№ урока | Содержание (разделы, темы) | Количе-ство часов | Даты проведения | Материально-техническое обеспечение | Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ- компетенции, межпредметные понятия |
По плану | По факту |
Введение 1ч. |
| История кубанского региона - часть истории России. Основные этапы истории Кубани XVIII — XIX вв. | 1 | 03.09.18-07.09.18 |
| Мультимедийный ресурс | Активизировать знания, полученные на уроках ку- бановедения в 8 классе. Раскрывать природные особенности территории нашего края, называть преимущества и недостатки географического положения. Рассказывать о событиях, происходивших в регионе в XVIII в., о значении переселения на Кубань черноморских и донских казаков. Характеризовать традиционную культуру жителей Кубани и Черноморья в этот период. Называть труды учёных, записки путешественников, в которых упоминается Кубань. Знакомиться со структурой и содержанием учебного пособия для 9 класса. |
РАЗДЕЛ I. КУБАНЬ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. -7 часов |
Тема1. Освоение кубанских степей |
| Освоение кубанских степей. | 1 | 10.09.18-14.09.18 |
| Мультимедийный ресурс | Раскрывать значение понятий тягловая сила, Малороссия, Чврномория, Старая линия, меновой двор. Характеризовать особенности заселения Черномории и Старой линии. Рассказывать о хозяйственном освоении кубанских земель, о развитии земледелия и торговли, зарождении промышленности, основании новых населённых пунктов. Объяснять, что представляло собой казачье землепользование в этот период. Раскрывать роль М. С. Воронцова в развитии региона |
Тема2. Черноморцы в Отечественной войне 1812 г. |
| Черноморцы в Отечественной войне 1812 г. | 1 | 17.09.18-21.09.18 |
| Мультимедийный ресурс | Раскрывать значение понятий лейб-гвардия, гвардейская сотня, батарея, хорунжий. Знать историю формирования Черноморской гвардейской сотни. Рассказывать об участии черноморцев в Бородинском сражении. Раскрывать особенности тактики ведения боевых действий казаками-черноморцами. Называть имена кубанцев - героев Отечественной войны 1812 г. (А. Ф. и П. Ф. Бурсаки, А. Д. Безкровный, Н. С. Заводовский). Анализировать содержание представленных документов и делать выводы. |
Тема 3. Декабристы на Кубани |
| Декабристы на Кубани | 1 | 24.09.18-28.09.18 |
| Мультимедийный ресурс | Раскрывать значение понятий ссылка, «тёплая Сибирь», каторга, фортификация, лихорадка. Объяснять, почему декабристы оказались на кубанской земле. Называть имена тех, кто отбывал наказание в «тёплой Сибири» за причастность к восстанию на Сенатской площади. Рассказывать о деятельности ссыльных на территории Кубани и Черноморья и их вкладе в развитие нашего региона. Называть и показывать на карте края места пребывания декабристов. Сопоставлять различные версии и оценки исторических событий, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам. |
Тема 4. Зарево Кавказской войны |
| Зарево Кавказской войны | 1 | 01.10.18-05.10.18 |
| Мультимедийный ресурс | Раскрывать значение понятий эмиссар, плацдарм, кордон, Тиховские поминовения, паша. Формулировать и анализировать цели, которые преследовали на Кавказе Англия, Франция, Турция и Россия в середине XIX в. Называть причины противоборства горцев и казаков. Раскрывать роль меновых дворов в установлении хозяйственных связей между русскими и черкесами. Объяснять, почему турки называли Анапу ключом от азиатских берегов Чёрного моря. Понимать необходимость осады и штурма анапской крепости русскими войсками. Объяснять значение закрепления за Российской империей (по Адриа- нопольскому договору) восточного берега Чёрного моря. Высказывать и аргументировать свою позицию в отношении Кавказской войны. |
Тема 5. Черноморская береговая линия. Активизация военных действий в Закубанье |
| Черноморская береговая линия. Активизация военных действий в Закубанье | 1 | 08.10.18-12.10.18 |
| Мультимедийный ресурс | Раскрывать значение понятий Черноморская береговая линия, контрабандная работорговля, военнорелигиозное государство, крейсерство, наиб. Устанавливать причинно-следственные связи между развитием работорговли и организацией крейсиро- вания, созданием военных укреплений на Черноморском побережье Кавказа. Рассказывать о строительстве Черноморской береговой линии. Показывать на карте местоположение крупных фортов, объяснять историю происхождения их названий. Раскрывать роль М. П. Лазарева, Н. Н. Раевского в их создании, оценивать усилия последнего, направленные на развитие русско-черкесских торговых связей. |
Тема 6. Материальная культура казачьего населения Кубани в первой половине XIX в. Развитие образования. Искусство и архитекрура. |
| Материальная культура казачьего населения Кубани в первой половине XIX в. | 1 | 15.10.18-19.10.18 |
| Мультимедийный ресурс | Раскрывать значение понятий самоидентичность, курень, станица, саман, сырцовый кирпич, квартальная планировка, глей. Называть основные элементы материальной культуры казачьего населения и объяснять роль природных факторов в их формировании. Объяснять влияние компонентов культуры на формирование самоидентичности казачьего населения. Характеризовать поселения, жилища, одежду черноморских и линейных казаков, определять черты сходства и различия. Раскрывать значение понятий просветитель, народное искусство, медресе, богадельня, классицизм. |
| Развитие образования. Искусство и архитектура | 1 | 22.10.18-26.10.18 |
| Мультимедийный ресурс | Рассказывать о становлении системы образования на Кубани. Раскрывать роль Ф. Я. Бурсака и К. В. Российского в деле просвещения казачьего и горского населения. Оценивать вклад Я. Г. Кухаренко, Л. М. Серебрякова, И. Д. Попко в становление библиотечного дела на Кубани. Приводить примеры, подтверждающие научный интерес к кубанской земле со стороны различных слоёв российского общества. Называть имена адыгских авторов, описывавших жизнь и быт местного населенеия и содействовавших просвещению черкесов (Султан Хан-Гирей, Умар Берсей и др.). Рассказывать о роли искусства в жизни кубанцев, о развитии строительства и архитектуры в первой половине XIX в. |
РАЗДЕЛ II. КУБАНЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. -12 часов |
Тема 7. Присоединение Закубанья к России. Окончание Кавказской войны |
| Присоединение Закубанья к России.
Окончание Кавказской войны | 1 | 05.11.18-09.11.18 |
| Мультимедийный ресурс
| Раскрывать значение понятий «черкесский вопрос», Сочинский меджлис, наместник Черкесии, военный инструктор. Объяснять значение «черкесского вопроса» в условиях Крымской войны и рассказывать, как использовали его Турция и Англия. Раскрывать суть конфликта между Сефер-беем и Мухаммед-Амином. Комментировать события завершающего этапа Кавказской войны, показывать на карте места, связанные с этими событиями. Характеризовать деятельность Сочинского меджлиса. Давать оценку итогам Кавказской |
Тема 8. Участие кубанцев в Крымской войне |
|
| Участие кубанцев в Крымской войне
| 1 | 12.11.18-16.11.18 |
| Мультимедийный ресурс | 1 Раскрывать значение понятий пластуны, конные егеря, пехотное каре, чекмень, заклёпанная пушка. Характеризовать специфику тактики пластунов, рассказывать об их подвигах и личностных качествах. Давать оценку действиям черноморцев, участвовавших в обороне Севастополя и в боях за Таманский полуостров. Понимать причины вынужденного оставления черноморцами военных укреплений. Приводить примеры военных успехов казачьих отрядов. Сравнивать приёмы ведения боевых действий современными войсковыми подразделениями с тактикой пластунских формирований. |
Тема 9. Преобразования на Кубани в период общероссийских реформ. |
| Преобразования на Кубани. Ликвидация крепостничества, создание класса земельных собственников. | 1 | 19.11.18-23.11.18 |
| Мультимедийный ресурс | Раскрывать значение понятий охотники-переселенцы, класс земельных собственников, десятина, земельный фонд. Рассказывать о специфике крепостного права на Кубани и об особенностях ликвидации крепостничества в Черномории и в Закубанье. Объяснять, почему в эпоху реформ первоочередной задачей было проведение земельных преобразований. Раскрывать особенности земельных отношений и помещичьего землевладения на Кубани. Давать оценку итогам проведения земельной реформы в кубанском регионе. Раскрывать значение понятий округ, отдел, губерния, третейский суд, всеобщая воинская повинность. |
| Административно-территориальные преобразования на Кубани. Городская, судебная и военная реформы. | 1 | 26.11.18-30.11.18 |
| Мультимедийный ресурс | Рассказывать об административно-территориальных преобразованиях на Кубани в период общероссийских реформ. Показывать на карте территории Кубанской области и Черноморской губернии. Комментировать основные положения судебной реформы, объяснять, чем сословная судебная система отличается от современной. Знать основное содержание городской и военной реформ. Делать вывод о значении преобразований 1860-1870 гг. в развитии кубанского региона. |
Тема10. Народная колонизация. Становление транспортной системы Кубани. |
| Народная колонизация и становление транспортной системы Кубани. | 1 | 03.12.18-07.12.18 |
| Мультимедийный ресурс | Раскрывать значение понятий народная колонизация, батрак, иногородний, акционерное общество (АО). Рассказывать об особенностях массовой колонизации кубанского региона и её последствиях. Называть основные социальные группы и классы кубанского общества второй половины XIX в. Комментировать изменение соотношения между казачьим и неказачьим населением. Давать оценку положению иногородних крестьян. Указывать факторы, тормозившие свободную колонизацию кубанских земель. Оценивать уровень развития морского и речного судоходства. Комментировать успехи в развитии железнодорожного транспорта. Показывать на карте основные ветки железных дорог и крупные станции. Рассказывать о деятельности Р. В. Штейнгеля и оценивать его вклад в развитие экономики Кубани. |
Тема 11.Земельные отношения. Сельское хозяйство и торговля. Промышленность. |
| Земля и люди: земельные отношения. | 1 | 10.12.18-14.12.18 |
| Мультимедийный ресурс | Раскрывать значение понятий душевой и паевой наделы, передельно-паевая система распределения земли, хуторская и подворная формы землепользования. Рассказывать об особенностях распределения земельного фонда Кубанской области и Черноморского округа. Называть основные формы землепользования в Кубанской области и на территории Черноморского побережья. Раскрывать специфику правового регулирования в землепользовании. Объяснять, почему в пореформенный период земля на Кубани становится товаром. Комментировать развитие арендных отношений в землепользовании. Характеризовать особенности организации производства в имении барона Р. В. Штейнгеля «Хуторок». Анализировать содержание документа «0 поземельном устройстве в казачьих войсках». Делать вывод об особенностях эволюции земельных отношений на Кубани в пореформенное время. |
| Развитие сельского хозяйства и торговли. | 1 | 17.12.18-21.12.18 |
| Мультимедийный ресурс | Раскрывать значение понятий экстенсивное животноводство, мериносовое (тонкорунное) овцеводство, перелог, трёхполье, пропашная культура, стационарная торговля. Характеризовать особенности отраслевой структуры сельского хозяйства Кубани. Объяснять специфику развития животноводства и земледелия во второй половине XIX в. Называть имена кубанских предпринимателей, внёсших вклад в развитие сельского хозяйства (Я. А. Пеховский, Н. И. Меснянкин, Н. В. Кулешов, К. И. Мазаев). Давать оценку уровню развития виноградарства и виноделия на Кубани, рассказывать о деятельности Д. В. Пиленко, Ф. И. Гей- дука, Л. С. Голицына. Указывать факторы, способствовавшие развитию рыночных отношений на Кубани. Характеризовать особенности развития торговли. Показывать на карте крупные центры ярмарочной торговли. Оценивать преимущества ярмарочной и стационарной торговли. |
| Становление кубанской промышленности. | 1 | 08.01.19-12.01.19 |
| Мультимедийный ресурс | Раскрывать значение понятий мелкотоварное производство, винокурение, нефтеперегонный завод, торговый дом, урбанизация. Называть факторы, способствовавшие развитию кубанской экономики, а также отрасли промышленности, развивавшиеся наиболее быстрыми темпами. Рассказывать о становлении нефтяной промышленности на Кубани, определять роль А. Н. Новосильцева в этом процессе. Показывать на карте место, где была пробурена первая в России нефтяная скважина (ныне село Киевское Крымского района, долина реки Кудако). Характеризовать особенности развития винокуренного производства, цементной и металлообрабатывающей промышленности. Устанавливать причинно-следственные связи между развитием промышленного производства в кубанском регионе и процессами урбанизации. Раскрывать роль предпринимателей в развитии экономики края (И. П. Бедросов и сыновья, отец и сын Дицманы, бароны Штейнгели, братья Аведовы, Кузнецовы и др.). Характеризовать не только их предпринимательскую деятельность, но и благотворительную. Иметь представление о том, как изменилась социальная структура кубанского общества в связи с развитием промышленности. |
Тема 12. На помощь славянским братьям. |
| На помощь славянским братьям | 1 | 15.01.19-19.01.19 |
| Мультимедийный ресурс | Раскрывать значение понятий «Шипкинское сидение», казачий пикет, императорский конвой, Георгиевское знамя. Рассказывать о добровольческом движении кубанцев, об участии казачьих формирований в освобождении славянских народов от турецких завоевателей. Характеризовать поведение кубанских казаков во время осады Баязета, в Марухском походе, в «Шипкинском сидении» и в боях за Плевну. Называть имена казачьих командиров (П. Д. Бабыч, С. Я. Кухаренко), характеризовать их полководческие и личностные качества. Делать вывод о вкладе кубанцев в дело освобождения славянских народов от турецкого ига. |
Тема 13. Общественно-политическая жизнь. |
| Общественно-политическая жизнь | 1 | 22.01.19-26.01.19 |
| Мультимедийный ресурс | Раскрывать значение понятий социальные противоречия, революционный кружок, нелегальное издание, общинное хозяйство, земледельческая ассоциация, артель. Характеризовать причины обострения социальных противоречий на Кубани и в других регионах России во второй половине XIX в. Объяснять, почему Кубань оставалась относительно спокойным регионом. Характеризовать деятельность участников народнического движения на Кубани. Рассказывать об общине «Криница», основанной в Черноморском округе в 1886 г. Раскрывать цели и итоги деятельности Бриньковской земледельческой артели. Называть имена кубанских землевольцев и народовольцев (Н. И. Воронов, Г. А. Попко, П. И. Ан- дреюшкин, Ф. А. Щербина, 8. В. Еропкин и др.). Характеризовать особенности правоохранительной системы Кубани в конце XIX в. Анализировать документ «Из полицейских сводок конца XIX в.», делать выводы. |
Тема 14. Развитие традиционной культуры во второй половине XIX в. Образование и культура в условиях реформирования общества. |
| Развитие традиционной культуры во второй половине XIX в. | 1 | 29.01.19-02.02.19 |
| Мультимедийный ресурс | Раскрывать значение понятий адат, шариат, башлык, бурка, папаха, бешмет, шичепщин, урыс ун, турлук. Рассказывать о взаимопроникновении адыгской и казачьей культур, изменениях, произошедших в планировке и архитектуре поселений адыгов, в их семейном укладе. Называть новые элементы, появившиеся в женском адыгском костюме. Характеризовать особенности адыгской песенно-музыкальной культуры. Анализировать процессы взаимовлияния традиционной культуры черноморцев и линейцев, находить общее и особенное. Объяснять, в чём заключались изменения, произошедшие в одежде казаков после 1861 г., и чем они были вызваны. Описывать мужской казачий костюмный комплекс на базе черкески. |
| Образование и культура в условиях реформирования общества | 1 | 05.02.19-09.02.19 |
| Мультимедийный ресурс | Раскрывать значение понятий одноклассное, двухклассное и реальное училища, церковно-приходская школа, статистический комитет, эклектика. Называть факторы, способствовавшие развитию культуры на Кубани в пореформенный период. Характеризовать систему образования на Кубани во второй половине XIX в. Рассказывать о развитии и распространении научных знаний, открытии Кубанского областного статистического комитета и музея. Называть имена представителей кубанской интеллигенции (И. Д. Попко, П. П. Короленко, Е. Д. Фе- лицын, В. М. Сысоев, Ф. Н. Сумароков-Эльстон, Н. Н. Кармалин) и атаманов, активно содействовавших развитию культуры и распространению научных знаний. Раскрывать цели и задачи 0/1И- КО. Характеризовать особенности повседневной жизни кубанцев, рассказывать о развитии печати и книжного дела в регионе. Оценивать роль кубанских художников Е. И. Посполитаки, П. С. Косолапа в развитии изобразительного искусства на Кубани. Рассказывать о достижениях кубанских архитекторов В. А. Филиппова, братьев И. Д. и Е. Д. Черников, называть созданные по их проектам здания и сооружения. Устанавливать зависимость между уровнем развития экономики кубанского региона и уровнем развития культуры его жителей. |
РАЗДЕЛ III. КУБАНСКИЕ СТРАНИЦЫ РУССКОЙ КЛАССИКИ. ЛИТЕРАТУРА КУБАНИ -4 часа |
Тема 15. Русские писатели первой половины XIX в. о Кубани. Становление литературы на Кубани. |
| Русские писатели первой половины XIX в. о Кубани. | 1 | 12.02.19-16.02.19 |
| Мультимедийный ресурс | Раскрывать значение понятия кубанская тематика. Приводить аргументы в пользу того, что в творчестве русских писателей первой половины XIX в. присутствовала кубанская тематика. Рассказывать об отражении темы Кубани в произведениях А. С. Пушкина и А. С. Грибоедова. Объяснять, почему русские писатели проявляли интерес к Кубани. |
| Становление литературы Кубани | 1 | 19.02.19-22.02.19 |
| Мультимедийный ресурс | Раскрывать значение понятия поэтический портрет Кубани. Рассказывать об отражении кубанской тематики в сочинениях «кавказских пленников»: А. И. Полежаева, А. А. Бестужева-Марлинского, А. И. Одоевского. Называть произведения И. Ю. Лермонтова, в которых упоминается Кубань. Приводить цитаты из сочинений поэта, раскрывающие особенности его отношения к кубанской земле. Размышлять и отвечать на вопрос: почему писатели первой половины XIX в. отзываются о кубанской земле весьма противоречиво? Называть имена просветителей (А. А. Головатого, К. В. Российского, Я. Г. Кухаренко), стоявших у истоков становления оригинальной литературы Кубани. Перечислять основные произведения Я. Г. Кухаренко и объяснять, почему за писателем прочно закрепилось определение «первый». |
Тема 16 . Кубань в творчестве писателей второй половины XIX в. Развитие литературы Кубани. |
| Кубань в творчестве писателей второй половины XIX в. | 1 | 26.02.19-02.03.19 |
| Мультимедийный ресурс | Раскрывать значение понятий очеркист, босяк, скареда, символ, художественная форма. Сравнивать образ Кубани, созданный русскими писателями первой и второй половины XIX в. Рассказывать о месте и роли кубанской тематики в творчестве А. П. Чехова, Г. И. Успенского, М. Горького, А. И. Куприна. Анализировать причины внимания русских писателей к Кубани. Называть созданные ими литературные произведения. Рассказывать о Кубани XIX в., используя примеры из произведений русских писателей. Составлять литературный путеводитель - карту «Русские писатели, побывавшие на Кубани». |
| Развитие литературы Кубани | 1 | 05.03.19-07.03.19 |
| Мультимедийный ресурс | Раскрывать значение понятий бытовые и портретно-психологические зарисовки, отточенность языка, «казачий Цицерон», журба. Называть имена писателей, сыгравших значительную роль в становлении литературы Кубани. Объяснять, в чём заключались особенности произведений В. С. Вареника, И. Д. Попко, В. С. Мовы, Н. Н. Канивец- кого, Д. В. Аверкиева. Находить общие черты в творчестве кубанских писателей и классиков русской литературы второй половины XIX в. |
РАЗДЕЛ IV. КУБАНСКАЯ ОБЛАСТЬ И ЧЕРНОМОРСКАЯ ГУБЕРНИЯ В 1900-1913 гг. -5 часов |
Тема 17. Социально-экономическое развитие |
| Социально-экономическое развитие | 1 | 12.03.19-16.03.19 |
| Мультимедийный ресурс | Раскрывать значение понятий казачье землевладение, общинно-надельный земельный фонд, поташ, монополистический капитал. Характеризовать факторы, оказавшие влияние на экономическое и общественно-политическое развитие Кубани в начале XX в. Понимать и комментировать особенности аграрной колонизации кубанского региона в этот период, рассказывать об изменениях в структуре землевладения. Сравнивать развитие Кубанской области и Черноморской губернии. Указывать причины перераспределения общинного земельного фонда Кубани и развития арендных отношений в землепользовании. Рассказывать об особенностях развития транспорта, раскрывать его роль в становлении экономики региона. Анализировать деятельность акционерных обществ, делать выводы. Объяснять, каким образом процесс монополизации капитала стимулировал развитие промышленности и рост товарного производства в регионе. Делать выводы о роли иностранного капитала в развитии экономики Кубани.
|
Тема 18. Развитие сельского хозяйства, торговли и промышленности |
| Развитие сельского хозяйства и торговли | 1 | 19.03.19-23.03.19 |
| Мультимедийный ресурс | Раскрывать значение понятий товарная сельскохозяйственная культура, товарность, рыночная конъюнктура. Характеризовать особенности развития сельского хозяйства Кубани в начале XX в. Рассказывать об изменениях, произошедших в его отраслевой структуре. Называть отрасли специализации земледелия. Приводить примеры, подтверждающие рост товарности сельскохозяйственного производства и его определяющую роль в развитии торговых отношений Кубани с другими регионамиРоссии и иностранными государствами. Характеризовать товарную структуру экспорта и импорта Кубанской области и Черноморской губернии. Высказывать суждения о соответствии кубанского региона (в начале XX в.) званию «житницы России». |
| Развитие промышленности. | 1 | 02.04.19-06.04.19 |
| Мультимедийный ресурс | Раскрывать значение понятий портландцемент, «майкопский нефтяной бум». Характеризовать особенности развития промышленности Кубани в условиях экономического кризиса. Называть основные отрасли промышленного производства и наиболее крупные предприятия (мукомольные, маслобойные, кирпично-черепичные, цементные, нефтеперегонные, машиностроительные и металлообрабатывающие заводы). Показывать на карте центры производства цемента и места добычи нефти. Делать выводы о роли акционерных предприятий в развитии хозяйства кубанского региона. Характеризовать роль кубанских предпринимателей (И. И. Дицман, Л. Н. Трахов, М. И. Мисожников и др.) в развитии промышленности.
|
Тема 19. Общественная ситуация и революционное движение |
| Общественная ситуация и революционное движение | 1 | 09.04.19-13.04.19 |
| Мультимедийный ресурс | Раскрывать значение понятий марксистские группы, революционное движение, «маёвка», «Новороссийская республика». Рассказывать о распространении революционных идей на Кубани на рубеже Х1Х-ХХ вв. Называть события, которые вызвали подъём общественного движения в регионе. Комментировать действия забастовщиков и их требования. Объяснять, почему революционные идеи не получили широкого распространения на Кубани. Рассказывать о событиях, происходивших в Новороссийске и Сочи. Высказывать своё мнение о деятельности новороссийского Совета народных депутатов и причинах падения «Новороссийской республики», делать выводы. Характеризовать особенности революционного движения в воинских подразделениях. Оценивать действия урядника А. С. Курганова, возглавившего восстание Урупского полка. Делать выводы об отношении казачества к революционному движению. Высказывать своё мнение о деятельности анархистов и террористов и используемых ими методах борьбы. |
Тема 20. Культурное пространство Кубани в конце XIX - начале XX в. |
| Культурное пространство Кубани в конце XIX - начале XX в. | 1 | 16.04.19-20.04.19 |
| Мультимедийный ресурс | Раскрывать значение понятий учительская семинария, бюджетная статистика, лазарет, офтальмология, синематограф. Характеризовать особенности развития системы образования и науки на Кубани в конце XIX - начале XX в. Делать выводы об уровне грамотности жителей Кубани в начале XX в. Называть имена учёных и исследователей кубанского края (Н. И. Веселовский, В. И. Воробьёв, Ф. А. Щербина, Б. М. Городецкий, В. С. Пустовойт). Высказывать оценочные суждения об уровне развития здравоохранения и зарождении куротного дела. Рассказывать о деятельности С. В. Очаповского и В. А. Будзинского. Называть центры просветительской работы (народные дома, Кубанское общество народных университетов и др.), созданные на Кубани. Характеризовать состояние музейного дела и оценивать роль «газетного бума» в повышении уровня культуры и образованности населения кубанского края. Показывать на карте города, в которых были открыты первые музеи. Рассказывать о событиях, происходивших в музыкальной жизни кубанцев. Называть имена деятелей музыкальной культуры (А. Д. Бигдай, Г. М. Концевич, Я. М. Тараненко и др.), певцов, добившихся всемирной известности (В. П. Дамаев и др.). Анализировать и обобщать информацию о развитии зрелищных видов искусства, спорта, роли кинематографа в формировании культурного пространства региона. Иметь представление о деятельности таких выдающихся личностей как И. М. Поддубный, Н. Л. Минервин, А. Д. Самарский. Раскрывать роль Ф. А. Коваленко в развитии изобразительного искусства. Оценивать достоинства работ художников, скульпторов, архитекторов, внёсших вклад в преобразование облика населённых пунктов Кубани (И. Мальгерб, М. Микешин, Б. Эдуарде, П. Косолап, А. Адамсон). Приводить аргументы, подтверждающие, что формирование культурного пространства региона происходило в русле общероссийских тенденций. |
Итоговое повторение и проектная деятельность 1 ч. |
| Итоговое повторение и проектная деятельность Основные события истории Кубани XIX - начала XX в. | 1 | 23.04.19-27.04.19 |
| Мультимедийный ресурс | Систематизировать и обобщать материал об основных событиях истории Кубани XIX - начала XX в. Давать оценку достижений в области образования и культуры в контексте общероссийской истории. Отмечать особенности социально-экономического и культурного развитии Кубани и России. Характеризовать преобразования, превратившие Кубань из малоосвоенной окраины Российской империи в один из крупнейших аграрно-промышленных регионов страны. Делать вывод о месте и роли Кубани в истории Российского государства XIX - начала XX в. Готовить проекты по пройденному материалу. |
Раздел «Духовные истоки Кубани» - 4 часа |
| Христианские мотивы в культуре | 1 | 30.04.19-04.05.19 |
| Мультимедийный ресурс | Быть отзывчивым, уметь сочувствовать и и проявлять заботу о близких, товарищах, чужих людях. Уметь излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения. Овладеть базовыми понятиями православного вероучения |
| Духовные основы художественной культуры казачества | 1 | 07.05.19-11.05.19 |
| Мультимедийный ресурс | Обладать такими качествами, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь. Уметь адекватно оценивать действия, поведение и результаты собственные и окружающих. Иметь знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России |
| Духовная лирика кубанских поэтов и композиторов. | 1 | 14.05.19-18.05.19 |
| Мультимедийный ресурс | Обладать нравственным самосознанием, иметь понятия о добре и зле, правде и лжи. Овладевать навыками смыслового чтения текстов и жанров через бережное отношение к слову. Иметь знания о роли православия в формировании отечественной культуры. |
| «Екатеринодарский Третьяков» - Ф.А. Коваленко и его дар городу. | 1 | 21.05.19-24.05.19 |
| Мультимедийный ресурс | Уважительно относиться к святыням. Бережно относиться к материальным и духовным ценностям. Готовность слушать собеседника, вести диалог. Иметь знания о просветительской и миссионерской деятельности церкви. |
Итого: 34 часа |