Предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация детей с нарушениями слуха
статья по психологии (9 класс) на тему
Профориентационная работа с учащимися с нарушениями слуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsiyu_sleduet_ponimat_kak_kompleks_sotsialno.docx | 40.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация детей с нарушениями слуха
1.Профориентация – основные направления работы в школе.
Профориентацию следует понимать как комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач, цель которых – формирование профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям и запросам общества в кадрах. В числе психолого-педагогических задач, и в том числе для слабослышащих и глухих, называют в первую очередь профессиональное информирование и профессиональное консультирование.
В ГБОУ СКОШИ №52 уделяется большое значение и внимание профориентационной работе.
Профориентационная работа проходит по нескольким направлениям
- самопознание;
-информационное обеспечение;
- помощь в развитии профессионального самоопределения;
- первичная профконсультация;
- углубленная профконсультация.
И в несколько этапов:
9й класс.
В течение года проводятся занятия, которые включают в себя задачи самопознания (представления о себе и своих способностях в контексте выбора профессии: тесты Айзенка на тип темперамента с рекомендациями, методика Кэттелла на особенности характера с рекомендациями, изучение интересов с помощью модифицированного опросника «Карта интересов», диагностика познавательных процессов).
10й класс.
Происходит информирование школьников о мире профессий и конкретно о профессиях, рекомендованных людям с нарушениями слуха( в форме бесед). Обсуждаются профессии, которые противопоказаны выпускникам нашей школы. Проводится работа для развития профессионального самоопределения, расширение представлений о мире профессий, создание ситуации выбора. Первичная профконсультация. Групповая и индивидуальная работа.
11й класс.
Углубленная профконсультация. Построение жизненной перспективы, осмысление представлений о будущем. Диагностика профессиональной направленности (индивидуальная работа, компьютерная диагностика).
12й класс.
Осмысление типичных ошибок при выборе профессии. Осмысление требований профессий к здоровью. Диагностика проф. направленности (компьютерная). Помощь ученикам, которые еще не определились с выбором профессии.
2. Взаимодействие членов коллектива
В организации и проведении профориентационной работы в школе участвует не только психологическая служба. Задействованы администрация (которая взаимодействует с организациями и учреждениями за пределами школы), классные руководители, воспитатели. Все названные члены коллектива активно взаимодействуют для помощи выпускникам.
Проводится также активная работа с родителями по вопросам выбора профессии ребенком. Родители при желании могут прийти на консультацию к психологу, или к классному руководителю, высказать свои пожелания, обсудить дальнейший путь ребенка.
3. Документация
Все результаты диагностических обследований с рекомендациями собираются в одну папку для каждого ученика, далее заполняется «Карта первичной индивидуально-психологической профконсультации и составляется план профконсультации.
4.Программы профориентации, реализуемые в школе.
а) Программа занятий для развития профессионального самоопределения ( Как научиться выбирать профессию?)
- Самопознание, расширение представлений о своих возможностях и их реализации в мире профессий, создание ситуации многоальтернативного выбора.
- Осмысление представлений о будущем.
- Формирование умений выбирать.
- Выбор целей и средств их достижения.
- Углубленное самопознание и построение перспектив на основе полученных знаний.
б) Диагностика интересов и профессиональных склонностей
Методики:
- Дифференциально-диагностический опросник, модернизированный (ДДО-М). Климов
- Анкета интересов А.Е.Голомштока
- Методика «Структура интересов» Хеннинга
- Опросник Дж.Холланда
После проведения всех этих методик строится профиль интересов и склонностей конкретного испытуемого.
в) Компьютерные профориентационные методики, проводимые в ГБОУ СКОШИ № 52:
- Анкета оптанта – позволяет получить первичную информацию об интересах, наклонностях, способностях и возможностях, характере мотивации выбора профессии, уровне самооценки оптанта, а также о главных направлениях профориентационной работы.
- Методика определения профессионального личностного типа Холланда – позволяет выявить шесть основных типов социальной направленности личности.
- Карта интересов Голомштока – предназначена для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в 23 сферах деятельности.
- Методика изучения склонностей Синявского и Федоришина. Методика предназначена для определения выраженности коммуникативных и организаторских склонностей.
- Организация консультативной работы по вопросам выбора профессии.
Первичная профконсультация – это форма индивидуальной консультации, в процессе которой происходит обучение правилам выбора профессии, дается информация о многообразии профессий, об интересах и склонностях. Результатом первичной профконсультации является оказание помощи в формировании профессионального плана, повышение степени осознанности и ответственности выбора. Помимо этого, на основании первичной профконсультации выявляются испытуемые, нуждающиеся в углубленной индивидуальной профконсультации.
Углубленная индивидуальная профконсультация основывается на глубоком всестороннем изучении человека: его склонностей, интересов, состояния здоровья и физического развития, уровня и структуры внимания, мышления, ручной умелости и координации движений, особенностей характера. При этом учитываются мнение учителей и родителей, успешность обучения и особенности референтной группы. Обобщение этих данных раскрывает широкие возможности целенаправленного воздействия не только в целях профориентации, но и на формирование личности.
в программе первичной профконсультации выделяются три аспекта: информационный, диагностический и собственно консультационный.
Собственно консультативный аспект представляет собой заключительную часть первичной профконсультации, которая проводится в форме беседы. Специфика и задачи беседы определяются индивидуально-психологическими особенностями, ситуацией выбора профессии, степенью сформированности профплана и некоторыми другими факторами.
Заполняется «Карта первичной профконсультации» и составляется план профконсультации. Затем сопоставляются и анализируются данные, имеющиеся в карте и на основе этого анализа испытуемый приглашается на углубленную профконсультацию.
Сводные данные по профориентации за 2013-2014
(10-е классы)
Результаты профориентации в 10-х классах
Фамилия | Профессиональный личностный тип | Нормированное значение показателя экстраверсии/интроверсии | Нормированное значение показателя нейротизма | Показатель выраженности коммуникативных склонностей | Показатель выраженности организаторских склонностей |
Г. | социальный | Амбиверт | Нестабильный | низкий | ниже среднего |
Г. | предприимчивый | Потенциальный экстраверт | Потенциально стабильный | ниже среднего | средний |
Б. | реалистический | Амбиверт | Норма | средний | низкий |
Б. |
| Потенциальный экстраверт | Потенциально стабильный | выше среднего | средний |
Б. | социальный | Потенциальный экстраверт | Норма | низкий | средний |
Г. | социальный | Амбиверт | Потенциально стабильный | ниже среднего | низкий |
Д. | артистический | Экстраверт | Потенциально нестабильный | выше среднего | низкий |
К. |
| Экстраверт | Потенциально стабильный | средний | низкий |
Р. |
|
|
| низкий | низкий |
С. | артистический | Экстраверт | Потенциально нестабильный | ниже среднего | высокий |
Т. | артистический | Потенциальный интроверт | Норма | низкий | низкий |
М. | артистический | Потенциальный экстраверт | Норма | выше среднего | ниже среднего |
К. | конвенциальный | Потенциальный экстраверт | Потенциально нестабильный | ниже среднего | ниже среднего |
К. | социальный | Потенциальный интроверт | Норма | выше среднего | средний |
К. | предприимчивый | Интроверт | Потенциально нестабильный | выше среднего | высокий |
Л. | интеллектуальный | Амбиверт | Сверхнеустойчивый | низкий | низкий |
Г. | артистический | Амбиверт | Потенциально нестабильный | низкий | низкий |
Сводная таблица результатов теста ДДО-М в 10-х классах
Имя | Природа | Техника | Человек | Знаковые системы | Худ. образ |
Антон | 15 | 35 | 15 | 35 | 0 |
Санан | 20 | 30 | 30 | 5 | 10 |
Руфет | 20 | 25 | 20 | 25 | 10 |
Евгения | 5 | 15 | 30 | 25 | 25 |
Кристина | 15 | 0 | 35 | 20 | 30 |
Ажий | 30 | 5 | 25 | 15 | 25 |
Никита | 35 | 5 | 15 | 25 | 20 |
Карина | 5 | 25 | 20 | 35 | 15 |
Екатерина | 20 | 5 | 20 | 20 | 35 |
Анатолий | 10 | 25 | 10 | 25 | 30 |
Полина | 20 | 10 | 25 | 5 | 40 |
Дарья | 5 | 5 | 30 | 35 | 25 |
Глеб | 15 | 15 | 30 | 20 | 20 |
Абдусалам | 30 | 5 | 30 | 25 | 10 |
Сергей | 20 | 15 | 25 | 30 | 10 |
Валерия | 30 | 10 | 15 | 5 | 40 |
Николай | 20 | 25 | 20 | 10 | 25 |
Результаты профориентации в 11-12-х классах
Имя | Профессиональный личностный тип | Показатель выраженности коммуникативных склонностей | Показатель выраженности организаторских склонностей |
Юлия |
| низкий | низкий |
Ян |
| ниже среднего | выше среднего |
Анастасия |
| ниже среднего | низкий |
Ирина |
| ниже среднего | ниже среднего |
Аркадий |
| средний | средний |
Петр |
| ниже среднего | средний |
Иван |
| низкий | ниже среднего |
аида |
| низкий | ниже среднего |
Анна |
| низкий | низкий |
Дима |
| низкий | выше среднего |
Ярослав | реалистический | выше среднего | высокий |
Андрей | артистический | ниже среднего | средний |
Руслан |
| низкий | низкий |
Дмитрий |
| выше среднего | высокий |
Даниил | социальный | низкий | низкий |
Лена |
| ниже среднего | средний |
Анна |
| ниже среднего | низкий |
Вартуш | предприимчивый | низкий | низкий |
Вартуш |
| ниже среднего | выше среднего |
максим |
| низкий | ниже среднего |
Александр |
| высокий | выше среднего |
Владислав |
| ниже среднего | средний |
Лилия |
| низкий | ниже среднего |
Дима | социальный |
|
|
саша | социальный | низкий | ниже среднего |
Николай | реалистический | низкий | выше среднего |
максим | конвенциальный |
|
|
Сводная таблица результатов теста ДДО-М в 11-12-х классах
Имя | Природа | Техника | Человек | Знаковые системы | Худ. образ |
Ярослав | 25 | 20 | 30 | 0 | 25 |
Андрей | 20 | 30 | 20 | 10 | 20 |
Дмитрий | 5 | 25 | 20 | 20 | 30 |
Даниил | 35 | 20 | 20 | 15 | 10 |
максим | 25 | 20 | 10 | 25 | 20 |
Александр | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
саша | 10 | 25 | 15 | 20 | 30 |
Николай | 20 | 25 | 25 | 20 | 10 |
Евгений | 15 | 20 | 20 | 25 | 20 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа воспитателя по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации в 9 классе
Анализ работы воспитателя по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации в 9 классе...
Социализация и профессиональная адаптация детей-инвалидов по слуху в ходе начальной профессиональной подготовки»
Презентация к выступлению на ГМО...
«Особенности подготовки и проведения праздников в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха».
«Особенности подготовки и проведения праздников в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха»....
Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида
Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...
"Профессиональное и личностное самоопределение детей с нарушениями слуха"
Профессиональное и личностное самоопределение – это стержневая проблема в воспитании детей с нарушениями слуха. Многие неслышащие подростки получают профессиональное образование в специальных учрежден...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности Раковой Татьяны Владимировны, учителя физической культуры ГБОУ Республики Хакасия «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности Раковой Татьяны Владимировны, учителя физической культуры ГБОУ Республики Хакасия «Шко...
Статья "Профессиональная ориентация старшеклассников с нарушениями слуха в условиях школы-интерната".
В данной статье отражен опыт работы по профориентации детей, имеющих нарушения слуха, в условиях коррекционной школы-интерната № 23 г. Белгорода....