Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями как условие их успешной социализации.
учебно-методический материал
Коррекция недостатков развития речи умственно-отсталых детей является приоритетной в реализации процесса социализации. В коррекционной школе учителя-надомники особое внимание уделяют обогащению словарного запаса, развитию монологической и диалогической речи учащихся., собдюдению единого орфографического режима, т.е. круга требований к общей речевой культуре устной и письменной речи учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_morozovoy.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МО 28.03.18 г. учителя Морозовой Н.Г.
Тема: «Развитие речи учащихся с интеллектуальными
нарушениями как условие их успешной социализации»
При умственной отсталости речь относится к задержанным функциям и является тем «обходным путем», по мнению Л.С. Выготского, посредством которого осуществляется специальная задача коррекционной школы: коррекция высших психических функций учащихся с целью успешного осуществления их умственного и речевого развития и успешной социализации.
Расстройства речи у учащихся с интеллектуальными нарушениями проявляются на фоне нарушения познавательной деятельности , психического развития в целом. Расстройства имеют сложную структуру, носят системный характер. Не сформированы (в той или иной степени) все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении и др.
Однако, к старшим классам у большинства учащихся происходит коррекция моторного уровня, устранение дефектов фонетической стороны речи, произношения. В то же время семантический и языковой уровни развития не достигают нормы. Некоторыми особенностями речи детей с интеллектуальными нарушениями являются:
- они овладевают речью значительно позднее своих нормально развивающихся сверстников. Более 40% умственно отсталых детей начинают говорить после 3х лет;
- развитие речевой моторики происходит замедленно, затруднена координация дыхательных и артикуляционных движений в процессе речи;
- есть нарушения фонетической стороны речи. Коррекция их является более сложным и длительным процессом , чем у детей с нормой;
- отмечается резкое снижение потребности в речевом общении, что приводит к ограниченности речевых контактов и отрицательно сказывается на процессе овладения речью;
- речь у таких детей часто монотонная, маловыразительная, у заторможенных голос тихий, слабый, у возбудимых- крикливый, резкий;
- присутствуют нарушения лексико-грамматической стороны речи – бедность словарного запаса, неточность употребления слов, доминируют существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера, мало прилагательных и наречий ;
- характерны простые , нераспространенные предложения с пропуском главных членов.
Поэтому коррекция недостатков развития речи умственно отсталых детей является приоритетной в реализации процесса социализации.
В коррекционной школе работа по коррекции речи осуществляется во время изучения каждого предмета, во время внеклассных занятий и на логопедических занятиях.
Учителя-предметники особое внимание уделяют обогащению словарного запаса, развитию монологической и диалогической речи учащихся, соблюдению единого орфографического режима школы, т.е. круга требований к общей речевой культуре устной и письменной речи учащихся. Этот режим предполагает:
- правильную выразительную речь учителя, воспитателя;
- исправление неправильной речи учащихся, делать это необходимо тактично, просто, уместно;
- каждый положительный результат, динамику нужно поощрять;
- все речевые ошибки учащихся на уроке и во внеурочное время должны быть исправлены;
- учащиеся должны выполнять все требования учителя по исправлению дефектов речи: говорить четко, выразительно, правильно, спокойно, на выдохе, соблюдая темп и ритм речи.
Прежде чем начать говорить-подумать, о чем сказать. Выдерживать паузы между предложениями, на вопросы давать полные, развернутые ответы;
- поощрять, стимулировать проявление речевой активности и инициативы.
Я считаю, что основными задачами уроков для наших детей является повышение уровня сенсорного и умственного развития, а также обогащение словаря, развитие диалогической и монологической речи.
В учебниках для наших детей разработаны комплексы упражнений для работы по развитию речи.
Например:
- расскажите, какие добрые поступки совершил герой сказки;
- нарисуйте словесный портрет героя,
- разделите сказку на части и озаглавьте их,
- к каким эпизодам рассказа относятся иллюстрации?
Часто предлагаю составить рассказ по картинке из 3-4х предложений, пересказ с опорой на сюжетные картинки, подобрать слова к иллюстрациям, убрать лишнее из описания к литературному герою и др.
На всех этапах урока можно использовать разнообразные занимательные формы обучения: игры, загадки, конкурсы, путешествия, соревнования, сигнальные карточки. Например: игра с мячом «Кто больше». Мячик передается из рук в руки и сопровождается речью по какому-то заказу-правилу (назвать существительные, прилагательные, синонимы и др.);
- распутать два описания различных предметов;
- сделать разные виды списывания( с рукописного, печатного текста, осложненное каким-то заданием);
- разного вида диктанты- слуховой со зрительным самоконтролем , словарный из загадок и др.
Дидактическая игра – действенное средство, способное вызвать интерес к занятиям. Она благотворно влияет на формирование положительной учебной мотивации детей с особыми потребностями, например: заменить словосочетания одним словом, построй слово, третье лишнее, расшифруй пословицу, зимний кроссворд, прочитай и отгадай, общая буква на всех и др.
В заключении хочу отметить, что только повседневная работа над усвоением норм литературного языка дает положительные результаты , выступает источником развития словесно-логического мышления, способствуя социализации учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития речи детей с интеллектуальными нарушениями
особенности развития речи детей...
Формирование творческого потенциала учащихся на уроках географии, как условие для успешной социализации в процессе реализации личностно-ориентированного подхода.
В данной статье, на примере урока по географии, рассмотрены разные виды деятельности учащихся, которые способствуют развитию творческой потенциала учащихся. Проектные, научно-и...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье раскрываются проблемы развития речи детей с интеллектуальными нарушениями на уроках трудового обучения, рассматриваются приемы проведения словарной работы....
Рабочая программа по предмету "Развитие речи"_9-б (интеллектуальные нарушения_вариант 2)
Рабочая программа «Развитие речи» составлена на основе:Авторской программы «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окру...
Доклад «Развитие речи детей с интеллектуальными нарушениями через приемы альтернативной коммуникации на уроках математики (из опыта работы)».
Доклад«Развитие речи детей с интеллектуальными нарушениями через приемы альтернативной коммуникации на уроках математики (из опыта работы)»....
Доклад по теме « Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения как средство для создания условий адаптации в социуме и фактор повышения их общего культурного и интеллектуального уровня».
В данном докладе рассказывается об особенностях развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями. Методах и способах коррекции на уроках русского языка и литературного чтения....