Методические рекомендации "Рецепты вежливых игр"
учебно-методическое пособие
Методические рекомендации о проведении игр в летнем лагере
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 88.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснослободский филиал МКУДО ДЮЦ Среднеахтубинского района
Методические рекомендации
для педагогов и родителей
«Рецепты вежливых игр»
Разработчик:
Кудрявцева Р.З.
педагог дополнительного
образования
г. Краснослободск, 2019
Аннотация
Детские игры окупаются золотом
самой высокой пробы, ибо воспитывают,
развивают в ребенке целостно все…,
что составляет богатство
человеческой личности.
Й. Хейзинга
Приближается лето - пора каникул и отдыха детей. И задача педагогов наполнить жизнь ребенка радостью общения в соревнованиях, играх, конкурсах, праздниках, сделать пребывание в летнем лагере интересным, полным событий и встреч.
Работая с детьми важно помнить, что игра как способ самовыражения очень близка и интересна каждому ребенку, ведь именно в игре он интенсивнее овладевает культурными ценностями, правилами и нормами поведения в обществе.
Это методическое пособие – практическое руководство к действию для педагогов и родителей в обучении этикету и воспитании культуры поведения у детей в игровой форме. В него вошли игры – разминки, командные игры, игровые упражнения, творческие игры, подвижные - танцевальные игры, а также игры – размышлялки. Игровой материал может быть включен в циклы занятий, в игровые тренинги, в программы праздников и других досуговых мероприятий.
Главный принцип, которым мы руководствовались при разработке материала: «Минимум затрат – максимум пользы, активности и радости на лицах детей». Для нас важно, чтобы дети не просто играли, но и через игровые ситуации раскрывали свой творческий потенциал, учились вежливому общению.
Пусть это пособие поможет вам, нынешние и будущие педагоги, овладеть этим волшебным инструментом и, с его помощью, сделать процесс воспитания культуры поведения более эффективным и необыкновенным!
Поэтому, когда Лариса Борисовна предложила идею сборника «Рецепты интересного лета», мне пришла интересная мысль - разработать «Рецепты вежливых игр», которые будут актуальны для педагогов – организаторов и ПДО работающих в лето.
Ведь ни для кого не секрет, что одной из самых популярных технологий в нашей работе – является игровая технология, и это не случайно. Участвуя в игре, ребенок через разные ситуации интенсивнее овладевает правилами и нормами поведения в обществе, также раскрывает свой творческий потенциал, учится общаться, работать в команде.
Игровой материал направлен на приобретение практических навыков овладения правилами поведенческого и речевого этикета. Игры нравственно-этического содержания могут быть включены в циклы занятий, в игровые тренинги, в программы праздников и других досуговых мероприятий.
В методическую разработку вошли игры – разминки, игры на гендерное развитие, командные игры, ситуационные игры, подвижные - танцевальные игры, а также игры – размышлялки.
Рекомендация от автора:
- Игровую деятельность лучше начинать с психологического настроя учащихся (беседы, позитивной разминки);
Например, спросите у детей, что такое - доброта, вежливость, деликатность, хорошие манеры (обсудите эти понятия).
Я всегда говорю на своих занятиях: «В каждом из Вас живет маленькое солнышко – это доброта (стремление человека поделиться счастьем с другими людьми). А лучики – это поступки человека. Любовь, забота, хорошие поступки согревают нас как солнце!
- На своем личном примере покажите, что быть вежливым, культурным удобно для жизни, это помогает быть приятным в общении, вызывает чувство уважения у окружающих, дает преимущество в межличностном общении.
- В завершении игры - рефлексия, дети отвечают на вопросы педагога (чему научила меня эта игра, понравилась, не понравилась, какой вывод я сделал).
ИГРОБАНК
«Рецепты вежливых игр»
Игровой материал направлен на практическое воплощение разнообразных
игровых форм в педагогическом процессе.
После названия игры приведены символы, обозначающие возраст детей, на который ориентирована игра:
☺ - младшие школьники
🖐 - средние школьники
© - старшеклассники (подростки)
Цель: формирование у детей практических навыков овладения правилами поведенческого и речевого этикета через игру.
Задачи:
- Знакомство с основными правилами этикета через игру;
- Формирование навыков использования в речи вежливых слов и выражений;
- Приобретение навыков построения межличностных отношений в детском коллективе (особенно во взаимоотношении противоположных полов);
- Развитие у детей навыков общения с окружающими людьми;
- Формирование установки толерантного поведения, умения различать добро и зло, творить добро, поступать по совести через игровые ситуации;
- Предоставление возможности детям самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации.
"Сказка о двух волшебницах" ☺🖐
Педагог делит детей на две команды, выдает листы ватмана А3 с контурным изображением двух "волшебниц" и цветные карандаши, фломастеры и дает задание дорисовать фигуры "волшебниц", превратив одну из них в "добрую", а другую в "злую". Задача детей: сочинить сказку, придумать, что совершила "злая" волшебница и как ее победила "добрая".
Материал к заданию: плакат с изображением двух волшебниц.
«Вежливые прятки» ☺🖐
Водящий, закрыв глаза, медленно считает до 10. Остальные прячутся, но не слишком далеко. Так, чтобы водящий мог слышать их голоса. Как только водящий громко произнесет: "Десять!", каждый спрятавшийся кричит в ответ какое-нибудь вежливое слово, по желанию:
- Здравствуй!
- Добрый вечер!
- Всего хорошего!
- Спасибо!..
И водящий по голосу должен узнать, спрятавшихся, и назвать, кто, где находится. Водит тот, кого узнали первым.
«Лови улыбку» ☺🖐©
Задача: Создание дружелюбной атмосферы в отряде. Игроки сидят в кругу. Лидер начинает игру - улыбается, потом прикрывает рот ладонью, словно стирая улыбку. Когда он убирает ладонь, улыбка исчезла. Лидер «бросает» улыбку» другому игроку, который «ловит» ее руками, «наносит» на свое лицо, потом «стирает» и «бросает» визуально другому участнику».
В завершении обсуждение с педагогом о том, как важно быть приветливым и улыбчивым человеком.
«Вежливый батл» ☺🖐
Педагог чертит мелом полосу посредине, дети делятся на две команды по разные стороны метки и по очереди «батлят» вежливыми словами, делая шаг вперед, побеждает сильнейший. Побеждает та команда, которая первая добралась до победной полосы. Условие игры: названные слова повторяться не должны.
"Волшебные очки" ☺🖐
Ведущий предлагает детям ситуацию: Представьте, «Волшебники» создали волшебные очки, которые помогают разглядеть хорошее в человеке, а также то, что человек прячет от всех. Пусть каждый из вас примерит сейчас такие очки. Как это сделать? Просто представьте себе, что вы в очках, посмотрите сквозь них на каждого из ребят и постарайтесь увидеть как можно больше хорошего в каждом.
Ведущий (педагог) первым "надевает очки" и показывает детям, как ими пользоваться. Игру можно повторять, отмечая в последующих обсуждениях, что, раз от раза, надевая такие "очки", можно увидеть все больше хороших качеств.
"Продолжи фразу" ☺🖐
В этой игре на фоне доброжелательности и веселья игроки вспоминают
правила этикета.
Участники встают в круг. Ведущий произносит фразу, в которой задается
ситуация. Игрок, стоящий слева от ведущего, должен произнести этикетную
формулу, которую можно употребить в данной ситуации.
Например, ведущий говорит: "Я встретил друга. Я ему скажу…". Игрок
отвечает: "Здравствуйте" или "Привет!". Кто не смог правильно подобрать слова, сам должен подобрать фразу для следующего игрока.
"Карусель добрых слов" ☺🖐
Игра учит подростков находить в людях положительные качества, способствует устранению барьеров общения, повышению самооценки игроков.
Игроки стоят в одном круге, затем делятся на две команды и образуют
два круга лицом друг к другу (внутренний круг лицом к внешнему кругу). Каждый, кто стоит во внешнем круге, должен сказать что-то хорошее тому человеку, который находится напротив него. Игроки, стоящие во внутреннем круге, благодарят за комплимент. Внутренний круг остается на месте, а игроки внешнего делая шаг в сторону, оказываются лицом к лицу с другим игроком внутреннего круга и так далее. Затем игроки меняются местами и игра продолжается (игроки внешнего круга меняются местами с игроками внутреннего круга).
"Доброе словечко – выйди на крылечко" ☺🖐
Все дети становятся в кружок и вытягивают руки перед собой. Педагог
держит монетку или камешек в своих руках. Монетка символизирует какое-
либо качество, например, доброту. Затем, проходя мимо, педагог помещает
свои руки в руки каждого из детей и говорит: "Ира добрая, Света добрая, Дима добрый", – и так далее. Каждый ребенок закрывает ладошки, как будто ему дали монетку. Педагог действительно оставляет монетку в руках одного из детей. Когда он обойдет круг, один из детей пытается отгадать, у кого монетка, говоря, например: "Ира очень добрая". После этого Ира открывает ладошки и показывает, есть у нее монетка или нет. Ребенку дается три попытки, чтобы отгадать, у кого монетка, после чего игра начинается снова, при этом выбирается другое качество.
Игра учит ребенка доброжелательному отношению к окружающим, умению находить хорошие качества в каждом человеке.
"Хорошее - не хорошее" ☺🖐
Дети выстраиваются в ряд. Педагог кидает мяч по очереди каждому из
детей. Дети должны ловить мяч только тогда, когда ведущий произносит какое-либо хорошее качество (например: правдивость, доброта, аккуратность). Если дети случайно ловят "плохое" качество (например: нетерпимость, жадность.), то они делают шаг назад, если "хорошее" – вперед. Побеждает тот ребенок, который первый дошел до педагога. Ведущим может быть не только педагог, но также и дети. Игра развивает быстроту реакции, внимание. Дети учатся концентрировать внимание только на хорошем.
"Шкатулка ценных качеств"☺🖐©
Заранее приготовьте листочки с написанными на них разными качествами. Затем, свернув листочки в трубочку, положите их в шкатулку. Попросите
детей поочередно подходить к столу и вытягивать листочки. Затем, когда все
листочки будут разобраны, попросите детей закрыть глаза и в течение нескольких минут сосредоточенно подумать, есть ли у них это качество, хотели бы они его иметь, что бы изменилось в их жизни, благодаря этому качеству. Если у детей возникнут сложности с тем или иным качеством, можно разрешить им выбрать другой листочек или поменяться друг с другом.
"Волшебный стул" ☺🖐
Перед началом игры можно рассказать детям о качествах волшебного стула. О том, что тот, кто садится на этот стул, теряет все свои плохие качества
и у него остается только все хорошее, доброе и красивое. Чтобы увидеть это,
нужно смотреть волшебными глазами на того, кто сидит на волшебном стуле. Хорошо, если волшебный стул будет каким-нибудь необычным, например, расписным. После того, как дети расскажут все хорошее про одного ребенка, игра возобновляется. Эту игру можно повторять, и педагог должен постараться, чтобы со временем на волшебном стуле посидел, хотя бы по одному разу, каждый ребенок.
"Волшебный обмен"☺🖐©
Игра дает участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает
для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми. Попросите участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные "вещи": терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Бланк с перечнем качеств можно составить на листе ватмана или флипчарте. Ведущий - педагог выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько "вещей", которых у него нет. Например: покупатель просит у продавца "терпения". Продавец выясняет, сколько ему нужно "терпения", зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть "терпеливым". В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться "чувством юмора", которого у него с избытком. Далее продавцом становится покупатель – а покупатель - это новый игрок. В завершении игры педагог обсуждает с детьми, почему важно быть толерантным человеком.
Игра «Комплименты на все случаи жизни» ☺🖐
Правила игры: Педагог с помощью считалочки выбирает того, кому будут делать комплименты. Ведущий выбирает комплимент, который ему понравился больше всего.
Считалка:
Начинается игра,
И тебе водить пора.
В эти чудные моменты
Ты услышишь комплименты.
Только долго не зевай,
Самый лучший выбирай.
Флешмоб «Вежливое приветствие» ☺🖐
(участники игры под ритмичную музыку повторяют за ведущим жесты – ритуалы приветствия в разных странах)
Как в России и в Европе, смотрите,
Вы крепко друг другу руки пожмите…
А теперь, как на Руси,
Поклонимся до самой земли.
Как на Кавказе обнимемся все
И похлопаем друг друга по спине…
Словно индусы ладони сложите
И ко лбу своему поднесите…
Как египтяне честь отдадим,
Ладонь повернем к тому, с кем говорим.
Воздушный поцелуй как французы пошлем,
Он скажет о том, что мы классно живем!
А теперь ладони соединим перед собой,
Выполним по-японски и по-корейски поклон такой…
Приветствовать всех по-индейски пора,
На корточки быстро присядем, друзья…
А сейчас, как американцы покажем «Ок»,
Всё у нас классно значит, дружок…
Приветствий пока нам мало,
Как итальянцы крикнем все: «Чао!»
Поприветствуем как таджики друг друга с вами,
Обхватим руку соседа двумя руками….
Ну а теперь высунем язык,
Так тибетец здороваться привык…
Как в Замбези сделаем, людей встречая,
Хлопнем в ладоши все, приседая.
Полинезийцы трутся носами,
Сделаем так и мы вместе с вами.
«Вежливые актеры» ☺🖐
Педагог дает задание детям пантомимой или жестами изобразить:
Приветствие друга;
Извинения;
Благодарность;
Восхищение;
Радость;
Доблестного мушкетёра, приветствующего короля;
Военного, приветствующего другого военного;
Вежливую просьбу.
Игра «Вы у нас такие» ☺🖐
Цель: Взаимодействие мальчиков и девочек, создание благоприятного отношения друг к другу. Игра рассчитана на младший и средний возраст.
Отряд делится на 2 команды: мальчики и девочки. Задача каждой команды придумать как можно больше хороших комплиментов команде соперников. Каждый комплимент начинается с фразы «Мальчики (девочки), вы у нас такие…»
В ответ команда должна сначала повторить комплимент, сказанный им фразой «Да, мы у вас такие…», а затем сказать комплимент в ответ. Выигрывает так команда, которая больше придумает комплиментов.
Игра «Вежливые рифмы» ☺🖐
Если наступил на ногу,
Хоть случайно, хоть немного,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «Извините».
*****
Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Станет бабушка счастливой,
Если скажешь ей: «Спасибо!»
*****
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
*****
Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Никогда не жалуйся,
Говори: «Пожалуйста!»
*****
Блюдо первое налито.
Скажем: «Приятного аппетита!» -
*****
Если кто-то спать захочет,
Говорим: «Спокойной ночи»!
*****
Если друг чихнуть готов,
Вспомни фразу «Будь здоров!».
*****
Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье угощайтесь!».
Литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка группового адаптационного занятия для учащихся с овз 1х классов с участием классного руководителя и воспитателя «Лесная школа доброты и вежливости».
Групповое адаптационное занятие с участием детей и педагогов 1-го класса проводиться педагогом-психологом на начальном этапе адаптационного периода.Содержит элементы визуализации, ролевой игры, релакс...

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе "Слова вежливости"
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе "Слова вежливости"...

Методическая разработка классного часа"Урок вежливости"
Цели:Развивающая:· расширить знания воспитанниц о культуре поведения.Познавательная:· знакомство воспитанниц с прави...
Методический паспорт проекта "Международный этикет: как оставаться вежливым при общении с представителями других культур"
Методический паспорт проекта "Международный этикет: как оставаться вежливым при общении с представителями других культур"...

Методическая разработка "Уроки вежливости", "Politeness"
Мы знаем, что этикет зарубежной, в частности английской, культуры отличается от нашей собственной. Вещи, которые могут быть грубыми в вашем языке, могут быть совершенно нормальными в английском,...

Методическая разработка занятия на тему "Вежливые слова
Занятие рассчитано на детей младшего школьного возраста....