Программа внеурочной деятельности "Я - краевед"
рабочая программа (6 класс)

Гевкан Елена Ивановна

Проектная деятельность школьников среднего звена – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Реализация программы «Я - краевед» способствует развитию  ценностного, интеллектуального и творческого потенциала школьников среднего звена, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ya_-_kraeved_6_klass.docx43.93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПИТЛЯРСКАЯ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»

«Согласовано»

Заместитель директора по

воспитательной работе  

Трушникова Н. С.

от «___» сентября  2018 года

«Утверждено» 

Директор МБОУ-ПСОШ

«Образовательный центр»

 Горнова Н. А.

Программа внеурочной деятельности                           «Я - краевед»

                                                             Программа составлена

                                                             учителем истории

                                                             МБОУ-Питлярская СОШ «ОЦ»

                                                              Гевкан Еленой Ивановной

с. Питляр, 2018 г.


Пояснительная записка

 Задача каждого педагога в работе со школьниками среднего возраста помогать им проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого эффективно использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие исследовательских навыков.

        Всему этому способствует реализация цели образовательной программы МБОУ-Питлярская СОШ «Образовательный центр»  по внеурочной деятельности – формирование личности, владеющей ключевыми, социально-культурными компетенциями, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию, самоопределению в новых социально-экономических, культурно-исторических условиях. Это предполагает создание в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, проектную.

Проектная деятельность школьников среднего звена – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Реализация программы «Я - краевед» способствует развитию  ценностного, интеллектуального и творческого потенциала школьников среднего звена, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Любовь к родине, стремление служить своему народу, своей стране не возникает у людей сама по себе. С самого раннего возраста для формирования этих качеств необходимо целенаправленное воздействие. При этом надо помнить, что любовь к родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой вырос.

        Программа  внеурочной деятельности «Я - краевед» направлена   воспитывать чувство гордости за свою культуру, способствовать  развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения  к  живущим рядом. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родное село.

Кроме того, краеведческий материал,  как  более  близкий  и  знакомый,

усиливает конкретность  и  наглядность  восприятия  учащимися  исторического процесса  и  оказывает  воспитывающее  воздействие.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс  не только  расширяет знания учащихся  о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он  помогает овладеть начальными навыками исследовательской   и проектной работы.

Общие цели проектной деятельности:

  • развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
  • развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
  • развитие критического мышления;
  • воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении  и действиях.

Цели программы:

  • формирование первоначальных исследовательских умений обучающихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных);
  • предлагаемая программа занятий  позволит учащимся самим находить ответы на многие «почему?» «как?» «зачем?» используя более 10 методов исследовательской деятельности: информационный поиск, наблюдения, опыт, опрос, сравнение и т.д. Результатами работ будут: собственные проекты, оформленные альбомы, стенды, газеты, выступления на классных часах, родительских собраниях, конференциях.
  • воспитание чувства патриотизма к своей малой Родине.

Образовательные задачи:

  • знакомство с историей, культурными памятниками и традициями родного края;
  • ознакомление с историей  малой родины, сбор материала;
  • овладение начальными навыками исследовательской и проектной работы; развитие мотивации к процессу получения знаний;
  • формирование умений осуществлять проектную деятельность, работать с информацией;
  • организовывать свою учебно-исследовательскую и проектную деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат.

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
  • воспитание  учащихся  на примере  жизни  и  деятельности   предков, понимания ценности и значимости каждого человека и его деятельности;
  • воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу.

Развивающие задачи:

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
  • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса  учащихся к краеведению;
  • развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии.

Общая характеристика программы

В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые —  первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия народа.

Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии — всё это являют нам творения народных умельцев.

Программа подчиняется следующим принципам:

— личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

— природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей среднего школьного возраста);

— педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для школьников 5 класса; необходимость социализации ребёнка);

— культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).

Внеурочная деятельность  школьников 5 класса происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы среднего общего образования.

В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:

  • типовые занятия (объяснения и практические работы),
  • групповые исследования,
  • игры-исследования,
  • творческие проекты.

Описание места программы в структуре ООП

Данная программа реализует цели и задачи основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) МБОУ-Питлярская СОШ «Образовательный центр». Содержание программы соответствует духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов  (1 час в неделю, 35 учебных недели) в 5 классе, что соответствует учебному плану школы.

Описание ценностных ориентиров содержания программы

Одним из результатов освоения курса является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей.

  • Ценность добра – осознание себя как части мира; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
  • Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
  • Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности традиций родного края.
  • Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества,  приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности.
  • Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
  • Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом.
  • Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; интерес к своей стране: её истории, культуре, её жизни и её народу.
  • Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность.

Группы умений, которые формируют занятия «Я – краевед»:

  • исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
  • социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
  • оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
  • информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
  • презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
  • рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
  • менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

        В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы.

  В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы и подходы, актуальные для современного школьного образования:

- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России, региона и села;

-  доступность;

- личностно-ориентированный подход;

- практическая направленность и деятельностный подход через применение проектных технологий.

Результаты освоения программы по внеурочной деятельности

Личностные результаты:            

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;                
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;                        
  3. формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов;                                                                                      
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;                                                                                                                        
  5. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;                                                                          
  6. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;                                                
  7. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;            
  8. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;                          
  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;                                                                                    
  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:                                                                                                  

 Регулятивные

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;                                                                                            
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;              
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;                                
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;    

Познавательные

  1. формирование знаний , понимание и принятие личностью ценностей,освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  2. использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;                              
  3. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

Коммуникативные

  1. способность учитывать позицию собеседника, уважительное отношение к иному мнению, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информациюи отображать предметное содержание и условия деятельности.
  2. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  3. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;                                                                                              
  4. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Результативность внеурочной деятельности отражается  по следующим критериям:

  • рост социальной активности обучающихся;
  • рост мотивации к активной познавательной деятельности;
  • уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
  • качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистических основ отношения к окружающему миру

Основным инструментарием для оценивания результатов являются так же анкетирование обучающихся и родителей, творческие отчеты (презентации, конкурсы), проекты, практические работы,  самоанализ, самооценка, наблюдения.

Практическая значимость.

Проектная деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

  • расширяется кругозор в предметных областях;
  • повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации;
  • происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
  • наилучшим образом развиваются творческие способности;
  • развивается речь и умение выступать перед аудиторией.

Конечный результат: ученик, владеющий навыками учебных исследований способный вывести все это в суммарный результат (проект).

Практический выход: выступление на дне открытых дверей, организация классных часов и воспитательных мероприятий для младших школьников и воспитанников детского сада.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Я - КРАЕВЕД»

занятия

Тема занятия

Дата проведения

1

История музея финно-угорской культуры

2

Понятие финно-угорские народы. Языковая группа.

3-4

Народ ханты. Территория расселения. Геральдика. Мифы и сказки.

5-6

Народ манси. Территория расселения. Геральдика. Мифы и сказки.

7-8

Народ венгры. Территория расселения. Геральдика. Мифы и сказки.

9-10

Народ финны. Территория расселения. Геральдика. Мифы и сказки.

11-12

Народ эстонцы. Территория расселения. Геральдика. Мифы и сказки.

13-14

Народ карелы. Территория расселения. Геральдика. Мифы и сказки.

15-16

Народ вепсы. Территория расселения. Геральдика. Мифы и сказки.

17-18

Народ ижорцы. Территория расселения. Геральдика. Мифы и сказки.

19-20

Народ ливы. Территория расселения. Геральдика. Мифы и сказки.

21-22

Народ водь. Территория расселения. Геральдика. Мифы и сказки.

23-24

Народ саамы. Территория расселения. Геральдика. Мифы и сказки.

25-26

Народ мордва. Территория расселения. Геральдика. Мифы и сказки.

27-28

Народ марийцы. Территория расселения. Геральдика. Мифы и сказки.

29-30

Народ коми-зыряне/ ижемцы/ пермяки. Территория расселения. Геральдика. Мифы и сказки.

31-32

Народ удмурты. Территория расселения. Геральдика. Мифы и сказки.

33-35

Подготовка и защита проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Краеведы"

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Краеведы"...

Программа внеурочной деятельности "Юные краеведы". 5 класс.

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися по географии с использованием регионального компонента.Программа предполагает изучение исторических и географическ...

Программа внеурочной деятельности "Юные экологи-краеведы". 6 класс.

Программа разработана для 6 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Программа внеурочной деятельности  историко-краеведческого объединения «Юный краевед», работающего на базе музея МБОУ СОШ №2 с.Южаково направлена на формирование патриотических качест...

Программа внеурочной деятельности "Юные краеведы"

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 6-7 классов общеинтеллектуальной направленности...