доклад "Методы обучения на уроках русского яыка и литературы"
статья
Предварительный просмотр:
Приемы, которые я использую на уроках русского языка и литературы
Используется на стадии «вызов».
Прием «верные - неверные утверждения»
Цель использования приема на данном этапе: повышает мотивацию к изучению нового материала, при работе в парах учащиеся активизируются. Ребенок ставит перед собой вопрос по данной теме, формируется представление о том, чего он не знает «Что хочу знать?»
Тема урока «Синтаксис» в 5 классе
1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме;
2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным и знак «-» там, где по, их мнению, оно не верно.
1) Предложение «Пишите разборчиво!» по цели высказывания – повествовательное.
2) Предложения по эмоциональной окраске может быть восклицательным и невосклицательным.
3) В синтаксисе изучаются словосочетания и предложения.
4) В повествовательном предложении содержится сообщение о чем-либо.
5) Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое.
Задание: индивидуально рассмотрите «верные и неверные утверждения», произведите на местах их правку. Если вы не согласны с данным утверждением, напишите слово «да», если нет – «нет».
- Прочитайте все верные утверждения.
-Все согласны с данными утверждениями?
-Прочитайте все неверные утверждения, исправьте их, аргументируйте свой выбор.
-Все согласны с данными утверждения?
Приём «Перепутанные логические цепочки»
1) На доске написаны термины (последовательность терминов) и некоторые из них с ошибками;
2) Учащимся предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.
По теме «Лексика. Профессионализмы» дается следующая перепутанная логическая цепочка Слова речи профессии свойственные той или иной или выражения,
Приём «Найди ошибку»
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
- явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
- скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Найди ошибку при написании букв О/Е после шипящих в суффиксах существительных
- Укрыться плащём
- Закрыло тучей
- Встречей с товарищом
- Угощались борщом
- Весенним лучём
Используется на стадии «осмысления».
Приём «Взаимоопрос»
Ученики читают сообщение, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы и оценивают друг друга. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала.
Прием «Творческий диктант»
Задание: используя 15 слов на определенную орфограмму или на заданную букву из словаря составить связный текст.
Прием «Бусы».
Задание: используя набор словосочетания, сохраняя форму слов составить небольшой текст, нанизывая их друг на друга, как бусы.
Набор словосочетаний: голубые незабудки, с первыми лучами солнца, огненно-красный восход, вальс цветов, заметить на рассвете, дождаться расцвета, музыка цветов, радуга оттенков.
Прием «Письмо»
Напишите письмо от имени главной героини рассказа Паустовского «Телеграмма», адресованное матери, в котором она могла бы, например, попросить прощение за свое равнодушие.
Прием «Чтение с остановками»
Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется, делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Материалом для использования приёма служит повествовательный текст, содержащий проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки. Использование этого приёма открывает возможности для прогнозирования, целостного видения произведения, развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
По названию предположите, о чем будет рассказ?
? Какие события могут произойти в описанной обстановке?
? Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
? Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?
? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его?
? Что будет с героем после событий рассказа?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
Проблемное обучение– это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки. ...
Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012
Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....
Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности
Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения , она позволяет заменить урок объяснения нового материала ...
Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности
В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, менеджмента...
«Современный урок. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы»
laquo;Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» Александр Пятигорский...
Здоровье сберегающие технологии на уроках русского яыка и литературы"
Докла содержит методические материалы по здоровье сберегающим технологиям...
выступление на МО учителей русского языка и литературы на тему "Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы"
в выступлении представлены активные формы и методы обучения...