Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Краеведы"
рабочая программа по краеведению по теме
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Краеведы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedy.docx | 31.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (законных представителей)
«Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (законных представителей),
с ограниченными возможностями здоровья №27, VIII вида»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Краеведы»
Киселевск, 2013
Пояснительная записка
Школьный музей является тематическим систематизированным собранием подлинных памятников истории, культуры и природы, комплектуемых, сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами.
Школьные музеи являются структурным подразделением школы, создаются в школах всех профилей, в школах-интернатах, детских домах, внешкольных учреждениях детьми под руководством педагогов и при участии общественности.
Подлинные памятники истории, культуры и природы, хранящиеся в фондах школьных музеев, являются общественной собственностью, входят в состав музейного фонда России и Государственного архивного фонда России и подлежат государственному учету в установленном порядке.
Цель программы:
Способствовать осуществлению комплексного подхода к воспитанию гражданских, патриотических качеств личности, воспитывает бережное отношение к памятникам истории, культуры, природы.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
- создать информационное и образовательное пространство, способствующее нравственному становлению личности воспитанника, формированию его гражданских патриотических чувств через получение краеведческих знаний;
- расширить знания учащихся в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
- развивать интерес к исследовательской деятельности по изучению родного края, обычаев и традиций русского народа;
- показать богатую историю жизни народов Сибири, основу традиций, заложенные старшим поколением, их обычаев;
- обеспечить возможность показа основных этапов истории нашего города и края, школы, истории района, истории жизни учителей и школьников школы;
- обеспечить организацию воспитательного процесса на основе патриотизма и глубокого уважения к истории школы, края, Родины;
- способствовать пониманию основ русской культуры народов Сибири;
- знакомить с народным календарем, праздниками, народным фольклором;
- формировать навыки реставрации предметов старины, обеспечивать сохранность и рациональное использование школьного музейного фонда;
- использовать собранный краеведческий материал в учебной и внеучебной деятельности;
- способствовать формированию исторически объективного подхода к оценке событий и фактов истории России;
- воспитывать бережное отношение к памятникам истории, культуры и природы родного края;
- проводить культурно-просветительскую работу среди учащихся;
- способствовать осознанию учащимися своей сопричастности к делам предков и ответственности за будущее своей земли;
- осуществлять взаимосвязь с городскими краеведческим музеем, Домом туризма, творчества, с другими кружковыми объединениями.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей с нарушениями познавательной сферы.
Программа «Краеведы» разработана на три года занятий с учащимися среднего и старшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Программа первого года рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), 7 класс.
Основной формой работы являются внеурочные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации внеурочной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий).
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы «Краеведы» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно-познавательного интерес к краеведческой работе, как одному из видов поисково-исследовательской и собирательской работы школьников;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства со старинны бытом, национальными традициями, народным костюмом;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Учащиеся получат возможность для:
- коррекции внимания, воображения, памяти, мышления, речи;
- устойчивого познавательного интереса к краеведческой деятельности;
- осознанных основ истиннорусской культуры, традиций, обычаев как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать полученные знания для дальнейшей социализации, самореализации, и самоопределения личности;
- эмоционально-ценностного отношения к фольклору, народным праздникам, традициям и обычаям, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- находить предметы, представляющие историческую ценность, овладеть навыками реставрации.
- выбирать материалы, средства для создания интерьера русской избы. При создании интерьера учитывать народные традиции, правила оформления русской избы;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых технологиях, планировать свои действия;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания поделок посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться народными пословицами, поговорками.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- различать старинные предметы, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в ведении домашнего быта;
- реставрировать предметы старины, рационально использовать их;
- применять художественные средства, материалы в декоративно-прикладном искусстве.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать культурно-историческую ценность традиций и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Учащиеся получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Через систему краеведческой работы предполагается воспитать в будущем гражданине России:
- чувство гражданственности и патриотизма, гордость за свой народ, за свою Родину;
- нравственный и культурный потенциал, способность корректировать свое общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично и нравственно;
- чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;
- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни;
- готовность и способность к реализации личностного потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм и возможности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Отслеживание знаний, умений, навыков и уровня духовно-нравственного воспитания разного вида контроля, тестирования, рубежный контроль.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях, создании портофолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть:
• однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
• постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
• тематические - по итогом изучения разделов, тем;
• итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, иллюстрации, эскизы и т.п.
Учебно-тематическое планирование
Учебный план занятий по программе «Краеведы»
Номер разделов | Название разделов | Всего |
I. | Музееведение | 9 |
II. | История родного края | 10 |
III. | Истоки национальной культуры | 21 |
IV. | Моя семья – моя Отчизна | 22 |
V. | Фольклор | 8 |
Итого | 70 |
Музееведение 9
- Вводное занятие. Выборы Совета и актива музея, утверждение плана работы.
- Знакомство с поисковой, собирательной, исследовательской деятельностью
- Работа в школьном музее. Основные разделы школьного музея. Теоретические занятия.
- Учет и хранение собранного материала. Работа с Книгой учета музейных предметов и инвентарной книгой.
- Пополнение фондов и экспозиции музея.
- Подготовка лекторской группы. Формирование лекторской группы. Разработка тематических экскурсий.
- Пополнение фондов. Реставрация изделий.
- Отчет Совета и актива музея.
- Отчет об итогах работы (Итоги конкурсов). Награждение активных краеведов.
История родного края 10
- Источники знаний по истории родного края
- Россия и ее символы.
- Заочное путешествие «Моя малая Родина»
- Заочное путешествие «Памятные места нашего города»
- «Ими городится Киселевск»
- «Край родной навек любимый» экскурсия по Киселевску.
- Заочное путешествие по страницам прошлого Киселевска
- Экскурсия в краеведческий музей
- Экскурсия в школьный музей. Школа № 24
- Экскурсия в этнографический музей. Школа № 31.
Истоки национальной культуры 21
- Народная культура
- Языческие праздники и православные
- Три Спаса в Христианском календаре
- Из истории вышивки
- Традиции встречи Нового года
- Народные художественные промыслы
- Новогодняя игрушка из ларца
- Национальные зимние забавы
- Татьянин день, история возникновения.
- Рождественские встречи
- Крещение
- Русское зодчество
- День Святого Валентина
- Масленица
- Что такое пост
- Вербная неделя
- Благовещение
- Великий четверг. Праздник Святой Пасхи.
- День Победы
- Летние праздники
- Троица. Яблочный Спас. Медовый Спас. Ильин день.
Моя семья – моя Отчизна 22
- Моя родословная
- Я и мои дедушка и бабушка
- Профессии наших родителей
- Праздник пожилых людей
- Встреча с педагогами-ветеранами «С уважением к сединам вашим»
- Виды домашнего труда
- История и секреты сибирской кухни
- Устройство русской избы
- Народная медицина
- Понятие соотечественники. Национальные особенности жизни людей, патриотизм.
- Мои земляки. Встреча с интересными людьми.
- Моя улица, ее имя.
- Конкурс знатоков-краеведов.
- Мой город в годы Великой Отечественной войны.
- Уроки мужества.
- Образ домашней жизни хлебосольство.
- Рецепты старой кухни
- Домашняя утварь
- Как строили наши деды
- Старый бабушкин сундук
- История школы – наша история.
- Российская символика.
Фольклор 8
- Посиделки на завалинке. Экскурсия в школьный музей.
- Осень в русском фольклоре «Осенины».
- Фольклорные праздники
- Рождественские посиделки.
- Праздник «Масленица».
- Весенние посиделки.
- Пословица недаром молвится
- Конкурсная программа «Лапти-лапоточки»
Список литературы
- Музейная педагогика, в сб. Музееведение. Музеи исторического профиля. М., 1988.
- Музей и образование: Обзорная информация. М., 1989.
- Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю.. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. Культурно-образовательная деятельность музеев. М., 1997. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.
- Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. М., 1999. ИРРИКТ, Каф. Музейного дела.
- Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2011. – 192 с.
- В.В.Воронкова. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.
- В.И. Гарбузов. Практическая психотерапия.
- А.Ц. Гаршаев. Этапы нравственного становления ребёнка.
- О.С. Богданова. Нравственное воспитание школьников.
- Л.М. Фридман. Методы изучения личности и ученических коллективов.
- Т.П. Грибоедова. Нравственное развитие личности школьника: подходы диагностики.
- Программы коррекционно-воспитательной работы. Кемерово 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Тропинка к своему «Я»» 1 класс.
Занятия разработаны на основе авторской программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я». Начальная школа 1 – 4 и программы «Жизненные навыки» под ред. С.В. Кривцовой.Цель курса психо...
Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Тропинка к своему «Я»» 2 класс.
Занятия разработаны на основе авторской программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я». Начальная школа 1 – 4 и программы «Жизненные навыки» под ред. С.В. Кривцовой. Цель курс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
Рабочая программа внеурочной деятельности: «Основы духовно – нравственной культуры народов России» 5 класс 2015
1 час в неделю / 35 часов в год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности: «Основы духовно – нравственной культуры народов России» 5 класс
1 час в неделю / 35 часов в год...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному воспитанию. 1-4 классы. Апробирована. Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, ко...