Программа внеурочной деятельности "Юные экологи-краеведы". 6 класс.
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Шех Людмила Ростиславовна

Программа разработана для 6 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская основная общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

МБОУ «Октябрьская ООШ»

____________А.А. Младенова

«___» ______________ 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ

«Юные экологи-краеведы»

Автор-составитель:

Шех Л.Р., учитель географии и биологии

2016

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в том, что очень важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, т. е. не только  использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять. Воспитание любви к своей исторической Родине, охрана природы, решение экологических проблем местного значения на основе интенсивного внедрения краеведческого компонента в изучение географии и биологии, организация научно-исследовательской работы и реализация социально-значимых экологических, природоохранных проектов – реальные, эффективные направления по экологическому образованию и воспитанию школьников, формирования их нового экологического мышления. Программа интегрирует различные образовательные линии: технологическую, культурологическую, краеведческую – в единое образовательное содержание.

Программа «Юный эколог-краевед» рассчитана на детей 12-13  лет.

Принципы реализации программы: научность, доступность, целесообразность, наглядность.

Цель  программы – формирование у обучающихся основ экологической грамотности, понятия о целостности природных комплексов, путях их рационального использования и охраны, воспитания бережного отношения к природе.

Задачи:

1. Формировать ответственное отношение к окружающей среде;

2. Прививать интерес к географии, основам экологии, охраны природы с учетом регионального компонента.

3. Развивать экологическое мышление, уметь четко излагать и обосновывать свои мысли.

4. Прививать любовь к  природе, родному краю,  Родине.

Место программы в учебном плане школы

Программа «Юные экологи-краеведы» предусматривает теоретические, практические и экскурсионные занятия. Срок реализации программы 1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю. Общий объем программы – 34 часа.  

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни, оптимальная форма этической беседы)
  2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)
  3. Результаты третьего уровня (опыт социального действия юный краевед может приобрести, включившись в традиционную для многих туристических групп систему сменных должностей)

Система контроля для планируемых результатов строится с учётом необходимости:

  • определение динамики картины развития обучающегося на основе выделения, достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы – зоны ближайшего развития ребёнка;
  • выделение основных направлений оценочной деятельности – оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

Знания и умения учащихся:

  • формирование у школьников основ умения учиться и способности к реализации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  •  ознакомление с государственной символикой;
  • ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, уважать другие народы России, иметь межэтническую толерантность;
  • формирование уважения к ценностям семьи, любви к природе, признание ценностей своего здоровья и здоровья других людей.

Качества личности, развивающихся у учащихся:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности.

Универсальные учебные действия:

  • способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности;
  • знать о своей этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях, культуре, о наградах и этнических группах России;
  • выполнять моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой.

Личностные:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины;

-  сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;

- умение толерантно определять свое отношение к  разным народам.

  1. Метапредметные:

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном  уровне – житель планета Земля;        

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.

Регулятивные УУД

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умение управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

-  формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно взаимодействовать в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

В результате освоения  программы внеурочной деятельности «Юные экологи-краеведы»  обучающиеся смогут:

  • раскрывать содержание понятий экология, экологическая культура;
  • прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;
  • смоделировать экологическую ситуацию;
  • приводить примеры негативных факторов окружающей среды;
  • аргументировать позицию в отношении поступках других людей к окружающей среде;
  • взаимодействовать в группах;
  • находить необходимую информацию на различных носителях;
  • демонстрировать результаты своей работы;
  • соблюдать правила поведения в природе.

Формы организации занятий: акция, игра, викторина, защита проекта, круглый стол, коллективно-творческое дело, устный журнал, трудовой десант, экскурсия, практические работы, беседы, дискуссии, мини-сочинения, мини-проекты, экскурсии, составление памяток, конкурсы, викторины, оформление выставок, составление презентаций Power Point.

Система оценки результатов освоения программы

Основными формами контроля результатов освоения программы   являются:

промежуточное   тестирование при   фронтальном   письменном   опросе   для   контроля   и   коррекции   знаний   и   умений   на   10-15 минут;   отчёты по практическим   работам   по   формированию   и   закреплению знаний   и   умений, по экскурсиям;  результаты защиты проектов.

Формы контроля: Анализ, анкетирование, выставка, собеседование, тестирование.

Тематический план программы "Юные экологи-краеведы".

Тема

Всего часов

В том числе

теоретические занятия

практические

занятия

экскурсии

1.Вводное занятие

2

1

1

2.Природные комплексы

4

2

2

3.Правила поведения в природе

6

5

1

4.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Кемеровской области.

14

13

1

5.Особо охраняемые территории родного края.

6

1

5

6.Экологические факторы и среды жизни организмов.

2

2

ИТОГО:

34

2

27

5

Содержание программы включает в себя:

1.Вводное занятие - 2 ч.

 Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.

Практические занятия:

  1. Экскурсия «Осенние явления в природе».

2. Природные комплексы - 4 ч.

Понятие о природных комплексах и их охрана. Природные комплексы Кемеровской области, их рациональное использование. 

Практические занятия:

  1. Экскурсия в краеведческий музей. Ознакомление с природно-территориальными комплексами области.
  2. Экскурсии в природу с целью ознакомления с типичными ландшафтами. 
  3. Работа по атласу Кемеровской области. Подземные сокровища Кемеровской области. Определение горных пород и минералов.
  4. Мини-сочинение на тему «Мой край родной».

3. Правила поведения в природе - 6 ч.

Правила поведения в лесу. Правила сбора лекарственных растений, грибов. Понятие об экологической тропе. Правила создания экологической тропы. Практические занятия. 

  1. Ознакомление с правилами поведения в лесу. Составление памяток.
  2. Знакомство с видами природоохранительной деятельности человека
  3. Определение деревьев и кустарников по коре, веткам и почвам, хвойных пород по хвое, шишкам и семенам. Составление коллекций.
  4. Описание лесного сообщества.
  5. Экскурсия в парк.
  6. Устный журнал по правилам поведения в лесу.


4.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Кемеровской области-14ч

Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений Кемеровской области, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры Кемеровской области. Закон об охране природы. Фенологические наблюдения — одни из методов изучения родного края.

Практические занятия:

  1.  Определение растений, их описание.
  2. Составление карточек охраняемых растений.
  3. Лекарственные растения области и их использование.
  4. Работа по атласу Кемеровской области. Охрана природы.
  5. Работа по атласу Кемеровской области.  Растения и животные хвойных и лиственных лесов.
  6. Работа по атласу Кемеровской области. Растения и животные хвойно-широколиственных лесов.
  7. Работа по атласу Кемеровской области. Растения и животные лесостепей и степей.
  8. Работа по атласу Кемеровской области. Растения и животные гор.
  9. Работа по атласу Кемеровской области. Растения и животные пресных водоёмов.
  10. Работа по атласу Кемеровской области. Растения и животные лугов.
  11. Работа по атласу Кемеровской области. Растения и животные полей.
  12. Работа по атласу Кемеровской области. Растения и животные садов.
  13. Анкетирование на знание редких и исчезающих видов флоры и фауны Кемеровской области.
  14. Экологическая акция. Мы любим наш край будем беречь его богатства.

5. Особо охраняемые территории родного края - 6 ч.

Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники Кемеровской области. Практические занятия:

  1. Экскурсия в краеведческий музей.
  2. Круглый стол по теме «Роль ООПТ в Кемеровской области».
  3. Составление мини-проектов и презентаций по Красной книге Кемеровской области.
  4. Составление мини-проектов и презентаций по особо охраняемым природным территориям Кемеровской области.
  5. Защита проектов.
  6. Экологическая акция по очистке местных водоёмов.

6.Экологические факторы и среды жизни организмов - 2 ч.

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Биологические ритмы. Растения-индикаторы. Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.

Практические занятия:

  1. Экологическая викторина.
  2. Фотоотчёт о проведённых мероприятиях за учебный год. Организация выставки. Подведение итогов. Составление рекомендаций на следующий учебный год.


Учебно-тематическое планирование

Название темы

Всего часов

Часы

УУД

Формы занятий

Формы контроля

Аудитор

ных

Внеауди

торных

  1. Вводное занятие.  (2 ч.)

1

Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.

1

1

Личностные УУД

мотивация учения.

Регулятивные УУД

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Лекция с элементами беседы.

Собеседование

2

Экскурсия №1. «Осенние явления в природе».

1

1

Экскурсия

Отчёт

  1. Природные комплексы (4 ч.)

3

Понятие о природных комплексах и их охрана. Природные комплексы Кемеровской области, их рациональное использование. 

Практическая работа №1. Работа по атласу Кемеровской области. Подземные сокровища Кемеровской области. Определение горных пород и минералов.

1

1

Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

,Личностные УУД формирование основ гражданской идентичности личности

Практическая работа

Отчёт

4

Экскурсия №2  в краеведческий музей. Ознакомление с природно-территориальными комплексами области.

1

1

Экскурсия

Отчёт

5

Экскурсии №3  в природу с целью ознакомления с типичными ландшафтами. 

1

1

Экскурсия

 Отчёт

6

Мини-сочинение на тему «Мой край родной».

1

1

Мини-сочинение

Анализ

  1.  Правила поведения в природе (6 ч.)

7

Правила поведения в лесу. Правила сбора лекарственных растений, грибов. Практическая работа №2. Ознакомление с правилами поведения в лесу. Составление памяток.

1

1

Познавательные УУД

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД

уметь находить ответ

Коммуникативные    УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Практическая работа

Отчёт

8

Понятие об экологической тропе. Правила создания экологической тропы. Практическая работа №3.  Знакомство с видами природоохранительной деятельности человека.

1

1

Практическая работа

Отчёт

9

Практическая работа №4.  Определение деревьев и кустарников по коре, веткам и почвам, хвойных пород по хвое, шишкам и семенам.

1

1

Практическая работа

Отчёт

 10

Практическая работа №5.  Описание лесного сообщества.

1

1

Практическая работа

Отчёт

11

Экскурсия №4  в парк.

1

1

Экскурсия

Отчёт

12

Устный журнал по правилам поведения в лесу.

1

1

Устный журнал

Творческий отчёт

  1. Редкие и исчезающие виды флоры Кемеровской области.  (14 ч.)

13

Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Практическая работа №6. Подборка необходимой литературы по теме.

1

1

Познавательные УУД

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД

уметь находить ответ

Коммуникативные    УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Практическая работа

Отчёт

14

Красная книга. Виды растений Кемеровской области, занесенных в Красную книгу. Практическая работа №7. Составление карточек охраняемых растений.

1

1

Практическая работа

Отчёт

15

Реликты и эндемики флоры Кемеровской области. Закон об охране природы. Практическая работа №8. Работа по атласу Кемеровской области. Охрана природы.

1

1

Практическая работа

Отчёт

16

Практическая работа №9. Работа по атласу Кемеровской области.  Растения и животные хвойных и лиственных лесов.

1

1

Практическая работа

Отчёт

17

Практическая работа №10. Работа по атласу Кемеровской области. Растения и животные хвойно-широколиственных лесов.

1

1

Практическая работа

Отчёт

18

Практическая работа №11. Работа по атласу Кемеровской области. Растения и животные лесостепей и степей.

1

1

Практическая работа

Отчёт

19

Практическая работа №12. Работа по атласу Кемеровской области. Растения и животные гор.

1

1

Практическая работа

Отчёт

20

Практическая работа №13. Работа по атласу Кемеровской области. Растения и животные пресных водоёмов.

1

1

Практическая работа

Отчёт

21

Практическая работа №14. Работа по атласу Кемеровской области. Растения и животные лугов.

1

1

Практическая работа

Отчёт

22

Практическая работа №15. Работа по атласу Кемеровской области. Растения и животные полей.

1

1

Практическая работа

Отчёт

23

Практическая работа №16. Работа по атласу Кемеровской области. Растения и животные садов.

1

1

Практическая работа

Отчёт

24

Фенологические наблюдения — одни из методов изучения родного края. Экскурсия №5.  Зимние явления в жизни растений.

1

1

Экскурсия

Отчёт

25

Тестирование на знание редких и исчезающих видов флоры и фауны Кемеровской области.

1

1

Тестирование

Результаты тестирования

26

Экологическая акция. Мы любим наш край будем беречь его богатства.

1

1

Акция

Анализ

  1.  Особо охраняемые территории родного края. (6 ч.)

27

Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники Кемеровской области.

Просмотр видеофильмов по особо охраняемым территориям Кемеровской области.

1

1

Личностные УУД

мотивация учения.

Регулятивные УУД

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Просмотр видеофильмов

Собеседование

28

Круглый стол по теме «Роль ООПТ в Кемеровской области».

1

1

Круглый стол

Анализ

29

Составление мини-проектов и презентаций по Красной книге Кемеровской области.

1

1

Проект

Творческий отчёт

30

Составление мини-проектов и презентаций по особо охраняемым природным территориям Кемеровской области.

1

1

Проект

Творческий отчёт

31

Защита проектов.

1

1

Проект

Творческий отчёт

32

Экологическая акция по очистке местных водоёмов.

1

1

Акция

Анализ

  1. Экологические факторы и среды жизни организмов.  (2 ч.)

33

Экологические факторы. Биологические ритмы. Растения-индикаторы. Среды жизни организмов.

Экологическая викторина.

1

1

Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникатив. УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные УУД

формирование основ гражданской идентичности личности

Игра-викторина

Анкетиро

вание

34

Фотоотчёт о проведённых мероприятиях за учебный год. Организация выставки.

Подведение итогов. Составление рекомендаций на следующий учебный год.

1

1

Коллективное творческое дело

Анализ

Итого запланировано: 5 экскурсий, 16 практических работ, 1 мини-сочинение, 1 устный журнал, 2 экологические акции, 1 анкетирование, 3 проекта, 1 видеофильм, 1 игра-викторина, 1 коллективное творческое дело.

Перечень учебно – методического, материально – технического,  информационного  обеспечения

  1. Атлас Кемеровской области для школьников;
  2. географические карты;
  3. изобразительные наглядные пособия – таблицы, муляжи;
  4. коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
  5. гербарии растений;
  6. видеофильмы по охране природы;
  7. готовые презентации;
  8. компьютер;
  9. мультимедийный проектор;
  10. фотоаппарат.

Список литературы

  1. Баранник, А.П. Природа - наш дом [Текст] / Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1984.-84с.
  2. Бугров А.Н. География Прокопьевского района: учебное пособие [Текст] /

А.Н. Бугров. Киселёвск: ООО «Типография», 2013 г. - 167 с.

3. Ильичёв, А.И., Соловьёв, Л.И. География Кемеровской области [Текст] / Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1986г.-96-102с.

4.  Зыков, И.В. Календарь природы (Атлас) / Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1986г.-132-136с.

5.  Наши города. Портрет родного края [Текст] / Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1990г.-149с.

6. Соловьев, Л. И. География Кемеровской области. Природа [Текст]: учеб, пособие для обучающихся / Л. И. Соловьев. – Кемерово: «СКИФ» - «Кузбасс», 2006. – 382 с. 

7. Строев К. Ф., Ефремов Ю. К. Краеведение / К. Ф. Строев, Ю. К. Ефремов; под ред. А. М. Прохорова //Большая Советская Энциклопедия. —3-е изд. —  М., 1973. —  Т. 13.

Интернет-ресурсы

  1. http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2013/11/15/vzaimosvyaz-urochnoy-i-vneurochnoy-raboty-v-formirovanii 
  2. http://elibrary.sgu.ru/djvu/s.html     
  3. http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31665
  4. http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/02/19/statya_kuznetsova_chigorevskaya-2.doc
  5. http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/10/04/yunyy_kraeved.doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 1 класса

Программа внеурочной деятельности для 1кл. "Русские сказки в народной игрушке"...

Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.

Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"

Программа составлена на основе·                     Федерального государственного образовательного с...

Программа кружка "Юный эколог-краевед"

Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса "Юный эколог-краевед", рассчитанного на школьников 6-10 классов, занимающихся в учебных группах учреждений дополнительного образов...

Программа внеурочной деятельности для 9 класса «Занимательная грамматика» 9 класс

 Успешное овладение знаниями  невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока русского языка и насыщенность программы не все...