Предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация детей с нарушениями слуха
статья по психологии (9 класс) на тему

 Мусоян Лилит Михайловна

Профориентационная работа с учащимися с нарушениями слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiyu_sleduet_ponimat_kak_kompleks_sotsialno.docx40.84 КБ

Предварительный просмотр:

Предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация детей с нарушениями слуха

1.Профориентация – основные направления работы в школе.

Профориентацию следует понимать как комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач, цель которых – формирование профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям и запросам общества в кадрах. В числе психолого-педагогических задач, и в том числе для слабослышащих и глухих, называют в первую очередь профессиональное информирование и профессиональное консультирование.

     В ГБОУ СКОШИ №52 уделяется большое значение и внимание профориентационной работе.

Профориентационная работа проходит по нескольким направлениям

- самопознание;

-информационное обеспечение;

- помощь в развитии профессионального самоопределения;

- первичная профконсультация;

- углубленная профконсультация.

И в несколько этапов:

9й класс.

 В течение года проводятся занятия, которые включают в себя задачи самопознания (представления о себе и своих способностях в контексте выбора профессии: тесты Айзенка на тип темперамента с рекомендациями, методика Кэттелла на особенности характера с рекомендациями, изучение интересов с помощью модифицированного опросника «Карта интересов», диагностика познавательных процессов).

 

10й класс.

Происходит информирование школьников о мире профессий и конкретно о профессиях, рекомендованных людям с нарушениями слуха( в форме бесед). Обсуждаются  профессии, которые противопоказаны выпускникам нашей школы. Проводится работа для развития профессионального самоопределения,   расширение представлений о мире профессий, создание ситуации выбора. Первичная профконсультация. Групповая и индивидуальная работа.

11й класс.  

Углубленная профконсультация. Построение жизненной перспективы, осмысление представлений о будущем. Диагностика профессиональной направленности (индивидуальная работа, компьютерная диагностика).

12й класс.

Осмысление типичных ошибок при выборе профессии. Осмысление требований профессий к здоровью.  Диагностика проф. направленности (компьютерная). Помощь ученикам, которые еще не определились с выбором профессии.

 

 2. Взаимодействие членов коллектива

     В организации и проведении профориентационной работы в школе участвует не только психологическая служба. Задействованы администрация (которая взаимодействует с организациями и учреждениями за пределами школы), классные руководители, воспитатели. Все названные члены коллектива активно взаимодействуют для помощи выпускникам.

     Проводится также активная работа с родителями по вопросам выбора профессии ребенком. Родители при желании могут прийти на консультацию к психологу, или к классному руководителю, высказать свои пожелания, обсудить дальнейший путь ребенка.

3. Документация

     Все результаты диагностических обследований с рекомендациями собираются в одну папку для каждого ученика, далее заполняется «Карта первичной индивидуально-психологической профконсультации и составляется план профконсультации.

4.Программы  профориентации, реализуемые в школе.

а) Программа занятий для развития профессионального самоопределения ( Как научиться выбирать профессию?)

  1. Самопознание, расширение представлений о своих возможностях и их реализации в мире профессий, создание ситуации многоальтернативного выбора.
  2. Осмысление представлений о будущем.
  3. Формирование умений выбирать.
  4. Выбор целей и средств их достижения.
  5. Углубленное самопознание и построение перспектив на основе полученных знаний.

б) Диагностика интересов и профессиональных склонностей

Методики:

  1. Дифференциально-диагностический опросник, модернизированный (ДДО-М). Климов
  2. Анкета интересов А.Е.Голомштока
  3. Методика «Структура интересов» Хеннинга
  4. Опросник Дж.Холланда

После проведения всех этих методик строится профиль интересов и склонностей конкретного испытуемого.

в) Компьютерные профориентационные методики, проводимые в ГБОУ СКОШИ № 52:

  1. Анкета оптанта – позволяет получить первичную информацию об интересах, наклонностях, способностях и возможностях, характере мотивации выбора профессии, уровне самооценки оптанта, а также о главных направлениях профориентационной работы.
  2. Методика определения профессионального личностного типа Холланда – позволяет выявить шесть основных типов социальной направленности личности.
  3. Карта интересов Голомштока – предназначена для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в 23 сферах деятельности.
  4.  Методика изучения склонностей Синявского и Федоришина. Методика предназначена для определения выраженности коммуникативных и организаторских склонностей.
  5. Организация консультативной работы по вопросам выбора профессии.

     Первичная профконсультация – это форма индивидуальной консультации, в процессе которой происходит обучение правилам выбора профессии, дается информация о многообразии профессий, об интересах и склонностях. Результатом первичной профконсультации является оказание помощи в формировании профессионального плана, повышение степени осознанности и ответственности выбора. Помимо этого, на основании первичной профконсультации выявляются испытуемые, нуждающиеся в углубленной индивидуальной профконсультации.

     Углубленная индивидуальная профконсультация основывается на глубоком всестороннем изучении человека: его склонностей, интересов, состояния здоровья и физического развития, уровня и структуры внимания, мышления, ручной умелости и координации движений, особенностей характера. При этом учитываются мнение учителей и родителей, успешность обучения и особенности референтной группы. Обобщение этих данных раскрывает широкие возможности целенаправленного воздействия не только в целях профориентации, но и на формирование личности.

     в программе первичной профконсультации выделяются три аспекта: информационный, диагностический и собственно консультационный.

Собственно консультативный аспект представляет собой заключительную часть первичной профконсультации, которая проводится в форме беседы. Специфика и задачи беседы определяются индивидуально-психологическими особенностями, ситуацией выбора профессии, степенью сформированности профплана и некоторыми другими факторами.

Заполняется   «Карта первичной профконсультации» и составляется план профконсультации. Затем сопоставляются и анализируются данные, имеющиеся в карте и на основе этого анализа испытуемый приглашается на углубленную профконсультацию.

     

Сводные данные по профориентации за 2013-2014


(10-е классы)




Результаты профориентации в 10-х классах

Фамилия

Профессиональный личностный тип

Нормированное значение показателя экстраверсии/интроверсии

Нормированное значение показателя нейротизма

Показатель выраженности коммуникативных склонностей

Показатель выраженности организаторских склонностей

Г.

социальный

Амбиверт

Нестабильный

низкий

ниже среднего

Г.

предприимчивый

Потенциальный экстраверт

Потенциально стабильный

ниже среднего

средний

Б.

реалистический

Амбиверт

Норма

средний

низкий

Б.

 

Потенциальный экстраверт

Потенциально стабильный

выше среднего

средний

Б.

социальный

Потенциальный экстраверт

Норма

низкий

средний

Г.

социальный

Амбиверт

Потенциально стабильный

ниже среднего

низкий

Д.

артистический

Экстраверт

Потенциально нестабильный

выше среднего

низкий

К.

 

Экстраверт

Потенциально стабильный

средний

низкий

Р.

 

 

 

низкий

низкий

С.

артистический

Экстраверт

Потенциально нестабильный

ниже среднего

высокий

Т.

артистический

Потенциальный интроверт

Норма

низкий

низкий

М.

артистический

Потенциальный экстраверт

Норма

выше среднего

ниже среднего

К.

конвенциальный

Потенциальный экстраверт

Потенциально нестабильный

ниже среднего

ниже среднего

К.

социальный

Потенциальный интроверт

Норма

выше среднего

средний

К.

предприимчивый

Интроверт

Потенциально нестабильный

выше среднего

высокий

Л.

интеллектуальный

Амбиверт

Сверхнеустойчивый

низкий

низкий

Г.

артистический

Амбиверт

Потенциально нестабильный

низкий

низкий


Сводная таблица результатов теста ДДО-М в 10-х классах

Имя

Природа

Техника

Человек

Знаковые системы

Худ. образ

Антон

15

35

15

35

0

Санан

20

30

30

5

10

Руфет

20

25

20

25

10

Евгения

5

15

30

25

25

Кристина

15

0

35

20

30

Ажий

30

5

25

15

25

Никита

35

5

15

25

20

Карина

5

25

20

35

15

Екатерина

20

5

20

20

35

Анатолий

10

25

10

25

30

Полина

20

10

25

5

40

Дарья

5

5

30

35

25

Глеб

15

15

30

20

20

Абдусалам

30

5

30

25

10

Сергей

20

15

25

30

10

Валерия

30

10

15

5

40

Николай

20

25

20

10

25


Результаты профориентации в 11-12-х классах

Имя

Профессиональный личностный тип

Показатель выраженности коммуникативных склонностей

Показатель выраженности организаторских склонностей

Юлия

 

низкий

низкий

Ян

 

ниже среднего

выше среднего

Анастасия

 

ниже среднего

низкий

Ирина

 

ниже среднего

ниже среднего

Аркадий

 

средний

средний

Петр

 

ниже среднего

средний

Иван

 

низкий

ниже среднего

аида

 

низкий

ниже среднего

Анна

 

низкий

низкий

Дима

 

низкий

выше среднего

Ярослав

реалистический

выше среднего

высокий

Андрей

артистический

ниже среднего

средний

Руслан

 

низкий

низкий

Дмитрий

 

выше среднего

высокий

Даниил

социальный

низкий

низкий

Лена

 

ниже среднего

средний

Анна

 

ниже среднего

низкий

Вартуш

предприимчивый

низкий

низкий

Вартуш

 

ниже среднего

выше среднего

максим

 

низкий

ниже среднего

Александр

 

высокий

выше среднего

Владислав

 

ниже среднего

средний

Лилия

 

низкий

ниже среднего

Дима

социальный

 

 

саша

социальный

низкий

ниже среднего

Николай

реалистический

низкий

выше среднего

максим

конвенциальный

 

 

Сводная таблица результатов теста ДДО-М в 11-12-х классах

Имя

Природа

Техника

Человек

Знаковые системы

Худ. образ

Ярослав

25

20

30

0

25

Андрей

20

30

20

10

20

Дмитрий

5

25

20

20

30

Даниил

35

20

20

15

10

максим

25

20

10

25

20

Александр

20

20

20

20

20

саша

10

25

15

20

30

Николай

20

25

25

20

10

Евгений

15

20

20

25

20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателя по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации в 9 классе

Анализ работы воспитателя по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации в 9 классе...

«Особенности подготовки и проведения праздников в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха».

«Особенности подготовки и проведения праздников в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха»....

Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида

Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...

"Профессиональное и личностное самоопределение детей с нарушениями слуха"

Профессиональное и личностное самоопределение – это стержневая проблема в воспитании детей с нарушениями слуха. Многие неслышащие подростки получают профессиональное образование в специальных учрежден...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности Раковой Татьяны Владимировны, учителя физической культуры ГБОУ Республики Хакасия «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности Раковой Татьяны Владимировны, учителя физической культуры ГБОУ Республики Хакасия «Шко...

Статья "Профессиональная ориентация старшеклассников с нарушениями слуха в условиях школы-интерната".

В данной статье отражен опыт работы по профориентации детей, имеющих нарушения слуха, в условиях коррекционной школы-интерната № 23 г. Белгорода....