Программа внеурочной деятельности "Юные краеведы". 5 класс.
рабочая программа по географии (5 класс) по теме

Шех Людмила Ростиславовна

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися по географии с использованием регионального компонента.Программа предполагает изучение исторических и географических особенностей своей местности, проведение практических занятий, экскурсий и проектную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская основная общеобразовательная школа»

Прокопьевского муниципального района Кемеровской области

Программа внеурочной деятельности «Юные краеведы». 5 класс

Составитель:

Шех Людмила Ростиславовна,

учитель географии МБОУ «Октябрьская ООШ» Прокопьевского

муниципального района

(т. 8-913-072-47-01)        

п. Октябрьский, 2015

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………..3
  2. Календарно-тематическое планирование ……………………………6
  3. Содержание учебного предмета……………………………………...11
  4. Планируемые результаты……………………………………………..15
  5. Система оценки результатов освоения………………………………18
  6. Перечень материально-технического, информационного                                                              

Обеспечения……………………………………………………………19

  1. Список  литературы……………………………………………………20
  2. Приложение…………………………………………………………….21

Пояснительная записка

      Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями. О важности того, чтобы ребенок постигал историю своего народа и его культуру написано много, так как обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за ту землю, на которой живёшь. Академик Д. Лихачев, говоря, о значении краеведения в воспитании граждан страны отметил, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», ведь если не будет корней в родной местности – будет много людей, похожих на искушенное растение «перекати поле». Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Данная программа развивает познавательный интерес к событиям прошлого  и настоящего родного края, окружающему миру.

Цель программы:

Углубление имеющихся представлений об истории родного края, изученные на уроках географии, истории, литературы, воспитание гражданственности, патриотизма, любви к родному краю, к своей «малой Родине».

Задачи:

- развивать у обучающихся навыки самостоятельной работы с картографическими материалами (сопоставлять несколько карт одновременно, делать выводы по полученным результатам);

- развивать внимательность, самостоятельность, логическое мышление, коммуникабельность, толерантность, умение работы в группах;

- поддерживать интерес к изучению исторического и творческого наследия родного края;

- воспитывать у обучающихся бережное отношение к окружающему миру, любви к родному Отечеству.

Место учебного предмета в учебном предмете

Программа «Юный краевед» предусматривает теоретические, практические и экскурсионные занятия. Общее число учебных часов за год обучения – 34 часа (1 час в неделю). Программа предназначена для обучающихся пятого класса.

Общая характеристика учебного предмета

Основу содержания программы составляет история Кемеровской области. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; обучающиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Расширяются знания у обучающихся о своих земляках, что помогает ощутить свою связь с прошлым малой родины, знания о героях Кемеровской земли в годы Великой Отечественной войны.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

- сформировать у обучающихся знания о родном крае, как о территории со своеобразной природой, населением и хозяйством;

- выявить особенности на территории Кемеровской области отличительные от других регионов России и явления земных оболочек;

 - закрепить умения и навыки ориентирования на местности, работы с картами родного края;

- овладеть первоначальными представлениями, понятиями, географическими и краеведческими причинно-следственными связями на территории Кемеровской области;

- вести постоянную работу для формирования географической и краеведческой культуры;

 - способствовать воспитанию любви к своей малой родине, нравственности и патриотизма;

- воспитывать у обучающихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

- воспитать гордость и уважение к живущим рядом ветеранам войны и труда.

 - способствовать воспитанию экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде;

Календарно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

1.

Введение

1

Объяснять: цель и актуальность курса краеведения.

2.

Географическая карта, символика Кемеровской области и Прокопьевского муниципального района

1

Показывать: географическое положение на карте Кемеровской области, Прокопьевского района.

Знать символику Кемеровской области , флаг, герб, гимн.

3.

Экскурсия на разрез «Энергетик» «Шахтоуправления Майское»

1

Экскурсия.

Знать: историю возникновения разреза, имена почетных горняков и достопримечательности.

4-5

Выдающиеся исследователи недр, природы Кузбасса.

2

Называть и знать: исследователей недр и природы Д.Г. Мессершмидта, П.А. Чихачева, П.Н. Крылова, Л.И. Лутугина,  М.А. Усова.

Показывать: места открытия ими месторождений полезных ископаемых и объектов природы.

6.

Тест №1 «Кузбасс – на карте мира».

1

Осмысление заданий, участие в тестировании.

7.

Коренные народы  Кемеровской области.

1

Знать: кто является коренными жителями Кемеровской области. Показывать: размещение по территории района.

8.

Традиции коренных народов.

1

Знать: традиции коренных народов.

9.

Народные промыслы.

1

Знать: народные промыслы (рыболовство, охота , земледелие…)

10.

Моя родословная.

1

Защита проекта.

11.

Тест №2 «Народы, традиции, быт и культура Кузбасса»

1

Осмысление заданий, участие в тестировании.

12-13.

Растительный и животный мир Кузбасса.

2

Знать: животных и растения  родного края.

Называть: хвойные, лиственные деревья, кустарники, лекарственные и съедобные травы, ягодники, грибы и т.п. Животный мир – его разнообразие.

14.

«Красная книга Кузбасса»

1

Называть: представителей животного и растительного мира своей местности и Кемеровской области занесенных в Красную книгу; основные мероприятия по охране органического мира в Кемеровской области.

15-16

Памятники природы Кузбасса.

2

Объяснять: необходимость создания ООПТ, отличительные признаки заповедника, национального парка, заказника, памятника природы.

Описывать: заповедник «Кузнецкий Алатау», Шорский национальный парк, памятники природы  (Липовый остров, Томскую писаницу), один из заказников на территории своего района.

Показывать: расположение заповедника, национального парка на карте Кемеровской области

17.

Экскурсия  в историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница»

1

Экскурсия.

Знать: историю возникновения музея-заповедника, достопримечательности.

18.

Тест №3

«Знаете ли вы край родной?»

1

Осмысление заданий, участие в тестировании.

19-20.

«Народные приметы и народный календарь»

2

Знать: Времена года. Урок – путешествие «12 месяцев в родном крае». Города Кемеровской области

21-23.

Города Кемеровской области.

3

Объяснять: причины возникновения городов; занятия населения хозяйством в отдельных городах родного края (угольные, металлургические, транспортные, историко-архитектурные и другие).

Называть (показывать): расположение городов по территории родного края.

24.

Тест №4 «Города Кузбасса»

1

Осмысление заданий, участие в тестировании.

25-27.

Начало Великой  Отечественной  войны. Перестройка всей жизни  на военный лад.

3

Знать: дату начала Великой Отечественной Войны, особенности  перестройки всей жизни на военный лад,

Объяснять: какой вклад жители Кемеровской области внесли в  победу над врагом.

28.

Земляки – Герои  Советского Союза.

1

Знать: о героизме жителей Кемеровской области на фронтах войны.

Объяснять какой вклад внесли жители Кемеровской области в победу над врагом.  

29.

Экскурсия в краеведческий музей

г. Прокопьевска

1

Экскурсия в краеведческий музей.

Знать: историю возникновения города Прокопьевска и Прокопьевского района, почетных жителей и достопримечательности.

30.

«Они отстояли победу»

1

Знать  героев-кузбассовцев: В.Волошина, Р.К.Семенюк, З.М.Туснолобова, Н.Масалов, И.Р.Васильев и др.

31.

Тест №5  «В годы «Великой Отечественной войны»

1

Осмысление заданий, участие в тестировании.

32.

Фотовыставка «Любимый район»

1

Сбор фотографий с видами  района.

33.

Викторина: « Знаешь ли ты свой район?»

1

Викторина.

34

Итоговое занятие

1

Итоговое анкетирование.

Содержание учебного предмета

Введение   (1 ч.)

Цель и актуальность изучения курса краеведения.

Географическая карта, символика Кемеровской области и Прокопьевского района  (1 ч.)

Географическое положение на карте Кемеровской области, Прокопьевского района.  Символика Кемеровской области и Прокопьевского района. Флаг, герб, гимн.

«Район, в котором я живу»  (1 ч.)

(Экскурсия на разрез «Энергетик» «Шахтоуправления Майское»,  история возникновения разреза, имена почетных горняков и достопримечательности.

Выдающиеся исследователи недр, природы Кузбасса  ( 2 ч.)

Первые рудознатцы и землепроходцы родного края: Федор Еремеев - первооткрыватель железных руд (1624 год); Михайло Волков - каменного угля (1721 год); Дмитрий Попов - полиметаллических (серебряных) руд (1781 год); Федот Попов и Егор Лесной - золота (1827 - 1829 годы); Даниель Готлиб Мессершмидт - первое комплексное описание земли Кузнецкой (1721 год); Петр Александрович Чихачев - экспедиция по Восточному Алтаю, включая наш край, дал имя Кузнецкому каменноугольному бассейну (1842 год); Порфирий Никитич Крылов - открыл и описал Липовый остров вблизи села Кузе- деева (1891 год); Леонид Иванович Лутугин - исследование угольных месторождений, рекомендации по закладке шахт в нынешних городах Кемерово и Ленинск- Кузнецкий (1914 - 1915 годы); Михаил Антонович Усов - академик, энциклопедист изучал железорудные месторождения родного края (1917 - 1929 годы). Их фотографии, краткая биография и роль в изучении недр и природы Кузбасса. Маршруты путешествий.

Тест №1   «Кузбасс - на карте мира»   (1 ч.)

Коренные народы  Кемеровской области  (1 ч.)

Земля Кузнецкая до прихода русских и покорения Сибири Ермаком Тимофеевичем (1581 год). Коренные жители - шорцы, телеуты. Набеги соседних племен. Занятия аборигенов края - охота, собирательство, начало земледелия и кузнечного дела.

Традиции коренных народов  (1 ч.)

Традиции и обычаи  коренных народов. (шорцы, телеуты)

Народные промыслы  (1 ч.)

Сельское хозяйство , таежный и рыболовный  промысел.

Моя родословная (1 ч.)

«Моя родословная. День моего рождения в истории моей семьи и малой Родины»  Каждый культурный человек должен знать не только историю своей Родины, но и историю своего города,семьи, своего рода.

«Кто я, откуда я, какими были мои родители, когда были маленькими, сколько у меня прадедушек, прабабушек, кем они были?».

Целью нашей работы является:

* утверждение нравственных ценностей в сознании членов семьи через духовное возрождение;

* знать имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек, фамилии каждого члена семьи и почему они разные;

* знать основные традиции своей семьи;

* собрать домашний семейный альбом, уметь пояснить в общих чертах историю каждой фотографии.

Тест №2 «Народы, традиции, быт и культура Кузбасса»  (1 ч.)

Растительный и животный мир Кузбасса (2 ч.)

Видовой состав растительного покрова и животного мира природной зоны Кемеровской области. Численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов;  промысловые животные нашего края; разнообразие лекарственных растений.

Красная книга Кузбасса (1ч.)

Представители животного и растительного мира своей местности и Кемеровской области занесенные в Красную книгу; основные мероприятия по охране органического мира в Кемеровской области.

Памятники природы Кузбасса (3ч.)

Дать понятие «памятники природы». Классификация памятников природы (заказники, заповедники и др.).  Место, занимаемое памятниками природы в современном мире. Нахождение памятников природы на карте. Экскурсия  в природный музей-заповедник «Томская писаница» .

Тест №3  «Знаете ли вы край родной?»   (1ч.)

«Народные приметы и народный календарь» (2ч.)

Времена года. Урок – путешествие «12 месяцев в родном крае».
Города Кемеровской области(3ч.)

Причины возникновения городов; занятия населения хозяйством в отдельных городах родного края (угольные, металлургические, транспортные, историко-архитектурные и другие). Обозначение на контурной карте пунсонами разной величины городов по численности населения:
Тест №4 «Города Кузбасса» (1ч.)      

Начало Великой Отечественной  войны(3ч.)

Начало Великой  Отечественной  войны. Перестройка всей жизни  на военный лад.

Земляки – Герои  Советского Союза (1ч.)

Земляки – Герои  Советского Союза. Вклад жителей Кемеровской области в победу над врагом.  

Экскурсияв краеведческий музей  (1ч.)

Экскурсия в краеведческий музей г. Прокопьевска.  История возникновения города Прокопьевска и Прокопьевского района.  Почетные жители и достопримечательности.

 «Они отстояли победу» (1ч.)

  В.Волошина, Р.К.Семенюк, З.М.Туснолобова, Н.Масалов, И.Р.Васильев и др.      

Тест №5«В годы «Великой Отечественной войны»  (1ч.)

Фотовыставка «Любимый район» (1ч.)

Сбор фотографий с видами города.

Викторина: « Знаешь ли ты свой?»(1ч.)

Итоговое занятие. (1 ч.)

Планируемые результаты освоения учащихся

программы внеурочной деятельности

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни, оптимальная форма этической беседы)
  2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)
  3. Результаты третьего уровня (опыт социального действия юный краевед может приобрести, включившись в традиционную для многих туристических групп систему сменных должностей)

Система контроля для планируемых результатов строится с учётом необходимости:

  • определение динамики картины развития обучающегося на основе выделения, достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы – зоны ближайшего развития ребёнка;
  • выделение основных направлений оценочной деятельности – оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

Знания и умения учащихся:

  • формирование у школьников основ умения учиться и способности к реализации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  •  ознакомление с государственной символикой;
  • ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, уважать другие народы России, иметь межэтническую толерантность;
  • формировать уважение к ценностям семьи, любви к природе, признание ценностей своего здоровья и здоровья других людей.

Качества личности, развивающихся у учащихся:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности.

Универсальные учебные действия:

  • способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности;
  • знать о своей этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях, культуре, о наградах и этнических группах России;
  • выполнять моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой

Личностные:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины;

-  сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;

- умение толерантно определять свое отношение к  разным народам

  1. Метапредметные:

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном  уровне – житель планета Земля;        - осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.

Регулятивные УУД

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умение управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

-  формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно взаимодействовать в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Система оценки результатов освоения программы

Основными формами контроля результатов освоения программы   являются:

-  промежуточное   тестирование при   фронтальном   письменном   опросе   для   контроля   и   коррекции   знаний   и   умений   на   10-15 минут;

-  практические   работы   по   формированию   и   закреплению знаний   и   умений;

-  проверка   геономенклатурных   знаний   и   умений   (работа  с  картами),

-  другие   виды   контроля (самостоятельная   работа).

Контроль:

Фотовыставка «Любимый район». Сбор фотографий с видами района.

Проектная деятельность:

Моя родословная. Сбор домашнего семейного альбома, уметь пояснить в общих чертах историю каждой фотографии.

Названия тестовых заданий

кол-во часов

Тест №1 «Кузбасс - на карте мира»  

1

Тест №2«Народы, традиции, быт и культура Кузбасса»

1

Тест №3 «Знаете ли вы край родной?»

1

Тест №4 «Города Кузбасса»

1

Тест №5«В годы «Великой Отечественной войны»

1

Всего

5

Перечень учебно – методического, материально – технического,  информационного  обеспечения

1)  географические и исторические карты.

2)  изобразительные наглядные пособия – таблицы, муляжи;

3)  коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

4)  гербарии;

5)  настольные игры по географии;

6)  компьютер;

6)  мультимедийный проектор.

Список   литературы

1.   Баранник, А.П. Природа - наш дом [Текст] / Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1984.-84с.

2.   Ильичёв, А.И., Соловьёв, Л.И. География Кемеровской области [Текст] / Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1986г.-96-102с.

3.  Зыков, И.В. Календарь природы (Атлас) / Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1986г.-132-136с.

4.   Крылов, Г.В. Зелёная аптека Кузбасса [Текст] / Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1986г.-130с.

5.   Наши города. Портрет родного края [Текст] / Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1990г.-149с.

6.   Матырёв, А.А. Наш родной край [Текст] /Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1977г.-143с.

7. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие / Л.И.Соловьёв. – Кемерово, 2006.- 384с.

8.   Шабалин В.М. Тайны земли Кузнецкой. – Кемерово, 1994. – 221с.

9.   Контурные  карты  по  географии  Кем. Области / ОАО «ИПП  Кузбасс»,2007

Приложения

Тест «Знаете ли вы край родной?»

1.                Найдите герб Кемеровской области.

 

 

 

 


 
2.                Найдите флаг Кемеровской области.

 

 

 

 

 3.     Какие цвета присутствуют на гербе Кемеровской области:

а) красный, черный, золотой, зеленый.

б) красный, синий, золотой, зеленый.

в) черный, золотой, зеленый, коричневый.

4.Какая авторская песня стала гимном Кемеровской области:

а) «Мой Кузбасс»;

б) «С днем шахтера, Кузбасс»;

в) «Рабочая мелодия Кузбасса».

5. Кемеровская область образована:

а) 20 июня 1928 года;  б) 26 января 1943 года;  в) 10 апреля 1984 года.

6. Рудознатец, обнаруживший в 1721 году на берегу реки Томи в «Горелой горе» пласт каменного угля:                                                                                                                             А) Е. Лесной      б) М. Волков в). Л.И. Лутугин

7. В Кемеровской области городов: а) 19;     б) 20;   в)25.

8.  По какой реке проходит восточная граница Кемеровской области?

а) р.Урюп; б) р.Уса; в) р.Верхняя Терсь.

9.  Какова площадь Кемеровской области?

а)94,5 кв. км; б)96,2 кв. км;             в)95,7 кв. км.

10. Назовите высшую точку Кемеровской области.

а)г. Верхний Зуб;     б)         г. Большой Каным;  в)г. Большой Зуб.

11.Самое крупное животное нашего края:

а) медведь, б) марал,  в) лось.

12. Самый крупный хищник наших лесов:

а) росомаха, б) медведь, в) рысь.

13.Самый маленький хищник нашего края:

а) барсук, б) ласка, в) горностай.

14 .Самый распространённый грызун наших лесов:

а) бурундук, б) белка,         в)хомяк.

15.Самый крупный грызун в нашей области:

а) белка,         б) ондатра,                 в) бобр.

16.Самая маленькая птичка нашего края:

а) синица,      б) королёк,    в) воробей.

17.Единственное хвойное дерево, которое осенью сбрасывает хвоинки:

 а) можжевельник;    б) сосна,         в) лиственница.

18.  Что такое заповедник?

а) охраняемая территория, где запрещается любая хозяйственная деятельность;

б) охраняемая территория, где частично запрещена хозяйственная деятельность человека.

19. Что такое заказник?

а) охраняемая территория, где запрещена любая хозяйственная деятельность человека;

б) охраняемая территория, которая создана на определённое время по охране отдельных видов животных и растений, где хозяйственная деятельность запрещена частично.

20.Единственный заповедник нашей области:

а) Кузедеевский липовый остров;

б) Кузнецкий Алатау;

в) Томская писаница.

21. На юге нашей области для сохранения уникальных природных комплексов, а также для проведения научно-исследовательских работ, и организации спортивно-оздоровительного отдыха создан:

а)  Кузедеевский липовый остров;

б)  Заповедник «Кузнецкий Алатау»;

в)  Шорский национальный парк.

22. Это единственное в Сибири место, где в горной черневой тайге сохранилась липа сибирская:

а) Черневая тайга;    б) Липовый остров;             в) Горскинский заказник.

23. Своё название заказник получил от реки, в бассейне которой он расположен. Это первый заказник, который был создан в целях охраны и воспроизводства бобра:

а)  Антибесский заказник;

б)  Таштагольский заказник;

в)  Бельсинский заказник.

24. Какая часть области лежит на самой юго-восточной части плоской   Западно-Сибирской равнины?

 1.   Южная               2.    Юго-западная                  3.    Северная

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность

Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....

Программа внеурочной детельности 5 класс НОУ ФГОС

Программа внеурочной детельности  5 класс НОУ ФГОС...

Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"

Программа «Дружный класс» представляет собой комп­лексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие устано­вок толерантности  у учащихся началь­ной школы. Включает в себя непоср...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...