Мастер-класс "Использование нетрадиционных способов обработки материалов декоративно-прикладного творчества, как одно из условий эмоционально-личностного развития обучающихся на занятиях по арт-терапии"
материал
Мастер-класс "Использование нетрадиционных способов обработки материалов декоративно-прикладного творчества, как одно из условий эмоционально-личностного развития обучающихся на занятиях по арт-терапии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_2023_g.docx | 280.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета
Рассмотрено: на Методическом совете Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета протокол № _3 от _10.01. 2023 г. | Утверждаю: директор Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета ______________ Дмитриченко Е.А. Приказ № _29/1 от _09.02. 2023 г. |
Мастер-класс
«Использование нетрадиционных способов обработки материалов декоративно-прикладного творчества, как одно из условий эмоционально-личностного развития обучающихся на занятиях по арт-терапии»
Разработчик: Исак Мария Петровна, педагог дополнительного образования МБУДО «ЦДО «Радуга» г. Тайшета |
Тайшет, 2023 год
Назначение:
- распространение опыта работы применения нетрадиционных способов обработки материалов декоративно-прикладного творчества, который основан на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения.
Целевая аудитория: педагоги дошкольного, дополнительного образования, учителя технологии, преподаватели художественных школ Тайшетского района.
Методы: словесные (рассказ, объяснение), наглядные (демонстрация способа деятельности), практические (выполнение упражнений).
Оснащение: компьютерная техника (ноутбук), мультимедийный проектор, аудио записи, цветная бумага, цветной картон, листы белой бумаги формат А4, цветная бумага, клей ПВА, фломастеры, салфетки влажные.
Подготовительно-организационный этап
(сообщение цели, задач, актуальности темы мастер-класса)
Цель:
познакомить педагогов с использованием нетрадиционных способов обработки материалов декоративно-прикладного творчества, как одного из условий эмоционально-личностного развития обучающихся на занятиях по арт-терапии.
Задачи:
- ознакомить с понятием «арт-терапия»;
- раскрыть значение арт-терапии для детей;
- ознакомить с видами арт-терапии;
- раскрыть значение арт-терапии в нетрадиционной технике «Обрывной аппликации» для эмоционально-личностного развития обучающихся;
- обучить методике выполнения упражнения арт-терапии в технике обрывной аппликации;
- создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии (аппликация, музыкотерапия, релаксация), как одну из форм организации мастер-класса.
Введение:
В настоящее время частой проблемой у детей являются нарушения в психоэмоциональной, коммуникативной сфере. Отмечается повышенная тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности, возбудимости или агрессии.
В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и педагогической поддержки обучающихся, можно успешно использовать в работе педагога дополнительного образования элементы (упражнения, техники) арт-терапии.
Арт-терапия – (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента.
Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания [2].
Арт-терапия направлена на:
- знакомство со своим внутренним «я»; на формирование представления о себе, как о личности;
- обучение выражению своих чувств и эмоций;
- создание позитивного самовосприятия;
- улучшение психоэмоционального состояния;
- снятие мышечного напряжения;
- развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, образного мышления и способностей к различным видам творческой деятельности.
Арт-терапевтические упражнения способствуют «прорыву» страхов, комплексов, зажимов в сознание. Причем важен сам процесс, а не конечный продукт и его оценка. Терапия искусством формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению многих жизненных задач [1].
Направления арт-терапии которые используются мной в работе с детьми:
- Изотерапия
Одно из самых популярных направлений арт-терапии. Ее суть – использование изобразительного искусства в педагогических и терапевтических целях. Обычно это рисование с использованием традиционных и нетрадиционных техник.
Использование в работе традиционных и нетрадиционных техник рисования, методов изотерапии: «4 автопортрета», «Монотипия», «Метод тычка», «Рисование по мокрой бумаге», «Кляксография», «Каракули», «Правополушарное рисование», «Рисование губкой или кусочком поролона» и т.д.
- Пластилинография
Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал - пластилин.
Создание картин из пластилина «Цветочная фантазия», «Пейзаж на пластилине» (с использованием природного материала), «Волшебные птицы».
- Коллажирование
Одно из популярных видов творческой терапии, которая помогает респонденту «спроецировать» личные убеждения или мысли с использованием фотографий и изображений.
Создание собственного коллажа «Мир моей мечты», «Мой жизненный путь».
- Аппликация
В переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, песок, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.
- Мандалотерапия
Создание рисунка в круге. Эффективная и при этом увлекательная терапия посредством рисунка, которая помогает человеку испытывать радость в познании себя. Создание собственной мандалы.
- Маскотерапия
Изготовление масок и последующее различное визуальное их оформление. Игры-превращения («мой любимый сказочный герой» и др.).
- Музыкотерапия
Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, поведения возникших у детей по разным причинам.
Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.
Основные принципы арт-терапии:
- Главный принцип арт-терапии – одобрение, похвала и абсолютное принятие всех продуктов творческой деятельности ребенка независимо от их содержания, формы и качества.
- Желание ребенка – основное условие занятия. Творчество без желания невозможно.
- Непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает ребенку.
Основной этап
(прямой комментированный показ в действии
способов выполнения арт-терапевтических упражнений и техник)
В настоящее время педагоги образовательных учреждений склоняются к обучению детей нетрадиционным техникам аппликации. Некоторые виды работ, например, обрывная аппликация, имеют арт-терапевтический эффект.
Смысл техники заключается в формировании изображения при помощи обрывков бумаги, ваты, цветного скотча и т.д. Несомненным плюсом является ее доступность детям младшего возраста, так как при работе не нужны ножницы. Изображения для малышей должны быть простыми, без мелких элементов, а дети постарше могут оформить мозаичную картину. Создание творений из маленьких частей рваной бумаги подобно мозаике, поэтому является очень интересным, увлекательным и полезным видом детского творчества [5].
Такое занятие развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности, эстетический вкус. Обрывная аппликация развивает мелкую моторику рук, тактильные ощущения, усидчивость, умение собирать целое из частей, помогает выучить цвета и формы. Создавая красивые цветные (цветотерапия) аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции, что оказывает благоприятное влияние на их эмоциональную сферу [3].
Визуализация, релаксация «Лесная прогулка»
(техника арт-терапии направленной визуализации)
Цель: снятие нервно-мышечного напряжения, развитие воображения.
Инструкция: Сядьте удобно, расслабьтесь.
Приглашаю вас на прогулку по осеннему лесу.
Сделайте 2–3 глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза. Представьте себе, что вы находитесь в самом необыкновенно красивом месте. Здесь нет суеты, тревоги. Здесь царят безмятежность, и спокойствие. Вы оказались в чудесном, теплом осеннем лесу. Ярко светит солнце, его теплые лучики пробиваются через разноцветную листву. Воздух свежий, насыщенный разными ароматами леса, попробуйте ощутить лесные запахи (пауза). Вы слышите пение птиц? шелест листвы. Вслушайтесь, лес полон звуков (пауза). Представьте себя одним из деревьев этого чудесного осеннего леса.
- Какое вы дерево? (пауза)
- Какой у вас ствол? Ветви? (пауза)
- Какая листва? (пауза).
Теплый ветер нежно играет вашей листвой и успокаивает вас. Вы чувствуете радость, вы наслаждаетесь. Ваше сердце, душа, разум наполнены нежностью, лаской, щедростью, мудростью, спокойствием, любовью…
Пора возвращаться. Пусть все то, чем поделился этот дивный лес, останется с вами. Сделайте глубокий вдох. Медленно откройте глаза [7].
В ходе выполнения упражнения фоном звучит музыка для релаксации «Осенний лес» [6].
Коллективная работа «Осенний лес»
Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики рук, тактильных ощущений, усидчивости, умения собирать целое из частей, гармонизация эмоционального фона, сплочение группы.
Содержание деятельности; инструкция: | Материалы, оборудование, образцы | Предполагаемый терапевтический эффект |
Выбор основы для аппликации. Перед вами на столе лежат листы цветного картона, выберите один лист, наиболее вам понравившийся. Это будет основа, на которой вы будете выполнять аппликацию того дерева, которым вы себя сейчас представляли. | Определение эмоционального состояния ребенка в данный момент и создание особого настроения у обучающегося: положительного настроя на предстоящую деятельность | |
Выбор цветной бумаги для изготовления листвы и ствола дерева. Перед вами лежат листы цветной бумаги, выберите листы того цвета, который необходим для выполнения кроны, ствола дерева, опавшей листвы. | Создание комфортного эмоционального микроклимата: - улучшение настроения; -повышение уверенности в себе и своих силах; -снижение раздражения, усталости, стресса; - чувство радости, гармонии; - активизация мыслительной деятельности и т.д. | |
Изготовление ствола дерева. Возьмите лист цветной бумаги, цвет ствола вашего дерева. Сомните и расправьте его, повторите эти действия 3 раза (для объемности аппликации). Способом обрыва сформируйте из этого листа ствол. При помощи клея приклейте ствол на то место цветного картона, где будет располагаться ваше дерево с учетом отступа по бокам для листвы и отступ от нижнего края для опавших листьев. Если желаете, можно нарисовать на нем узоры при помощи фломастера (показ педагогом способа выполнения). | - Снижение уровня тревожности, агрессии. | |
Подготовка деталей листвы. Возьмите листы цветной бумаги, цвет листвы. Сомните ее в комочки, расправьте, повторите эти действия 3 раза. Разорвите смятые листы на небольшие кусочки (показ педагогом способа выполнения). | - Снижение мышечного напряжения. - Снижение уровня тревожности, агрессии. - Развитие тактильных ощущений. | |
Выполнение аппликации листвы дерева. Намажьте клеем то место на цветном картоне, где будет располагаться листва дерева и опавшие под деревом листья. Приклейте кусочки оборванной мятой цветной бумаги на эти места (показ педагогом способа выполнения). | - Повышение уверенности в себе и своих силах; - Снижение раздражения, усталости, стресса; - - чувство радости, гармонии; - Улучшение настроения; - Активизация мыслительной деятельности и образного мышления, фантазии т.д.) | |
Подведение итога и демонстрация результатов индивидуальной работы У вас получились чудесные осенние деревья. Сейчас каждый по очереди будет выходить и представлять свое дерево. | - Формирование позитивного самовосприятия и позитивного отношения к окружающим. - Развитие умения выражать свои чувства и эмоции. - Развитие адекватной самооценки; повышение уверенности в себе. - Развитие коммуникативных навыков. |
В ходе выполнения работы фоном звучит музыка для релаксации «Осенний лес» [6].
Завершающий этап.
Экспресс-диагностика психоэмоционального состояния, удовлетворенности содержанием мастер-класса (на выбор изобразить или показать впечатление от полученной информации с использованием невербальных средств: мимика, жест, поза или изобразить в виде значка).
Список использованной литературы
- Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. - СПб.: Питер, 2002. – 368с.
- Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», 2010. - 200с.
- Короткова Л.Д. Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста. - СПб.: Речь, 2006. – 187с.
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008. – 256с.
Список использованных интернет-источников
- Арт-терапия. Сборник упражнений и техник. – URL: https://multiurok.ru/files/art-tierapiia-sbornik-uprazhnienii-i-tiekhnik-miet.html
- Википедия. Арт-терапия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%82-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F
- Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2017/10/24/vliyanie-netraditsionnoy-tehniki-applikatsii-na-razvitie
Мастер-класс в технике обрывной аппликации «Осеннее дерево». - URL: https://www.youtube.com/watch?v=0VbYZLSTMR8
- Обрывная аппликация – подборка интересных пошаговых мастер-классов для начинающих. - URL: https://gidrukodeliya.ru/obryvnaya-applikaciya
- Релаксация «Осенний лес». - URL: https://mp3iq.net/m/18332441-relaksaciya-osennij-les/
- Упражнение на релаксацию «Лесная прогулка». - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/01/12/uprazhnenie-na-relaksatsiyu-lesnaya-progulka-dlya-pedagogov-dou
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Обобщение, систематизация и проверка знаний по теме "Имя прилагательное" (На материале декоративно-прикладного искусства. Русская матрёшка). 6 класс. (тема рассчитана на 2 часа)
Тема: Обобщение, систематизация и проверка знаний по теме "Имя прилагательное" (На материале декоративно-прикладного искусства. Русская матрёшка). 6 класс. ...
Социальный проект«Формирование основ толерантного сознания и поведения детей и подростков как одно из условий становления и развития новой школы».
Социальный проект«Формирование основ толерантного сознания и поведения детей и подростков как одно из условий становления и развития новой школы».Посвящен формированию основ толерантного с...
Мастер-класс для педагогов "Использование методик по развитию эмоционально-личностного отношению к природе на занятиях в объединениях дополнительного образования"
Развитие эмоционально-личностного отношения к природе у ребенка - одна из главных задач экологического воспитания. Следствием такого развития становится пробуждение в детях чувства восхищения красотой...
Урок развития речи в 5 классе на материалах декоративно-прикладного искусства
Системно-деятельный подход, лежащий в основе реализации ФГОС, «предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам воспитания гражданина России на основе принципов уважения е...
Доклад на тему «Региональный компонент в обучении английскому языку как одно из условий формирования социокультурной компетенции обучающихся»
Реализация социокультурного подхода осуществляется на уроках и при проведении внеурочных мероприятий страноведческого и лингвострановедческого содержания. Такого рода мероприятия способствуют пе...
Презентация к докладу по теме «Региональный компонент в обучении английскому языку как одно из условий формирования социокультурной компетенции обучающихся»
Реализация социокультурного подхода осуществляется на уроках и при проведении внеурочных мероприятий страноведческого и лингвострановедческого содержания. Такого рода мероприятия способствуют пе...
Использование современных педагогических технологий как одно из условий повышения качества образовательного процесса на занятиях по иностранному языку
Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания.Среди многообразия современных образовательных технологий...