Программа внеурочной деятельности "Юные экологи-краеведы". 6 класс.
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Программа разработана для 6 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_yunye_ekologi-kraevedy. 6 класс. | 175.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Октябрьская ООШ» ____________А.А. Младенова «___» ______________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Юные экологи-краеведы»
Автор-составитель:
Шех Л.Р., учитель географии и биологии
2016
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в том, что очень важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, т. е. не только использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять. Воспитание любви к своей исторической Родине, охрана природы, решение экологических проблем местного значения на основе интенсивного внедрения краеведческого компонента в изучение географии и биологии, организация научно-исследовательской работы и реализация социально-значимых экологических, природоохранных проектов – реальные, эффективные направления по экологическому образованию и воспитанию школьников, формирования их нового экологического мышления. Программа интегрирует различные образовательные линии: технологическую, культурологическую, краеведческую – в единое образовательное содержание.
Программа «Юный эколог-краевед» рассчитана на детей 12-13 лет.
Принципы реализации программы: научность, доступность, целесообразность, наглядность.
Цель программы – формирование у обучающихся основ экологической грамотности, понятия о целостности природных комплексов, путях их рационального использования и охраны, воспитания бережного отношения к природе.
Задачи:
1. Формировать ответственное отношение к окружающей среде;
2. Прививать интерес к географии, основам экологии, охраны природы с учетом регионального компонента.
3. Развивать экологическое мышление, уметь четко излагать и обосновывать свои мысли.
4. Прививать любовь к природе, родному краю, Родине.
Место программы в учебном плане школы
Программа «Юные экологи-краеведы» предусматривает теоретические, практические и экскурсионные занятия. Срок реализации программы 1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю. Общий объем программы – 34 часа.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни, оптимальная форма этической беседы)
- Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)
- Результаты третьего уровня (опыт социального действия юный краевед может приобрести, включившись в традиционную для многих туристических групп систему сменных должностей)
Система контроля для планируемых результатов строится с учётом необходимости:
- определение динамики картины развития обучающегося на основе выделения, достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы – зоны ближайшего развития ребёнка;
- выделение основных направлений оценочной деятельности – оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.
Знания и умения учащихся:
- формирование у школьников основ умения учиться и способности к реализации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- ознакомление с государственной символикой;
- ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, уважать другие народы России, иметь межэтническую толерантность;
- формирование уважения к ценностям семьи, любви к природе, признание ценностей своего здоровья и здоровья других людей.
Качества личности, развивающихся у учащихся:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности.
Универсальные учебные действия:
- способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности;
- знать о своей этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях, культуре, о наградах и этнических группах России;
- выполнять моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой.
Личностные:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;
- умение толерантно определять свое отношение к разным народам.
- Метапредметные:
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном уровне – житель планета Земля;
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.
Регулятивные УУД
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умение управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно взаимодействовать в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Юные экологи-краеведы» обучающиеся смогут:
- раскрывать содержание понятий экология, экологическая культура;
- прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;
- смоделировать экологическую ситуацию;
- приводить примеры негативных факторов окружающей среды;
- аргументировать позицию в отношении поступках других людей к окружающей среде;
- взаимодействовать в группах;
- находить необходимую информацию на различных носителях;
- демонстрировать результаты своей работы;
- соблюдать правила поведения в природе.
Формы организации занятий: акция, игра, викторина, защита проекта, круглый стол, коллективно-творческое дело, устный журнал, трудовой десант, экскурсия, практические работы, беседы, дискуссии, мини-сочинения, мини-проекты, экскурсии, составление памяток, конкурсы, викторины, оформление выставок, составление презентаций Power Point.
Система оценки результатов освоения программы
Основными формами контроля результатов освоения программы являются:
промежуточное тестирование при фронтальном письменном опросе для контроля и коррекции знаний и умений на 10-15 минут; отчёты по практическим работам по формированию и закреплению знаний и умений, по экскурсиям; результаты защиты проектов.
Формы контроля: Анализ, анкетирование, выставка, собеседование, тестирование.
Тематический план программы "Юные экологи-краеведы".
Тема | Всего часов | В том числе | ||
теоретические занятия | практические занятия | экскурсии | ||
1.Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |
2.Природные комплексы | 4 | 2 | 2 | |
3.Правила поведения в природе | 6 | 5 | 1 | |
4.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Кемеровской области. | 14 | 13 | 1 | |
5.Особо охраняемые территории родного края. | 6 | 1 | 5 | |
6.Экологические факторы и среды жизни организмов. | 2 | 2 | ||
ИТОГО: | 34 | 2 | 27 | 5 |
Содержание программы включает в себя:
1.Вводное занятие - 2 ч.
Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.
Практические занятия:
- Экскурсия «Осенние явления в природе».
2. Природные комплексы - 4 ч.
Понятие о природных комплексах и их охрана. Природные комплексы Кемеровской области, их рациональное использование.
Практические занятия:
- Экскурсия в краеведческий музей. Ознакомление с природно-территориальными комплексами области.
- Экскурсии в природу с целью ознакомления с типичными ландшафтами.
- Работа по атласу Кемеровской области. Подземные сокровища Кемеровской области. Определение горных пород и минералов.
- Мини-сочинение на тему «Мой край родной».
3. Правила поведения в природе - 6 ч.
Правила поведения в лесу. Правила сбора лекарственных растений, грибов. Понятие об экологической тропе. Правила создания экологической тропы. Практические занятия.
- Ознакомление с правилами поведения в лесу. Составление памяток.
- Знакомство с видами природоохранительной деятельности человека
- Определение деревьев и кустарников по коре, веткам и почвам, хвойных пород по хвое, шишкам и семенам. Составление коллекций.
- Описание лесного сообщества.
- Экскурсия в парк.
- Устный журнал по правилам поведения в лесу.
4.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Кемеровской области-14ч
Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений Кемеровской области, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры Кемеровской области. Закон об охране природы. Фенологические наблюдения — одни из методов изучения родного края.
Практические занятия:
- Определение растений, их описание.
- Составление карточек охраняемых растений.
- Лекарственные растения области и их использование.
- Работа по атласу Кемеровской области. Охрана природы.
- Работа по атласу Кемеровской области. Растения и животные хвойных и лиственных лесов.
- Работа по атласу Кемеровской области. Растения и животные хвойно-широколиственных лесов.
- Работа по атласу Кемеровской области. Растения и животные лесостепей и степей.
- Работа по атласу Кемеровской области. Растения и животные гор.
- Работа по атласу Кемеровской области. Растения и животные пресных водоёмов.
- Работа по атласу Кемеровской области. Растения и животные лугов.
- Работа по атласу Кемеровской области. Растения и животные полей.
- Работа по атласу Кемеровской области. Растения и животные садов.
- Анкетирование на знание редких и исчезающих видов флоры и фауны Кемеровской области.
- Экологическая акция. Мы любим наш край будем беречь его богатства.
5. Особо охраняемые территории родного края - 6 ч.
Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники Кемеровской области. Практические занятия:
- Экскурсия в краеведческий музей.
- Круглый стол по теме «Роль ООПТ в Кемеровской области».
- Составление мини-проектов и презентаций по Красной книге Кемеровской области.
- Составление мини-проектов и презентаций по особо охраняемым природным территориям Кемеровской области.
- Защита проектов.
- Экологическая акция по очистке местных водоёмов.
6.Экологические факторы и среды жизни организмов - 2 ч.
Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Биологические ритмы. Растения-индикаторы. Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.
Практические занятия:
- Экологическая викторина.
- Фотоотчёт о проведённых мероприятиях за учебный год. Организация выставки. Подведение итогов. Составление рекомендаций на следующий учебный год.
Учебно-тематическое планирование
№ | Название темы | Всего часов | Часы | УУД | Формы занятий | Формы контроля | ||
Аудитор ных | Внеауди торных | |||||||
| ||||||||
1 | Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии. | 1 | 1 | Личностные УУД мотивация учения. Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. | Лекция с элементами беседы. | Собеседование | ||
2 | Экскурсия №1. «Осенние явления в природе». | 1 | 1 | Экскурсия | Отчёт | |||
| ||||||||
3 | Понятие о природных комплексах и их охрана. Природные комплексы Кемеровской области, их рациональное использование. Практическая работа №1. Работа по атласу Кемеровской области. Подземные сокровища Кемеровской области. Определение горных пород и минералов. | 1 | 1 | Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы. ,Личностные УУД формирование основ гражданской идентичности личности | Практическая работа | Отчёт | ||
4 | Экскурсия №2 в краеведческий музей. Ознакомление с природно-территориальными комплексами области. | 1 | 1 | Экскурсия | Отчёт | |||
5 | Экскурсии №3 в природу с целью ознакомления с типичными ландшафтами. | 1 | 1 | Экскурсия | Отчёт | |||
6 | Мини-сочинение на тему «Мой край родной». | 1 | 1 | Мини-сочинение | Анализ | |||
| ||||||||
7 | Правила поведения в лесу. Правила сбора лекарственных растений, грибов. Практическая работа №2. Ознакомление с правилами поведения в лесу. Составление памяток. | 1 | 1 | Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные УУД уметь находить ответ Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). | Практическая работа | Отчёт | ||
8 | Понятие об экологической тропе. Правила создания экологической тропы. Практическая работа №3. Знакомство с видами природоохранительной деятельности человека. | 1 | 1 | Практическая работа | Отчёт | |||
9 | Практическая работа №4. Определение деревьев и кустарников по коре, веткам и почвам, хвойных пород по хвое, шишкам и семенам. | 1 | 1 | Практическая работа | Отчёт | |||
10 | Практическая работа №5. Описание лесного сообщества. | 1 | 1 | Практическая работа | Отчёт | |||
11 | Экскурсия №4 в парк. | 1 | 1 | Экскурсия | Отчёт | |||
12 | Устный журнал по правилам поведения в лесу. | 1 | 1 | Устный журнал | Творческий отчёт | |||
| ||||||||
13 | Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Практическая работа №6. Подборка необходимой литературы по теме. | 1 | 1 | Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные УУД уметь находить ответ Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). | Практическая работа | Отчёт | ||
14 | Красная книга. Виды растений Кемеровской области, занесенных в Красную книгу. Практическая работа №7. Составление карточек охраняемых растений. | 1 | 1 | Практическая работа | Отчёт | |||
15 | Реликты и эндемики флоры Кемеровской области. Закон об охране природы. Практическая работа №8. Работа по атласу Кемеровской области. Охрана природы. | 1 | 1 | Практическая работа | Отчёт | |||
16 | Практическая работа №9. Работа по атласу Кемеровской области. Растения и животные хвойных и лиственных лесов. | 1 | 1 | Практическая работа | Отчёт | |||
17 | Практическая работа №10. Работа по атласу Кемеровской области. Растения и животные хвойно-широколиственных лесов. | 1 | 1 | Практическая работа | Отчёт | |||
18 | Практическая работа №11. Работа по атласу Кемеровской области. Растения и животные лесостепей и степей. | 1 | 1 | Практическая работа | Отчёт | |||
19 | Практическая работа №12. Работа по атласу Кемеровской области. Растения и животные гор. | 1 | 1 | Практическая работа | Отчёт | |||
20 | Практическая работа №13. Работа по атласу Кемеровской области. Растения и животные пресных водоёмов. | 1 | 1 | Практическая работа | Отчёт | |||
21 | Практическая работа №14. Работа по атласу Кемеровской области. Растения и животные лугов. | 1 | 1 | Практическая работа | Отчёт | |||
22 | Практическая работа №15. Работа по атласу Кемеровской области. Растения и животные полей. | 1 | 1 | Практическая работа | Отчёт | |||
23 | Практическая работа №16. Работа по атласу Кемеровской области. Растения и животные садов. | 1 | 1 | Практическая работа | Отчёт | |||
24 | Фенологические наблюдения — одни из методов изучения родного края. Экскурсия №5. Зимние явления в жизни растений. | 1 | 1 | Экскурсия | Отчёт | |||
25 | Тестирование на знание редких и исчезающих видов флоры и фауны Кемеровской области. | 1 | 1 | Тестирование | Результаты тестирования | |||
26 | Экологическая акция. Мы любим наш край будем беречь его богатства. | 1 | 1 | Акция | Анализ | |||
| ||||||||
27 | Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники Кемеровской области. Просмотр видеофильмов по особо охраняемым территориям Кемеровской области. | 1 | 1 | Личностные УУД мотивация учения. Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. | Просмотр видеофильмов | Собеседование | ||
28 | Круглый стол по теме «Роль ООПТ в Кемеровской области». | 1 | 1 | Круглый стол | Анализ | |||
29 | Составление мини-проектов и презентаций по Красной книге Кемеровской области. | 1 | 1 | Проект | Творческий отчёт | |||
30 | Составление мини-проектов и презентаций по особо охраняемым природным территориям Кемеровской области. | 1 | 1 | Проект | Творческий отчёт | |||
31 | Защита проектов. | 1 | 1 | Проект | Творческий отчёт | |||
32 | Экологическая акция по очистке местных водоёмов. | 1 | 1 | Акция | Анализ | |||
| ||||||||
33 | Экологические факторы. Биологические ритмы. Растения-индикаторы. Среды жизни организмов. Экологическая викторина. | 1 | 1 | Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникатив. УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные УУД формирование основ гражданской идентичности личности | Игра-викторина | Анкетиро вание | ||
34 | Фотоотчёт о проведённых мероприятиях за учебный год. Организация выставки. Подведение итогов. Составление рекомендаций на следующий учебный год. | 1 | 1 | Коллективное творческое дело | Анализ |
Итого запланировано: 5 экскурсий, 16 практических работ, 1 мини-сочинение, 1 устный журнал, 2 экологические акции, 1 анкетирование, 3 проекта, 1 видеофильм, 1 игра-викторина, 1 коллективное творческое дело.
Перечень учебно – методического, материально – технического, информационного обеспечения
- Атлас Кемеровской области для школьников;
- географические карты;
- изобразительные наглядные пособия – таблицы, муляжи;
- коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
- гербарии растений;
- видеофильмы по охране природы;
- готовые презентации;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- фотоаппарат.
Список литературы
- Баранник, А.П. Природа - наш дом [Текст] / Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1984.-84с.
- Бугров А.Н. География Прокопьевского района: учебное пособие [Текст] /
А.Н. Бугров. Киселёвск: ООО «Типография», 2013 г. - 167 с.
3. Ильичёв, А.И., Соловьёв, Л.И. География Кемеровской области [Текст] / Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1986г.-96-102с.
4. Зыков, И.В. Календарь природы (Атлас) / Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1986г.-132-136с.
5. Наши города. Портрет родного края [Текст] / Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1990г.-149с.
6. Соловьев, Л. И. География Кемеровской области. Природа [Текст]: учеб, пособие для обучающихся / Л. И. Соловьев. – Кемерово: «СКИФ» - «Кузбасс», 2006. – 382 с.
7. Строев К. Ф., Ефремов Ю. К. Краеведение / К. Ф. Строев, Ю. К. Ефремов; под ред. А. М. Прохорова //Большая Советская Энциклопедия. —3-е изд. — М., 1973. — Т. 13.
Интернет-ресурсы
- http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2013/11/15/vzaimosvyaz-urochnoy-i-vneurochnoy-raboty-v-formirovanii
- http://elibrary.sgu.ru/djvu/s.html
- http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31665
- http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/02/19/statya_kuznetsova_chigorevskaya-2.doc
- http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/10/04/yunyy_kraeved.doc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для 1 класса
Программа внеурочной деятельности для 1кл. "Русские сказки в народной игрушке"...
Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.
Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...
Рабочая программа внеурочного занятия во 2 классе "Занимательная информатика" ФГОС .
«Рассмотренно»...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"
Программа составлена на основе· Федерального государственного образовательного с...
Программа кружка "Юный эколог-краевед"
Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса "Юный эколог-краевед", рассчитанного на школьников 6-10 классов, занимающихся в учебных группах учреждений дополнительного образов...
Программа внеурочной деятельности для 9 класса «Занимательная грамматика» 9 класс
Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока русского языка и насыщенность программы не все...