Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями как условие их успешной социализации.
учебно-методический материал

Коррекция недостатков развития речи умственно-отсталых детей является приоритетной в реализации процесса социализации. В коррекционной школе учителя-надомники особое внимание уделяют обогащению словарного запаса, развитию монологической и диалогической речи учащихся., собдюдению единого орфографического режима, т.е. круга требований к общей речевой культуре устной и письменной речи учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_morozovoy.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО 28.03.18 г. учителя Морозовой Н.Г.

Тема: «Развитие речи учащихся с интеллектуальными

нарушениями как условие их успешной социализации»

            При  умственной отсталости речь относится к задержанным функциям и является тем  «обходным путем», по     мнению Л.С. Выготского, посредством  которого осуществляется специальная задача  коррекционной школы: коррекция высших психических функций учащихся с целью успешного осуществления их умственного и речевого развития и успешной социализации.      

              Расстройства речи у учащихся с интеллектуальными нарушениями проявляются на фоне нарушения познавательной деятельности ,   психического развития в целом. Расстройства имеют сложную структуру, носят системный характер. Не сформированы (в той или иной степени) все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении и др.

              Однако, к старшим классам у большинства учащихся происходит коррекция моторного уровня, устранение дефектов фонетической стороны речи, произношения. В то же   время семантический и языковой уровни развития не достигают нормы.    Некоторыми особенностями речи детей с интеллектуальными нарушениями являются:

- они овладевают речью значительно позднее своих нормально развивающихся сверстников. Более 40% умственно отсталых детей начинают говорить после 3х лет;

- развитие речевой моторики происходит замедленно, затруднена координация дыхательных и артикуляционных движений в процессе речи;

- есть нарушения фонетической стороны речи. Коррекция их является более сложным и длительным процессом , чем у детей с нормой;

- отмечается резкое снижение потребности в речевом общении, что приводит к ограниченности речевых контактов и отрицательно сказывается на процессе овладения речью;

- речь у таких детей часто монотонная, маловыразительная, у заторможенных голос тихий, слабый, у возбудимых- крикливый, резкий;

- присутствуют нарушения лексико-грамматической стороны речи – бедность словарного запаса, неточность употребления слов, доминируют существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера, мало прилагательных и наречий ;

- характерны простые , нераспространенные предложения с пропуском главных членов.

              Поэтому коррекция недостатков развития речи умственно отсталых детей является приоритетной в реализации процесса социализации.

              В коррекционной школе работа по коррекции речи осуществляется во время изучения каждого предмета, во время внеклассных занятий и на логопедических занятиях.

             Учителя-предметники особое внимание уделяют обогащению словарного запаса, развитию монологической и диалогической речи учащихся, соблюдению единого орфографического режима школы, т.е. круга требований к общей речевой культуре устной и письменной речи учащихся. Этот режим предполагает:

- правильную выразительную речь учителя, воспитателя;

- исправление неправильной речи учащихся, делать это необходимо тактично, просто, уместно;

- каждый положительный результат, динамику нужно поощрять;

- все речевые ошибки учащихся на уроке и во внеурочное время должны быть исправлены;

- учащиеся должны выполнять все требования учителя по исправлению дефектов речи: говорить четко, выразительно, правильно, спокойно, на выдохе, соблюдая темп и ритм речи.

Прежде чем начать говорить-подумать, о чем сказать. Выдерживать паузы между предложениями, на вопросы давать полные, развернутые ответы;

- поощрять, стимулировать проявление речевой  активности и инициативы.

             Я считаю, что основными задачами уроков для наших детей является повышение уровня сенсорного и умственного развития, а также обогащение словаря, развитие диалогической и монологической речи.

            В  учебниках для наших детей разработаны комплексы упражнений для работы по развитию речи.

     Например:

- расскажите, какие добрые поступки совершил герой сказки;

- нарисуйте словесный портрет героя,

- разделите сказку на части и озаглавьте их,

- к каким эпизодам рассказа относятся иллюстрации?

             Часто предлагаю составить рассказ по картинке из 3-4х предложений, пересказ с опорой на сюжетные картинки, подобрать слова к иллюстрациям, убрать лишнее из описания к литературному герою и др.

           На всех этапах урока можно использовать разнообразные занимательные формы обучения: игры, загадки, конкурсы, путешествия, соревнования, сигнальные карточки. Например: игра с мячом «Кто больше». Мячик передается из рук в руки и сопровождается речью по какому-то заказу-правилу (назвать существительные, прилагательные, синонимы и др.);

- распутать два описания различных предметов;

- сделать разные виды списывания( с рукописного, печатного текста, осложненное каким-то заданием);

- разного вида диктанты- слуховой со зрительным самоконтролем , словарный из загадок и др.

              Дидактическая игра – действенное средство, способное вызвать интерес к занятиям. Она благотворно влияет на формирование положительной учебной мотивации детей с особыми потребностями, например: заменить словосочетания одним словом, построй слово, третье лишнее, расшифруй пословицу, зимний кроссворд, прочитай и отгадай, общая буква на всех и др.

         В заключении хочу отметить, что только повседневная работа над усвоением норм литературного языка дает положительные результаты , выступает источником развития словесно-логического мышления, способствуя социализации учащихся.

       

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческого потенциала учащихся на уроках географии, как условие для успешной социализации в процессе реализации личностно-ориентированного подхода.

В данной  статье, на примере урока по географии, рассмотрены разные виды деятельности учащихся, которые   способствуют развитию творческой потенциала учащихся. Проектные, научно-и...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье раскрываются проблемы развития речи детей с интеллектуальными нарушениями на уроках трудового обучения, рассматриваются приемы проведения словарной работы....

Рабочая программа по предмету "Развитие речи"_9-б (интеллектуальные нарушения_вариант 2)

Рабочая программа  «Развитие речи»  составлена на основе:Авторской программы «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений      окру...

Доклад «Развитие речи детей с интеллектуальными нарушениями через приемы альтернативной коммуникации на уроках математики (из опыта работы)».

Доклад«Развитие речи детей с интеллектуальными нарушениями через приемы альтернативной коммуникации на уроках математики (из опыта работы)»....

Доклад по теме « Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения как средство для создания условий адаптации в социуме и фактор повышения их общего культурного и интеллектуального уровня».

В данном докладе рассказывается об особенностях развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями. Методах и способах коррекции на уроках русского языка и литературного чтения....