Программа внеурочной деятельности "Я - краевед"
рабочая программа (6 класс)
Проектная деятельность школьников среднего звена – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Реализация программы «Я - краевед» способствует развитию ценностного, интеллектуального и творческого потенциала школьников среднего звена, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya_-_kraeved_6_klass.docx | 43.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПИТЛЯРСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»
«Согласовано» Заместитель директора по воспитательной работе Трушникова Н. С. от «___» сентября 2018 года | «Утверждено» Директор МБОУ-ПСОШ «Образовательный центр» Горнова Н. А. |
Программа внеурочной деятельности «Я - краевед»
Программа составлена
учителем истории
МБОУ-Питлярская СОШ «ОЦ»
Гевкан Еленой Ивановной
с. Питляр, 2018 г.
Пояснительная записка
Задача каждого педагога в работе со школьниками среднего возраста помогать им проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого эффективно использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие исследовательских навыков.
Всему этому способствует реализация цели образовательной программы МБОУ-Питлярская СОШ «Образовательный центр» по внеурочной деятельности – формирование личности, владеющей ключевыми, социально-культурными компетенциями, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию, самоопределению в новых социально-экономических, культурно-исторических условиях. Это предполагает создание в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, проектную.
Проектная деятельность школьников среднего звена – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Реализация программы «Я - краевед» способствует развитию ценностного, интеллектуального и творческого потенциала школьников среднего звена, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Любовь к родине, стремление служить своему народу, своей стране не возникает у людей сама по себе. С самого раннего возраста для формирования этих качеств необходимо целенаправленное воздействие. При этом надо помнить, что любовь к родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой вырос.
Программа внеурочной деятельности «Я - краевед» направлена воспитывать чувство гордости за свою культуру, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родное село.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый,
усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы.
Общие цели проектной деятельности:
- развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
- развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
- развитие критического мышления;
- воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях.
Цели программы:
- формирование первоначальных исследовательских умений обучающихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных);
- предлагаемая программа занятий позволит учащимся самим находить ответы на многие «почему?» «как?» «зачем?» используя более 10 методов исследовательской деятельности: информационный поиск, наблюдения, опыт, опрос, сравнение и т.д. Результатами работ будут: собственные проекты, оформленные альбомы, стенды, газеты, выступления на классных часах, родительских собраниях, конференциях.
- воспитание чувства патриотизма к своей малой Родине.
Образовательные задачи:
- знакомство с историей, культурными памятниками и традициями родного края;
- ознакомление с историей малой родины, сбор материала;
- овладение начальными навыками исследовательской и проектной работы; развитие мотивации к процессу получения знаний;
- формирование умений осуществлять проектную деятельность, работать с информацией;
- организовывать свою учебно-исследовательскую и проектную деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности предков, понимания ценности и значимости каждого человека и его деятельности;
- воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу.
Развивающие задачи:
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению;
- развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии.
Общая характеристика программы
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия народа.
Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии — всё это являют нам творения народных умельцев.
Программа подчиняется следующим принципам:
— личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
— природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей среднего школьного возраста);
— педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для школьников 5 класса; необходимость социализации ребёнка);
— культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).
Внеурочная деятельность школьников 5 класса происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы среднего общего образования.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
- типовые занятия (объяснения и практические работы),
- групповые исследования,
- игры-исследования,
- творческие проекты.
Описание места программы в структуре ООП
Данная программа реализует цели и задачи основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) МБОУ-Питлярская СОШ «Образовательный центр». Содержание программы соответствует духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недели) в 5 классе, что соответствует учебному плану школы.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Одним из результатов освоения курса является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей.
- Ценность добра – осознание себя как части мира; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
- Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
- Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности традиций родного края.
- Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности.
- Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
- Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом.
- Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; интерес к своей стране: её истории, культуре, её жизни и её народу.
- Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность.
Группы умений, которые формируют занятия «Я – краевед»:
- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
- социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
- презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
- рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
- менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы.
В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы и подходы, актуальные для современного школьного образования:
- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России, региона и села;
- доступность;
- личностно-ориентированный подход;
- практическая направленность и деятельностный подход через применение проектных технологий.
Результаты освоения программы по внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Познавательные
- формирование знаний , понимание и принятие личностью ценностей,освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
Коммуникативные
- способность учитывать позицию собеседника, уважительное отношение к иному мнению, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информациюи отображать предметное содержание и условия деятельности.
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Результативность внеурочной деятельности отражается по следующим критериям:
- рост социальной активности обучающихся;
- рост мотивации к активной познавательной деятельности;
- уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
- качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистических основ отношения к окружающему миру
Основным инструментарием для оценивания результатов являются так же анкетирование обучающихся и родителей, творческие отчеты (презентации, конкурсы), проекты, практические работы, самоанализ, самооценка, наблюдения.
Практическая значимость.
Проектная деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
- расширяется кругозор в предметных областях;
- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации;
- происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
- наилучшим образом развиваются творческие способности;
- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.
Конечный результат: ученик, владеющий навыками учебных исследований способный вывести все это в суммарный результат (проект).
Практический выход: выступление на дне открытых дверей, организация классных часов и воспитательных мероприятий для младших школьников и воспитанников детского сада.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Я - КРАЕВЕД»
№ занятия | Тема занятия | Дата проведения |
1 | История музея финно-угорской культуры | |
2 | Понятие финно-угорские народы. Языковая группа. | |
3-4 | Народ ханты. Территория расселения. Геральдика. Мифы и сказки. | |
5-6 | Народ манси. Территория расселения. Геральдика. Мифы и сказки. | |
7-8 | Народ венгры. Территория расселения. Геральдика. Мифы и сказки. | |
9-10 | Народ финны. Территория расселения. Геральдика. Мифы и сказки. | |
11-12 | Народ эстонцы. Территория расселения. Геральдика. Мифы и сказки. | |
13-14 | Народ карелы. Территория расселения. Геральдика. Мифы и сказки. | |
15-16 | Народ вепсы. Территория расселения. Геральдика. Мифы и сказки. | |
17-18 | Народ ижорцы. Территория расселения. Геральдика. Мифы и сказки. | |
19-20 | Народ ливы. Территория расселения. Геральдика. Мифы и сказки. | |
21-22 | Народ водь. Территория расселения. Геральдика. Мифы и сказки. | |
23-24 | Народ саамы. Территория расселения. Геральдика. Мифы и сказки. | |
25-26 | Народ мордва. Территория расселения. Геральдика. Мифы и сказки. | |
27-28 | Народ марийцы. Территория расселения. Геральдика. Мифы и сказки. | |
29-30 | Народ коми-зыряне/ ижемцы/ пермяки. Территория расселения. Геральдика. Мифы и сказки. | |
31-32 | Народ удмурты. Территория расселения. Геральдика. Мифы и сказки. | |
33-35 | Подготовка и защита проектов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Краеведы"
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Краеведы"...
Программа внеурочной деятельности "Юные краеведы". 5 класс.
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися по географии с использованием регионального компонента.Программа предполагает изучение исторических и географическ...
Программа внеурочной деятельности "Юные экологи-краеведы". 6 класс.
Программа разработана для 6 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"
Программа внеурочной деятельности историко-краеведческого объединения «Юный краевед», работающего на базе музея МБОУ СОШ №2 с.Южаково направлена на формирование патриотических качест...
Программа внеурочной деятельности "Юные краеведы"
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 6-7 классов общеинтеллектуальной направленности...
- Мне нравится (1)