Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"
рабочая программа по краеведению (7 класс)

Котова Татьяна Андреевна

Программа внеурочной деятельности  историко-краеведческого объединения «Юный краевед», работающего на базе музея МБОУ СОШ №2 с.Южаково направлена на формирование патриотических качеств личности обучающихся и для успешного освоения ими национально-регионального компонента содержания образования. 

Данная программа знакомит обучающихся с историей развития Урала, Свердловской области, Пригородного района, села Южаково в разные исторические эпохи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

ГОРНОУРАЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

_____________________________________________________________________________

Утверждена                                                                                

Директор  ___________                        

И  И.С.Паньшина                

Приказ №________

«_01_» сентября 2017 г.

Согласована

Зам.  по ВР___________    

Л.В.Южакова

«31» августа 2017 г.                

Рассмотрена на заседании ШМО

___________/Н.Н.Морозова/

Протокол № _______

«31» августа 2017 г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Юный краевед»

Котова Татьяна Андреевна

учитель истории, обществознания, географии

I квалификационной категории

2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности  историко-краеведческого объединения «Юный краевед», работающего на базе музея МБОУ СОШ №2 с.Южаково направлена на формирование патриотических качеств личности обучающихся и для успешного освоения ими национально-регионального компонента содержания образования.

Сущность и содержание патриотического воспитания определены в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации  на 2011 – 2015 годы»  и Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации   - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства долга  и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.  

Цели и задачи, поставленные в данных документах в школе в рамках учебной  деятельности выполнить очень не просто. В современных условиях патриотизм идентифицируется  на уровне следующих личностных качеств: это любовь к «большой» и «малой» Родине, готовность выполнить конституционный долг, патриотическое мировоззрение, установки и ценности, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная.

Для успешного решения поставленных государством задач и была создана данная программа, в которой основной и ведущей идеей является патриотизм.

Программа внеурочной деятельности предлагает приблизить и сделать доступным прошлое нашего края через интересную  науку – краеведение. Практика показывает, что, изучая историю зарубежных стран, или историю России, учащиеся не достаточно хорошо знают историю родных мест.

Данная программа знакомит обучающихся с историей развития Свердловской области, Пригородного района, села Южаково в разные исторические эпохи.

Программа направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству; на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; на профилактику асоциального поведения; на интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка; на взаимодействие педагога ДО с семьёй.

Программа внеурочной деятельности дает возможность получить навыки экскурсовода музея, узнать историю родного села и окрестных сёл и деревень.

Цель: 

познакомить школьников с процессом становления человеческого общества в Свердловской области, с историей родного края.

Задачи:

  1. Овладеть системой знаний по истории Свердловской области, Пригородного района, села Южаково, способствовать развитию творческих способностей школьников, овладеть приёмами экскурсоводческой деятельности и ораторского искусства.
  2. Через память к прошлому воспитывать ответственность за судьбу своей родины, за её будущее. Способствовать формированию чувства патриотизма.
  3. Создать устойчивый  интерес к прошлому своего края, стремление к самостоятельному поиску краеведческого материала.  

Программа внеурочной деятельности ориентирована на обучающихся 12 – 15 лет.

Общее число внеурочных часов – 70, из них 35 ч (1 час в неделю)  в 7 и 35 ч (1ч в неделю) в 8 классе.

Психологическая характеристика  возраста обучающихся.

Данный возраст является определяющим для становления личности человека. Именно в этот период подросток как по мосту переходит в мир взрослых. У них активно формируется оценочная система, поэтому бывает, что дети поступают неправильно, сделав неправильный выбор.

В этот же период они  учатся принимать социальные нормы,  и случается ярко проявляют отклоняющееся от норм поведение. Поэтому очень важно, чтобы подросток был занят, чтобы его свободное время было направлено на благо, чтобы он чувствовал себя нужным и полезным.

Занятия в историко-краеведческом объединении «Юный краевед» разовьют психологические качества личности, способствующие коммуникабельности в малой социальной группе и толерантности к окружающим людям. Занятия будут способствовать самореализации, самоопределению, самопознанию личности подростка.

Принципы обучения

Предполагается использовать как традиционные, так и личностно ориентированные принципы и методы обучения: принцип преемственности, системности, воспитания в коллективе.

При подготовке к научно-практической конференции, более ярко проявляются принципы личностно-ориентированного подхода в обучении:

  • Самоактуализации
  • Индивидуальности
  • Выбора
  • Творчества и успеха
  • Доверия и поддержки

Методы, приёмы и технологии.

Для наиболее прочного усвоения программного материала будет уместным  использование следующих методов в организации учебно-воспитательного процесса:

  • Объяснительно-иллюстративный
  • Репродуктивный
  • Проблемного изложения
  • Частично-поисковый
  • Исследовательский
  • Наглядный
  • Контроля

Два первых предполагают изложение учителем и усвоение учеником готовых знаний. Остальные рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся (работа с документами и их исследование, поиск и обработка материала для определенной темы).

При реализации программы автор намерен использовать следующие технологии:

  • Личностно-ориентированное обучение
  • Индивидуализация обучения
  • Информационные
  • Проблемного обучения (метод проекта, метод исследования)
  • Групповые (нетрадиционные занятия: конференции, экскурсии).

Формы организации занятий

Программа предусматривает разнообразные формы работы с детьми – лекции, практические занятия, написание докладов  - сообщений, исследовательская деятельность, участие в работе научно-практических конференций, проведение классных часов, контрольные зачеты, экскурсии.

Планируемые результаты обучения

Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения и освоения содержания курса по краеведению:

К важнейшим личностным результатам изучения краеведения в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

 · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

 · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

 · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

 · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Личностными результатами изучения курса краеведения являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Малой Родины, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• навыки осмысления социально-нравственного опыта

предшествующих поколений;

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения краеведения в основной школе выражаются в следующих качествах:

 · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

 · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

 · способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

 · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Метапредметные результаты изучения краеведения включают следующие умения и навыки:

• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

• соотносить свои действия с планируемыми результата ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);

• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

• использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;_

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории учащимися включают:

 · овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

 · способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

 · умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

 · расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

 · готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Предметные результаты изучения краеведения включают:

• определение исторических процессов, событий во времени,

• установление синхронистических связей истории Руси и своей Малой Родины;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества, судьбах народов, населяющих её территорию;

• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли Свердловской области во всемирно-историческом процессе;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности и сегодня, памятников культуры, событий истории;

• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия народов Урала;

• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

• анализ информации, содержащейся в архивах школьного краеведческого музея,

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками;

• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности людей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;

• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений.

Предполагается, что в результате изучения краеведения в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

 1. Знание хронологии, работа с хронологией:

 · указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий своего региона и всеобщей истории;

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

 · характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

 · группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

 3. Работа с историческими источниками:

  · проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

 · сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

 4. Описание (реконструкция):

 · рассказывать (устно или письменно) о  событиях, их участниках;

 · характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

 · на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

 5. Анализ, объяснение:

 · различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

 · называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

 · раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

 · сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

 · излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

 6. Работа с версиями, оценками:

 · приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

использовать знания об истории и культуре своего народа в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Ожидаемые результаты

В ходе усвоения программы внеурочной деятельности, обучающие подходят к прогнозируемой модели выпускника:

  1. Знает фактический материал по истории школы, поселка, Свердловской области, выступает на классных часах, работает с отдельными  экспозициями в музее, начинает разрабатывать свою тему.
  2. Свободно владеет фактическим материалом по истории  Свердлоской области, имеет прочные навыки экскурсовода, выступает со своей научной темой на любом уровне. Гордится своим краем, интегрирует материал с историей России.
  3. Самостоятельно занимается исследовательской деятельностью по краеведению, пишет небольшие научные труды – рефераты, доклады, статьи, исследовательские работы.
  4. Имеет следующие качественные показатели в развитии собственной личности, как толерантность, идеологический плюрализм, готовность защищать Родину.

Формы подведения итогов реализации программы

Текущий контроль

Итоговый контроль

Знания экспозиций и фондов, организация выставок, проведение экскурсий, классных часов.

Участие в научно-практических конференциях школы, района.


Учебно-тематическое планирование:

Тема занятия

Количество часов

Дата

План

Факт

1

Знакомство с предметом краеведения.

1

07.09

2

«Природные условия нашего края в разные исторические эпохи».

1

14.09

Заселение Урала.

3

Племена каменного и новокаменного века на Урале.

1

21.09

4

Верования древнейших жителей Урала.

1

28.09

5

Племена бронзового и железного века. Изменение в жизни уральских племен.

1

05.10

6

Наш край в эпоху Великого  переселения народов.

1

12.10

7

Наш край в 6-10 вв.

1

19.10

8

Наш край в 10-15 вв.

1

26.10

9

Первое проникновение русских на Урал.

1

09.11

10

Освоение Урала в новое и новейшее время.

1

16.11

Свердловская область на карте России

11-12

Свердловская область на карте Урала.

2

23.11

30.11

13-14

Свердловская область во время Гражданской войны

2

07.12

14.12

15-16

Свердловская область во время Великой Отечественной войны

2

21.12

28.12

17-18

История Добровольного уральского танкового корпуса

2

11.01

18.01

19-20

Свердловская область: население и хозяйство.

2

25.01

01.02

21-22

Природные богатства Свердловской области

2

15.02

22.02

23-24

Города Свердловской области: Екатеринбург

2

01.03

15.03

25-26

Города Свердловской области: Нижний Тагил

2

22.03

05.04

27

Города Свердловской области: Алапаевск

1

12.04

28

Города Свердловской области:

Реж

1

19.04

29

Города Свердловской области: Невьянск

1

26.04

30

Города Свердловской области: Кировград, Новоуральск

1

03.05

История Пригородного района

31

Особенности географического положения, природа Пригородного района

1

10.05

32

История заселения и освоения  территории Пригородного района

1

17.05

33

Путешествие по реке Чусовой

1

24.05

34

Гражданская война и НЭП в истории района

1

31.05

35

Вклад Петрокаменского района в Великую Победу

1

36

Память поколений хранят монументы…

1

37

Хозяйственная деятельность, занятия населения

1

38

Горноуральский городской округ сегодня

1

39

Природа и интересные уголки Горноуральского городского округа

1

40

Природа и интересные уголки Горноуральского городского округа

1

Летопись уральских деревень

41

История села Мурзинка

1

42

Самоцветные сказки Мурзинки

1

43

Мурзинский минералогический музей имени А.Е.Ферсмана

1

44

Две Алабашки

1

45

Деревня Сизикова и деревни Зырянки

1

46

История села Кайгородского

1

47

Деревенька Корнилова

1

48

История села Башкарка

1

49

Новая деревня и деревня Луговая

1

50

История села Южаково

1

51

Они сражались за Родину…

1

52

Они сражались за Родину…

1

53

Трудное военное детство сельчан

1

54

История совхоза «Южаковский»

1

55

История хлебопекарного дела в селе Южаково

1

56

История здравоохранения в селе Южаково

1

57

Южаковский водопад

1

58

Экскурсия по селу Южаково.

1

59

Экскурсия по селу Южаково.

1

Школа, в которой я учусь

60

История МБОУ СОШ № 2:   прошлое и   настоящее.

1

61

Защита проекта « История школы, в которой я учусь»

1

62

Защита проекта « История школы, в которой я учусь»

1

63

Мы и наши учителя

1

Живёт наш маленький музей.

64

Истории экспонатов музея.  Пополнение фондов и архивов.

1

65

Истории экспонатов музея.  Пополнение фондов и архивов.

1

66

Экскурсия по школьному краеведческому музею

1

67

Экскурсия по школьному краеведческому музею

1

История моей семьи

68-69

Исследовательская деятельность (работа с экспонатами, фондами библиотек).

2

70

Итоговое занятие.

1

Всего

70 ч.



Предварительный просмотр:

 

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №2

   

 

РАССМОТРЕНО

на заседании

ШМО гуманитарного цикла

Руководитель ШМО

Подпись________/Н.Н.Морозова

Протокол №__6__

от   «21» июня 2023 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________ /Е.П.Фалалеева

«23» июня 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

 _________/И.С.Паньшина

Приказ № 80/1-Д

от 27.06.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА 2023 - 2024  УЧЕБНЫЙ ГОД

        

НАПРАВЛЕНИЕ     духовно-нравственное

НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ   « ЮНЫЙ КРАЕВЕД»

КЛАСС            9

КОЛИЧЕСТВО  ЧАСОВ:  в неделю       1      ; всего за год    33/34  

УЧИТЕЛЬ   (ФИО)  Котова Татьяна Андреевна

КАТЕГОРИЯ   высшая

СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)  

География Свердловской области. Программа учебного курса для учащихся основной и средней школы / В.Г.Капустин, И.Н.Корнев, С.Н Поздняк – 2-е изд. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2005. – 176с.

с. Южаково

2023

  1. Результаты  освоения курса внеурочной деятельности

«Юный краевед» 9 класс

Выпускник научится:

Прогнозировать и оценивать:

геокультурное своеобразие территории Свердловской области как субъекта Российской Федерации;

тенденции изменения природных, экономических и социокультурных процессов в регионе как составной части российского географического пространства;

возможные изменения географических объектов на территории Свердловской области под действием природных и социокультурных факторов с учетом закономерностей их возникновения и развития;

изменения в сложившемся региональном опыте хозяйственной деятельности под влиянием реформирования хозяйственного комплекса страны.

Объяснять:

особенности природных компонентов и их взаимосвязи, формирование природных комплексов на территории региона под воздействием общих географических закономерностей;

закономерности размещения основных видов природных ресурсов и их территориальные сочетания;

принципы рационального природопользования как элементы соционормативной культуры человека, последствия нарушения этих принципов для природы и жизни человека:

  • связь между историко-географическими периодами освоения территории, этапами развития материальной культуры и системой культурных ценностей в регионе; социокультурные признаки современного портрета региона в контексте российских процессов; особенности материальной культуры населения как средство его адаптации к природным особенностям региона;
  • смысл былин, сказаний, преданий, поговорок как результат художественного осмысления природных особенностей региона и культурно-исторических связей населения с природой мест проживания;
  • особенности населения: численность, демографические процессы, половозрастную структуру, структуру занятости, темпы и уровень урбанизации, расселение;
  • географию межотраслевых комплексов российского и областного значения, особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства, соотношение уровней развития различных отраслей в хозяйственном комплексе региона;
  • противоречия между традиционными и новыми видами хозяйствования в регионе и вытекающие отсюда проблемы;
  • географические особенности региона как уникального, самобытного геокультурного пространства, староосвоенного, милитаризированного, высокоурбанизированнорго субъекта Российской Федерации;
  • уникальность и общечеловеческую ценность объектов, имеющих статус памятников природы и культуры.

Описывать:

  • особенности природы Свердловской области как результат длительного развития природы Земли;
  • географические особенности отдельных территорий в пределах Свердловской области;
  • особенности отраслей и межотраслевых комплексов, внешнеэкономические связи, состав экспорта - импорта;
  • связи между природными, культурно-историческим, экономическими и демографическими процессами;
  • элементы материальной и духовной культуры как продукт творческой деятельности человека в конкретных природных условиях региона;
  • территориальные различия условий жизни и хозяйственной деятельности людей в регионе;
  • различные ситуации, развивающиеся в геокультурном пространстве региона в результате взаимодействия его различных компонентов;

рекреационные возможности отдельных территорий области.

Выпускник получит возможность научиться:

Определять:

  • зависимость между рельефом и геологическим строением территории по тематическим картам: физической, геологической, тектонической, геоморфологической;
  • взаимосвязи между типами растительности, почв, особенностями рельефа и режима увлажнения;
  • принадлежность природных объектов к определенным видам природных ресурсов, определять их хозяйственную ценность;
  • ресурсообеспеченность региона отдельными видами ресурсов;
  • влияние природных условий и природных ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения региона;
  • характер производственных связей между отраслями хозяйства;
  • содержание наиболее важных топонимов;

-        функции городов и других типов поселения.
Называть и показывать:

  • особенности географического положения Свердловской области, размеры территории, протяженность-границ, координаты крайних точек;
  • основные тектонические структуры, преобладающие горные породы, их происхождение, распространение, крупные формы рельефа, важнейшие виды минеральных ресурсов и их месторождения на территории области, уникальные минералогические объекты;
  • климатообразующие факторы, климатические показатели для области в целом и отдельных населенных пунктов, народные приметы в наступлении определенного типа погоды;
  • главные речные системы, основные реки, озера, водохранилища;
  • основные свойства зональных типов почв, растительности, животного мира, типичные виды растений и животных географических зон и подзон, почвы и растения гор, виды растений и животных Красной книги Урала;
  • природные комплексы разного типа и ранга, критерии их выделения;
  • численность, этнический состав населения, ареалы распространения основных этнических групп, особенности демографической ситуации в регионе, размещение городского и сельского населения, районы с максимальной и минимальной плотностью населения;
  • место Свердловской области в хозяйственном комплексе Уральского экономического района и Российской Федерации;
  • состав межотраслевых комплексов, важнейшие хозяйственные объекты: центры промышленности, сельского хозяйства, транспортные узлы, культурно-исторические и рекреационные центры;
  • тенденции в изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства;
  • имена известных ученых, путешественников, выдающихся личностей, внесших вклад в освоение и изучение Среднего Урала; методы географических исследований, примеры современных географических исследований на территории Свердловской области;
  • общие требования к составлению покомпонентной характеристики природных, хозяйственных и социальных объектов.

  1. Содержание программы внеурочной деятельности

                                         «Юный краевед» 9 класс

РАЗДЕЛ 1. Общий обзор Свердловской области

Свердловская область - субъект Российской Федерации. Дата образования Свердловской области. Современное административно-территориальное устройство: территории, подчиненные сельским администрациям, административные районы и города с подчиненными территориями, управленческие округа.

Что изучает география области. Роль географических знаний в комплексном изучении родного края. Значение краеведческой работы и знаний о родном крае для местного населения.

Источники и методы изучения родного края Как изучать географию области. Источники географо-краеведческих знаний: учебная и научно-популярная литература, карты, атласы, периодическая печать, статистические и архивные материалы, устные сведения. Памятники природы, истории и культуры. Топонимика. Методы изучения географических природных и социально-экономических явлений: камеральные, экскурсионные, экспедиционные.

Географическое положение Площадь территории области (сравнение с другими регионами и государствами мира). Конфигурация территории: географические координаты крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток. Границы, соседние республики и области.

Физико-географическое положение: положение по отношению к океанам, крупным природным регионам и природным зонам. Граница «Европа-Азия» на территории области.

Экономико- и политико-географическое положение: Свердловская область на политико-административной карте России (внутригосударственное положение), положение на стыке Западной и Восточной экономических зон. Изменение экономико-географического положения во времени. Оценка физико-, политико- и экономико-географического положения.

РАЗДЕЛ 2. Природные условия и ресурсы

Геологическое строение Главные черты рельефа, их связь с геологическим строением. Основные тектонические структуры: Русская платформа, Уральская палеозойская складчатая система, Западно-Сибирская плита; их характеристика. Горные породы, их образование и размещение. Основные этапы в истории геологического развития: палеозойский, мезо-кайнозойский, неоген-четвертичный.

Полезные ископаемые и закономерности их размещения. Основные месторождения полезных ископаемых. Рудные полезные ископаемые. Железные руды, медные руды,  марганцевые руды, алюминиевые руды, золото, платина.

Основные месторождения нерудных полезных ископаемых. Месторождения нефти и газа. Оценка минеральных ресурсов. Влияние человека на минеральные ресурсы.

Рельеф Современный рельеф. Роль новейших тектонических движений в образовании крупных форм рельефа. Складчато-глыбовые Уральские горы (низкогорный Средний Урал, среднегорный Северный Урал). Меридиональное простирание горных хребтов и долин Урала. Горные хребты, увалы, кряжи, массивы. Выдающиеся горные вершины. Асимметричное строение Урала.

Равнинный рельеф. Типы равнин: денудационные (цокольные и пластовые), аккумулятивные; процесс их образования. Западные и восточные предгорья (предгорные равнины, увалы и кряжи). Зауральская складчатая возвышенность. Уфимское плато. Западно-Сибирская равнина и ее части. Закономерности размещения форм рельефа, связанных с внешними процессами. Эрозионный рельеф: долины рек, овраги, балки. Карстовый рельеф: воронки, пещеры, известняковые скалы-«бойцы». Карстовые районы области. Суффозионный (просадочный) рельеф юго-восточных районов области. Ледниковый рельеф в среднегорьях Северного Урала  и на равнинах. Мерзлотный рельеф: реликтовый и современный, скалы-останцы и каменные реки на склонах гор. Антропогенный рельеф. Влияние рельефа на хозяйственную деятельность человека.

Климат Анализ основных климатообразующих факторов: радиационного и циркуляционного. Географическое положение и солнечная радиация. Изменение солнечной радиации по сезонам. Циркуляция воздушных масс летом и зимой, типы воздушных масс и их повторяемость. Циклоническая деятельность и ее влияние на распределение осадков. Барьерная роль Уральских гор. Изменение континентальности климата, секторное положение территории области. Температурный режим как результат взаимодействия радиационных и циркуляционных процессов. Анализ положения изотерм января и июля. Осадки и их распределение. Снежный покров. Коэффициент увлажнения. Климатические районы. Климат и человек. Типы погоды и их повторяемость. Прогноз и предсказания погоды. Климатические карты. Агроклиматические ресурсы.

Внутренние воды и водные ресурсы Речная сеть. Главные речные системы и бассейны рек. Реки восточного склона Уральских гор и Западно-Сибирской равнины (бассейн реки Тобол): Тавда с Лозьвой и Сосьвой, Тура с Пышмой, Исеть. Реки западного склона Уральских гор (бассейн реки Камы): Чусовая, Уфа, Сылва, Косьва. Сток и густота речной сети. Питание и режим рек. Озера, водохранилища и пруды. Основные типы озер в зависимости от происхождения котловин: тектонические, пойменные старичные и озера-туманы, озера-водохранилища.

Болота верховые, переходные и низинные, закономерности их размещения. Подземные воды. Минеральные воды. Минеральные источники (Нижние Серги, Обухово и др.). Их использование. Хозяйственное значение рек и озер. Неравномерность распределения водных ресурсов. Проблемы водоснабжения и перераспределения стока рек. Проблемы охраны и восстановления водных ресурсов.

Растительность Общие закономерности распределения растительного покрова: зональные типы растительности на равнинах и предгорьях, секторные изменения зональных типов растительности, высотная поясность растительности Уральских гор. Интразональные типы растительности. Антропогенные изменения растительности.

Таежная растительность. Основные типы лесов и лесообразующие породы. Характеристика северной, средней и южной тайги, широколиственно-хвойнотаежных лесов. Растительность болот и водная растительность. Растительность долин рек, пойменные заливные луга. Горно-таежные леса. Своеобразие растительности подгольцового и гольцового поясов средневысотных горных хребтов и массивов Урала. Лесостепная растительность. Основные типы растительности. Характеристика осиново-березовых лесов и степной растительности, образующих лесостепные ландшафты. Сосновые боры в лесостепи. Красноуфимская лесостепь и причины формирования степной растительности.

Почвы Влияние климатических факторов, рельефа и горных пород на формирование почвенного покрова. Основные процессы почвообразования: подзолистый и дерновый. Зональные типы почв области на равнинах: глеево-подзолистые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые-лесные, черноземы оподзоленные и выщелоченные. Интразональные почвы равнин: торфяно-болотные, пойменные (аллювиальные), солонцы и солоди.

Горные почвы: горно-лесные подзолистые и дерново-подзолистые, горно-лесные буроземовидные, горно-луговые и горнотундровые. Почвенная карта. Естественное плодородие почв. Оценка почвенных ресурсов Свердловской области. Изменение почвенного покрова под влиянием человека.

Животный мир Животный мир таежной зоны и горной тайги, лесостепных районов области. Основные представители хищников, грызунов, птиц, пресмыкающихся. Животный мир рек, озер, болот. Промыслово-охотничьи ресурсы: основные виды и их добыча.

Природные комплексы Природный комплекс и природные компоненты. Взаимодействие природных компонентов. Природные комплексы тектогенные, климатогенные (зональные, секторные) и ландшафтные. Карта природного районирования.

Крупные тектогенные (азональные) природные комплексы на территории области: Восточно-Европейская равнинная физико-географическая страна, Уральская равнинно-горная страна, Западно-Сибирская равнинная страна. Зональные комплексы: зона тайги и лесостепная зона. Ландшафтные комплексы (ландшафтные области и природные районы). Ландшафты и низшие природные комплексы. Ландшафтная карта.Комплексный физико-географический профиль и его анализ. Выявление взаимосвязей между природными компонентами. Низшие ландшафтные комплексы своей местности: болота, поймы рек, склоны холмов и др. Анализ ландшафтной крупномасштабной карты и ландшафтного профиля. Выявление взаимосвязей между природными компонентами.

Изменение природных комплексов под влиянием человека.

РАЗДЕЛ 3. Население и хозяйство

История заселения и хозяйственного освоения территории Свердловской области

Первоначальные сведения о населении территории современной Свердловской области по материалам археологических раскопок и древним литературным источникам.

Этапы в истории заселения и хозяйственного освоения территории.

Первый этап (конец XII - вторая половина XVI вв.) - связь с Новгородской землей и Московской Русью.

Второй этап (вторая половина XVI - конец XVII вв.) - поход Ермака, присоединение к территории Русского государства, возникновение первых городов. Преимущественное сельскохозяйственное освоение юго-восточной Зауральской части, возникновение крупных сельских поселений - слобод. Начало развития горнозаводской промышленности.

Третий этап (конец XVII - начало XIX вв.) - бурное развитие горнозаводского дела на Среднем Урале. В.Н. Татищев и В.И. де Геннин - выдающиеся государственные деятели, основатели Екатеринбурга. Династия горнозаводчиков Демидовых -основателей черной металлургии на Урале. Становление промышленной культуры Среднего Урала. И.И. Ползунов - изобретатель и конструктор паровой машины.

Четвертый этап (XIX - начало XX вв.) - признаки застоя в развитии горнозаводской промышленности на Среднем Урале. Возникновение новых отраслей промышленности: металлообработки и машиностроения, химической, лесной. Постройка первого русского паровоза Е.А. и М.Е. Черепановыми, изобретение радио А.С. Поповым. Расцвет камнерезного и гранильного искусства.

        Пятый этап (советский период) - индустриализация, прием эвакуированных с запада предприятий во время Великой Отечественной войны. Милитаризация промышленного комплекса Среднего Урала. Начало проявления кризиса в базовых отраслях промышленности в 60-е годы.

Шестой этап (постсоветский период) - развитие хозяйства по пути рыночных отношений, создание новых форм собственности и организации производства, конверсия ВПК. Изучение природы, населения, хозяйства региона. Крупнейшие исследователи и исследования. Первые исследователи природы. Современные исследования: крупнейшие научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и уральские географы, Свердловский филиал Русского географического общества.

География населения Этнический состав населения и его формирование. Коренные национальности Среднего Урала: манси, башкиры, сибирские татары и пришлое население. Образ жизни и основные занятия коренного населения в прошлом и настоящем.

Динамика численности населения Свердловской области. Периоды наиболее высокого и низкого прироста населения. Изменение численности населения в связи с особенностями естественного прироста. Роль миграций в формировании и динамике численности населения в разные исторические периоды. Территориальные различия динамики населения.

Возрастной и половой состав населения как фактор и результат демографического развития области. Территориальные особенности полового и возрастного состава населения. «Старение» населения области. Проблема «невест» в сельской местности.

Карта плотности населения. Влияние природных условий и географии хозяйства на размещение и плотность населения. Главные полосы расселения Свердловской области.

Социальный состав населения и его изменение в постсоветский период под влиянием изменения социальных отношений. Современная социальная стратификация общества Среднего Урала и ее географические особенности.

Трудовые ресурсы Свердловской области, их количественная и качественная характеристика. Взаимосвязь с половозрастной структурой и демографическими процессами. Профессиональный состав трудовых ресурсов Среднего Урала в прошлом: рудознатцы, каменных дел мастера, углежоги, металлурги. Народные промыслы. Современный профессиональный состав трудовых ресурсов. Резкое преобладание занятых в тяжелой промышленности. Система подготовки кадров. Наиболее крупные центры профессиональной подготовки: Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Серов. Использование трудовых ресурсов. Проблемы занятости трудовых ресурсов в современных условиях.

Городское население и его динамика. Процесс урбанизации, уровень и темпы. Типы городских поселений Свердловской области по происхождению, людности и выполняемым функциям. Горнозаводская часть области - наиболее урбанизированный район. Системы городских поселений: Екатеринбургская, Нижнетагильская, Серовская - их специфика.

Сельское расселение и его характерные особенности в различных природно-хозяйственных зонах. Деревенский приречный и притрактовый характер расселения. Облик уральской деревни в прошлом и настоящем. Повышенный удельный вес несельскохозяйственных поселений в сельском расселении. Взаимосвязь городского и сельского расселения. Екатеринбургская городская агломерация.Географические проблемы населения и трудовых ресурсов в Свердловской области.

География хозяйства Хозяйственный комплекс Свердловской области в составе народно-хозяйственного комплекса Урала и страны. Уникальность комплекса: высокий уровень специализации на отраслях тяжёлой промышленности, тесная взаимоувязанность производств.

Межотраслевые комплексы и отрасли государственного значения(специализации)

Металлурго-химический комплекс - фундамент всего хозяйственного комплекса Свердловской области. Черная металлургия и ее характерные особенности: высокий уровень концентрации, дефицит сырья, низкая техническая оснащенность. Ведущие факторы размещения черной металлургии на территории области (сырьевой, экономико-географическое положение и исторический) и ее география.

Цветная металлургия области и ее отраслевой состав. Медная промышленность - старейшая отрасль цветной металлургии на Среднем Урале. Сырьевой фактор в размещении медеплавильной промышленности. Алюминиевая промышленность - наиболее молодая отрасль цветной металлургии Свердловской области.

Машиностроительный комплекс. Отраслевой состав. Ведущая роль тяжелого машиностроения (оборудование для горнодобывающей, металлургической промышленности, энергетическое оборудование). Изменение отраслевого состава машиностроения за послевоенный период: развитие радиотехнического, инструментального машиностроения. Взаимосвязь машиностроительного и металлурго-химического комплексов. Влияние трудовых ресурсов и научно-технической базы на размещение машиностроения в Свердловской области. Место военно-промышленного комплекса в машиностроении области и проблемы конверсии.

Лесопромышленный комплекс. Состав комплекса (лесозаготовка, лесопильно-деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, лесохимическая гидролизная промышленности). Углубленная переработка древесины и использование отходов, экологическая целесообразность дальнейшей разработки лесов. Роль железнодорожных магистралей Ивдель-Обь и Тавда-Сотник для развития и размещения предприятий комплекса. Карта лесопромышленного комплекса.

  1. Тематическое планирование 9 класс

Тема урока

Дата

Примеча

ние

план

факт

1

Географические особенности природы и культура народов Свердловской области и Урала

1 неделя

2

Географическое положение Свердловской области и Урала

2 неделя

3

Особенности природы Свердловской области и Урала

3 неделя

4

Геоэкологические проблемы Свердловской области и Урала

4 неделя

5

Отрасли хозяйства Свердловской области и Урала, особенности размещение

5 неделя

6

Природные ресурсы Свердловской области и Урала, их использование и охрана

6 неделя

7

Особенности населения Свердловской области и Урала

7 неделя

8

Территориальная обеспеченность ресурсами Свердловской области и Урала

8 неделя

9

Разные территории Свердловской области и Урала, их обеспеченности ресурсами

9 неделя

10

Географические явления и процессы в геосферах Свердловской области и Урала

10 неделя

11

Разные территории Свердловской области и Урала: анализ карты

11 неделя

12

Причины возникновения геоэкологических проблем Свердловской области и Урала

12 неделя

13

Существенные признаки географических объектов и явлений Свердловской области и Урала

13 неделя

14

Географические координаты объектов Свердловской области и Урала

14 неделя

15

Географические координаты объектов Свердловской области и Урала

15 неделя

16

Географические координаты объектов Свердловской области и Урала

16 неделя

17

Географические явления и процессы в геосферах Свердловской области и Урала

17 неделя

18

Географические объекты и явления Свердловской области и Урала

18 неделя

19

Разные территории Свердловской области и Урала: анализ карт

19 неделя

20

Расстояние на карте Свердловской области и Урала

20 неделя

21

Расстояние на карте Свердловской области и Урала

21 неделя

22

Направление на карте Свердловской области и Урала

22 неделя

23

Чтение карт различного содержания Свердловской области и Урала

23 неделя

24

Чтение карт различного содержания Свердловской области и Урала

24 неделя

25

Чтение и анализ карт Свердловской области и Урала

25 неделя

26

Географические объекты и явления Свердловской области и Урала

26 неделя

27

Разные территории Свердловской области и Урала, их обеспеченности ресурсами

27 неделя

28

Определение поясного времени Свердловской области и Урала

28 неделя

29

Особенности природно-хозяйственных зон и районов Свердловской области и Урала

29 неделя

30

Географические явления и процессы в геосферах Свердловской области и Урала

30 неделя

31

Анализ информации о разных территориях Свердловской области и Урала

31 неделя

32

Выявление эмпирических зависимостей Свердловской области, Урала и России

32 неделя

33/

34

Географические следствия движений почвы Свердловской области и Урала

33/34 недели

Итого  за год                            

33/34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.

Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...