Программа внеурочной деятельности "Юные краеведы". 5 класс.
рабочая программа по географии (5 класс) по теме
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися по географии с использованием регионального компонента.Программа предполагает изучение исторических и географических особенностей своей местности, проведение практических занятий, экскурсий и проектную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности по географии "Юные краеведы". 5 класс. | 280.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская основная общеобразовательная школа»
Прокопьевского муниципального района Кемеровской области
Программа внеурочной деятельности «Юные краеведы». 5 класс
Составитель:
Шех Людмила Ростиславовна,
учитель географии МБОУ «Октябрьская ООШ» Прокопьевского
муниципального района
(т. 8-913-072-47-01)
п. Октябрьский, 2015
- Пояснительная записка………………………………………………..3
- Календарно-тематическое планирование ……………………………6
- Содержание учебного предмета……………………………………...11
- Планируемые результаты……………………………………………..15
- Система оценки результатов освоения………………………………18
- Перечень материально-технического, информационного
Обеспечения……………………………………………………………19
- Список литературы……………………………………………………20
- Приложение…………………………………………………………….21
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями. О важности того, чтобы ребенок постигал историю своего народа и его культуру написано много, так как обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за ту землю, на которой живёшь. Академик Д. Лихачев, говоря, о значении краеведения в воспитании граждан страны отметил, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», ведь если не будет корней в родной местности – будет много людей, похожих на искушенное растение «перекати поле». Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Данная программа развивает познавательный интерес к событиям прошлого и настоящего родного края, окружающему миру.
Цель программы:
Углубление имеющихся представлений об истории родного края, изученные на уроках географии, истории, литературы, воспитание гражданственности, патриотизма, любви к родному краю, к своей «малой Родине».
Задачи:
- развивать у обучающихся навыки самостоятельной работы с картографическими материалами (сопоставлять несколько карт одновременно, делать выводы по полученным результатам);
- развивать внимательность, самостоятельность, логическое мышление, коммуникабельность, толерантность, умение работы в группах;
- поддерживать интерес к изучению исторического и творческого наследия родного края;
- воспитывать у обучающихся бережное отношение к окружающему миру, любви к родному Отечеству.
Место учебного предмета в учебном предмете
Программа «Юный краевед» предусматривает теоретические, практические и экскурсионные занятия. Общее число учебных часов за год обучения – 34 часа (1 час в неделю). Программа предназначена для обучающихся пятого класса.
Общая характеристика учебного предмета
Основу содержания программы составляет история Кемеровской области. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; обучающиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Расширяются знания у обучающихся о своих земляках, что помогает ощутить свою связь с прошлым малой родины, знания о героях Кемеровской земли в годы Великой Отечественной войны.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- сформировать у обучающихся знания о родном крае, как о территории со своеобразной природой, населением и хозяйством;
- выявить особенности на территории Кемеровской области отличительные от других регионов России и явления земных оболочек;
- закрепить умения и навыки ориентирования на местности, работы с картами родного края;
- овладеть первоначальными представлениями, понятиями, географическими и краеведческими причинно-следственными связями на территории Кемеровской области;
- вести постоянную работу для формирования географической и краеведческой культуры;
- способствовать воспитанию любви к своей малой родине, нравственности и патриотизма;
- воспитывать у обучающихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитать гордость и уважение к живущим рядом ветеранам войны и труда.
- способствовать воспитанию экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде;
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | |
1. | Введение | 1 | Объяснять: цель и актуальность курса краеведения. | |
2. | Географическая карта, символика Кемеровской области и Прокопьевского муниципального района | 1 | Показывать: географическое положение на карте Кемеровской области, Прокопьевского района. Знать символику Кемеровской области , флаг, герб, гимн. | |
3. | Экскурсия на разрез «Энергетик» «Шахтоуправления Майское» | 1 | Экскурсия. Знать: историю возникновения разреза, имена почетных горняков и достопримечательности. | |
4-5 | Выдающиеся исследователи недр, природы Кузбасса. | 2 | Называть и знать: исследователей недр и природы Д.Г. Мессершмидта, П.А. Чихачева, П.Н. Крылова, Л.И. Лутугина, М.А. Усова. Показывать: места открытия ими месторождений полезных ископаемых и объектов природы. | |
6. | Тест №1 «Кузбасс – на карте мира». | 1 | Осмысление заданий, участие в тестировании. | |
7. | Коренные народы Кемеровской области. | 1 | Знать: кто является коренными жителями Кемеровской области. Показывать: размещение по территории района. | |
8. | Традиции коренных народов. | 1 | Знать: традиции коренных народов. | |
9. | Народные промыслы. | 1 | Знать: народные промыслы (рыболовство, охота , земледелие…) | |
10. | Моя родословная. | 1 | Защита проекта. | |
11. | Тест №2 «Народы, традиции, быт и культура Кузбасса» | 1 | Осмысление заданий, участие в тестировании. | |
12-13. | Растительный и животный мир Кузбасса. | 2 | Знать: животных и растения родного края. Называть: хвойные, лиственные деревья, кустарники, лекарственные и съедобные травы, ягодники, грибы и т.п. Животный мир – его разнообразие. | |
14. | «Красная книга Кузбасса» | 1 | Называть: представителей животного и растительного мира своей местности и Кемеровской области занесенных в Красную книгу; основные мероприятия по охране органического мира в Кемеровской области. | |
15-16 | Памятники природы Кузбасса. | 2 | Объяснять: необходимость создания ООПТ, отличительные признаки заповедника, национального парка, заказника, памятника природы. Описывать: заповедник «Кузнецкий Алатау», Шорский национальный парк, памятники природы (Липовый остров, Томскую писаницу), один из заказников на территории своего района. Показывать: расположение заповедника, национального парка на карте Кемеровской области | |
17. | Экскурсия в историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница» | 1 | Экскурсия. Знать: историю возникновения музея-заповедника, достопримечательности. | |
18. | Тест №3 «Знаете ли вы край родной?» | 1 | Осмысление заданий, участие в тестировании. | |
19-20. | «Народные приметы и народный календарь» | 2 | Знать: Времена года. Урок – путешествие «12 месяцев в родном крае». Города Кемеровской области | |
21-23. | Города Кемеровской области. | 3 | Объяснять: причины возникновения городов; занятия населения хозяйством в отдельных городах родного края (угольные, металлургические, транспортные, историко-архитектурные и другие). Называть (показывать): расположение городов по территории родного края. | |
24. | Тест №4 «Города Кузбасса» | 1 | Осмысление заданий, участие в тестировании. | |
25-27. | Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. | 3 | Знать: дату начала Великой Отечественной Войны, особенности перестройки всей жизни на военный лад, Объяснять: какой вклад жители Кемеровской области внесли в победу над врагом. | |
28. | Земляки – Герои Советского Союза. | 1 | Знать: о героизме жителей Кемеровской области на фронтах войны. Объяснять какой вклад внесли жители Кемеровской области в победу над врагом. | |
29. | Экскурсия в краеведческий музей г. Прокопьевска | 1 | Экскурсия в краеведческий музей. Знать: историю возникновения города Прокопьевска и Прокопьевского района, почетных жителей и достопримечательности. | |
30. | «Они отстояли победу» | 1 | Знать героев-кузбассовцев: В.Волошина, Р.К.Семенюк, З.М.Туснолобова, Н.Масалов, И.Р.Васильев и др. | |
31. | Тест №5 «В годы «Великой Отечественной войны» | 1 | Осмысление заданий, участие в тестировании. | |
32. | Фотовыставка «Любимый район» | 1 | Сбор фотографий с видами района. | |
33. | Викторина: « Знаешь ли ты свой район?» | 1 | Викторина. | |
34 | Итоговое занятие | 1 | Итоговое анкетирование. |
Содержание учебного предмета
Введение (1 ч.)
Цель и актуальность изучения курса краеведения.
Географическая карта, символика Кемеровской области и Прокопьевского района (1 ч.)
Географическое положение на карте Кемеровской области, Прокопьевского района. Символика Кемеровской области и Прокопьевского района. Флаг, герб, гимн.
«Район, в котором я живу» (1 ч.)
(Экскурсия на разрез «Энергетик» «Шахтоуправления Майское», история возникновения разреза, имена почетных горняков и достопримечательности.
Выдающиеся исследователи недр, природы Кузбасса ( 2 ч.)
Первые рудознатцы и землепроходцы родного края: Федор Еремеев - первооткрыватель железных руд (1624 год); Михайло Волков - каменного угля (1721 год); Дмитрий Попов - полиметаллических (серебряных) руд (1781 год); Федот Попов и Егор Лесной - золота (1827 - 1829 годы); Даниель Готлиб Мессершмидт - первое комплексное описание земли Кузнецкой (1721 год); Петр Александрович Чихачев - экспедиция по Восточному Алтаю, включая наш край, дал имя Кузнецкому каменноугольному бассейну (1842 год); Порфирий Никитич Крылов - открыл и описал Липовый остров вблизи села Кузе- деева (1891 год); Леонид Иванович Лутугин - исследование угольных месторождений, рекомендации по закладке шахт в нынешних городах Кемерово и Ленинск- Кузнецкий (1914 - 1915 годы); Михаил Антонович Усов - академик, энциклопедист изучал железорудные месторождения родного края (1917 - 1929 годы). Их фотографии, краткая биография и роль в изучении недр и природы Кузбасса. Маршруты путешествий.
Тест №1 «Кузбасс - на карте мира» (1 ч.)
Коренные народы Кемеровской области (1 ч.)
Земля Кузнецкая до прихода русских и покорения Сибири Ермаком Тимофеевичем (1581 год). Коренные жители - шорцы, телеуты. Набеги соседних племен. Занятия аборигенов края - охота, собирательство, начало земледелия и кузнечного дела.
Традиции коренных народов (1 ч.)
Традиции и обычаи коренных народов. (шорцы, телеуты)
Народные промыслы (1 ч.)
Сельское хозяйство , таежный и рыболовный промысел.
Моя родословная (1 ч.)
«Моя родословная. День моего рождения в истории моей семьи и малой Родины» Каждый культурный человек должен знать не только историю своей Родины, но и историю своего города,семьи, своего рода.
«Кто я, откуда я, какими были мои родители, когда были маленькими, сколько у меня прадедушек, прабабушек, кем они были?».
Целью нашей работы является:
* утверждение нравственных ценностей в сознании членов семьи через духовное возрождение;
* знать имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек, фамилии каждого члена семьи и почему они разные;
* знать основные традиции своей семьи;
* собрать домашний семейный альбом, уметь пояснить в общих чертах историю каждой фотографии.
Тест №2 «Народы, традиции, быт и культура Кузбасса» (1 ч.)
Растительный и животный мир Кузбасса (2 ч.)
Видовой состав растительного покрова и животного мира природной зоны Кемеровской области. Численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; промысловые животные нашего края; разнообразие лекарственных растений.
Красная книга Кузбасса (1ч.)
Представители животного и растительного мира своей местности и Кемеровской области занесенные в Красную книгу; основные мероприятия по охране органического мира в Кемеровской области.
Памятники природы Кузбасса (3ч.)
Дать понятие «памятники природы». Классификация памятников природы (заказники, заповедники и др.). Место, занимаемое памятниками природы в современном мире. Нахождение памятников природы на карте. Экскурсия в природный музей-заповедник «Томская писаница» .
Тест №3 «Знаете ли вы край родной?» (1ч.)
«Народные приметы и народный календарь» (2ч.)
Времена года. Урок – путешествие «12 месяцев в родном крае».
Города Кемеровской области(3ч.)
Причины возникновения городов; занятия населения хозяйством в отдельных городах родного края (угольные, металлургические, транспортные, историко-архитектурные и другие). Обозначение на контурной карте пунсонами разной величины городов по численности населения:
Тест №4 «Города Кузбасса» (1ч.)
Начало Великой Отечественной войны(3ч.)
Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад.
Земляки – Герои Советского Союза (1ч.)
Земляки – Герои Советского Союза. Вклад жителей Кемеровской области в победу над врагом.
Экскурсияв краеведческий музей (1ч.)
Экскурсия в краеведческий музей г. Прокопьевска. История возникновения города Прокопьевска и Прокопьевского района. Почетные жители и достопримечательности.
«Они отстояли победу» (1ч.)
В.Волошина, Р.К.Семенюк, З.М.Туснолобова, Н.Масалов, И.Р.Васильев и др.
Тест №5«В годы «Великой Отечественной войны» (1ч.)
Фотовыставка «Любимый район» (1ч.)
Сбор фотографий с видами города.
Викторина: « Знаешь ли ты свой?»(1ч.)
Итоговое занятие. (1 ч.)
Планируемые результаты освоения учащихся
программы внеурочной деятельности
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни, оптимальная форма этической беседы)
- Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)
- Результаты третьего уровня (опыт социального действия юный краевед может приобрести, включившись в традиционную для многих туристических групп систему сменных должностей)
Система контроля для планируемых результатов строится с учётом необходимости:
- определение динамики картины развития обучающегося на основе выделения, достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы – зоны ближайшего развития ребёнка;
- выделение основных направлений оценочной деятельности – оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.
Знания и умения учащихся:
- формирование у школьников основ умения учиться и способности к реализации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- ознакомление с государственной символикой;
- ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, уважать другие народы России, иметь межэтническую толерантность;
- формировать уважение к ценностям семьи, любви к природе, признание ценностей своего здоровья и здоровья других людей.
Качества личности, развивающихся у учащихся:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности.
Универсальные учебные действия:
- способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности;
- знать о своей этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях, культуре, о наградах и этнических группах России;
- выполнять моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой
Личностные:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;
- умение толерантно определять свое отношение к разным народам
- Метапредметные:
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном уровне – житель планета Земля; - осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.
Регулятивные УУД
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умение управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно взаимодействовать в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Система оценки результатов освоения программы
Основными формами контроля результатов освоения программы являются:
- промежуточное тестирование при фронтальном письменном опросе для контроля и коррекции знаний и умений на 10-15 минут;
- практические работы по формированию и закреплению знаний и умений;
- проверка геономенклатурных знаний и умений (работа с картами),
- другие виды контроля (самостоятельная работа).
Контроль:
Фотовыставка «Любимый район». Сбор фотографий с видами района.
Проектная деятельность:
Моя родословная. Сбор домашнего семейного альбома, уметь пояснить в общих чертах историю каждой фотографии.
Названия тестовых заданий | кол-во часов |
Тест №1 «Кузбасс - на карте мира» | 1 |
Тест №2«Народы, традиции, быт и культура Кузбасса» | 1 |
Тест №3 «Знаете ли вы край родной?» | 1 |
Тест №4 «Города Кузбасса» | 1 |
Тест №5«В годы «Великой Отечественной войны» | 1 |
Всего | 5 |
Перечень учебно – методического, материально – технического, информационного обеспечения
1) географические и исторические карты.
2) изобразительные наглядные пособия – таблицы, муляжи;
3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4) гербарии;
5) настольные игры по географии;
6) компьютер;
6) мультимедийный проектор.
Список литературы
1. Баранник, А.П. Природа - наш дом [Текст] / Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1984.-84с.
2. Ильичёв, А.И., Соловьёв, Л.И. География Кемеровской области [Текст] / Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1986г.-96-102с.
3. Зыков, И.В. Календарь природы (Атлас) / Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1986г.-132-136с.
4. Крылов, Г.В. Зелёная аптека Кузбасса [Текст] / Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1986г.-130с.
5. Наши города. Портрет родного края [Текст] / Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1990г.-149с.
6. Матырёв, А.А. Наш родной край [Текст] /Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1977г.-143с.
7. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие / Л.И.Соловьёв. – Кемерово, 2006.- 384с.
8. Шабалин В.М. Тайны земли Кузнецкой. – Кемерово, 1994. – 221с.
9. Контурные карты по географии Кем. Области / ОАО «ИПП Кузбасс»,2007
Приложения
Тест «Знаете ли вы край родной?»
1. Найдите герб Кемеровской области.
2. Найдите флаг Кемеровской области.
3. Какие цвета присутствуют на гербе Кемеровской области:
а) красный, черный, золотой, зеленый.
б) красный, синий, золотой, зеленый.
в) черный, золотой, зеленый, коричневый.
4.Какая авторская песня стала гимном Кемеровской области:
а) «Мой Кузбасс»;
б) «С днем шахтера, Кузбасс»;
в) «Рабочая мелодия Кузбасса».
5. Кемеровская область образована:
а) 20 июня 1928 года; б) 26 января 1943 года; в) 10 апреля 1984 года.
6. Рудознатец, обнаруживший в 1721 году на берегу реки Томи в «Горелой горе» пласт каменного угля: А) Е. Лесной б) М. Волков в). Л.И. Лутугин
7. В Кемеровской области городов: а) 19; б) 20; в)25.
8. По какой реке проходит восточная граница Кемеровской области?
а) р.Урюп; б) р.Уса; в) р.Верхняя Терсь.
9. Какова площадь Кемеровской области?
а)94,5 кв. км; б)96,2 кв. км; в)95,7 кв. км.
10. Назовите высшую точку Кемеровской области.
а)г. Верхний Зуб; б) г. Большой Каным; в)г. Большой Зуб.
11.Самое крупное животное нашего края:
а) медведь, б) марал, в) лось.
12. Самый крупный хищник наших лесов:
а) росомаха, б) медведь, в) рысь.
13.Самый маленький хищник нашего края:
а) барсук, б) ласка, в) горностай.
14 .Самый распространённый грызун наших лесов:
а) бурундук, б) белка, в)хомяк.
15.Самый крупный грызун в нашей области:
а) белка, б) ондатра, в) бобр.
16.Самая маленькая птичка нашего края:
а) синица, б) королёк, в) воробей.
17.Единственное хвойное дерево, которое осенью сбрасывает хвоинки:
а) можжевельник; б) сосна, в) лиственница.
18. Что такое заповедник?
а) охраняемая территория, где запрещается любая хозяйственная деятельность;
б) охраняемая территория, где частично запрещена хозяйственная деятельность человека.
19. Что такое заказник?
а) охраняемая территория, где запрещена любая хозяйственная деятельность человека;
б) охраняемая территория, которая создана на определённое время по охране отдельных видов животных и растений, где хозяйственная деятельность запрещена частично.
20.Единственный заповедник нашей области:
а) Кузедеевский липовый остров;
б) Кузнецкий Алатау;
в) Томская писаница.
21. На юге нашей области для сохранения уникальных природных комплексов, а также для проведения научно-исследовательских работ, и организации спортивно-оздоровительного отдыха создан:
а) Кузедеевский липовый остров;
б) Заповедник «Кузнецкий Алатау»;
в) Шорский национальный парк.
22. Это единственное в Сибири место, где в горной черневой тайге сохранилась липа сибирская:
а) Черневая тайга; б) Липовый остров; в) Горскинский заказник.
23. Своё название заказник получил от реки, в бассейне которой он расположен. Это первый заказник, который был создан в целях охраны и воспроизводства бобра:
а) Антибесский заказник;
б) Таштагольский заказник;
в) Бельсинский заказник.
24. Какая часть области лежит на самой юго-восточной части плоской Западно-Сибирской равнины?
1. Южная 2. Юго-западная 3. Северная
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность
Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Программа внеурочной детельности 5 класс НОУ ФГОС
Программа внеурочной детельности 5 класс НОУ ФГОС...
Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"
Программа «Дружный класс» представляет собой комплексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие установок толерантности у учащихся начальной школы. Включает в себя непоср...
Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"
Программа внеурочного занятия «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...