План урока кубановедения в 10 классе "Меотские племена и кочевники на Кубани"
материал по краеведению (10 класс) по теме
Одним из важных элементов данного урока являются анализ научных источников, работа учащихся с картой и извлечение материала из схем и иллюстраций. Схемы, которые указаны в плане урока, входят в обязательный комплект кабинета кубановедения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.docx | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока кубановедения в 10 классе № 3:
Меотские племена и кочевники на Кубани
Учитель Капинос Т.П.,
МАОУ СОШ № 17 г.Славянска-на-Кубани Краснодарского края
Цель урока:
1.Рассмотреть процесс заселения Кубани меотскими, скифскими и сарматскими племенами;
2.формировать навыки анализа исторических источников, работы с научной информацией;
3. воспитывать интерес к прошлому родного края.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, Схема № 2 «Меоты», №3 «Сарматы», Атлас по истории Кубани, учебник В.Н.Ратушняка «Кубань с древнейших времен до конца XVIII века»
План урока:
1.Меотские племена
2.Скифы в Причерноморье
3.Сарматы (сираки) в Прикубанье
ХОД УРОКА
| ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ |
1)Фронтальный опрос Северное Причерноморье – территория, благоприятная для проживания, которая привлекала людей во все времена. - какие природно-климатические условия позволили людям древности активно её заселять? - откуда получаем сведения? - каким понятием объединяют археологические памятники, на которых обнаружены близкие по типу сооружения и вещи? Перечислить их. 2) сообщения учащихся о памятниках эпохи бронзы на Кубани 3) анализ научного источника (Марченко И.И., учебник стр.9): «На раннем этапе бронзового века Кубань стала своеобразным «мостом» в передаче и распространении достижений восточной цивилизации. Здесь сформировался один из центров выплавки бронзы, сыгравший важную роль в эволюции металлообработки Восточной Европы. В этот же период получили развитие скотоводство, земледелие, сложились два основных хозяйственно-культурных типа: оседлое земледелие и скотоводство» - раскрыть на конкретных фактах тезисы ученого 4) анализ научного источника (Н.В.Анфимов о майкопской культуре): «В 5 км от ст.Новосвободной в урочище «Клады» расположена довольно большая курганная группа… В кургане № 35 каменная двухкамерная гробница отличалась необычным богатством инвентаря. В первой камере на камееном полу в скорчерннном положении лежали два скелета – взрослого и ребенка. При них было найдено большое количество различных предметов. Одних только вещей из бронзы и серебра около 50… более двухсот бус и других украшений из сердолика, горного хрусталя, золота и серебра. Вторая гробница содержала скелет женщины со сравнительно скромным инвентарем» - можно ли по археологическим находкам судить о социальной структуре общества? | - Мягкий умеренный климат, благоприятные почвы, разветвленная речная система, - археологические раскопки - археологические культуры: ямная, дольменная, катакомбная, майкопская, северо-кавказская, срубная Слайд 2 -при раскопках меотских поселений и погребений найдены изделия из металла: бронзовое зеркальце, бляшки, наконечник для стрелы; - в разных захоронениях присутствует разный набор инвентаря, посуды и украшений |
Актуализация знаний учащихся - каковы последствия освоения железа для хозяйственной и общественной жизни племен? | - применение орудий труда с использованием железа увеличило производительность труда, излишек продукции скапливался в руках отдельных людей и так формировалось общественное неравенство |
Какая богатая история у нашего края, какие только народы не оставили свой след на территории Западного Кавказа и Северного Причерноморья. В течение 2-х уроков будем говорить о народах, населявших Кубань в железном веке (VIII - V вв. до н.э.) Запись темы и целей урока | Слайд-шоу фотографий из семейного альбома (Херсонес) |
1)Меоты (анализ внешнего облика) Городище 2)Геродот о скифах (анализ исторического источника, учебник С.16) Работа с картой: проследить движение скифов 3)Сарматы | Схема № 2 Схема № 3 |
Вывод: какие общие и отличительные черты в образе жизни, занятиях, уровне развития материальной культуры, социальной организации меотов, скифов, сираков? | Общие природно-климатические условия определяли схожий образ жизни племен, отличительной чертой являлось то, что меоты были более оседлыми, а скифы и сарматы относились к кочевым племенам |
Закрепление: Составьте устный рассказ от лица представителя одного из народов, населявших Кубань в эпоху раннего железа. | |
Вывод: | |
Домашнее задание: параграф 2, сообщения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока кубановедения в 8 классе по теме: "Основание Екатеринодара и первых станиц". Раздел: "История Кубани".
Описание основания г.Екатеринодара ныне г.Краснодар и первых станиц, которые и сегодня сохранили свои названия....
Презентация и план урока кубановедения в 10 классе "Летописец судеб народных М.А.Шолохов"
В основе урока лежит системно-деятельностный подход. Информация усваивается учащимися в активном режиме через анализ литературных источников. Применяются следующие педтехнологии: тех...
Урок кубановедения «Племена адыгов после распада Золотой Орды»
Адыги на земле моей живут.Их издревле черкесами зовут.Смеются солнцу. Добрых ждут дождей.Живут адыги на земле людей....
Конспект открытого урока по кубановедению 10 класс. Раздел VII. «Духовные истоки Кубани». Тема урока: «Традиционные семейные ценности».
О традициооных ценностиях семьи на Кубани....
Меотские племена и кочевники на Кубани
Урок по географии...
Меотские племена и кочевники на Кубани
Урок по георафии...
Урок кубановедения 5 класс по теме Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке
Технологическая карта...