воздействия на личность, обеспечивающего формирование, развитие и воспитание у подрастающего поколения тех свойств и качеств, которые дают ему возможность жить и трудиться в новых динамично развивающихся социально-экономических условиях.

Необходимость обусловлена актуальностью вопроса организации в общеобразовательном учреждении не только культурно-досуговой, но и общественно-полезной, социально-значимой деятельности, поддержки детских инициатив, движений, объединений.

 Вожатский   отряд  – это актив и лидеры школьного самоуправления, учащиеся 7-8, 10-х классов, проявившие себя в многообразии жизнедеятельности, оказывающие регулярную шефскую работу учащимся 1-4, 5-8  классов в учебный период,  как организаторы внеучебной деятельности в системе дополнительного образования, как активные участники улусных лагерей как, «Юность», «Сайдыс», шефства с реабилитационным центром для несовершеннолетних,  «Кэскил»  центр по поддержке детей с ограниченными возможностями  в процесс СОтворчества и СОуправления.

        Таким образом, одним из путей становления активной личностной позиции подростка является его включение в социально значимую деятельность, которая становится системообразующей деятельностью школьного вожатского отряда. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров управляем и строится на основе сотрудничества и взаимного уважения. Только на этих основах закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека.

Исходя из объективной потребности общества в социальной активности граждан, которые в будущем могли бы взять на себя ответственность в решении задач экономического и культурологического порядка, и сознавая, что склонность к лидерству проявляется в детстве и развивается как качество личности, мы реализуем социально педагогический проект «Школьный вожатый». Вот  с 2007 года, в учебный и летний период в школе работает отряд вожатых из числа старшеклассников. Отряд работает с единой целью становление творческой личности активно входящей во взаимодействии с развитой гражданской ответственностью. Взаимодействуют  как вожатые с начальным звеном детской организацией «Страна радужного детства», со средним звеном детской организацией «Союз верных друзей», детской организацией старшеклассников. Также эффективно сотрудничаем в тесном контакте с Союзом детских общественных объединений Республики Саха (Якутия) с Единым детским движением республики Саха (Якутия) под эгидой главы республики Саха (Якутия), с детскими педагогическими и вожатскими отрядами республики, с МОД «Педагогические отряды РС(Я)»  также реализуются мини проекты с детским реабилитационным центром Мегино- Кангаласского улуса с детьми попавшими в трудную жизненную ситуацию, с центром «Кэскил» с детьми с ограниченными возможностями. Для эффективного  формирования социальных навыков вырабатываются алгоритмы, а для нашей работы это циклограмма – которая управляет, организовывает, сплачивает и помогает работать системно.

Попробовать свои силы в разработке реальных дел, результатом которых может стать изменение социальной ситуации. Работа вожатым позволяет почувствовать учащимся значимость своей деятельности, повышает их социальный статус в школе, в системе дополнительного образования, открывает новые возможности.

Вожатые, разрабатывая тематическое мероприятие или акцию, проходят все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только положительные качества ребенка, но и позволяет определить ему свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем необходимо работать.

Все это дает педагогическому коллективу возможность нестандартно подойти к  внеурочной деятельности, тем самым активно влияя на интеллектуальное и эмоционально-ценностное развитие ребенка. Вот почему важнейшее значение имеет педагогически целесообразная организация процесса социализации — обучать и воспитывать, а также включать в жизнедеятельность ребенка социально-организованные «встречи» с различными социальными ситуациями — социально-педагогические ситуации-пробы, которые стимулируют у учащихся доминирующую установку на саморазвитие, самосовершенствование, самоактуализацию, формируют положительные качества, вселяют веру в собственные силы.

Структура и методология организации  вожатских   отрядов, с одной стороны универсальна, с другой стороны, мобильна, что позволяет ежегодно формировать обновленный состав  вожатского   отряда, сохранять традиции и привносить новое.

Сфера дополнительного образования создает своеобразное социально-образовательное пространство, в котором не только формируются духовные и нравственные качества личности, нормы социального общения, но и постоянно реализуются в практической деятельности детей достижения и ценности науки, культуры, производства.

Это обстоятельство объективно предопределяет новаторский подход и нетрадиционные формы и методы организации работы, которые складываются в практической деятельности педагогов дополнительного образования в нашей школе.

Практически все учащиеся из группы риска посещают кружки, секции, занятия в системе дополнительного образования.  Проводилась проверка деятельности педагогов по организации двигательной активности учащихся. Хорошо известно, что правильно организованная двигательная активность – важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Поэтому мы рассматриваем двигательную активность в качестве одного из фундаментальных факторов сохранения и укрепления здоровья детей и подростков. Типичными формами физической активности в школе с целью оздоровления и профилактики заболеваний являются подвижные перемены, которые носят релаксационный и оздоровительный характер (направленный на преодоление утомления) В то же время игра требует от ребенка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстрее ориентироваться и находить правильные решения.

Таким образом, можно говорить, что вожатский отряд, как форма дополнительного образования и воспитательной работы в школе, достаточно эффективен. Как показывает опыт вожатского отряда, участие учащихся в педагогических вожатских отрядах – эффективная форма внеклассной (внеурочной) деятельности. Результатом работы является возможность профессионального определения учащихся, получения жизненного опыта взаимодействия с разными возрастными категориями в деловой сфере, становление  системы  ценностей учащихся через практическую деятельность. Опыт показывает, что после работы в  вожатском   отряде  заметно улучшается эмоционально – психологический микроклимат в подростковых группах. Навыки, полученные через психологические тренинги, помогают ребятам эффективнее выстраивать личностные отношения, заниматься самоанализом, саморегуляцией.

Конечно, участие  в вожатском отряде само по себе не гарантирует социально компетентного поведения воспитанников в обществе, однако реализация всех работ в комплексе дает возможность оказывать ему действенную помощь в обретении социальной умелости и целенаправленно вести работу по развитию социальной компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и задачи педколлектива по выполнению межведомственной программы развития системы дополнительного образования в условиях адаптивной школы при переходе на новые ФГОС.

В статье отражены роль и задачи педколлектива по выполнению межведомственной программы развития системы дополнительного образования в условиях адаптивной школы при переходе на новые ФГОС в ОУ....

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

Как известно, в современной системе дополнительного образования детей  образовательный процесс  строится преимущественно на основе авторских разработок педагогов, т.е. авторских ...

«Роль системы дополнительного образования детей в повышении качества образования и организации работы с детьми с повышенной мотивацией к знаниям»

Актуальность развития системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях, обусловлена требованиями социальной и образовательной политики России. Цель политики модерн...

Доклад на тему: "Роль системы дополнительного образования в воспитании детей"

За время своего существования  дополнительное образование стало настоящим феноменом, заметным явлением в культурной жизни страны, открывшим немало юных дарований....

Роль и задачи фортепианного ансамбля в системе дополнительного образования «Ансамблевое музицирование» (Художественное направление)

Статья об особенностях работы с фортепианными ансамблями  в дополнительном образовании....