Статья "Профессиональная ориентация старшеклассников с нарушениями слуха в условиях школы-интерната".
статья

В данной статье отражен опыт работы по профориентации детей, имеющих нарушения слуха, в условиях коррекционной школы-интерната № 23 г. Белгорода.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_18.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23»

 

Профессиональная ориентация старшеклассников с нарушениями слуха в условиях школы-интерната.

Составила

воспитатель 10 «А» класса

Полуэктова Валентина Станиславовна

Белгород 2018г.

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни; поспешность, легкомысленность может расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным. И здесь очень важно правильно ориентировать молодежь. [2, с. 12].
Профессиональная ориентация - сложная, многогранная проблема: государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам. Эту проблему необходимо решать совместными усилиями школы и семьи. Конечно, невозможно выбрать за молодого человека специальность, но дать ему полную информацию о профессиях, требованиях к ним, возможностях дальнейшего профессионального роста, перспективах трудоустройства, значимости профессии для общества просто необходимо.

Для людей с нарушением слуха  правильный выбор профессии имеет решающее значение в социально-реабилитационном плане.

Одна из важнейших задач   специальной (коррекционной) школы - интерната - помочь старшекласснику с нарушениями слуха сориентироваться в выборе послешкольного обучения, в адекватном выборе профессии, исходя из возможностей и способностей самого старшеклассника и требований общества.

Профориентация ведётся в процессе изучения школьной программы, на факультативных занятиях, в кружках с помощью специальных книг, справочников, наглядных пособий, учебных фильмов. В школе-интернате № 23 функционируют следующие виды деятельности:  столярное, слесарное и швейное дело, разделы программы по обществознанию - «Семейная экономика», «Основы предпринимательства», на которых воспитанникам прививаются первичные профессиональные навыки. В систему профориентационной деятельности школы-интерната входит  и работа с родителями по подготовке обучающихся к правильному выбору профессии.

Работа по профессиональному самоопределению в школе-интернате № 23 г. Белгорода проводится с учётом психологических особенностей обучающихся, их общего и речевого развития,  начинается с детства и заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение. 

Участие в профориентации и помощь в обоснованном выборе профессии – одна из важнейших сторон в работе воспитателей со слабослышащими  воспитанниками. В 2017 году совместно с детьми класса мы начали работу над проектом «Мой жизненный выбор».

В программу проекта включены: тесты и анкетирование по профориентации;  игровые упражнения по предпрофильной подготовке; консультации; работа с родителями воспитанников; посещение учебных заведений города, принимающих абитуриентов с нарушением слуха; экскурсии на предприятия г. Белгорода.

Все мероприятия проекта делятся на три группы:

1. Мероприятия по профессиональному просвещению, содержащие характеристику профессий, информацию о профессиональных учебных заведениях, о состоянии рынка труда.

2. Экскурсии на предприятия и в средне специальные учебные заведения города.

3. Профессиональная адаптация, осознание себя в процессе профессионального самоопределения. Встречи с представителями предприятий, мастерами своего дела.

В ходе реализации проекта воспитателями класса, психологом социальным педагогом, учителями трудового обучения были организованы мероприятия:

- беседы о профессиях;

- тренинговые тематические занятия;

- конкурс сочинений «Моя будущая профессия»;

-  экскурсии в учебные заведения г.Белгорода (Белгородский техникум общественного питания; Белгородский педагогический колледж; Белгородский строительный колледж; Белгородский механико-технологический колледж, Шебекинский агротехнический ремесленный техникум);

- экскурсии на предприятия и в организации города (на фабрику мороженого «Бодрая Корова», в цех и кафе «Шоколадница», на швейную фабрику «Россиянка», в Белгородский Аэропорт, в пиццерию, в Сбербанк, в почтовое отделение №36, в библиотеку им. В.Я. Ярошенко); 

- игры, викторины;

- встречи с людьми разных профессий.

Участвуя в которых, глухие и слабослышащие воспитанники почувствовали себя частичкой общества, личностью, активно участвующей в  выборе жизненного пути.

В рамках проекта осуществляется составление индивидуального образовательного плана саморазвития для каждого подростка; создание презентации о профессиях; будет проведена защита проекта.

Таким образом, можно сделать вывод, что профориентационная работа  в  школе-интернате направлена на то, чтобы действенно и эффективно помочь нашим воспитанникам ориентироваться в многообразном мире профессий и правильно выбрать дальнейшей учебной и профессиональный путь.

Литература.

1. Еремина О.П. Профессионально-трудовая подготовка лиц с нарушением слуха. Учебно-методический комплекс. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.

2.  Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8–11 классов общеобразовательных учреждений, под редакцией С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной, 2-е издание — М.:Просвещение, 1998. — 191с.

3. Чернявская А.П.Ч 49 Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Изд-воВЛАДОС-ПРЕСС,2001. - 96 с. - (Психология для всех).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном процессе с нарушениями интеллекта в условиях школы-интерната IV вида г. Владимира для слабовидящих детей"

материал опубликован в сборнике "Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе", 2013 года.В модернизации российского образо...

Социализация детей с нарушениями слуха в условиях семьи и школы интерната

В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями. В связи ...

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА С ЦЕЛЬЮ УСПЕШНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В ЖИЗНЬ СОЦИУМА

В статье рассказывается о наиболее релевантных формах работы по развитию социально-адаптированной личности учащихся с тяжелыми нарушениями речи, из опыта работы специалистов школы-интерната V вида....

«Социализация учащихся с нарушением слуха через внеурочную деятельность в условиях школы-интерната».

      Одной из эффективных организационных форм работы по адаптации неслышащих детей к жизни в обществе является экскурсия....

Личностно – ориентированный подход в системе коррекции речевых нарушений в условиях школы-интерната VIII вида

Стандарт образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями обеспечивает овладение системой знаний и базовых умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом и т.д.) с учетом особы...

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ПО ДЕФЕКТОЛОГИИ

Добро творить,Как воздухом дышать, -Потребность, людямДанная от Бога.Лучами сердцаМир отогревать,И отдавать, и не считать,Что отдал много…”Марианна Озолиня...

Социализация детей с нарушением слуха и речи в условиях комплексного подхода по формированию личности в условиях школы-интерната.

Школьные годы – это период социальной адаптации детей к новой среде – обществу других детей, учителей, воспитателей, с которыми они будут проводить большую часть дня, в условиях школы-инте...