План урока кубановедения в 10 классе "Меотские племена и кочевники на Кубани"
материал по краеведению (10 класс) по теме

Одним из важных элементов  данного урока являются анализ научных источников, работа учащихся с картой и извлечение материала из схем и иллюстраций. Схемы,  которые указаны в плане урока, входят в обязательный комплект кабинета кубановедения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока кубановедения в 10 классе № 3:

Меотские племена и кочевники на Кубани

Учитель Капинос Т.П.,

МАОУ СОШ № 17 г.Славянска-на-Кубани Краснодарского края

Цель урока:

1.Рассмотреть процесс заселения Кубани меотскими, скифскими и сарматскими племенами;

2.формировать навыки анализа исторических источников, работы с научной информацией;

3. воспитывать интерес к прошлому родного края.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, Схема № 2 «Меоты», №3 «Сарматы»,  Атлас по истории Кубани, учебник В.Н.Ратушняка «Кубань с древнейших времен до конца  XVIII века»

План урока:

1.Меотские племена

2.Скифы в Причерноморье

3.Сарматы (сираки) в Прикубанье

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ

  1. Проверка домашнего задания

1)Фронтальный опрос

Северное Причерноморье – территория, благоприятная для проживания, которая привлекала людей во все времена.

- какие природно-климатические условия позволили людям древности активно её заселять?

- откуда получаем сведения?

- каким понятием объединяют археологические памятники, на которых обнаружены близкие по типу сооружения и вещи? Перечислить их.

2) сообщения учащихся о памятниках эпохи бронзы на Кубани

3) анализ научного источника (Марченко И.И., учебник стр.9): «На раннем этапе бронзового века Кубань стала своеобразным «мостом» в передаче и распространении достижений восточной цивилизации. Здесь сформировался один из центров выплавки бронзы, сыгравший важную роль в эволюции металлообработки Восточной Европы. В этот же период получили  развитие скотоводство, земледелие, сложились  два основных хозяйственно-культурных типа: оседлое земледелие и  скотоводство»

- раскрыть на конкретных фактах тезисы ученого

4) анализ научного источника (Н.В.Анфимов о майкопской культуре):

«В 5 км от ст.Новосвободной  в урочище «Клады» расположена довольно большая курганная группа…

      В кургане № 35 каменная двухкамерная гробница отличалась необычным богатством инвентаря. В первой камере на камееном полу в скорчерннном положении лежали два скелета – взрослого и ребенка. При них было найдено большое количество различных предметов. Одних только вещей из бронзы и серебра около 50… более двухсот бус и других украшений из сердолика, горного хрусталя, золота и серебра.

        Вторая гробница содержала скелет женщины со сравнительно скромным инвентарем»

- можно ли по археологическим находкам судить о социальной структуре общества?

- Мягкий умеренный климат, благоприятные почвы, разветвленная речная система,

- археологические раскопки

- археологические культуры: ямная, дольменная, катакомбная, майкопская, северо-кавказская, срубная

Слайд 2

-при раскопках меотских поселений и погребений найдены изделия из металла: бронзовое зеркальце, бляшки, наконечник для стрелы;

- в разных захоронениях присутствует разный набор инвентаря, посуды и украшений

Актуализация знаний учащихся

- каковы последствия освоения железа для хозяйственной и общественной жизни племен?

- применение орудий труда с использованием железа увеличило производительность труда, излишек продукции скапливался в руках отдельных людей и так формировалось общественное неравенство

Какая богатая история у нашего края, какие только народы не оставили свой след на территории Западного Кавказа и Северного Причерноморья.

В течение 2-х уроков будем говорить  о народах, населявших Кубань в железном веке (VIII - V вв. до н.э.)

Запись темы и целей урока

Слайд-шоу фотографий из семейного альбома (Херсонес)

  1. Объяснение новой темы

1)Меоты (анализ внешнего облика)

Городище

2)Геродот о скифах (анализ исторического источника, учебник С.16)

Работа с картой: проследить движение скифов

3)Сарматы

Схема № 2

Схема № 3

Вывод: какие общие и отличительные черты в образе жизни, занятиях, уровне развития материальной культуры, социальной организации меотов, скифов, сираков?

Общие природно-климатические условия определяли схожий образ жизни племен, отличительной чертой являлось то, что меоты были более оседлыми, а скифы и сарматы относились к кочевым племенам

Закрепление:

Составьте устный рассказ от лица представителя одного из народов, населявших Кубань в эпоху раннего железа.

Вывод:

Домашнее задание:  параграф 2, сообщения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока кубановедения в 8 классе по теме: "Основание Екатеринодара и первых станиц". Раздел: "История Кубани".

Описание основания г.Екатеринодара ныне г.Краснодар и первых станиц, которые и сегодня сохранили свои названия....

Презентация и план урока кубановедения в 10 классе "Летописец судеб народных М.А.Шолохов"

В основе урока лежит  системно-деятельностный подход. Информация   усваивается учащимися в активном режиме через анализ литературных источников. Применяются следующие педтехнологии: тех...

Урок кубановедения «Племена адыгов после распада Золотой Орды»

Адыги на земле моей живут.Их издревле черкесами зовут.Смеются солнцу. Добрых ждут дождей.Живут адыги на земле людей. ...