Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"
рабочая программа по краеведению (7 класс)
Программа внеурочной деятельности историко-краеведческого объединения «Юный краевед», работающего на базе музея МБОУ СОШ №2 с.Южаково направлена на формирование патриотических качеств личности обучающихся и для успешного освоения ими национально-регионального компонента содержания образования.
Данная программа знакомит обучающихся с историей развития Урала, Свердловской области, Пригородного района, села Южаково в разные исторические эпохи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vneur.deyat_._yunyy_kraeved_2017-2018.docx | 44.5 КБ |
vd_yunyy_kraeved_9kl_2023-24.docx | 49.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
ГОРНОУРАЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
_____________________________________________________________________________
Утверждена Директор ___________ И И.С.Паньшина Приказ №________ «_01_» сентября 2017 г. | Согласована Зам. по ВР___________ Л.В.Южакова «31» августа 2017 г. | Рассмотрена на заседании ШМО ___________/Н.Н.Морозова/ Протокол № _______ «31» августа 2017 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Юный краевед»
Котова Татьяна Андреевна | |
учитель истории, обществознания, географии | |
I квалификационной категории |
2017-2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности историко-краеведческого объединения «Юный краевед», работающего на базе музея МБОУ СОШ №2 с.Южаково направлена на формирование патриотических качеств личности обучающихся и для успешного освоения ими национально-регионального компонента содержания образования.
Сущность и содержание патриотического воспитания определены в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» и Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цели и задачи, поставленные в данных документах в школе в рамках учебной деятельности выполнить очень не просто. В современных условиях патриотизм идентифицируется на уровне следующих личностных качеств: это любовь к «большой» и «малой» Родине, готовность выполнить конституционный долг, патриотическое мировоззрение, установки и ценности, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная.
Для успешного решения поставленных государством задач и была создана данная программа, в которой основной и ведущей идеей является патриотизм.
Программа внеурочной деятельности предлагает приблизить и сделать доступным прошлое нашего края через интересную науку – краеведение. Практика показывает, что, изучая историю зарубежных стран, или историю России, учащиеся не достаточно хорошо знают историю родных мест.
Данная программа знакомит обучающихся с историей развития Свердловской области, Пригородного района, села Южаково в разные исторические эпохи.
Программа направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству; на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; на профилактику асоциального поведения; на интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка; на взаимодействие педагога ДО с семьёй.
Программа внеурочной деятельности дает возможность получить навыки экскурсовода музея, узнать историю родного села и окрестных сёл и деревень.
Цель:
познакомить школьников с процессом становления человеческого общества в Свердловской области, с историей родного края.
Задачи:
- Овладеть системой знаний по истории Свердловской области, Пригородного района, села Южаково, способствовать развитию творческих способностей школьников, овладеть приёмами экскурсоводческой деятельности и ораторского искусства.
- Через память к прошлому воспитывать ответственность за судьбу своей родины, за её будущее. Способствовать формированию чувства патриотизма.
- Создать устойчивый интерес к прошлому своего края, стремление к самостоятельному поиску краеведческого материала.
Программа внеурочной деятельности ориентирована на обучающихся 12 – 15 лет.
Общее число внеурочных часов – 70, из них 35 ч (1 час в неделю) в 7 и 35 ч (1ч в неделю) в 8 классе.
Психологическая характеристика возраста обучающихся.
Данный возраст является определяющим для становления личности человека. Именно в этот период подросток как по мосту переходит в мир взрослых. У них активно формируется оценочная система, поэтому бывает, что дети поступают неправильно, сделав неправильный выбор.
В этот же период они учатся принимать социальные нормы, и случается ярко проявляют отклоняющееся от норм поведение. Поэтому очень важно, чтобы подросток был занят, чтобы его свободное время было направлено на благо, чтобы он чувствовал себя нужным и полезным.
Занятия в историко-краеведческом объединении «Юный краевед» разовьют психологические качества личности, способствующие коммуникабельности в малой социальной группе и толерантности к окружающим людям. Занятия будут способствовать самореализации, самоопределению, самопознанию личности подростка.
Принципы обучения
Предполагается использовать как традиционные, так и личностно ориентированные принципы и методы обучения: принцип преемственности, системности, воспитания в коллективе.
При подготовке к научно-практической конференции, более ярко проявляются принципы личностно-ориентированного подхода в обучении:
- Самоактуализации
- Индивидуальности
- Выбора
- Творчества и успеха
- Доверия и поддержки
Методы, приёмы и технологии.
Для наиболее прочного усвоения программного материала будет уместным использование следующих методов в организации учебно-воспитательного процесса:
- Объяснительно-иллюстративный
- Репродуктивный
- Проблемного изложения
- Частично-поисковый
- Исследовательский
- Наглядный
- Контроля
Два первых предполагают изложение учителем и усвоение учеником готовых знаний. Остальные рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся (работа с документами и их исследование, поиск и обработка материала для определенной темы).
При реализации программы автор намерен использовать следующие технологии:
- Личностно-ориентированное обучение
- Индивидуализация обучения
- Информационные
- Проблемного обучения (метод проекта, метод исследования)
- Групповые (нетрадиционные занятия: конференции, экскурсии).
Формы организации занятий
Программа предусматривает разнообразные формы работы с детьми – лекции, практические занятия, написание докладов - сообщений, исследовательская деятельность, участие в работе научно-практических конференций, проведение классных часов, контрольные зачеты, экскурсии.
Планируемые результаты обучения
Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения и освоения содержания курса по краеведению:
К важнейшим личностным результатам изучения краеведения в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Личностными результатами изучения курса краеведения являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Малой Родины, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта
предшествующих поколений;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения краеведения в основной школе выражаются в следующих качествах:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Метапредметные результаты изучения краеведения включают следующие умения и навыки:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
• соотносить свои действия с планируемыми результата ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
• использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;_
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Предметные результаты изучения краеведения включают:
• определение исторических процессов, событий во времени,
• установление синхронистических связей истории Руси и своей Малой Родины;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества, судьбах народов, населяющих её территорию;
• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли Свердловской области во всемирно-историческом процессе;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности и сегодня, памятников культуры, событий истории;
• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия народов Урала;
• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
• анализ информации, содержащейся в архивах школьного краеведческого музея,
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками;
• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности людей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений.
Предполагается, что в результате изучения краеведения в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий своего региона и всеобщей истории;
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) о событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
использовать знания об истории и культуре своего народа в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Ожидаемые результаты
В ходе усвоения программы внеурочной деятельности, обучающие подходят к прогнозируемой модели выпускника:
- Знает фактический материал по истории школы, поселка, Свердловской области, выступает на классных часах, работает с отдельными экспозициями в музее, начинает разрабатывать свою тему.
- Свободно владеет фактическим материалом по истории Свердлоской области, имеет прочные навыки экскурсовода, выступает со своей научной темой на любом уровне. Гордится своим краем, интегрирует материал с историей России.
- Самостоятельно занимается исследовательской деятельностью по краеведению, пишет небольшие научные труды – рефераты, доклады, статьи, исследовательские работы.
- Имеет следующие качественные показатели в развитии собственной личности, как толерантность, идеологический плюрализм, готовность защищать Родину.
Формы подведения итогов реализации программы
Текущий контроль | Итоговый контроль |
Знания экспозиций и фондов, организация выставок, проведение экскурсий, классных часов. | Участие в научно-практических конференциях школы, района. |
Учебно-тематическое планирование:
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Знакомство с предметом краеведения. | 1 | 07.09 | |
2 | «Природные условия нашего края в разные исторические эпохи». | 1 | 14.09 | |
Заселение Урала. | ||||
3 | Племена каменного и новокаменного века на Урале. | 1 | 21.09 | |
4 | Верования древнейших жителей Урала. | 1 | 28.09 | |
5 | Племена бронзового и железного века. Изменение в жизни уральских племен. | 1 | 05.10 | |
6 | Наш край в эпоху Великого переселения народов. | 1 | 12.10 | |
7 | Наш край в 6-10 вв. | 1 | 19.10 | |
8 | Наш край в 10-15 вв. | 1 | 26.10 | |
9 | Первое проникновение русских на Урал. | 1 | 09.11 | |
10 | Освоение Урала в новое и новейшее время. | 1 | 16.11 | |
Свердловская область на карте России | ||||
11-12 | Свердловская область на карте Урала. | 2 | 23.11 30.11 | |
13-14 | Свердловская область во время Гражданской войны | 2 | 07.12 14.12 | |
15-16 | Свердловская область во время Великой Отечественной войны | 2 | 21.12 28.12 | |
17-18 | История Добровольного уральского танкового корпуса | 2 | 11.01 18.01 | |
19-20 | Свердловская область: население и хозяйство. | 2 | 25.01 01.02 | |
21-22 | Природные богатства Свердловской области | 2 | 15.02 22.02 | |
23-24 | Города Свердловской области: Екатеринбург | 2 | 01.03 15.03 | |
25-26 | Города Свердловской области: Нижний Тагил | 2 | 22.03 05.04 | |
27 | Города Свердловской области: Алапаевск | 1 | 12.04 | |
28 | Города Свердловской области: Реж | 1 | 19.04 | |
29 | Города Свердловской области: Невьянск | 1 | 26.04 | |
30 | Города Свердловской области: Кировград, Новоуральск | 1 | 03.05 | |
История Пригородного района | ||||
31 | Особенности географического положения, природа Пригородного района | 1 | 10.05 | |
32 | История заселения и освоения территории Пригородного района | 1 | 17.05 | |
33 | Путешествие по реке Чусовой | 1 | 24.05 | |
34 | Гражданская война и НЭП в истории района | 1 | 31.05 | |
35 | Вклад Петрокаменского района в Великую Победу | 1 | ||
36 | Память поколений хранят монументы… | 1 | ||
37 | Хозяйственная деятельность, занятия населения | 1 | ||
38 | Горноуральский городской округ сегодня | 1 | ||
39 | Природа и интересные уголки Горноуральского городского округа | 1 | ||
40 | Природа и интересные уголки Горноуральского городского округа | 1 | ||
Летопись уральских деревень | ||||
41 | История села Мурзинка | 1 | ||
42 | Самоцветные сказки Мурзинки | 1 | ||
43 | Мурзинский минералогический музей имени А.Е.Ферсмана | 1 | ||
44 | Две Алабашки | 1 | ||
45 | Деревня Сизикова и деревни Зырянки | 1 | ||
46 | История села Кайгородского | 1 | ||
47 | Деревенька Корнилова | 1 | ||
48 | История села Башкарка | 1 | ||
49 | Новая деревня и деревня Луговая | 1 | ||
50 | История села Южаково | 1 | ||
51 | Они сражались за Родину… | 1 | ||
52 | Они сражались за Родину… | 1 | ||
53 | Трудное военное детство сельчан | 1 | ||
54 | История совхоза «Южаковский» | 1 | ||
55 | История хлебопекарного дела в селе Южаково | 1 | ||
56 | История здравоохранения в селе Южаково | 1 | ||
57 | Южаковский водопад | 1 | ||
58 | Экскурсия по селу Южаково. | 1 | ||
59 | Экскурсия по селу Южаково. | 1 | ||
Школа, в которой я учусь | ||||
60 | История МБОУ СОШ № 2: прошлое и настоящее. | 1 | ||
61 | Защита проекта « История школы, в которой я учусь» | 1 | ||
62 | Защита проекта « История школы, в которой я учусь» | 1 | ||
63 | Мы и наши учителя | 1 | ||
Живёт наш маленький музей. | ||||
64 | Истории экспонатов музея. Пополнение фондов и архивов. | 1 | ||
65 | Истории экспонатов музея. Пополнение фондов и архивов. | 1 | ||
66 | Экскурсия по школьному краеведческому музею | 1 | ||
67 | Экскурсия по школьному краеведческому музею | 1 | ||
История моей семьи | ||||
68-69 | Исследовательская деятельность (работа с экспонатами, фондами библиотек). | 2 | ||
70 | Итоговое занятие. | 1 | ||
Всего | 70 ч. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО гуманитарного цикла Руководитель ШМО Подпись________/Н.Н.Морозова Протокол №__6__ от «21» июня 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ /Е.П.Фалалеева «23» июня 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор _________/И.С.Паньшина Приказ № 80/1-Д от 27.06.2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА 2023 - 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
НАПРАВЛЕНИЕ духовно-нравственное
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ « ЮНЫЙ КРАЕВЕД»
КЛАСС 9
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1 ; всего за год 33/34
УЧИТЕЛЬ (ФИО) Котова Татьяна Андреевна
КАТЕГОРИЯ высшая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)
География Свердловской области. Программа учебного курса для учащихся основной и средней школы / В.Г.Капустин, И.Н.Корнев, С.Н Поздняк – 2-е изд. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2005. – 176с.
с. Южаково
2023
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Юный краевед» 9 класс
Выпускник научится:
Прогнозировать и оценивать:
геокультурное своеобразие территории Свердловской области как субъекта Российской Федерации;
тенденции изменения природных, экономических и социокультурных процессов в регионе как составной части российского географического пространства;
возможные изменения географических объектов на территории Свердловской области под действием природных и социокультурных факторов с учетом закономерностей их возникновения и развития;
изменения в сложившемся региональном опыте хозяйственной деятельности под влиянием реформирования хозяйственного комплекса страны.
Объяснять:
особенности природных компонентов и их взаимосвязи, формирование природных комплексов на территории региона под воздействием общих географических закономерностей;
закономерности размещения основных видов природных ресурсов и их территориальные сочетания;
принципы рационального природопользования как элементы соционормативной культуры человека, последствия нарушения этих принципов для природы и жизни человека:
- связь между историко-географическими периодами освоения территории, этапами развития материальной культуры и системой культурных ценностей в регионе; социокультурные признаки современного портрета региона в контексте российских процессов; особенности материальной культуры населения как средство его адаптации к природным особенностям региона;
- смысл былин, сказаний, преданий, поговорок как результат художественного осмысления природных особенностей региона и культурно-исторических связей населения с природой мест проживания;
- особенности населения: численность, демографические процессы, половозрастную структуру, структуру занятости, темпы и уровень урбанизации, расселение;
- географию межотраслевых комплексов российского и областного значения, особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства, соотношение уровней развития различных отраслей в хозяйственном комплексе региона;
- противоречия между традиционными и новыми видами хозяйствования в регионе и вытекающие отсюда проблемы;
- географические особенности региона как уникального, самобытного геокультурного пространства, староосвоенного, милитаризированного, высокоурбанизированнорго субъекта Российской Федерации;
- уникальность и общечеловеческую ценность объектов, имеющих статус памятников природы и культуры.
Описывать:
- особенности природы Свердловской области как результат длительного развития природы Земли;
- географические особенности отдельных территорий в пределах Свердловской области;
- особенности отраслей и межотраслевых комплексов, внешнеэкономические связи, состав экспорта - импорта;
- связи между природными, культурно-историческим, экономическими и демографическими процессами;
- элементы материальной и духовной культуры как продукт творческой деятельности человека в конкретных природных условиях региона;
- территориальные различия условий жизни и хозяйственной деятельности людей в регионе;
- различные ситуации, развивающиеся в геокультурном пространстве региона в результате взаимодействия его различных компонентов;
рекреационные возможности отдельных территорий области.
Выпускник получит возможность научиться:
Определять:
- зависимость между рельефом и геологическим строением территории по тематическим картам: физической, геологической, тектонической, геоморфологической;
- взаимосвязи между типами растительности, почв, особенностями рельефа и режима увлажнения;
- принадлежность природных объектов к определенным видам природных ресурсов, определять их хозяйственную ценность;
- ресурсообеспеченность региона отдельными видами ресурсов;
- влияние природных условий и природных ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения региона;
- характер производственных связей между отраслями хозяйства;
- содержание наиболее важных топонимов;
- функции городов и других типов поселения.
Называть и показывать:
- особенности географического положения Свердловской области, размеры территории, протяженность-границ, координаты крайних точек;
- основные тектонические структуры, преобладающие горные породы, их происхождение, распространение, крупные формы рельефа, важнейшие виды минеральных ресурсов и их месторождения на территории области, уникальные минералогические объекты;
- климатообразующие факторы, климатические показатели для области в целом и отдельных населенных пунктов, народные приметы в наступлении определенного типа погоды;
- главные речные системы, основные реки, озера, водохранилища;
- основные свойства зональных типов почв, растительности, животного мира, типичные виды растений и животных географических зон и подзон, почвы и растения гор, виды растений и животных Красной книги Урала;
- природные комплексы разного типа и ранга, критерии их выделения;
- численность, этнический состав населения, ареалы распространения основных этнических групп, особенности демографической ситуации в регионе, размещение городского и сельского населения, районы с максимальной и минимальной плотностью населения;
- место Свердловской области в хозяйственном комплексе Уральского экономического района и Российской Федерации;
- состав межотраслевых комплексов, важнейшие хозяйственные объекты: центры промышленности, сельского хозяйства, транспортные узлы, культурно-исторические и рекреационные центры;
- тенденции в изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства;
- имена известных ученых, путешественников, выдающихся личностей, внесших вклад в освоение и изучение Среднего Урала; методы географических исследований, примеры современных географических исследований на территории Свердловской области;
- общие требования к составлению покомпонентной характеристики природных, хозяйственных и социальных объектов.
- Содержание программы внеурочной деятельности
«Юный краевед» 9 класс
РАЗДЕЛ 1. Общий обзор Свердловской области
Свердловская область - субъект Российской Федерации. Дата образования Свердловской области. Современное административно-территориальное устройство: территории, подчиненные сельским администрациям, административные районы и города с подчиненными территориями, управленческие округа.
Что изучает география области. Роль географических знаний в комплексном изучении родного края. Значение краеведческой работы и знаний о родном крае для местного населения.
Источники и методы изучения родного края Как изучать географию области. Источники географо-краеведческих знаний: учебная и научно-популярная литература, карты, атласы, периодическая печать, статистические и архивные материалы, устные сведения. Памятники природы, истории и культуры. Топонимика. Методы изучения географических природных и социально-экономических явлений: камеральные, экскурсионные, экспедиционные.
Географическое положение Площадь территории области (сравнение с другими регионами и государствами мира). Конфигурация территории: географические координаты крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток. Границы, соседние республики и области.
Физико-географическое положение: положение по отношению к океанам, крупным природным регионам и природным зонам. Граница «Европа-Азия» на территории области.
Экономико- и политико-географическое положение: Свердловская область на политико-административной карте России (внутригосударственное положение), положение на стыке Западной и Восточной экономических зон. Изменение экономико-географического положения во времени. Оценка физико-, политико- и экономико-географического положения.
РАЗДЕЛ 2. Природные условия и ресурсы
Геологическое строение Главные черты рельефа, их связь с геологическим строением. Основные тектонические структуры: Русская платформа, Уральская палеозойская складчатая система, Западно-Сибирская плита; их характеристика. Горные породы, их образование и размещение. Основные этапы в истории геологического развития: палеозойский, мезо-кайнозойский, неоген-четвертичный.
Полезные ископаемые и закономерности их размещения. Основные месторождения полезных ископаемых. Рудные полезные ископаемые. Железные руды, медные руды, марганцевые руды, алюминиевые руды, золото, платина.
Основные месторождения нерудных полезных ископаемых. Месторождения нефти и газа. Оценка минеральных ресурсов. Влияние человека на минеральные ресурсы.
Рельеф Современный рельеф. Роль новейших тектонических движений в образовании крупных форм рельефа. Складчато-глыбовые Уральские горы (низкогорный Средний Урал, среднегорный Северный Урал). Меридиональное простирание горных хребтов и долин Урала. Горные хребты, увалы, кряжи, массивы. Выдающиеся горные вершины. Асимметричное строение Урала.
Равнинный рельеф. Типы равнин: денудационные (цокольные и пластовые), аккумулятивные; процесс их образования. Западные и восточные предгорья (предгорные равнины, увалы и кряжи). Зауральская складчатая возвышенность. Уфимское плато. Западно-Сибирская равнина и ее части. Закономерности размещения форм рельефа, связанных с внешними процессами. Эрозионный рельеф: долины рек, овраги, балки. Карстовый рельеф: воронки, пещеры, известняковые скалы-«бойцы». Карстовые районы области. Суффозионный (просадочный) рельеф юго-восточных районов области. Ледниковый рельеф в среднегорьях Северного Урала и на равнинах. Мерзлотный рельеф: реликтовый и современный, скалы-останцы и каменные реки на склонах гор. Антропогенный рельеф. Влияние рельефа на хозяйственную деятельность человека.
Климат Анализ основных климатообразующих факторов: радиационного и циркуляционного. Географическое положение и солнечная радиация. Изменение солнечной радиации по сезонам. Циркуляция воздушных масс летом и зимой, типы воздушных масс и их повторяемость. Циклоническая деятельность и ее влияние на распределение осадков. Барьерная роль Уральских гор. Изменение континентальности климата, секторное положение территории области. Температурный режим как результат взаимодействия радиационных и циркуляционных процессов. Анализ положения изотерм января и июля. Осадки и их распределение. Снежный покров. Коэффициент увлажнения. Климатические районы. Климат и человек. Типы погоды и их повторяемость. Прогноз и предсказания погоды. Климатические карты. Агроклиматические ресурсы.
Внутренние воды и водные ресурсы Речная сеть. Главные речные системы и бассейны рек. Реки восточного склона Уральских гор и Западно-Сибирской равнины (бассейн реки Тобол): Тавда с Лозьвой и Сосьвой, Тура с Пышмой, Исеть. Реки западного склона Уральских гор (бассейн реки Камы): Чусовая, Уфа, Сылва, Косьва. Сток и густота речной сети. Питание и режим рек. Озера, водохранилища и пруды. Основные типы озер в зависимости от происхождения котловин: тектонические, пойменные старичные и озера-туманы, озера-водохранилища.
Болота верховые, переходные и низинные, закономерности их размещения. Подземные воды. Минеральные воды. Минеральные источники (Нижние Серги, Обухово и др.). Их использование. Хозяйственное значение рек и озер. Неравномерность распределения водных ресурсов. Проблемы водоснабжения и перераспределения стока рек. Проблемы охраны и восстановления водных ресурсов.
Растительность Общие закономерности распределения растительного покрова: зональные типы растительности на равнинах и предгорьях, секторные изменения зональных типов растительности, высотная поясность растительности Уральских гор. Интразональные типы растительности. Антропогенные изменения растительности.
Таежная растительность. Основные типы лесов и лесообразующие породы. Характеристика северной, средней и южной тайги, широколиственно-хвойнотаежных лесов. Растительность болот и водная растительность. Растительность долин рек, пойменные заливные луга. Горно-таежные леса. Своеобразие растительности подгольцового и гольцового поясов средневысотных горных хребтов и массивов Урала. Лесостепная растительность. Основные типы растительности. Характеристика осиново-березовых лесов и степной растительности, образующих лесостепные ландшафты. Сосновые боры в лесостепи. Красноуфимская лесостепь и причины формирования степной растительности.
Почвы Влияние климатических факторов, рельефа и горных пород на формирование почвенного покрова. Основные процессы почвообразования: подзолистый и дерновый. Зональные типы почв области на равнинах: глеево-подзолистые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые-лесные, черноземы оподзоленные и выщелоченные. Интразональные почвы равнин: торфяно-болотные, пойменные (аллювиальные), солонцы и солоди.
Горные почвы: горно-лесные подзолистые и дерново-подзолистые, горно-лесные буроземовидные, горно-луговые и горнотундровые. Почвенная карта. Естественное плодородие почв. Оценка почвенных ресурсов Свердловской области. Изменение почвенного покрова под влиянием человека.
Животный мир Животный мир таежной зоны и горной тайги, лесостепных районов области. Основные представители хищников, грызунов, птиц, пресмыкающихся. Животный мир рек, озер, болот. Промыслово-охотничьи ресурсы: основные виды и их добыча.
Природные комплексы Природный комплекс и природные компоненты. Взаимодействие природных компонентов. Природные комплексы тектогенные, климатогенные (зональные, секторные) и ландшафтные. Карта природного районирования.
Крупные тектогенные (азональные) природные комплексы на территории области: Восточно-Европейская равнинная физико-географическая страна, Уральская равнинно-горная страна, Западно-Сибирская равнинная страна. Зональные комплексы: зона тайги и лесостепная зона. Ландшафтные комплексы (ландшафтные области и природные районы). Ландшафты и низшие природные комплексы. Ландшафтная карта.Комплексный физико-географический профиль и его анализ. Выявление взаимосвязей между природными компонентами. Низшие ландшафтные комплексы своей местности: болота, поймы рек, склоны холмов и др. Анализ ландшафтной крупномасштабной карты и ландшафтного профиля. Выявление взаимосвязей между природными компонентами.
Изменение природных комплексов под влиянием человека.
РАЗДЕЛ 3. Население и хозяйство
История заселения и хозяйственного освоения территории Свердловской области
Первоначальные сведения о населении территории современной Свердловской области по материалам археологических раскопок и древним литературным источникам.
Этапы в истории заселения и хозяйственного освоения территории.
Первый этап (конец XII - вторая половина XVI вв.) - связь с Новгородской землей и Московской Русью.
Второй этап (вторая половина XVI - конец XVII вв.) - поход Ермака, присоединение к территории Русского государства, возникновение первых городов. Преимущественное сельскохозяйственное освоение юго-восточной Зауральской части, возникновение крупных сельских поселений - слобод. Начало развития горнозаводской промышленности.
Третий этап (конец XVII - начало XIX вв.) - бурное развитие горнозаводского дела на Среднем Урале. В.Н. Татищев и В.И. де Геннин - выдающиеся государственные деятели, основатели Екатеринбурга. Династия горнозаводчиков Демидовых -основателей черной металлургии на Урале. Становление промышленной культуры Среднего Урала. И.И. Ползунов - изобретатель и конструктор паровой машины.
Четвертый этап (XIX - начало XX вв.) - признаки застоя в развитии горнозаводской промышленности на Среднем Урале. Возникновение новых отраслей промышленности: металлообработки и машиностроения, химической, лесной. Постройка первого русского паровоза Е.А. и М.Е. Черепановыми, изобретение радио А.С. Поповым. Расцвет камнерезного и гранильного искусства.
Пятый этап (советский период) - индустриализация, прием эвакуированных с запада предприятий во время Великой Отечественной войны. Милитаризация промышленного комплекса Среднего Урала. Начало проявления кризиса в базовых отраслях промышленности в 60-е годы.
Шестой этап (постсоветский период) - развитие хозяйства по пути рыночных отношений, создание новых форм собственности и организации производства, конверсия ВПК. Изучение природы, населения, хозяйства региона. Крупнейшие исследователи и исследования. Первые исследователи природы. Современные исследования: крупнейшие научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и уральские географы, Свердловский филиал Русского географического общества.
География населения Этнический состав населения и его формирование. Коренные национальности Среднего Урала: манси, башкиры, сибирские татары и пришлое население. Образ жизни и основные занятия коренного населения в прошлом и настоящем.
Динамика численности населения Свердловской области. Периоды наиболее высокого и низкого прироста населения. Изменение численности населения в связи с особенностями естественного прироста. Роль миграций в формировании и динамике численности населения в разные исторические периоды. Территориальные различия динамики населения.
Возрастной и половой состав населения как фактор и результат демографического развития области. Территориальные особенности полового и возрастного состава населения. «Старение» населения области. Проблема «невест» в сельской местности.
Карта плотности населения. Влияние природных условий и географии хозяйства на размещение и плотность населения. Главные полосы расселения Свердловской области.
Социальный состав населения и его изменение в постсоветский период под влиянием изменения социальных отношений. Современная социальная стратификация общества Среднего Урала и ее географические особенности.
Трудовые ресурсы Свердловской области, их количественная и качественная характеристика. Взаимосвязь с половозрастной структурой и демографическими процессами. Профессиональный состав трудовых ресурсов Среднего Урала в прошлом: рудознатцы, каменных дел мастера, углежоги, металлурги. Народные промыслы. Современный профессиональный состав трудовых ресурсов. Резкое преобладание занятых в тяжелой промышленности. Система подготовки кадров. Наиболее крупные центры профессиональной подготовки: Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Серов. Использование трудовых ресурсов. Проблемы занятости трудовых ресурсов в современных условиях.
Городское население и его динамика. Процесс урбанизации, уровень и темпы. Типы городских поселений Свердловской области по происхождению, людности и выполняемым функциям. Горнозаводская часть области - наиболее урбанизированный район. Системы городских поселений: Екатеринбургская, Нижнетагильская, Серовская - их специфика.
Сельское расселение и его характерные особенности в различных природно-хозяйственных зонах. Деревенский приречный и притрактовый характер расселения. Облик уральской деревни в прошлом и настоящем. Повышенный удельный вес несельскохозяйственных поселений в сельском расселении. Взаимосвязь городского и сельского расселения. Екатеринбургская городская агломерация.Географические проблемы населения и трудовых ресурсов в Свердловской области.
География хозяйства Хозяйственный комплекс Свердловской области в составе народно-хозяйственного комплекса Урала и страны. Уникальность комплекса: высокий уровень специализации на отраслях тяжёлой промышленности, тесная взаимоувязанность производств.
Межотраслевые комплексы и отрасли государственного значения(специализации)
Металлурго-химический комплекс - фундамент всего хозяйственного комплекса Свердловской области. Черная металлургия и ее характерные особенности: высокий уровень концентрации, дефицит сырья, низкая техническая оснащенность. Ведущие факторы размещения черной металлургии на территории области (сырьевой, экономико-географическое положение и исторический) и ее география.
Цветная металлургия области и ее отраслевой состав. Медная промышленность - старейшая отрасль цветной металлургии на Среднем Урале. Сырьевой фактор в размещении медеплавильной промышленности. Алюминиевая промышленность - наиболее молодая отрасль цветной металлургии Свердловской области.
Машиностроительный комплекс. Отраслевой состав. Ведущая роль тяжелого машиностроения (оборудование для горнодобывающей, металлургической промышленности, энергетическое оборудование). Изменение отраслевого состава машиностроения за послевоенный период: развитие радиотехнического, инструментального машиностроения. Взаимосвязь машиностроительного и металлурго-химического комплексов. Влияние трудовых ресурсов и научно-технической базы на размещение машиностроения в Свердловской области. Место военно-промышленного комплекса в машиностроении области и проблемы конверсии.
Лесопромышленный комплекс. Состав комплекса (лесозаготовка, лесопильно-деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, лесохимическая гидролизная промышленности). Углубленная переработка древесины и использование отходов, экологическая целесообразность дальнейшей разработки лесов. Роль железнодорожных магистралей Ивдель-Обь и Тавда-Сотник для развития и размещения предприятий комплекса. Карта лесопромышленного комплекса.
- Тематическое планирование 9 класс
№ | Тема урока | Дата | Примеча ние | |
план | факт | |||
1 | Географические особенности природы и культура народов Свердловской области и Урала | 1 неделя | ||
2 | Географическое положение Свердловской области и Урала | 2 неделя | ||
3 | Особенности природы Свердловской области и Урала | 3 неделя | ||
4 | Геоэкологические проблемы Свердловской области и Урала | 4 неделя | ||
5 | Отрасли хозяйства Свердловской области и Урала, особенности размещение | 5 неделя | ||
6 | Природные ресурсы Свердловской области и Урала, их использование и охрана | 6 неделя | ||
7 | Особенности населения Свердловской области и Урала | 7 неделя | ||
8 | Территориальная обеспеченность ресурсами Свердловской области и Урала | 8 неделя | ||
9 | Разные территории Свердловской области и Урала, их обеспеченности ресурсами | 9 неделя | ||
10 | Географические явления и процессы в геосферах Свердловской области и Урала | 10 неделя | ||
11 | Разные территории Свердловской области и Урала: анализ карты | 11 неделя | ||
12 | Причины возникновения геоэкологических проблем Свердловской области и Урала | 12 неделя | ||
13 | Существенные признаки географических объектов и явлений Свердловской области и Урала | 13 неделя | ||
14 | Географические координаты объектов Свердловской области и Урала | 14 неделя | ||
15 | Географические координаты объектов Свердловской области и Урала | 15 неделя | ||
16 | Географические координаты объектов Свердловской области и Урала | 16 неделя | ||
17 | Географические явления и процессы в геосферах Свердловской области и Урала | 17 неделя | ||
18 | Географические объекты и явления Свердловской области и Урала | 18 неделя | ||
19 | Разные территории Свердловской области и Урала: анализ карт | 19 неделя | ||
20 | Расстояние на карте Свердловской области и Урала | 20 неделя | ||
21 | Расстояние на карте Свердловской области и Урала | 21 неделя | ||
22 | Направление на карте Свердловской области и Урала | 22 неделя | ||
23 | Чтение карт различного содержания Свердловской области и Урала | 23 неделя | ||
24 | Чтение карт различного содержания Свердловской области и Урала | 24 неделя | ||
25 | Чтение и анализ карт Свердловской области и Урала | 25 неделя | ||
26 | Географические объекты и явления Свердловской области и Урала | 26 неделя | ||
27 | Разные территории Свердловской области и Урала, их обеспеченности ресурсами | 27 неделя | ||
28 | Определение поясного времени Свердловской области и Урала | 28 неделя | ||
29 | Особенности природно-хозяйственных зон и районов Свердловской области и Урала | 29 неделя | ||
30 | Географические явления и процессы в геосферах Свердловской области и Урала | 30 неделя | ||
31 | Анализ информации о разных территориях Свердловской области и Урала | 31 неделя | ||
32 | Выявление эмпирических зависимостей Свердловской области, Урала и России | 32 неделя | ||
33/ 34 | Географические следствия движений почвы Свердловской области и Урала | 33/34 недели | ||
Итого за год | 33/34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.
Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради
Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...