Программа внеурочной деятельности "Юные краеведы"
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 6-7 классов общеинтеллектуальной направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunye_kraevedy.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности учащихся
«Юные краеведы»
Направление: общеинтеллектуальное
Вид деятельности: научно-познавательная
Возраст школьников: 12-13 лет
Руководитель: Десятникова М.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения на основе сборника программ внеурочной деятельности по историческому краеведению «Страницы прошлого листая…»: метод. рекомендации для учителей истории / под общ. ред. М.А. Десятниковой. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. – (Серия «Реализация ФГОС ООО») и предназначена для реализации внеурочной деятельности обучающихся в 7 класса .
Программа имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляют собой варианты программы организации внеурочной деятельности средних школьников.
Педагогическая целесообразность программ внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у подростков региональной и гражданской идентичности. Программа обеспечивают развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности.
Актуальность этой программы обусловлена тем, что в программах по истории России, соответствующих ФГОС ООО не предусмотрены часы на изучение регионального компонента. В этой ситуации внеурочная деятельность по краеведению позволит обеспечить реализацию принципа синхронности курса истории и исторического краеведения. Кроме того, изучение истории родного края воспитывает любовь к нему, формирует гражданскую позицию, навыки бережного отношения к природе, истории и культуре родного края. Оно играет существенную роль в нравственном и гражданско-патриотическом воспитании. Разработанные программы направлены на формирование понятий о Родине и малой родине, воспитание любви к Отечеству и родному краю.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программах предусмотрены активные формы работы, направленные на вовлечение обучающихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Связь с уже существующими программами. Программы сборника «Страницы прошлого листая…» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011., Рабочей программы и тематического планирования курса «История России». 6–9 классы (основная школа): учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина. – М. : Просвещение, 2016., методических рекомендаций «Концептуальные и нормативно-методические основы изучения краеведения в образовательных организациях Ульяновской области: сборник нормативных документов» /под.ред. Н.В. Жульковой, В.Н. Янушевского. – Ульяновск: Центр ОСИ, 2015.
Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит реализация культурологического подхода к изучению истории родного края через познание народных традиций, знакомство с памятниками культуры, музейными экспозициями, судьбами знаменитых земляков. Системно-деятельностный подход осуществляется посредством использования таких форм организации познавательной деятельности как экскурсия , образовательное путешествие, практикум, заочное путешествие, игра-соревнование.
Цель:
- создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность;
- развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;
- формирование региональной и гражданской идентичности.
Задачи:
Познавательный аспект:
- познакомить обучающихся с основными событиями и социальными процессами, связанными с историей Среднего Поволжья;
- формировать универсальные исторические понятия;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающий аспект:
- развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории;
- развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении истории.
Воспитательный аспект:
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории.
Основные содержательные линии курса. Разработанные программы напрямую связаны с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории в основной школе ( с учётом перехода к линейному принципу изучения истории и введения историко-культурного стандарта) с ХVI в. до ХVII в.
Срок реализации – 1 год ( 35 часов из расчета 1 час в неделю).
Особенности возрастной группы детей 12 - 13 лет.
Подростки этого возраста характеризуются высоким уровнем познавательной активности и любознательности. Детям предоставляется возможность удовлетворения своих познавательных интересов и общения в сочетании с изучением истории края , семьи и организационных форм занятий.
- Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
- Особенность набора детей - свободная;
- Занятия проводятся в группах по 10-12 человек ,допускается переход обучающихся из одной группы в другую;
- Режим занятий: количество часов, выделенных на изучение курса 35 часов в год, количество часов и занятий в неделю – 1, один раз в неделю. Продолжительность занятий 45 мин.
Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проектный, творческий, конструктивный. В курсе сочетаются творческие и интеллектуальные практики, которые формируют у школьника разные способности. Прием драматизации во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к изучению истории России и исторического краеведения.
Знакомство с экспозициями музеев, образовательные экскурсии и заочные путешествия, анализ письменных источников по теме позволяют формировать основы для научного исследования, активизировать познавательную деятельность обучающихся.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы проведения занятий. Внеурочная деятельность по истории основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Практическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
- добровольность участия и желание проявить себя,
- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
- сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- наличие целевых установок и перспектив деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально;
- осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;
- толерантное отношение к истории других стран;
- познавательная, творческая, общественная активность;
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- личная и взаимная ответственность;
- готовность действия в нестандартных ситуациях.
Метапредметные :
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- уметь задавать вопросы, опираясь на текст, изображения;
- участвовать в диалоге;
- инсценировать исторические сюжеты;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, презентации и т.д.), в том числе и в открытой общественной среде.
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
- опросников,
- анкетиования,
- тестирования,
- презентаций творческих работ.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проектов.
Содержание программы
Раздел 1. Введение (5 ч)
Введение. Цели и задачи курса. Работа с источниками (1 ч)
Помощники истории (1 ч)
Вспомогательные исторические дисциплины. Исторические источники. Археологические памятники.
Карта Среднего Поволжья: историческая, географическая (2 ч)
Из истории заселения Поволжья. Археологические и палеонтологические данные. Обзор: рельеф, климат, ресурсы. Посещение музея.
Повторительное обобщение «Исторический калейдоскоп» (1 ч)
Раздел 2.
Древняя Русь и Среднее Поволжье в VIII-первой половине XII в. (18 ч)
Древняя Русь и её соседи (1 ч)
Территория древнего государства. Соседи Руси.
Хазарский Каганат - беспокойный сосед Руси(2 ч)
Древние государства Поволжья (2 ч)
Булгары, аланы, буртасы. Мордва – мокша. Возникновение и история развития древних государств Среднего Поволжья.
Занятия булгар и организация булгарской племенной знати (1 ч)
Земледелие, скотоводство, ремесло. Особое сословие – племенная знать. Экскурсия.
Образование феодального булгарского государства (1 ч)
Образование и географическое положение государства. Развитие торговли и хозяйства. Религия. Экскурсия.
Расцвет Волжской Булгарии (1 ч)
Булгарский город – центр торговли и культуры. Караванный путь – средство развития края. Караван – сараи на территории Среднего Поволжья (Чёртово Городище, Кайбельское городище).
Система управления (1 ч)
Раннефеодальная монархия. Хан и князья. Реисы, полусвободные крестьяне и ремесленники. Подати и поборы.
Отношения булгар с Киевской Русью (1 ч)
Древние летописи о булгарах. Договор с Киевской Русью. Претензии Владимиро – Суздальского княжества на волжский путь. Военные походы Владимиро – Суздальских дружин. Булгарские походы на Русь. Восстановление мирных отношений перед общим врагом – монголо-татарами.
Наш край в составе Волжской Булгарии (2 ч)
Быт т культура булгар. Город Сувар. Достижения волжских булгар.
Путешествие в Волжскую Булгарию (2 ч)
Экскурсия по булгарским городам: Сувар, Биляр, Булгар, Джукетау.
По следам купцов: из Булгарии в Киев (2 ч)
Путь из Волжской Булгарии в Киев. Арабо – персидские путешественники и географы о пути из Булгарии в Киев (Идриси, Гардизи, Ибн-Русте). Город Вантит. От Булгара через Волгу до городища Хулаш.
Из далёкой тьмы веков (1 ч)
Кайбельский курганный могильник в Чердаклинском районе. Курган у с. Екатериновка в Сенгилеевском районе. Захоронения и погребальная утварь.
Повторительное обобщение «Среднее Поволжье в VIII-первой половине XII в.в. ( 1ч)
Игра «Пять ступеней истории»
Раздел 3. Древняя Русь и Среднее Поволжье в 30-е годы XII-XIII в.в.
(9 часов)
Монголо-татарское нашествие (3 ч)
В степях Азии. Армия и военные походы. Вторжение на Русь и Волжскую Булгарию. Организация сопротивления.
Наш край в составе Золотой Орды (3 ч)
«Новый порядок»: ханский гнёт и разорение. Нашествие хана Булак – Тимура.
Вторичный расцвет Волжской Булгарии (1 ч)
Середина XIII века – восстановление экономики и культуры. Чеканка монет. Сельское хозяйство и ремесло. Новые города и сёла.
Наследие Булгарского царства (1 ч)
Соборная мечеть с минаретом. Бани и отопление. Постройки из белого камня на известковом растворе.
Повторительное обобщение «Среднее Поволжье в XII-XIII в.в.» (1 ч)
Контроль знаний. Зачёт.
Раздел 4. Московская Русь и Среднее Поволжье в XIV-XVв.в. (3 часа)
На развалинах Булгарского царства (1 ч)
Прекращение существования государства Волжская Булгария. Культурное наследие.
Итоговое повторение «По страницам истории» (2 ч)
Викторина «Путешествие в прошлое».
Учебно–тематический план
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма организации занятия | Виды деятельности |
Раздел 1. Введение (5 часов) | ||||
1. | Введение | 1 | Занятие в библиотеке | Работа в парах по определению источников по историческому краеведению в библиотеке и интернет – ресурсах |
2. | Помощники истории | 1 | Лекция с элементами беседы | Индивидуальная работа по заполнению карточек «Науки – помощницы» |
3-4. | Карта Среднего Поволжья: историческая, географическая | 2 | Практикум Экскурсия в Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А.Гончарова | Индивидуальная работа с контурной картой с опорой на текст и интернет – ресурсы Посещение музея, получение информации от экскурсовода. Обобщение информации с последующим обсуждением. |
5. | Повторительное обобщение «Исторический калейдоскоп» | 1 | Творческая лаборатория | Работа в группах по выполнению заданий: «Реши кроссворд», «Ты мне – я тебе», «Чайнворд» |
Раздел 2. Древняя Русь и Среднее Поволжье в VIII-первой половине XII в. (18 часов) | ||||
6 | Древняя Русь и её соседи | 1 | Занятие в библиотеке Творческая лаборатория | Групповая работа по изучению источников. Работа в парах с интернет – ресурсами по заполнению контурной картой |
7 | Хазарский Каганат - беспокойный сосед Руси | 2 | Групповые информационные проекты по темам: «Хазарский каганат», «Русь и Хазария» | |
8 | Народы Поволжья глазами | 2 | Занятие - описание | Работа в группах с опорой на текст и историческую карту «Народы Поволжья глазами путешественника». Работы по составлению карты «Археологические памятники Ульяновской области» |
9 | Занятия булгар и организация булгарской племенной знати | 2 | Творческая мастерская Экскурсия в Ульяновский музей «Археология Симбирского края» | Индивидуальная работа с опорой на текст и интернет – ресурсы – рисунок или аппликация «Занятия булгар». Составление схемы «Сословное деление в Волжской Булгарии». Посещение музея, получение информации от экскурсовода. Обобщение информации с последующим обсуждением |
10 | Образование феодального булгарского государства | 1 | Экскурсия в Ульяновский музей «Археология Симбирского края» | Посещение музея, получение информации от экскурсовода. Обобщение информации с последующим обсуждением |
11 | Расцвет Волжской Булгарии | 1 | Устный краеведческий журнал «Краеведы рассказывают неизвестное об известном» | Парные проекты «Булгарский город – центр торговли и культуры», «Караван – сараи» |
12 | Система управления | 1 | Творческая лаборатория | Работа в группах с опорой на текст по составлению схемы «Система управления в Волжской Булгарии» |
13. | Отношения булгар с Киевской Русью | 1 | Практикум | Индивидуальная работа по заполнению таблицы «Военные походы». Индивидуальная работа с контурной картой |
14. | Наш край в составе Волжской Булгарии | 2 | Творческая мастерская | Индивидуальная работа с опорой на текст – рисование или аппликация по теме «Достижения народов Поволжья». Составление карты–схемы «В составе Волжской Булгарии» |
15-16. | Путешествие в Волжскую Булгарию | 2 | Творческая лаборатория Практикум | Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и карту « Жизнь в городах Сувар, Биляр». Работа в группах по составлению карты «Города Волжской Булгарии» |
17-18. | По следам купцов: из Булгарии в Киев | 2 | Практикум | Работа в парах с опорой на текст и интернет – ресурсы по заполнению контурной карты «Путь из Булгарии в Киев» |
19-20. | Из далёкой тьмы веков: курганы | 1 | Устный краеведческий журнал «Краеведы рассказывают неизвестное об известном» | Работа в группах. Краткосрочные информационные проекты «Тайны поволжских курганов и могильников» |
21-23. | Повторительное обобщение «Среднее Поволжье в VIII-первой пол. XII в.» | 1 | Игра «Пять ступеней истории» или образовательное путешествие (экскурсия) | Командное соревнование по выполнению заданий «Аукцион», «Кто больше», «Чайнворд», «Верите ли вы», «Загадки истории» |
Раздел 3. Древняя Русь и Среднее Поволжье в 30-е годы XII-XIII в.в. (9часов) | ||||
24-26. | Ордынское нашествие | 3 | Творческая лаборатория Практикум | Групповые проекты «Вторжение в Волжскую Булгарию», «Организация сопротивления» Работа в парах по составлению карты «По следам воинов Золотой Орды» |
27-29. | Наш край в составе Золотой Орды | 3 | Творческая лаборатория | Индивидуальные творческие работы с опорой на текст и план «Крестьянские повинности», «Перепись населения», «Дикое поле», «Шедевры Булгарской архитектуры», «Причины ослабления Золотой Орды» |
30. | Вторичный расцвет Волжской Булгарии | 1 | Лекция с элементами беседы | Индивидуальная работа по заполнению таблицы «Булгария после ордынского нашествия» |
31. | Наследие Булгарского царства | 1 | Творческая мастерская | Индивидуальные творческие работы с опорой на текст и план – рисунок или аппликация «Шедевры Булгарской архитектуры» |
32. | Повторительное обобщение «Среднее Поволжье в XII-XIII в.в.» | 1 | Игра-соревнование или образовательное путешествие (экскурсия) | Групповая работа с творческими заданиями |
Раздел 4. Московская Русь и Среднее Поволжье в XIV-XV вв. (3 часа) | ||||
33. | На развалинах Булгарского царства | 1 | Занятие-исследование | Групповая работа с опорой на текст и интернет - ресурсы (исследование) |
34-35. | Итоговое повторение «По страницам истории» | 2 | Викторина «Путешествие в прошлое» | Командное соревнование по выполнению заданий «Аукцион», «Кто больше», «Чайнворд», «Верите ли вы», «Загадки истории», «Юный картограф» |
Приложение 1
Использование ресурсов музеев Ульяновской области и других регионов Среднего Поволжья при проведении занятий
Музей | Экспозиции | Темы занятий | Контактные данные |
Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А.Гончарова | «Древняя и Средневековая история края» | Карта Среднего Поволжья: историческая, географическая» | г. Ульяновск, бульвар Новый Венец, 3/4 |
Ульяновский музей «Археология Симбирского края» | Булгария – первое государство на территории Поволжья | 1. Занятия булгар и организация булгарской племенной знати. 2. Образование феодального булгарского государства | г. Ульяновск, ул.Л.Толстого, 67 Тел. (8422) 41-71-11 |
Ундоровский палеонтологический музей (филиал Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова) | Булгарское городище | Наш край в составе Волжской Булгарии | Ульяновская обл., Ульяновский р-н, с. Ундоры, ул. Школьная д.5, тел.+79278000086 |
Болгарский государственный архитектурный музей-заповедник | Малый минарет Соборная мечеть Ханский дворец Ханская усыпальница Белая палата Музей «Дом лекаря» Черная палата Восточный мавзолей Музей болгарской цивилизации | Путешествие в Волжскую Булгарию Расцвет Волжской Булгарии Наследие Булгарского царства | Республика Татарстан, Спасский район, г. Болгар, ул.Назаровых, 67, тел.+7 8434730456 |
Чувашский национальный музей | Древние обитатели Чувашского края по данным археологии и палеонтологии История чувашского народа и Чувашского края с IXв. до начала XX в. | Карта Среднего Поволжья: историческая, географическая» Наследие Булгарского царства | Республика Чувашия, г.Чебоксары, Красная Площадь, 5/2 тел.(8352)625566 |
Мордовский объединённый краеведческий музей им. И. Д. Воронина | Виртуальная экскурсия по музею http://www.mrkm.ru/main/virt_ekskurs/ Этнографическая коллекция http://www.mrkm.ru/main/etnographia/ | Народы Поволжья глазами Среднее Поволжье в VIII-первой пол. XII в. Среднее Поволжье в XII-XIII в.в. | Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Московская, д.48 Тел.(8342)472249 |
Приложение 2
Примерные темы проектов
- Археологическая карта Ульяновской области
- Русь и Хазария
- Булгарский город – центр торговли и культуры
- В караван – сарае
- Города Волжской Булгарии
- Вторжение в Волжскую Булгарию
- По следам воинов Золотой Орды
- Шедевры булгарской архитектуры
- «Дикое поле» – что это такое?
- Народы Поволжья в средние век
Литература
- Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
- Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам)
- Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М: Просвещение, 2011 - 178 с.
- История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе [Текст]: методическое пособие/О.Ю. Стрелова, Е.Е.Вяземский. – М: ООО «Русское слово – учебник», (ФГОС. Внеурочная деятельность учащихся), 2014.- 178 с.
- Концептуальные и нормативно-методические основы изучения краеведения в образовательных организациях Ульяновской области [Текст]: сборник нормативных документов/ под ред. Н.В. Жульковой, В.Н. Янушевского. – Ульяновск: Центр ОСИ, 2015. – 56 с.
- Край симбирский. Краткий исторический очерк [Текст]: /В.И. Ледяйкин, Н.А. Кузминский, И.А. Стеценко; редкол.: В.Н. Сверкалов и др./ Саратов: Приволж. кн. изд-во (Ульян. отд-ние), 1989. – 256с.
- Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа) [Текст]: учеб. пособие для общеобразоват. организаций /А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М. : Просвещение, 2016. — 77 с.
Интернет – ресурсы
- Древности Симбирского края [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.simbir-archeo.narod.ru
- Поливанов В.Н. Археологическая карта Симбирской губернии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: // ulrgo. ru / upload / iblock / 925 // polivanov_karta.pdf
- Проект 'Всемирная история [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://historic.ru/ about/author.shtml
- Смирнов А.П. Волжские булгары губернии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ulrgo.ru/upload/iblock /85a // smirnov _ volzhskie _ bulgary. pdf
Календарно–тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | ||
Раздел 1. Введение (5 часов) | ||||
1. | Введение | 1 | ||
2. | Помощники истории | 1 | ||
3-4. | Карта Среднего Поволжья: историческая, географическая | 2 | ||
5. | Повторительное обобщение «Исторический калейдоскоп» | 1 | ||
Раздел 2. Древняя Русь и Среднее Поволжье в VIII-первой половине XII в. (18 часов) | ||||
6 | Древняя Русь и её соседи | 1 | ||
7 | Хазарский Каганат - беспокойный сосед Руси | 1 | ||
8 | Народы Поволжья глазами | 1 | ||
9 | Занятия булгар и организация булгарской племенной знати | 1 | ||
10 | Образование феодального булгарского государства | 1 | ||
11 | Расцвет Волжской Булгарии | 1 | ||
12 | Система управления | 1 | ||
13. | Отношения булгар с Киевской Русью | 1 | ||
14. | Наш край в составе Волжской Булгарии | 1 | ||
15-16. | Путешествие в Волжскую Булгарию | 2 | ||
17-18. | По следам купцов: из Булгарии в Киев | 2 | ||
19-20. | Из далёкой тьмы веков: курганы | 2 | ||
21-23. | Повторительное обобщение «Среднее Поволжье в VIII-первой пол. XII в.» | 3 | ||
Раздел 3. Древняя Русь и Среднее Поволжье в 30-е годы XII-XIII в.в. (9часов) | ||||
24-26. | Ордынское нашествие | 3 | ||
27-29. | Наш край в составе Золотой Орды | 3 | ||
30. | Вторичный расцвет Волжской Булгарии | 1 | ||
31. | Наследие Булгарского царства | 1 | ||
32. | Повторительное обобщение «Среднее Поволжье в XII-XIII в.в.» | 1 | ||
Раздел 4. Московская Русь и Среднее Поволжье в XIV-XV вв. (3 часа) | ||||
33. | На развалинах Булгарского царства | 1 | ||
34-35. | Итоговое повторение «По страницам истории» | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Краеведы"
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Краеведы"...
Программа внеурочной деятельности "Юные краеведы". 5 класс.
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися по географии с использованием регионального компонента.Программа предполагает изучение исторических и географическ...
Программа внеурочной работы "Юный краевед"
программа для кружковой или внеурочной работы. Можно использовать для 4-6 классов....
Программа внеурочной деятельности "Юные экологи-краеведы". 6 класс.
Программа разработана для 6 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"
Программа внеурочной деятельности историко-краеведческого объединения «Юный краевед», работающего на базе музея МБОУ СОШ №2 с.Южаково направлена на формирование патриотических качест...