Профессиональный выбор выпускников с нарушением слуха для их успешной социализации.
статья (9 класс)
Профессиональный выбор выпускников с нарушением слуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pechat.docx | 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональный выбор выпускников с нарушением слуха для их успешной социализации.
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Минусинская школа-интернат».
e-mail: shgd@kristel.ru, тел. 8 (39132) – 4 – 01 –38
"Если человек не знает, к какой пристани он держит путь,
для него не один ветер не будит попутным».
Сенека
В системе профессионально-трудовой подготовки глухих и слабослышащих учащихся важное место отводится профессиональной ориентации. Хорошо организованное трудовое обучение само по себе активно воздействует на формирование профессиональных интересов, а целенаправленная профориентационная работа предусматривает подготовку выпускников школы к сознательному выбору профессии, которая отвечает, прежде всего, их интересам и обеспечивает максимальное развитие индивидуальных способностей. Готовность учащихся сознательно выбрать профессию, обусловлена различными факторами: информированностью о наиболее распространённых видах труда, знанием требований, предъявляемых в конкретных видах труда к субъектам трудовой деятельности, и путей приобретения той или иной профессии; умением правильно оценить личные качества для овладения избранной специальностью. В соответствии с задачами профессионального самоопределения профессиональная ориентация включает профессионалъную информацию (профессионалъное просвещение), профессиональную консулътацию, профессиональную диагностику, профессионалъный отбор и профессионалъную адаптацию. Проведённые в последние десятилетия экспериментальные исследования (А.П. Гозова, Н.И. Букун, Э.Л. Бурменко, О.Г. Гонца, А.И. Иваницкий, В.Ф. Матвеев, Г.Н. Пенин) показывают, что глухие школьники слабо ознакомлены с разнообразными видами труда и профессий, недостаточно осведомлены о содержании, характере и условиях труда в той или иной области.
В связи с этим педагогами школы была разработана программа по профориентации «Кем быть?» на основе пособия М.Ю. Савченко «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам» для учащихся 7 - 11 классов. Программа рассчитана на 5 лет и включает в себя 2 раздела: «Человек и профессия», «Трудоустройство». На изучение данной программы отводится 34 часа в год (1 час в неделю). Основной целью профориентационной работы коррекционной школы - интерната с неслышащими учащимися является развитие у них активного отношения к себе, своим возможностям в связи сознанием важности и необходимости самоопределения и активного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на основании своих желаний и возможностей.
Основным этапом профориентационной работы в школе является профпропаганда, которая помогает учащимся осознавать важность и необходимость самоопределения и активного отношения к ситуации выбора профессии. Готовность к сознательному выбору профессии обусловлена многими факторами - информативностью о распространенных видах труда; знанием требований, предъявляемых к личности с точки зрения физических и психических возможностей, и способов приобретения той или иной профессии; умением правильно оценить личные качества, необходимые для избранной специальности.
Формы проведения занятий разнообразны. К ним относятся профбеседа, игра – аукцион, устный журнал, деловые и сюжетно - ролевые игры, моделирование ситуаций, экскурсии на предприятия, наблюдение за работой взрослых и знакомство с результатами труда, встречи и беседы с выпускниками школы и работниками предприятий, просмотр телепрограмм, видеофильмов о людях профессий бытового обслуживания.
Огромную роль в профессиональном самоопределении глухих учащихся с нарушением интеллекта играют уроки трудового обучения, сельскохозяйственные работы, общественно – полезный труд. Трудолюбие, дисциплина, стойкий интерес к труду, все это прививает школа и помогает им в дальнейшей жизни. На занятиях в кружках дополнительного образования: «Резьба по дереву», «Рукоделие», «Лоскутная мозаика», «Домоводство» учащиеся овладевают трудовыми и первоначальными профессиональными навыками. Ежегодное участие в школьных и городских выставках творчества, где они занимают призовые места, несомненно, повышает их самооценку и способствует в выборе намеченной профессии.
Перед выпускниками школы стоит большой вопрос куда пойти учиться дальше, и поэтому в прошлом учебном году был разработана и реализован социально-образовательный проект «Путёвка в жизнь» по подготовке учащихся с нарушением слуха к осознанному выбору будущей профессии и дальнейшему карьерному росту. В рамках данного проекта ребята выпускали стенгазеты, коллажи, участвовали в театрализованном представлении «Угадай профессию», в ярмарке профессий, которая была проведена среди детских домов и интернатов города Минусинска.
В систему профориентационной деятельности школы с глухими детьми с нарушением интеллекта входит также и работа с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии. Родители знакомятся со специальными коррекционными образовательными профессиональными учреждениями, работающими с данной категорией выпускников, условиями проживания, правилами проживания и обучения будущих студентов. Это играет решающую роль выработке единых требований к профессиональной адаптации детей с нарушением слуха и успешной социализации в будущем.
На заключительном этапе профпросвещения каждый выпускник владеет полной информацией о выбранной профессии, об учебном заведении, в котором может обучаться, о сроках обучения, о формах трудоустройства в будущем.
Самым насыщенным был заключительный этап, на котором выпускники защищали профессии в форме презентаций, дефиле (девочки демонстрировали свои швейные изделия). Было приятно, что каждый воспитанник подготовил презентацию о своей будущей профессии.
В 2019г. ребята закончили школу. девять воспитанников (72%) из одинадцати продолжили учиться в профессиональных учебных заведениях Красноярского края. Двое ребят (28%) не смогли продолжить обучение и трудоустроиться по состоянию здоровья.
Библиографический список:
- Л.В. Андреева. Сурдопедагогика. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под научным редактором И.М. Назаровой. М. Издательский центр «Академия», 2005. – с. 215 [1]
- Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика» В двух частях. Часть 2/под ред. Е.Г. Речицкой. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – с. 7. [ 2]
- Программа по профориентации «Кем быть?» на основе пособия М.Ю. Савченко «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам» для учащихся 7 - 11 классов» Минусинской коррекционной школы-интерната II вида. [ 3]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация детей с нарушениями слуха
Профориентационная работа с учащимися с нарушениями слуха...
Статья "Профессиональная ориентация старшеклассников с нарушениями слуха в условиях школы-интерната".
В данной статье отражен опыт работы по профориентации детей, имеющих нарушения слуха, в условиях коррекционной школы-интерната № 23 г. Белгорода....
Статья2 Методические рекомендации по профессиональной подготовке студентов с нарушениями слуха по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Методические рекомендации по профессиональной подготовке студентов с нарушениями слуха по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах...
Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями как условие их успешной социализации.
Коррекция недостатков развития речи умственно-отсталых детей является приоритетной в реализации процесса социализации. В коррекционной школе учителя-надомники особое внимание уделяют обогащению словар...
Психолого педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением слуха
Система работы воспитателя по профессиональному самоопределению старшеклассников....
Психолого педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением слуха
Система работы воспитателя по профессиональному самоопределению старшеклассников...